Тема: природные зоны Евразии
Цель: углубить понятие природной зоны;
Показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природных сообществах;
Конкретизировать экологические знания. Формировать убеждённость в необходимости охраны окружающей среды;
Объяснить закономерность размещения природных зон и зависимость изменения природных зон от деятельности человека.
Оборудование:
Интерактивная доска
Презентация к уроку
Рисунки представителей флоры и фауны
Дополнительный материал
Ход урока
- сегодня мы будем изучать природные зоны Евразии. Евразия лежит во всех климатических поясах северного полушария. Таким образом, в расположении природных зон Евразии, проявляется закон широтной зональности. На севере материка природные зоны тянутся сплошной полосой, южнее тайги они сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток.
- Как вы думаете, почему происходит иакая смена природных зон?
Предлагаю изучить их самостоятельно, работая в группах.
Предлагается самостоятельный выбор партнёров, уточняется, что групп должно быть 7 и число членов группы должно быть примерно одинаковым. Учащиеся выбирают природную зону, которую необходимо охарактеризовать самостоятельно. Предлагается каждой группе план изучения природной зоны, таблица "Природные зоны Евразии", которую нужно заполнить по мере презентации работ каждой группы.
Наша задача: нам необходимо познакомиться с природными зонами Евразии, выявить особенности природных зон Евразии, как можно глубже рассмотреть причины явлений, процессов и особенностей природы этого необычного материка.
Сразу запишите в дневниках ваше домашнее задание: § 21-22, оформить контурную карту, подготовить сообщения о заповедниках Евразии.
У вас на столах лежат оценочные листы. Сейчас в течение 30 секунд вы должны выбрать в каждой группе лидера, спикера, таймера, ответственного за оценочный лист. Каждый выполняет свою работу, оценки в группе выставляются в оценочный лист, по окончании работы я соберу ваши оценочные листы, но в течение урока я буду наблюдать за вашей работой и некоторые из ваших оценок я могу подкорректировать в ту или иную сторону.
Организуем 7 групп, результатом работы каждой группы будет заполнение таблицы и оформление контурной карты.
2. Актуализация опорных знаний
После завершения этой работы – мы обменяемся впечатлениями.
Изучение нового материала
А) работа в группах
Ну вот, теперь можно отправляться в путь. У вас на столах географические атласы, географические справочники, иллюстрации представителей растительного и животного мира. Получите опорные листы! На выполнение работы по путеводным листам вам даётся 7 минут (на самостоятельную работу) +5 минут (на обсуждение в группе).
Б) Презентация природных зон
(Отчёт о работе в группах с заполнением общей таблицы)
Сейчас каждой команде в течение 3 минут предстоит презентовать свою природную зону. В это время представители остальных команд должны очень быстро и кратко заполнять таблицу. Записывая самое важное из представляемого материала. Напоминаю, спикеру на выступление даётся всего 3 минуты.
Выступление каждой команды.
После выступления каждой команды мы просмотрим небольшой видеофрагмент о представителях животного мира изучаемых природных зон. А вы подумайте, почему именно этих животных я выбрала для показа? Что их объединяет?
(занесены в Красную Книгу, как исчезающие)
А) Эссе – «Плач Земли». 5 минут
Сегодня при изучении этого материала мы не раз затрагивали тему уничтожения природы. Мне бы очень хотелось зачитать вам следующие слова:
Кружись, айналайын, Земля моя!
Как никто,
Я сегодня тебя понимаю,
Все болезни твои на себя принимаю,
Писал поэт Мартынов, испытывая боль за свою родную землю. Земля – живой организм и всё, то с ней происходит, те проблемы, о которых мы сегодня говорим, наносят ей огромные раны. Давайте попробуем прочувствовать её страдания и выразить их. Напишем эссе, которое так и называется «Плач Земли».
Б) «Авторский стул»: представление эссе - 2 мин.
- Еще древний человек передавал подрастающему поколению заботу о природе и её обитателях. Но всё же именно от рук древнего человека живой мир планеты понёс первые большие потери.
И мне бы очень хотелось, чтоб в наш век прогресса мы очень трепетно относились к окружающему миру, берегли природу хотя бы своего города, чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.
- Консультанты, сдайте оценочные листы и эссе, которые я проверю и среднюю оценку объявлю в начале следующего урока.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 4 ГРУППЫ
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Евразия – это красивейший материк. Какая же она – Евразия? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников!
Хотелось бы дать ряд советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
1) Выберите капитана – знатока этой местности
2) Распределите обязанности в группе
3) Строго выполняйте указания этих инструкций (Если заблудились – вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА
Природная зона |
Климат |
Почвы |
Растительность (представители) |
Животный мир (представители) |
|
|
|
|
|
Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 5 ГРУППЫ
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Евразия – это красивейший материк. Какая же она – Евразия? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природные зоны переменно-влажных лесов и тропических пустынь!
Хотелось бы дать ряд советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
1) Выберите капитана – знатока этой местности
2) Распределите обязанности в группе
3) Строго выполняйте указания этих инструкций (Если заблудились – вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА
1. Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?
2. Что называется переменно-влажным лесом? Какие впечатления возникают у вас при упоминании слова пустыня? (страница 95, учебник)
3. Где расположены переменно-влажные леса? Пустыни? Покажите их по карте.
4. В пределах какого климатического пояса лежат эти природные зоны? Дайте характеристику данному климату. Посмотрите на карту климатических поясов.
5. По карте почв определите, какой тип почв преобладает в каждой из природных зон.
6. Какие растения распространены в этих природных зонах? С чем это связано?
7. Назовите представителей животного мира этих природных зон.
8. Как человек использует недра этих природных зон?
9. Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природные зоны на контурную карту.
