: Критериальное оценивание учебных достижений в условиях обновления содержания образования.
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
rtf
русская литература +2
Взрослым
24.04.2017
Я хочу предложить вам примерный вариант составления дескрипторов оценивания языкового (фонетического) разбора, который мы стараемся использовать в своей практике.Критериальное оценивание можно применять и в воспитательной работе для определения воспитанности учащихся класса. Задача такого оценивания— выявление индивидуальных особенностей ученика; тех положительных моментов, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс. Оценивается отношение к обществу, себе, особенности психических процессов и эмоций ученика - а все они складываются из определённых критериев, например, таких, как отношение к учебе, выполнение распорядка дня, посещаемость уроков, поведение среди товарищей, отношение к педагогам школы, их требованиям, внешний вид ученика и др. Вот как оценивается такое качество школьника, как
ответственность:
Критер оценивание.rtf
Тема: Критериальное оценивание учебных достижений в условиях обновления содержания
образования.
Обновление содержания образования в современной школе предполагает применение
эффективных педагогических технологий, в том числе и технологии критериального
оценивания.
Преимущества данного вида оценивания:
1. оценивается только работа учащегося, а не его личность;
2.работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее.
3.оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали.
4.учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может
определить уровень успешности своего обучения.
5.повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.
При ознакомлении и внедрении данной педагогической технологии мы встречаемся с
такими понятиями, как рубрика, критерии, дескрипторы.
Рубрика это инструкции по оцениванию работ; в них указано, за что ставятся баллы по
каждому из критериев.
Критерии перечень различных видов деятельности учащегося.
Дескрипторы последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего
результата по каждому критерию и оценивают их определенным количеством баллов.
Рубрика – критерии дескрипторы. Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии
показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать.
В нормативном инструктивно методическом письме Министерства образования и науки
Республики Казахстан на 20152016 учебный год отмечено, что при обучении русскому языку
«следует обратить внимание на оценивание работы учащихся». Отмечены критерии
предлагаемых заданий по русскому языку: языкового разбора, анализа текста, диктанта с
грамматическим заданием, изложения, устного и письменного монологического
высказывания.
На заседании МО учителей русского языка и литературы было принято решение, опираясь на
эти критерии, рассмотреть конкретные шаги, то есть поработать над дескрипторами
основных заданий. Я хочу предложить вам примерный вариант составления дескрипторов оценивания
языкового (фонетического) разбора, который мы стараемся использовать в своей практике.
3 критерия языкового разбора были уже указаны в методическом письме: логичность
изложения (соблюдение порядка разбора), степень полноты характеристик (изложение всей
необходимой информации), правильность (соответствие истинному положению вещей).
Некоторые шаги по достижению каждого критерия были разработаны учителями и
обсуждены с учащимися , некоторые разработаны учащимися самостоятельно.
Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему
нужно сделать для успешного выполнения задания. Любое улучшение в достижениях ученика
фиксируется в баллах. По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые
баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5
–балльную.
Было определено максимальное количество баллов по этим 3 критериям: по первому 5
баллов, по второму 8 и по третьему 7 баллов; всего 20 баллов.
Была создана рубрика по заданию «Фонетический разбор слова»:
великолепное знание и понимание 20–15 баллов «5»;
Вы используете материал правильно, все же Вам необходимо еще поработать над
пройденным материалом14–10 баллов «4»;
удовлетворительное знание и понимание 9–5 баллов «3»
незначительное знание языкового разбора 40 баллов «2».
Перед вами карта успешности одного ученика 5 класса по фонетическому разбору,
оцененного по вышеуказанным критериям: от 8 до 12 баллов. Благодаря критериям и
дескрипторам , которые знакомы ученикам, они могут видеть то, как они постепенно
овладевают те шаги, которые ранее препятствовали достижению необходимого уровня:
изменения за 2 четверти видны и по диаграмме.
