Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс
Оценка 4.9

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
10.06.2018
 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс
Тема: Мелодии жизни. Радость и грусть. Цель: Создание условия для полноценного проявления и развития личностных функций учащихся. Задачи: Предметные: Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. Метапредметные: Личностные: - Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям. - Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение, умение продуцировать неординарные идеи и образы, передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений; - Развивать навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определённое образное настроение состояние. - Формировать чувства эстетического переживания произведениям искусства. Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс
конспект.docx
Тема: Мелодии жизни. Радость и грусть.               Цель:  Создание   условия для полноценного проявления и развития личностных функций учащихся.                        Задачи:  Предметные: Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. Метапредметные: Личностные: ­  Выражать   свои   чувства,  переживания,  отношения   в  словах,   музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.  ­   Развивать   ассоциативное   мышление,   творческое   воображение,   умение продуцировать   неординарные   идеи   и   образы,   передавать   эмоции,   чувства, образы посредством звуков, мимики, движений;  ­   Развивать   навыки   сочинения   элементарных   интонаций,   мелодий, воплощающих определённое образное настроение состояние. ­ Формировать чувства эстетического переживания произведениям искусства. Регулятивные: ­   Осуществлять   контроль   своего   участия   в   интересных   для   него   видах музыкальной деятельности. Познавательные:  ­  Закреплять        понятия      «контраст», «ритм», «лад», «мажор», «минор», «настроение», «чувства», «эмоции». ­   Развивать   представления   о   связи   различных   видов   искусств   с действительностью, внутренним миром человека. Коммуникативные:  ­ Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.         Оборудование и музыкальный материал: П. И. Чайковский «Болезнь 1 куклы», «Новая кукла» из фортепианного цикла «Детский альбом», портрет П. И. Чайковского ­ слайд; М. Добужинский  репродукция «Кукла» ­ слайд; Г. Струве,  В. Викторов  «Весёлая песенка» ­ ноты, слайд с текстом; карточки для игр «Эмоции», «Цвета».       Термины, понятия: мажорный лад, минорный лад, контраст.       Структура урока: ­ организационный момент; ­ слушание; ­ объяснение нового материала в форме игровых заданий; ­ закрепление нового материала; ­ домашнее задание.        Виды деятельности учащихся:  ­ слушание; ­ выполнение игровых заданий; ­ музыкальное рисование (мелодизация стихотворения); ­ вокально­хоровая работа.       Методы обучения: словесный; слуховой; анализ; осознание личностного смысла музыкального произведения.       Используемые образовательные технологии: ­ Информационно­коммуникационные технологии. ­ Здоровьесберегающие технологии. ­ Проблемное обучение. ­ Исследовательские методы в обучении. ­ Игровые  технологии.                                                       2 Ход урока:         Музыкальное приветствие. У.: Рада вас видеть.       Как мы весело живем,        Дружно песенки поем,        Можем весело смеяться,        Пошутить побаловаться,        И поспорить иногда,        Грусть прогоним навсегда! Ребята, интересно, а можно ли в музыке музыкальными интонациями передать настроение, чувства которые испытываем мы  с вами, люди? Сегодня на уроке нам предстоит выяснить ­  Что может выражать музыка? (Учитель   наигрывает       начальные   интонации   пьесы     П.   И.   Чайковского «Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детский альбом»). У.:   Какая   музыка   вырастет   из   этой     интонации?   Каким   настроением   она окрасится? Какими чувствами будет наполнена?  У.: Давайте послушаем, как это разрешил русский композитор           П.   И.   Чайковский.   (Звучит   пьеса   «Болезнь   куклы»   ­   название   пьесы   не сообщается). Какие чувства, настроения выразил в музыке композитор?  Д.:  В музыке  («Болезнь куклы») выражается грусть, печаль, душевная  боль.  У.:   (наигрывает     нисходящие   прерывистые   интонации)   На   что   похожи интонации?  Что рисует музыка?   Д.: Слёзы, вздохи. У.: Бывает ли у вас такое  душевное состояние? С чем это бывает связано?  Д.: Кто­нибудь  обидит, мама заболеет, что­то потеряешь, любимая игрушка сломается… У.: Какие у вас любимые игрушки? Почему они вам так дороги?.... У.:   Композитор   П.   И.   Чайковский   в   пьесе,   которую   мы   только   что прослушали,   выразил     чувства   маленькой   девочки,   у   которой   заболела 3 любимая кукла. На что похожи эти нисходящие интонации? (нагрывает) Д.:  На слёзы. У.:   Музыкальные   интонации   словно   рисуют,   как   капают   слёзы   девочки, которая горюет над кукольной кроваткой. Пьеса называется «Болезнь куклы». Как вы думаете, кто больше страдает – кукла или её хозяйка? У.: Какой выход  из сложившейся ситуации? Что может произойти дальше?  Д.: Девочке могут подарить, купить другую, новую куклу.  У.: Как это сможет изменить её состояние? Д.: По­разному. Девочка может обрадоваться новой кукле, а может остаться к покупке безразличной, не полюбить её так же сильно,  как прежнюю куклу. У.: Давайте послушаем, какое продолжение выбрал П. И. Чайковский. Откройте   учебник   на   стр.79   (авт.   