Природная зона |
Климат |
Почвы |
Растительность (представители) |
Животный мир (представители) |
|
|
|
|
|
Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 6 ГРУППЫ
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Евразия – это красивейший материк. Какая же она – Евразия? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону переменно-влажных (муссонных) лесов и саванн.
Хотелось бы дать ряд советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА
Природная зона |
Климат |
Почвы |
Растительность (представители) |
Животный мир (представители) |
|
|
|
|
|
Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 7 ГРУППЫ
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Евразия – это красивейший материк. Какая же она – Евразия? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону влажных экваториальных лесов.
Хотелось бы дать ряд советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
1) Выберите капитана – знатока этой местности
2) Распределите обязанности в группе
3) Строго выполняйте указания этих инструкций (Если заблудились – вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА
1. Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?
2. Где располагаются влажные экваториальные леса? Покажите по карте. (стр. 97, учебник)
3. Каковы климатические условия этой природной зоны? Посмотрите на карту климатических поясов.
4. Какой тип почв в экваториальном лесу? Посмотрите почвенную карту.
5. Какие растения произрастают в экваториальных лесах и почему их называют вечнозелёными?
6. Назовите представителей животного мира экваториальных лесов. Почему среди животных этой природной зоны так мало представителей крупных видов?
7. Какие приспособления (адаптации) выработали животные к таким условиям среды обитания?
8. К чему может привести вырубка экваториального леса?
9. Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.
Природная зона |
Климат |
Почвы |
Растительность (представители) |
Животный мир (представители) |
|
|
|
|
|
Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
1 группа
Роли |
ФИ |
Домашнее задание |
Работа в группе |
Защита проекта |
Эссе |
Итоговая оценка |
Лидер |
|
|
|
|
|
|
Аналитик |
|
|
|
|
|
|
Спикер |
|
|
|
|
|
|
Консультант |
|
|
|
|
|
|
Оценщик |
|
|
|
|
|
|
Таймер |
|
|
|
|
|
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
2 группа
Роли |
ФИ |
Домашнее задание |
Работа в группе |
Защита проекта |
Эссе |
Итоговая оценка |
Лидер |
|
|
|
|
|
|
Аналитик |
|
|
|
|
|
|
Спикер |
|
|
|
|
|
|
Консультант |
|
|
|
|
|
|
Оценщик |
|
|
|
|
|
|
Таймер |
|
|
|
|
|
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
3 группа
Роли |
ФИ |
Домашнее задание |
Работа в группе |
Защита проекта |
Эссе |
Итоговая оценка |
Лидер |
|
|
|
|
|
|
Аналитик |
|
|
|
|
|
|
Спикер |
|
|
|
|
|
|
Консультант |
|
|
|
|
|
|
Оценщик |
|
|
|
|
|
|
Таймер |
|
|
|
|
|
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
4 группа
Роли |
ФИ |
Домашнее задание |
Работа в группе |
Защита проекта |
Эссе |
Итоговая оценка |
Лидер |
|
|
|
|
|
|
Аналитик |
|
|
|
|
|
|
Спикер |
|
|
|
|
|
|
Консультант |
|
|
|
|
|
|
Оценщик |
|
|
|
|
|
|
Таймер |
|
|
|
|
|
|
Тема: природные зоны Евразии
Цель: углубить понятие природной зоны;
Показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природных сообществах;
Конкретизировать экологические знания. Формировать убеждённость в необходимости охраны окружающей среды
Ход урока
1. Мобилизующий момент Сообщение темы и целей урока
2. домашнее задание
3. Актуализация опорных знаний
4. Изучение нового материала
А) работа в группах
Б) Презентация природных зон
5. Закрепление изученного материала.
А) Эссе – «Плач Земли».
Б) «Авторский стул»
6. Итог урока
Тема: природные зоны Евразии
Цель: углубить понятие природной зоны;
Показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природных сообществах;
Конкретизировать экологические знания. Формировать убеждённость в необходимости охраны окружающей среды
Ход урока
6. Мобилизующий момент Сообщение темы и целей урока
7. домашнее задание
8. Актуализация опорных знаний
9. Изучение нового материала
А) работа в группах
Б) Презентация природных зон
10. Закрепление изученного материала.
А) Эссе – «Плач Земли».
Б) «Авторский стул»
6. Итог урока
Тема: природные зоны Евразии
Цель: углубить понятие природной зоны;
Показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природных сообществах;
Конкретизировать экологические знания. Формировать убеждённость в необходимости охраны окружающей среды
Ход урока
11. Мобилизующий момент Сообщение темы и целей урока
12. домашнее задание
13. Актуализация опорных знаний
14. Изучение нового материала
А) работа в группах
Б) Презентация природных зон
15. Закрепление изученного материала.
А) Эссе – «Плач Земли».
Б) «Авторский стул»
6. Итог урока
Таймер
Самостоятельная работа с текстом – 7 минут
Работа в группе – 5 минут
Выступление спикера – 3 минуты
Эссе – 5 минут
Таймер
Самостоятельная работа с текстом – 7 минут
Работа в группе – 5 минут
Выступление спикера – 3 минуты
Эссе – 5 минут
Таймер
Самостоятельная работа с текстом – 7 минут
Работа в группе – 5 минут
Выступление спикера – 3 минуты
Эссе – 5 минут
Таймер
Самостоятельная работа с текстом – 7 минут
Работа в группе – 5 минут
Выступление спикера – 3 минуты
Эссе – 5 минут
Эссе «Плач Земли»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эссе «Плач Земли»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эссе «Плач Земли»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эссе «Плач Земли»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эссе «Плач Земли»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Природная зона
жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников
Природная зона
переменно-влажных (муссонных) лесов и саванн
Природная зона
Переменно-влажных лесов и тропических пустынь
Природная зона
влажных экваториальных лесов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.