Тема: Северный Казахстан
Цели урока:
Показать роль района в развитии экономики
Изучить влияние природных ресурсов на развитие и размещение экономики.
Сформировать представление о населении района
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Географический диктант:
1. Основной отраслью специализации района является … отрасль (нефтегазодобывающая)
2. Впишите областные центры района:
Актюбинская область – (Актобе)
Атырауская область – (Атырау)
Мангистауская область – (Актау)
Западно-Казахстанская область – (Уральск)
3. Крупным морским портом является г. … (Актау)
4. Вспомогательная отрасль в Западном экономическом районе… (рыбоперерабатывающая)
5. Завод по производству рентгеновской аппаратуры находится в … (Актюбинске)
6. Основной отраслью специализации Мангистауской области является… промышленность (нефтегазовая и нефтехимическая)
7. Не действующая на сегодняшний атомная станция находится в городе …. (Актау)
8. На реке … развито судоходство (Урал)
III. Изучение нового материала
Северный экономический район вытянут с запада на восток вдоль северной границы нашей республики. Определим состав района и отметим области на контурной карте..
Задание: пользуясь текстом учебника и картой атласа, составьте визитную карточку экономического района.
Работа с картой:
- Какая область Северного района имеет общую границу только с Россией и не граничит с другими экономическими районами Казахстана?
- Какие области Северного района, не имеют общей границы с Восточным, Центральным и Западным экономическими районами?
- Какой экономический район не граничит с Северным Казахстаном?
Задание:
- Оцените ЭГП и природные условия Северного Казахстана, определите отличительные черты ЭГП и сделайте вывод. На самостоятельную оценку 5 минут.
1. Благоприятные природные условия (равнинная поверхность)
2. Климат суровый. Жаркое и сухое лето, холодная и малоснежная зима. Осадков 300-430 мм, уменьшается с севера на юг. Выпадают в основном летом. Толщина снежного покрова от 40 см. к югу уменьшается.
3. Почвы плодородные – чернозёмные, серые лесные, лугово-степные и каштановые. Благоприятны для земледелия.
4. Выгодное окраинное и приграничное ЭГП. Граничит с Россией и практически всеми регионами Казахстана.
5. Проходят крупнейшие транспортные магистрали.
Вывод: Район имеет выгодное ЭГП.
- Определим природные ресурсы Северного экономического района:
Задание:
Работая с картами атласа и текстом учебника. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным и водным ресурсам района. Сделайте вывод.
Учащиеся могут выбрать вид работы:
1) Работа по контурной карте.
По карте района учащиеся определяют, что в Северном Казахстане:
1. Минеральные ресурсы:
А) добыча угля (Экибастузский, Майкубенский, Убаганский бассейны)
Б) железная руда (Костанайский бассейн. В том числе Лисаковское месторождение) – 83% от всей республики
В) золото (Васильевское, Жолымбет, Бестобе, Акбеит – Акмолинская обл., Майкаин – Павлодарская область)
Г) бокситы (Амангельдинское , Краснооктябрьское месторождение)
Д) медь (Бозшакольское месторождение)
Е) асбест (Житикара)
Ж) Поваренная соль (Коряковское, Таволжан, Калкаман)
З) титановые руды (Обуховское месторождение)
И) строительные материалы – камень. Глина, кварцевый песок, огнеупорные глины, известняк.
2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условие для развития АПК)
А) сельскохозяйственные угодья – 90% от земельного фонда района (61% - пастбища, пашни – 31%).
3. Водные ресурсы:
• Район обеспечен достаточно
• Крупные реки – Ишим, Тобол
• Водохранилища: Сергеевское (S=117 км²), Верхнетобольское (S=87,4 км²).
• 13 000 озёр. Крупные: Кушмурун, Сарыкопа (Костанайская обл.), Тенгиз и Коргалжын (Акмолинская обл.), Селеты, Бурабай, Щучье.
• Подземные водопроводы: Ишимский, Булаевский, Пресновский
2) Заполнение таблицы
Природный ресурс |
Отрасль специализации |
Промышленные центры |
Железная руда |
Чёрная металлургия |
|
Бокситы |
Цвеная металлургия |
|
Поваренная соль, нефть |
Химическая промышленность |
|
|
|
|
Колонка «Промышленные центры» заполняется на следующем уроке по теме «Хозяйство Северного Казахстана»
3) Логическая опорная схема
Вывод: природные ресурсы разнообразны и помогают развивать в районе:
· АПК
· Чёрную металлургию
· Нефтеперерабатывающую
· Цветную металлургию
Население:
Задание:
- Самостоятельно прочитать текст о населении региона. (с. 125) и составить визитную карточку населения региона.
• 24% от общей численности страны
• Средняя плотность – 6,3 чел/км² (2 место в республике)
• Большая часть населения сосредоточена в Костанайской области (76%)
• Преобладает городское население – 58%.
• Экономически активное население – 91,5%
• Уровень безработицы – 98,5% от ЭАН
• Этносы: казахи, украинцы, русские, белорусы, поляки и т.д.
Закрепление:
- Назовите основные черты ЭГП региона?
- Оцените природные условия региона для жизни людей и развития экономики района.
- Назовите преобладающий этнос региона. С чем это связано?
- Назовите основную сферу занятости населения. С чем это связано?
Домашнее задание: §27.
Опережающее задание: группе учащихся подготовить сообщения «Проблемы региона», «Города региона»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.