Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания научных работников, педагогов, органов народного образования. Однако, в целом, система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных негативных факторов:
●возрастанием гиподинамики школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности, с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечнососудистыеПовышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания научных работников, педагогов, органов народного образования. Однако, в целом, система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных негативных факторов:
●возрастанием гиподинамики школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности, с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечнососудистые
Содержание:
Введение:
I. Круговая тренировка в комплексном уроке
физической культуры.
1. Круговая тренировка с направленностью на
восстановление конкретного физического качества
в комплексном уроке.
А) Быстрота.
Б) Сила.
В) Выносливость.
Г) Ловкость.
Д) Гибкость.
Литература.Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в
центре внимания научных работников, педагогов, органов народного образования. Однако, в
целом, система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает
современным требованиям в связи с действием ряда объективных негативных факторов:
●возрастанием гиподинамики школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их
умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности, с другой, что
вызывает такие тревожные явления, как сердечнососудистые заболевания, нарушение обмена
веществ, в частности, ожирение, нарушение осанки и другие отклонения в здоровье, нормальном
физическом состоянии и развитии. Статистика свидетельствует: за период обучения в школе число
абсолютно здоровых детей снижается в четырепять раз, лишь три процента выпускников десятого
класса абсолютно здоровы;
●недостаточным количеством уроков физической культуры;
●массовым падением интереса школьников к физической культуре, в связи с появлением других,
более сильных интересов;
●слабой учебноматериальной базой, где во многих школах отсутствуют: комплексные
спортивные площадки, физкультурные залы, бассейны, снаряды с повышенной пропускной
способностью, тренажеры, комбинированные приспособления для ребят младшего и среднего
возраста, мелкий раздаточный инвентарь.
Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (два урока в неделю) на деле
приводит к низкому качеству учебного процесса, нерациональному распределению учебного
материала по четвертям учебного года, нарушению взаимосвязи в обучении двигательным
действиям. Начавшееся обучение какимлибо двигательным действиям в одной четверти
прерывается до следующего года. Навыки не закрепляются, формирование их не получает
дальнейшего развития. Перечисленные негативные факторы в значительной степени являются
следствием более глубокой причины низкого качества учебной работы на уроках физической
культуры. Не каждый учитель физической культуры одинаково хорошо умеет организовать и
проводить занятия по всем разделам учебной программы, и, как правило, наибольший успех ему
приносит тот раздел, по которому специализировался во время занятий спортом и обучения в вузе.
Одно из направлений выхода из создавшегося положения поиск эффективных путей
укрепления здоровья, гармонического развития и повышения физической подготовленности
школьников, в которой особая роль принадлежит развитию выносливости, силы , быстроты,
ловкости и гибкости.
Возникает необходимость разработки и внедрения новых, более прогрессивных форм
организации учебного процесса и выявления эффективных средств и методов, позволяющих в
условиях дефицита времени обеспечить его интенсификацию. Опыт передовых творчески
работающих учителей физической культуры убеждает, что в организации урока есть немало не
использованных резервов. Поставить их на службу учительской практики значит, увеличить КПД
урока, добиться высокого качества и эффективности учебно воспитательного процесса.
Современный урок в школе должен быть организован таким образом, чтобы он мог максимально
отвечать запросам нашего общества в вопросах разносторонней физической подготовки учащегося.
В противном случае он становится бесполезным, следовательно, подготовка школьников к
практической жизни средствами физического воспитания приобретает важную значимость.Актуальным в этой связи становится вопрос о том, как общая физическая подготовка должна
обеспечить разносторонние физическое развитие на основе комплексного использования
разнообразных средств на уроках физической культуры.
Для повышения моторной плотности, разнообразия занятий легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжным спортом, спортивных игр рекомендуется вводить в них элементы либо целые комплексы
круговой тренировки.
