6 класс урок географии Ориентирование на местности
Оценка 4.6

6 класс урок географии Ориентирование на местности

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
6 кл
03.05.2020
6 класс урок географии Ориентирование на местности
6 класс урок географии Ориентирование на местности
6 класс урок географии Ориентирование на местности.doc

Тема: Ориентирование на местности. Измерение расстояний на поверхности Земли.

Цель:

  • Научить определять с помощью компаса местоположение и направление движения
  • Научить определять азимут и движение по азимуту
  • Познакомить со способами измерения расстояний
  • Дать понятие масштаба и его видов

Ход урока:

  1. организационный момент
  2. Повторение:
  1. За какое время Земля проходит вокруг Солнца?
  2. Какой год называется високосным? Почему?
  3. Под каким углом расположена ось Земли по отношению к плоскости орбиты?
  4. Почему на Земле существует смена времён года?

3. Проверка домашнего задания

Вариант 1

Количество баллов

№ вопроса

Вопросы

1

1

 

1

1

1

1

2

 

3

4

5

За какое время Земля совершает один оборот вокруг своей оси?

Перечисли небесные тела, которые входят в Солнечную систему.

Перечислите планеты Солнечной системы.

Между орбитами каких планет проходит пояс астероидов?

Дайте определение понятий:

Орбита

Планета

2

 

2

6

 

7

Какое значение имеет расположение земли в Солнечной системе?

Какие есть доказательства шарообразности Земли?

3

8

Какое значение имеет длительность дня и ночи для жизни на Земле?

 

Вариант 2

Количество баллов

№ вопроса

Вопросы

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

На каком расстоянии Земля расположена от Солнца?

Назовите соседей планеты Земля

У какого небесного тела орбита имеет вытянутую форму?

Дайте определение понятий:

Метеор

Астероид

2

 

2

6

 

7

Почему на других планетах, кроме Земли, нет условий для жизни?

Какое влияние оказывает шарообразная форма Земли на распределение тепла?

3

8

Какое значение имеет длительность дня и ночи для жизни на Земле?

  1. Новая тема:

- вспомните, что называется горизонтом? (слайд 2, щелчок мыши)

- Что называется линией горизонта? (щелчок мыши)

- При помощи какого прибора можно определить стороны горизонта? (щелчок мыши)

- Определение сторон горизонта при помощи компаса называется ориентирование (слайд 3)

- Что такое компас? (щелчок мыши)

- Как устроен компас? (щелчок мыши)

- Как при помощи компаса определить стороны горизонта? Для этого существуют определённые правила, которые вы должны знать наизусть. (щелчок мыши)

Тренировка в употреблении компаса при определении сторон горизонта.

- Мы знаем, что основных и промежуточных сторон горизонта всего 8. а направлений гораздо больше. Ведь очень часто направление на нужный предмет бывает не точно на север, а смещено совсем немного в какую-либо другую сторону. Как же в этом случае определить направление? Здесь на помощь приходит азимут. (слайд 4)

Азимут – это угол между направлением на север и каким –либо предметом по часовой стрелке

Например. Определить азимут следующих предметов. (в презентации работаем при помощи щелчков мыши)

  1. Направление на север равно 0 градусов. Обозначается А равно 0 градусов (щелчок мыши)
  2. Как определить азимут до холма? (щелчок мыши)
  3. Как определить азимут до объекта домик лесника? (щелчок мыши)
  4. Как определить азимут до объекта мельница? (щелчок мыши)

- Скольким градусам будет равняться полный оборот по окружности? (А=360) (щелчок мыши)

6. Движение по азимуту

Представьте, что вам в руки попалось старое пиратское письмо, в котором написано как найти клад, но там указаны только направления куда идти в градусах и место от которого надо идти.

Прочитайте это письмо. (слайд 5)

- Первое. Что мы должны сделать – это обозначить направление на север стрелочкой в углу листа.(слайд 6) (щелчок мыши)

 - Как вы думаете, сможем ли мы на листке бумаги обозначить 400 м?