Известно, что оценивание лингвистических и речевых ЗУН по русскому языку это
средний показатель суммированных оценок за задания: устный ответ, выполнение
практических заданий, контрольных и словарных диктантов, творческих работ и тестовых
заданий. Оценивание же с использованием критериев, рубрик позволяет сделать данный
процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии
способствуют объективации оценивания. Отличие критериального оценивания от нормативного:
При нормативном оценивании достижения учащихся сравниваются со среднестатистической
нормой, а при критериальном оценивании достижения учащегося сравниваются с эталоном –
планируемым результатом обучения, представленным критериями оценивания.
Критериальное оценивание положительно сказывается и на показателях качества знаний
учащихся. Не буду утверждать, что я полностью перешла на данный вид оценивания, но уже
первые пробы дают хорошие результаты по русскому языку: увеличение на +10,+12 %.
Критерии и дескрипторы могут быть разработаны как по отдельным видам заданий, как по
конкретной работе, так и по всему предмету.
Перед вами этапы разработки системы критериального оценивания: постановка целей и задач
по предмету, разработка общих критериев оценивания учебных достижений учащихся,
критериальной шкалы оценивания, реализация по конкретным темам предмета.
Как создать критериальную работу? 1 шаг: проанализировать содержание темы, к примеру
раздела: Фонетика. Орфоэпия. Графика; просмотреть, какие требования к ожидаемым
результатам обучения по теме; продумать виды проверочных работ? Работа с текстом,
контрольная работа, устный опрос.
2 шаг: Выделить итоговые работы/тесты, диктант с грамматическим заданием и др./ и
продумать, какие критерии использовать.
Что такое успешность ученика по русскому языку? Это прежде всего такие критерии:
А: Знание и понимание изученного материала.
Б : Мышление – исследование какойнибудь задачи, умение отвечать на вопросы.
В: Коммуникация– способность высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать
при необходимости.
Г: Применение – умение создавать тексты, диалоги; использование новых знаний, методов и
правил в различных вариантах.
Д: Рефлексия– умение размышлять о правильности выбранного метода.
По данной конкретной работе максимально каждый критерий будет оцениваться по 3 балла.
Исключение составляет критерий: ПРИМЕНЕНИЕ5 баллов. Итого 17 баллов.
3 шаг: Подобрать задания в соответствии с критериями. 4 шаг: Создать рубрикатор оценивания и создать проверочный лист.
Здесь видны результаты работы каждого ученика по каждому критерию и итоговой балл
ученика, который будет по шкале оценивания переведён в оценку.
Также можно разработать необходимые элементы критериального оценивания по русской
литературе.
Что такое успешность ученика по русской литературе?
Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.
Уровень читательского восприятия.
Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.
Уровень развития речи и литературнотворческие способности.
К примеру, дескрипторами критерия «Начитанность, читательские интересы и литературный
кругозор» для 56 классов являются такие знания и умения, как перечисление более трёх
любимых писателей, включая русских классиков, знание их имён и отчеств, соотнесение
авторов и названия произведений; указание главных и второстепенных героев (имена,
фамилии, род занятий); определение жанра, называние писателей, не входящих в школьную
программу. Итоговый балл за данный критерий составляет 6 баллов. По шкале перевода
баллов в оценку определяется количество верных ответов и выставляется соответствующая
оценка.
К результатам работы МО русского языка данного полугодия , в том числе благодаря и
методам накапливания баллов, можно отнести как призовые места в городской олимпиаде
школьников, публикацию работ учителей на страничках сайтов и участие учителей в КИО,
также интерес учеников в участии в дистанционных олимпиадах: всего10 – по русскому
языку, 5 по русской литературе.
В итоге по русской литературе: Дипломы ІІ и ІІІ степени,
в 5 Б ; Текущий рейтинг составляет: 8.281.
Критериальное оценивание использовалось мной и ранее, и нужно сказать, что такое
оценивание помогло мне увидеть плоды совместной работы учителя и ученика.
Критерии оценивания работы учеников относительно урока итогового повторения.
Умение структурировать грамматический и текстовый материал,
определять взаимодействие некоторых правил, подтверждая конкретными примерами.