Круговая тренировка это организационнометодическая форма занятий физическими
упражнениями, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения,
направленная на комплексное воспитание физических способностей занимающихся. Такая форма
работы, предусматривает серийное (слитное или с интервалами) последовательное выполнение
специально подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с
определенным символом круговой тренировки.
Круговая тренировка обеспечивает равномерную нагрузку по возможности на все мышечные
группы, а так же нагрузку на сердечно сосудистую и дыхательную системы. Дифференцированно
развиваются двигательные качества (быстрота, сила, выносливость), но главным образом такие
комплексные качества как силовая выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость.
При проведении групповых занятий методом круговой тренировки учащихся разбивают на
несколько подгрупп по числу запланированных упражнений. В каждую группу желательно
включать четное количество занимающихся. Это позволяет выполнять упражнения в парах и с
помощью одного из партнеров. Каждое упражнение выполняется на отведенном ему месте, так
называемой «станцией». Учитель указывает каждой подгруппе на каком месте (станции)
оканчивается упражняться и в каком порядке переходит от станции к станции. По команде
преподавателя подгруппы начинают выполнять упражнения одновременно каждая на своей
станции. По окончании запланированного числа повторений следует переход на следующую
станцию. Учащиеся переходят от одного упражнения к выполнению другого, от снаряда к снаряду,
от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение
последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом,
замыкая круг.
Круговая тренировка дает возможность использовать для воспитания физических качеств
имеющихся в небольших количествах инвентарь.
На каждой станции упражнения выполняются на время и количество повторений. Для
выполнения упражнений учащиеся размещаются на «станциях» по кругу, прямоугольнику или
квадрату в зависимости от того как более рационально использовать площадь зала и
оборудования. Местом для проведения занятий служит не только спортивный зал, но и открытая,
специально оборудованная площадка.
Комплексы физических упражнение круговой тренировки, как правило, не являются простой
суммой упражнений на станциях. В большинстве случаев это совокупность взаимосвязанных
между собой физических упражнений дополняя такой тренировочный эффект, который нельзя
получить используя каждое из этих упражнений в отдельности. При составлении комплексов
круговой тренировки для школьников следует исходить из того, что в них должны чередоваться
упражнения общего и избирательного воздействия на разных станциях в работу должны
вовлекаться различные мышечные группы. Упражнения для «станций» подбираются технически не
сложные не требующие страховки и помощи и так что бы в работе участвовали поочередно
основные мышечные группы, начиная с верхнего плечевого пояса и заканчивая упражнением
общего воздействия. Всего пять упражнений. Поскольку не возможно включить в работу сразу все
мышечные группы то упражнения повторяются но уже в другом виде. На одну и ту же группумышц можно воздействовать двумя тремя различными упражнениями подряд. Используются
хорошо освоенные движения, но требующие дополнительного времени на их разучивание.
Схема подбора упражнений:
1станция упражнения для рук и плечевого пояса (сгибание и разгибание рук в упоре лежа с
разливным положением ног, работа с тяжестями, эспандером, подтягивания в висе и висе лежа
разным хвостом и т.п);
2 станция упражнения для мышц живота ( движения прямыми и согнутыми ногами при
фиксированном туловище и движение туловищем при фиксированных ногах с отягощениями и без
отягощений);
3 станция упражнения для мышц спины ( переход из упора присев в упор лежа, вращательные
движения с тяжестями, вращение тяжестей руками, упражнения в парах, поднимание туловища из
положения наклона в перед или лежа на животе при фиксированных ногах или при фиксированном
туловище из такого же положения поднимания ног и тп);
4 станция упражнения для ног ( ходьба, бег, прыжки, приседания на одой и двух ногах в скоке и
соскоке, с нагрузкой и без нагрузки, выпрыгивание из приседа и др.);
5 станция – упражнения общего воздействия .
Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой
станции, в то время, как одна группа мышц получает импульс для развития, другая активно
отдыхает. При подборе упражнений необходимо соблюдать основные дидактические принципы:
идти от простого к сложному, чередовать работу одних мышечных групп с отдыхом других, после
сложного и тяжелого упражнения давать более легкое, способствующее восстановлению сил,
успокаивающим дыхание. В зависимости от количества вовлеченных в работу мышц и мышечных
групп, в круговой тренировке различают локальные, региональные и глобальные упражнения.