- Что мы должны для этого сделать? Необходимо обозначить, сколько метров мы будем изображать в одном сантиметре. Предположим, что в одном начерченном сантиметре мы будем обозначать 100 м. Это тоже надо обозначить на чертеже. (щелчок мыши)

- Дальше мы должны выписать все известные данные из задачи. Что нам дано? (щелчок мыши)

- Затем на листе бумаги точкой обозначаем то место, от которого начинаем отсчет. Это место, где расположен дуб. В этой точке мы наносим стрелку, направленную на север. (щелчок мыши)

- Что нам известно о первом азимуте?

- Что такое азимут?

- Мы можем нарисовать на листе 400 м? Что мы для этого должны сделать?

При помощи транспортира находим азимут 1000.  При этом накладываем транспортир так , чтобы направление на север было 00 (щелчок мыши)

Отмечаем на листе бумаги по часовой стрелке угол 100 0 и проводим в том направлении прямую линию длиной 4 см. Почему именно эту длину? (щелчок мыши)

В точке окончания отрезка 4 см проводим ещё одну стрелку, с направлением на север. (щелчок мыши)

- Что нам известно о втором азимуте? Что мы должны сделать? (щелчок мыши)

- Что мы делаем после того, как отмерили отрезок 6 см? (щелчок мыши)

- Итак, смогли мы найти клад? (щелчок мыши)

- Ребята, сейчас мы с вами при помощи карандаша и не очень сложных расчётов нанесли на бумагу довольно большую территорию.

- Что мы для этого сделали? (мы в несколько раз уменьшили реальное расстояние)

- Для того, чтобы нанести на бумагу большое измеренное расстояние на поверхности Земли, необходимо уменьшить его в несколько раз. Для этого мы используем масштаб. (слайд 7)

Масштаб – (с нем. Масс – измерять, штаб – палка) – это пропорция, которая показывает степень уменьшения или увеличения длины линии на глобусе. Карте или плане по сравнению с действительной длиной, т. Е. во сколько раз уменьшено или увеличено измеренное расстояние на местности при нанесении его на бумагу.

Итак, для того, чтобы по плану местности можно было определить расстояния, в нижней его части указывается масштаб. Правильно ли мы сделали указав масштаб на нашей схеме? Почему?

- При выполнении нашего задания мы с вами использовали именованный масштаб. Но существует всего три вида масштаба. (слайд 8)

- При выполнении чертежа, мы с вами знали расстояние на местности между предметами и их азимут. А для того, чтобы нанести земную поверхность на план местности, недостаточно только знать расположение предметов в этой местности. Необходимо знать размеры и расстояние между этими предметами. Расстояние можно измерять метром, полевым циркулем. Также приблизительное расстояние можно измерять шагами. Средняя длина шага – это: ваш рост минус 1 м.

7. работа с книгой.

Откройте учебник на стр. 22 и прочитайте пункт №1 (после чтения измерить среднюю длину шага нескольких детей)

Иногда можно измерить расстояние на глаз. Для этого необходимы данные, которые даны в таблице на стр. 23.

 

8. Закрепление.

- Что такое азимут?

- Как измеряют азимут?

- каким способом можно измерить расстояние на местности?

- как определить среднюю длину шага?

- какие различия между численным и именованным масштабом?

9. Выполнение теста.

10. Итог.

11. Домашнее задание.№7-8 в.6 в тетради.

 

 

 

 


Тема: Ориентирование на местности

Тема: Ориентирование на местности

Определение сторон горизонта при помощи компаса называется ориентирование (слайд 3) -

Определение сторон горизонта при помощи компаса называется ориентирование (слайд 3) -

Что мы для этого сделали? (мы в несколько раз уменьшили реальное расстояние) -

Что мы для этого сделали? (мы в несколько раз уменьшили реальное расстояние) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020