Т.   В.   Челышева,   В.   В.   Кузнецова)   ­ Словарик   эстетических   эмоций   поможет   вам   охарактеризовать   пьесу. (Вспомогательный материал для учащихся в учебнике  подготовлен по книге П. Г. Ражникова «Диалоги о музыкальной педагогике»). (Звучит пьеса «Новая кукла» П.И. Чайковского). Д.: Мелодия  пьесы яркая, радостная, лёгкая, игривая. Можно предположить, что девочка счастлива. У.: Пьеса называется «Новая кукла». Эти две пьесы из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Детский альбом». Как вы считаете, пьесы   похожи по характеру, по настроению? (Пьесы контрастны – различны по содержанию,   «Передавая   определённое   эмоциональное эмоциональному   настрою).   состояние  композитор, как и поэт, и художник, выбирает соответствующие музыкальные   краски:   яркие,   светлые,   мажорные   или   более   приглушенные, неяркие,   тёмные,   раскрывающие   печальное   настроение   без   ярких,   светлых звуков   –   минорные.»     (На   экране     понятия:   мажор   –   контраст   –   минор). Помните, в музыке есть два лада, два брата. Мажор и минор.  У.:  Какая пьеса имеет  мажорную  окраску, какая – минорную? 4 У.: Оказывается в музыке можно многое услышать, даже если в ней нет слов. Музыка живёт вокруг нас и в нас. Надо только внимательно прислушаться, научиться   её   слышать.   Музыка   способна   выразить   различные   оттенки человеческих   чувств,   настроений,   переживаний,   размышлений.   Сейчас желающих   6   человек     получат   карточку,   на   которых   написана   какая­либо эмоциональная характеристика. Попробуйте озвучить и передать в движении эту эмоцию (радость, печаль, ярость, нежность, тоску, веселье). А остальные ребята   пытаются   определить   услышанное   (проводится   ассоциативная   игра «Эмоции»). У.:   Различные   эмоциональные   настроения,   состояния   человека   могут   быть выражены не только звуками, но и словом, цветом.  Вглядитесь внимательно в картину Мстислава  Добужинского  «Кукла». Прислушайтесь к ней. Что мы слышим? Что хотел автор выразить в картине?   Что   вы   чувствуете,   когда   смотрите   на   картину?   Какая   цветовая   гамма помогла художнику выразить грусть, печаль? Какая здесь окраска: мажорная или минорная? (Минорная). Почему? По своему настроению  картина, близка к какой пьесе? «Новая кукла» или «Болезнь куклы»?  У.: Посмотрите, я разложу по классу пять цветных карточек (красная, синяя, желтая, зелёная, чёрная). Подумайте и  выберите цвет, который соответствует вашему внутреннему  настроению,  на данный  момент, и  подойдите  к нему. (Таким образом, класс делится на группы). Проводится ассоциативная игра «Цвета»: ­  Попробуйте по очереди озвучить цвет, каким вы его себе слышите.  ­   Теперь предлагаю зазвучать по очереди сразу всей группой и послушать «цветовую палитру». ­   Каждый, озвучивая свой цвет, добавляет соответствующий  ритмический рисунок.  (По   дирижёрскому   жесту   учителя   учащиеся   создают   «звуковое 5 произведение»,   ритмически   организовав   его,   чередуя   звучание   отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов») Понравилась вам наша пьеса? Придумайте ей название. Если мы с вами сейчас сочиняли   музыкальное   произведение,   выразили   своё   настроение   и   свои чувства     в   звуках,   ритме   и   получилась   пьеса.   В     кого   мы   на   время превращались? Д.: Мы были композиторами. У.: Кто бы ещё хотел побыть композитором? Посмотрите, на экране  стихи  В. Викторова:                              «Есть весёлый край на свете,                                Счастлив тот, кто там живёт.                               Там весёлый дует ветер,                                Там весёлый дождик льёт. Прочтите.   Какие   чувства,   какое   настроение   выразил   поэт   стихами? Попробуйте сочинить к ним мелодию. Какой вы выберите лад ­ мажор или минор?  Кто уже хочет спеть? Можно добавить ритмический аккомпанемент. Послушайте, какую мелодию сочинил к этим стихам композитор Г. Струве. (Звучит «Весёлая песенка» Г. Струве, В.Викторов). Разучивается песня. У.: Домашнее задание: нарисовать радость и грусть цветовыми пятнами или конкретным сюжетом. Рефлексия: У.: Продолжите фразу… Я узнал… Я понял… Я научился… 6 Список использованной литературы  1. Балакирева Е. И. Учебно – игровая деятельность как фактор формирования креативной   личности   школьника:   Автореф.   дисс.   …канд.   пед.   наук.   – Саратов,1996.  2. Исаева Л. А., Кириленко Н. П. Урок музыки – урок искусства.­ Саратов: Изд. СПИ,2001. – 92с.  3.   Методика   работы   с   учебниками   «Музыка»:   1­4   кл.   Автор/создатель: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т.С. 4. Смолина Е. А. Ассоциативные сети для ловли талантов // Учитель года, №4/2001. 5. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.  Интернет  ­ ресурсы:  http://www.sozvezdieoriona.ru/publ/primenenie_igrovykh_tekhnologij_ na_uroke_muzyke/1­1­0­230  http://www.bibliotekar.ru/kDobuzh/9.htm  http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt­nod­po­valeologi­v­starshei­ grupe­nashi­pomoschniki­organy­chuvstv.html ­ «Наши помощники — 7 органы чувств»                                                                                        Приложение 1 Г.Струве, В.Викторов «Весёлая песенка» 8 9 Приложение 2 10 Мстислав Добужинский  «Кукла» ( 1905г) 11

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

 Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018