Локальные упражнения позволяют избирательно воздействовать на отдельные мышечные
группы. При выполнении таких упражнений задействовано не более 30% мышц при небольших
затратах энергии. При выполнении региональных упражнений может быть задействовано до2/3всех
мышц человека при среднем расходе энергии. Однако следует учитывать, что локальные и
региональные упражнения не вызывают значительной активности таких основных жизненно важных
функций, как дыхание, кровообращение, терморегуляция и др.
Оздоровительному и тренирующему эффекту общего воздействия способствует только
глобальные упражнения, выполнение которых связано с интенсивной деятельностью сердечно
сосудистой и дыхательной системы и значительным энергозатратами. При глобальных
упражнениях задействовано свыше 70% мышц.
Количество упражнений в одном комплексе зависит от правильного воздействия на воспитание
физических качеств, числа учащихся, места занятий.
В комплекс, направленный на всестороннее физическое развитие, обычно входит не более 1012
упражнений, а со специальной направленностью не более 810 упражнений. Обычно комплекс из 8
10 упражнений выполняется примерно 1012 минут. (время на каждое упр. 45 секунд., паузы для
отдыха 30 секунд.)
Сколько уроков может действовать подобранный учителем комплекс, решается педагогом
самостоятельно в зависимости от результатов контроля за эффективным использованием всех
заданий, их влиянием на повышение физической работоспособности школьников.
Практика показывает, что обычно срок действия комплексов 4 – 6 занятий.Переход к новому комплексу круговой тренировки, к новым упражнениям не может произойти
раньше того времени, когда комплекс полностью себя исчерпает. Очень важно чтобы содержание
заданий по станциям логически сливалось с учебными задачами и основными темами учебной
программы, которые изучаются на тех или иных уроках.
Замену отдельных станций можно производить, учитывая конкретные условия, а так же изучаемый
материал на уроке. Последовательность перехода от станции к станции осуществляется против
часовой стрелки. Ориентировочное время выполнения упражнения на станциях и значение пульса,
характеризующего реакцию организма на нагрузку, указаны в таблице № 1.
Ориентировочное время работы (в секундах) на станциях различной направленности и
показатели пульса.
Таблица № 1.
№
п\п
Двигательные
качества
ловкость
быстрота
сила
1
2
3
4 Общая аэробная
5
6
выносливость
Скоростная
анаэробная
выносливость
Силовая
выносливость
Мальчики, лет
Девочки, лет
711
1215
1618
711
1215
10
5
10
360
15
20
15
8
15
480
20
30
20
10
20
720
30
40
10
5
10
240
10
15
15
8
10
360
15
25
16
18
20
10
15
600
20
35
Пульс,уд\в мин.
При
При
готов.к
работе
пов.раб.
140
160
160
140
190
190
90
90
100
110
130
130
На первом занятии проводят испытания на максимальный тест (т.е., максимальное количество
повторений, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения
упражнения) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения, устанавливают
систему нагрузки. Перед непосредственными выполнением упражнений необходимо наглядно
ознакомить весь класс (путем демонстрации на каждой «станции») с правильным выполнением
каждого упражнения. Затем следует пробное прохождение круга, после чего проводится
испытание на максимальный тест.
Вариант I
Класс строится в 2 шеренги, стоящие напротив друг друга. По команде педагога учащиеся
приступают к тестированию. Ученики из первой шеренги выполняют упражнения, из второй
контролируют их действия и ведут подсчет числа повторений в обусловленное учителем время –20, 30,45 сек. Ученики первой шеренги стараются за это время выполнить упражнение
максимальное для себя число раз, а их одноклассники точно подсчитать результат и сообщить их
напарникам. Затем шеренги меняются ролями и поочередно выполняют новые упражнения тесты
на каждой очередной станции. Время на смену ролей, результатов учета вполне достаточно для
пауз отдыха в пределах 23 минут.
