Программа предназначена для учащихся 1-х классов образовательной школы.
Цель программы: Обучение правилам игры в шашки, формирование умения играть без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного отношения в игре к противнику.
Задачи:
Познакомить с шашечными терминами и кодексом.
Научить детей играть в шашки.
Развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
rabochaya_shashki.docx
Пояснительная записка
Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся
является спортивнооздоровительное направление, которое представлено в
МБОУ «Ермаковская СОШ №1» детским кружком « Чудо шашки»
Программа кружка «Шашки» разработана Ждановой Е.Ф. на основе
примерной программы спортивнооздоровительного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального образования и авторской программы
Тимофеевой А.А.
Программа соответствует
требованиям Федерального компонента государственного образовательного
стандарта.
«Шахматная школа».
Программа предназначена для учащихся 1х классов образовательной
школы.
Срок реализации программы 1 год
Занятие проводится 1 раз в неделю.
Количество часов в год: 1е классы (1А,1Б,1В,1Г) 32 часа. Всего 8 групп
по 12 человек. В каждой группе по 4 часа.
Цель программы: Обучение правилам игры в шашки, формирование умения
играть без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного
отношения в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шашечными терминами и кодексом.
2. Научить детей играть в шашки.
3. Развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры
4.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Описание ценностных ориентиров
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия
каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно
заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него
вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в
полноценное пространство воспитания и образования. При отборе содержания и видов деятельности детей в данном
объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания
родителей, опыт внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику
становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до
компетентного социального и профессионального самоопределения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие
принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм
обеспечения полноты и цельности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе
социального и профессионального самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
единство и целостность партнерских отношений всех субъектов
дополнительного образования;
системная организация управления учебновоспитательным
процессом.
Дети должны знать:
шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
названия шашечных фигур: шашка, дамка.
Должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
Содержание разделов программы
1. Шахматная доска и фигуры Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и
развитии личности. Особенности психологической подготовки юного
шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о
возникновении шашек.
2. Ходы и взятие фигур Упражнения на выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля
полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения
по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и
двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды
ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество
ходов.
4. Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в
шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная
квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
5. Особенности хода «дамки» Упражнения на выполнение ходов
дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом
контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Учебнотематический план
№ темы
1 Шахматная
доска и
фигуры
Ходы и взятие
фигур
Дата
Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни. Место шашек в
мировой культуре. Знать роль шашек в
воспитании и развитии личности и
особенности психологической подготовки
юного шашиста. Понятие о здоровом образе
жизни.
Узнать о шахматной доске. Узнать, что такое
поля, линии, их обозначение.
Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Уметь различать горизонталь, вертикаль,
диагональ.
Знать шашечные термины: белое и черное
поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие 2
3
Цель и
результат
шашечной
партии
Общие
принципы
разыгрывание
партии.
Шашечный
турнир
4
Особенности
хода «дамки»
на проходе, победа, ничья
Уметь играть каждой фигурой в отдельности и
в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шашечного кодекса. Уметь
правильно расставлять фигуры перед игрой
Знать шашечные термины: белое и черное
поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие
на проходе, победа, ничья.
Готовность слушать собеседника и вести
диалог.
Уметь правильно помещать шахматную доску
между партнерами.
Знать названия шашечных фигур: шашка,
дамка
Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Знать способы защиты. Знать открытые и
двойные ходы. Обучение алгоритму хода.
Знать выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение
упражнений на выигрыш в различное
количество ходов. Понимать информацию,
представленную в виде текста, рисунков,
схем.
Знать названия шашечных фигур: шашка,
дамка
Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Знать дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на
ограничение
фигур.
тренировочными
Познакомиться
упражнениями по закреплению знаний о
шахматной доске. Понимать информацию,
представленную в виде текста, рисунков,
схем.
Готовность слушать собеседника и вести
диалог.
подвижности
с
Список используемой литературы
1 Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
2 Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в
начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 №3 3 Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет»
в начальной школе// Начальное образование. – 2006. №4
4 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение»
2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
5 Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в
начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 г.
« Чудо шашки»
« Чудо шашки»
« Чудо шашки»
« Чудо шашки»
« Чудо шашки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.