Тема: Ориентирование на местности. Измерение расстояний на поверхности Земли.
Цель:
Ход урока:
3. Проверка домашнего задания
Вариант 1
Количество баллов |
№ вопроса |
Вопросы |
1 1
1 1 1 |
1 2
3 4 5 |
За какое время Земля совершает один оборот вокруг своей оси? Перечисли небесные тела, которые входят в Солнечную систему. Перечислите планеты Солнечной системы. Между орбитами каких планет проходит пояс астероидов? Дайте определение понятий: Орбита Планета |
2
2 |
6
7 |
Какое значение имеет расположение земли в Солнечной системе? Какие есть доказательства шарообразности Земли? |
3 |
8 |
Какое значение имеет длительность дня и ночи для жизни на Земле? |
Вариант 2
Количество баллов |
№ вопроса |
Вопросы |
1 1 1 1 1 |
1 2 3 4 5 |
За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? На каком расстоянии Земля расположена от Солнца? Назовите соседей планеты Земля У какого небесного тела орбита имеет вытянутую форму? Дайте определение понятий: Метеор Астероид |
2
2 |
6
7 |
Почему на других планетах, кроме Земли, нет условий для жизни? Какое влияние оказывает шарообразная форма Земли на распределение тепла? |
3 |
8 |
Какое значение имеет длительность дня и ночи для жизни на Земле? |
- вспомните, что называется горизонтом? (слайд 2, щелчок мыши)
- Что называется линией горизонта? (щелчок мыши)
- При помощи какого прибора можно определить стороны горизонта? (щелчок мыши)
- Определение сторон горизонта при помощи компаса называется ориентирование (слайд 3)
- Что такое компас? (щелчок мыши)
- Как устроен компас? (щелчок мыши)
- Как при помощи компаса определить стороны горизонта? Для этого существуют определённые правила, которые вы должны знать наизусть. (щелчок мыши)
Тренировка в употреблении компаса при определении сторон горизонта.
- Мы знаем, что основных и промежуточных сторон горизонта всего 8. а направлений гораздо больше. Ведь очень часто направление на нужный предмет бывает не точно на север, а смещено совсем немного в какую-либо другую сторону. Как же в этом случае определить направление? Здесь на помощь приходит азимут. (слайд 4)
Азимут – это угол между направлением на север и каким –либо предметом по часовой стрелке
Например. Определить азимут следующих предметов. (в презентации работаем при помощи щелчков мыши)
- Скольким градусам будет равняться полный оборот по окружности? (А=360) (щелчок мыши)
6. Движение по азимуту
Представьте, что вам в руки попалось старое пиратское письмо, в котором написано как найти клад, но там указаны только направления куда идти в градусах и место от которого надо идти.
Прочитайте это письмо. (слайд 5)
- Первое. Что мы должны сделать – это обозначить направление на север стрелочкой в углу листа.(слайд 6) (щелчок мыши)
- Как вы думаете, сможем ли мы на листке бумаги обозначить 400 м?
- Что мы должны для этого сделать? Необходимо обозначить, сколько метров мы будем изображать в одном сантиметре. Предположим, что в одном начерченном сантиметре мы будем обозначать 100 м. Это тоже надо обозначить на чертеже. (щелчок мыши)
- Дальше мы должны выписать все известные данные из задачи. Что нам дано? (щелчок мыши)
- Затем на листе бумаги точкой обозначаем то место, от которого начинаем отсчет. Это место, где расположен дуб. В этой точке мы наносим стрелку, направленную на север. (щелчок мыши)
- Что нам известно о первом азимуте?
- Что такое азимут?
- Мы можем нарисовать на листе 400 м? Что мы для этого должны сделать?
При помощи транспортира находим азимут 1000. При этом накладываем транспортир так , чтобы направление на север было 00 (щелчок мыши)
Отмечаем на листе бумаги по часовой стрелке угол 100 0 и проводим в том направлении прямую линию длиной 4 см. Почему именно эту длину? (щелчок мыши)
В точке окончания отрезка 4 см проводим ещё одну стрелку, с направлением на север. (щелчок мыши)
- Что нам известно о втором азимуте? Что мы должны сделать? (щелчок мыши)
- Что мы делаем после того, как отмерили отрезок 6 см? (щелчок мыши)
- Итак, смогли мы найти клад? (щелчок мыши)
- Ребята, сейчас мы с вами при помощи карандаша и не очень сложных расчётов нанесли на бумагу довольно большую территорию.
- Что мы для этого сделали? (мы в несколько раз уменьшили реальное расстояние)
- Для того, чтобы нанести на бумагу большое измеренное расстояние на поверхности Земли, необходимо уменьшить его в несколько раз. Для этого мы используем масштаб. (слайд 7)
Масштаб – (с нем. Масс – измерять, штаб – палка) – это пропорция, которая показывает степень уменьшения или увеличения длины линии на глобусе. Карте или плане по сравнению с действительной длиной, т. Е. во сколько раз уменьшено или увеличено измеренное расстояние на местности при нанесении его на бумагу.
Итак, для того, чтобы по плану местности можно было определить расстояния, в нижней его части указывается масштаб. Правильно ли мы сделали указав масштаб на нашей схеме? Почему?
- При выполнении нашего задания мы с вами использовали именованный масштаб. Но существует всего три вида масштаба. (слайд 8)
- При выполнении чертежа, мы с вами знали расстояние на местности между предметами и их азимут. А для того, чтобы нанести земную поверхность на план местности, недостаточно только знать расположение предметов в этой местности. Необходимо знать размеры и расстояние между этими предметами. Расстояние можно измерять метром, полевым циркулем. Также приблизительное расстояние можно измерять шагами. Средняя длина шага – это: ваш рост минус 1 м.
7. работа с книгой.
Откройте учебник на стр. 22 и прочитайте пункт №1 (после чтения измерить среднюю длину шага нескольких детей)
Иногда можно измерить расстояние на глаз. Для этого необходимы данные, которые даны в таблице на стр. 23.
8. Закрепление.
- Что такое азимут?
- Как измеряют азимут?
- каким способом можно измерить расстояние на местности?
- как определить среднюю длину шага?
- какие различия между численным и именованным масштабом?
9. Выполнение теста.
10. Итог.
11. Домашнее задание.№7-8 в.6 в тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.