Вариант II
Все ученики одновременно на всех «станциях» выполняют упражнения в течение заданного
учителем времени (например, 30 секунд и ведут подсчет повторений). Затем подается команда,
выполнение упражнения прекращается, следует 30 секундный отдых, во время которого ученики
записывают выполненное ими количество повторений и переходят на следующую «станцию»,
принимая исходное положение. По команде все снова одновременно начинают упражняться. Таким
образом, на протяжении круга из 5 станций затрачивается 5 минут тренировочного времени. Сразу
же после окончания упражнений на последней «станции» подается команда к измерению пульса,
чтобы оценивать реакцию организма на проделанную работу.
Ученики, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает
180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при
последующем прохождении круга или на следующем уроке.
Круговую тренировку можно успешно применять по всем видам учебной программы. В содержание
круговой тренировке могут входить элементы легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр, а
также общеразвивающие упражнения с предметами: гимнастические скамейки, гантели,
упражнения в лазании, различные акробатические упражнения (кувырки, стойки), а так же на
расслабление.
Круговая тренировка с направленностью на воспитание конкретного двигательного качества
в комплексном уроке.
Начиная с IV класса целесообразно применение круговой тренировки, направленной на
воспитание у учеников комплекса физических качеств с акцентом на те, которые наиболее важны
для учащихся данных классов.
Например, в IV V классах – координационные и скоростные качества;
в VI VII классах скоростносиловые качества и общая выносливость;
в IX XI классах – высокий уровень развития всех качеств, особенно силы
скоростной и силовой выносливости.
Быстрота.
Основой методики воспитания быстроты являются упражнения, которые выполняются с
максимальной интенсивностью в течение короткого времени.
Для воспитания быстроты необходимо комплексно тренировать все скоростные качества на каждом
уроке. Подбираются разнообразные упражнения для воспитания взрывной силы ног, увеличениячастоты движения рук и ног. Широко используются подскоки на месте, многоскоки, выпрыгивания и
т.д.
Используемые для воспитания быстроты упражнения не должны носить однообразный характер.
Их задача – охватывать различные группы мышц совершенствовать регулярную деятельность
центральной нервной системы, повышать координационную способность занимающихся.
Для практики физической культуры наибольшее значение имеет частота движений. Развитие
частоты движений тех или иных звеньев тела предлагает выполнение определенных требований: 1)
упражнения должны соответствовать биологическим параметрам движения;
2) техника двигательных действий должна быть проста и хорошо изучена;
3) темп выполнения движений максимальный время –не более 1015 секунд;
4) с уменьшением темпа упражнение следует прекратить;
5) время отдыха между отдельными упражнениями должно обеспечивать практически полное
восстановление организма.
Для этого используются сходные по структуре движения малой интенсивности. Наиболее
эффективно прирост показателей быстроты у школьников будет в том случае, если в комплексный
урок физической культуры ( или в конце круговой тренировки) ввести подвижные игры.
Сила.
Выполняя задачу воспитания силовых способностей у учащихся, следует использовать на уроках (в
круговой тренировке) несколько видов упражнений.
Упражнения без отягощения, с преодолением веса собственного тела (подтягивание на перекладине,
отжимание в упоре на полу, скамейке, сидя на скамейке поднимание и опускание туловища,
отжимание в упоре сзади, лежа на спине поднимание и опускание ног за голову, в висе на
гимнастической стенке) поднимание ног до прямого угла, приседания на двух или одной ноге.
Упражнения с внешним отягощением. Для воспитания силовой выносливости силовые упражнения
с малыми и средними отягощениями, но выполнение до отказа. Для воспитания быстрой и взрывной
силы повторные силовые упражнения с небольшим отягощением, но с предельной или около
предельной скоростью.