Выполнение заданий на понимание и восприятие содержания текста,заданий языкового и
творческого характера. Умение составлять краткие высказывания по вопросам и объёмные
тексты. Культура устной речи и грамотное выполнение письменной работы. Умение работать в команде и объективно оценивать друг друга. Это также осознание полученных знаний,
умений и навыков.
Эти критерии, позволившие прослеживать успешность отдельного ученика и всего класса в
целом по итоговым темам, были созданы совместно с учениками. Оценивая работу свою и
своих сверстников, ученики год от года учились самостоятельности, объективной
характеристике и решению проблемных задач. Способность к оценке прежде всего
результат критического мышлении, путь к пониманию как собственных мыслей и поступков,
так и действий других людей.
Метод накапливания баллов это способ повышения мотивации обучения. Накопленные на
итоговом уроке баллы влияют на общую картину значимости учебной деятельности
отдельного ученика. Все эти критерии влияют на выставление соответствующей отметки за
четверть и за весь учебный год.
Практиковать работу с текстом на уроке итогового повторения для формирования
навыка критического отношения к оцениванию я начала ещё давно, понадобились годы,
чтобы утвердилась налаженность работы. Мои «первопроходцы» уже закончили школу. И
потому можно говорить и о конкретных результатах. Вот динамика роста качества знаний
учащихся 5 класса от итоговых уроков до итогов учебного года: возросло на + 2,5 . К 11
классу на + 4. Результаты ЕНТ по русскому языку совпали с годовыми отметками 100 ,
что ещё раз подтверждает объективность оценивания достижений учащихся не только в
рамках одного урока, одного года обучения, но и в течение всего процесса учебной
деятельности.
Предлагаю вашему вниманию критерии оценивания группового взаимодействия на уроках
литературы , составленные совместно с учениками.
Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся
позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.
Критериальное оценивание можно применять и в воспитательной работе для определения
воспитанности учащихся класса. Задача такого оценивания— выявление индивидуальных
особенностей ученика; тех положительных моментов, с опорой на которые должен строиться
воспитательный процесс. Оценивается отношение к обществу, себе, особенности психических
процессов и эмоций ученика а все они складываются из определённых критериев, например,
таких, как отношение к учебе, выполнение распорядка дня, посещаемость уроков, поведение среди
товарищей, отношение к педагогам школы, их требованиям, внешний вид ученика и др. Вот как
оценивается такое качество школьника, как
ответственность:
«5» — Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
«4» — В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
«3» — Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело. «2» — Очень редко выполняет порученное ему дело.
«1» — Никогда не доводит до конца порученное ему дело.
Данное оценивание оправдало ожидания учителей, родителей и прежде всего учеников,
которые знают, что от их старания, умения зависит успешность овладения учебной
дисциплиной.
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
2. Улучшить качество преподавания;
4. Улучшить качество обучения;
5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его
индивидуальных способностей и особенностей;
6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
7. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности;
2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата
обучения и осознания успеха;
3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения,
критически мыслить.
Родителям:
1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
Вывод: Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно
стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться,
чему учиться, а главное, зачем учиться.
Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы.
Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь
«Школа сегодня дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы...» – писал естествоиспытатель и педагог Н.И.Пирогов. «По
степени уважения к труду и по умению оценивать труд соответственно его истинной ценности
— можно узнать степень цивилизации народа» утверждал Н. А. Добролюбов
Если наши дети будут уважительно относится к труду и научатся правильно оценивать труд
и свой, и других людей, то мы можем быть уверены в завтрашнем дне.
: Критериальное оценивание учебных достижений в условиях обновления содержания образования.
: Критериальное оценивание учебных достижений в условиях обновления содержания образования.
: Критериальное оценивание учебных достижений в условиях обновления содержания образования.
: Критериальное оценивание учебных достижений в условиях обновления содержания образования.
: Критериальное оценивание учебных достижений в условиях обновления содержания образования.
: Критериальное оценивание учебных достижений в условиях обновления содержания образования.
: Критериальное оценивание учебных достижений в условиях обновления содержания образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.