В качестве основного метода воспитания силы у учащихся следует применять методику с
использованием предельных отягощений, которая в наибольшей степени способствует увеличению
мышечной массы, совершенствуют нервномышечную координацию, благотворно действуют на
укрепление опорного аппарата.
В круговой тренировке с силовой направленностью следует использовать с иловые упражнения,
которые учащиеся могут выполнить 812 раз в одном подходе. Как только они превысят это
количество повторений, следует увеличить отягощение, а затем и усложнить их до степени,
позволяющей выполнить их лишь 47 раз.
Выносливость.При воспитании общей выносливости необходимо помнить, она совершенствуется при такой нагрузке,
которая увеличивает ЧСС не менее чем до 130140 ударов в минуту. Меньшее значение ЧСС не
вызывает в организме эффективных приспособительных реакций, не способствует повышению
ударного объема сердца и потребления кислорода.
На рисунке №2приводится примерный комплекс круговой тренировки для воспитания выносливости.
Повышение уровня выносливости рассматривается в настоящее время как резерв для увеличения
общей работоспособности школьников, улучшения их физической подготовленности.
Основным средством комплексного воспитания выносливости различного типа являются специальные
упражнения, наиболее активно воздействующие на это физическое качество.
В соответствии с их направленностью используются методы стандартно – повторного упражнения
круговой тренировки ее, элементы по методу интервального упражнения. Специальные упражнения
объединяются в комплексы и включаются в урок в зависимости от разделов учебного материала.
Ловкость.
Важная роль в проявлении ловкости принадлежит способности мышц к расслаблению. Неумение
расслабить мышцы в необходимый момент, приводит к мышечной скованности, которая может
привести к психической скованности. Известно, что припри мышечной и психической
закрепощенности у человека нарушается координация движения.
Уровень ловкости в младшем школьном возрасте зависит прежде всего от степени развития
физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости) и арсенала двигательных навыков. В
старшем школьном возрасте первостепенная роль принадлежит психическим качествам.
Выделяют 2 основных подхода в воспитании ловкости. Первый направлен преимущественно на
накопление разнообразных двигательных навыков и умений, а второй – на совершенствование
способности перестраивать двигательную деятельность, согласно требованиям меняющейся
обстановки.
Основной путь развития ловкости создание соответствующего запаса двигательных навыков и
умений, а также его постоянное обновление. Чем больше и богаче двигательный опыт школьников,
тем шире база для приобретения новых форм двигательной деятельности.
При выполнении упражнений, направленных на воспитание ловкости, следует соблюдать следующие
методические приемы:
1) необычность исходных положений;
2) зеркальное выполнении упражнений;
3) изменение скорости, темпа движений и их пространственных границ;
4) смена способа выполнения упражнений;
5) усложнение упражнений дополнительными движениями;
6)
изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях.
Эффективными средствами воспитания ловкости являются подвижные игры, упражнения изакробатики, спортивные игры. Игры развивают способность перестраивать двигательную деятельность
в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки, повышают точность двигательных
действий. Акробатические упражнения совершенствуют главным образом ориентировку во времени и
в пространстве.
Гибкость.
Гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. В младшем школьном
возрасте подвижность в суставах развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном
возрасте.
Все упражнения на гибкость должны выполняться с несколько увеличенной амплитудой движений.
При этом обычно используются активные движения (различные махи, наклоны), выполняемые с
полной амплитудой с предметами и без них, а также статические упражнения
( удержание конечности в отведенном до предела положении в течение 36 секунд.)
Большинство упражнений на развитие гибкости выполняется серийно: 812 в серии, с амплитудой,
близкой к максимальной.
В одном уроке дается несколько серий. Наибольший прирост гибкости происходит за счет
упражнений на растягивание несколькими сериями в каждом уроке. Целесообразно повторение в
одной серии упражнений для плечевых суставов 4045 раз, для тазобедренных суставов 4050 раз, для
позвоночного столба 5060 раз. Общее количество повторений для развития подвижности разных
суставов составляет для мальчиков от 30 до 60 раз, а для девочек – от 15 до 40.