« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русский язык
1 кл—4 кл
09.06.2017
Целью данного пособия является оказание методической помощи в подготовке и проведении урока – зачёта в начальной школе. В пособие представлен материал из опыта работы учителя. В методических рекомендациях также представлен конспект урока – зачёта по русскому языку в 3 классе. Где подробно рассмотрены все этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся. При подготовке урока – зачёта в начальной школе данные рекомендации будут очень полезны учителям начальных классов.
Методические рекомендации по организации и проведению.doc
« Методические рекомендации по организации и проведению
урока – зачёта в начальной школе»
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Адамовской
средней общеобразовательной школы №1 имени Шеменёва М.И.»
Гориславец Ольги Васильевны п Адамовка – 2015
« Методические рекомендации по организации и проведению
урока – зачёта в начальной школе»
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Адамовской
средней общеобразовательной школы №1 имени Шеменёва М.И.»
Гориславец Ольги Васильевны
Перед каждым учителем стоит главная задача – дать прочные и
глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их
внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое,
научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать.
Кроме традиционных типов уроков у нас встречаются и нетрадиционные
или нестандартные уроки, то есть уроки, имеющие нестандартную
структуру. Нестандартный урок – это импровизация учебного материала. К
таким урокам относятся уроки – зачёты.
В настоящее время очень мало рекомендаций по проведению уроков по
зачётной системе в начальной школе. В своей работе я хочу предложить
методические рекомендации по проведению урока – зачёта в начальной
школе на примере уроков русского языка.
Зачётная система – это особая форма организации проверки знаний,
умений, навыков младших школьников, является одним из эффективных
средств контроля, которая позволяет обеспечить быструю связь, т. е
проверить не только теоретический, но и практический материал.
Цель: активизировать мыслительную и познавательную деятельность
младших школьников, способность критически мыслить.
2 Задача: вооружить обучающихся системой умений и навыков учебного
труда.
Урок – зачёт выполняет не только функцию контроля, но и является
основным назначением обобщения материала по теме или разделу, уточняет
знания по основным вопросам.
Зачётные уроки – это организация индивидуальной работы в группах
Следует помнить:
Работа проводится по трём направлениям:
1. Планирование программного материала.
2. Активизация деятельности учащихся в процессе обучения.
3. Система проверки знаний, умений, навыков.
Начиная с первого класса, готовлю детей к урокам – зачётам:
учу оценивать себя и товарищей по классу;
учу детей работать в парах и группах.
Такая работа учит детей общаться, быть терпимыми друг к другу, к
неудачам товарищей; дети чаще приходят на помощь друг другу
Начиная со второго класса, провожу уроки – зачёты. Для зачета можно
применять итоговые занятия, уроки обобщающего повторения или
контролирующие уроки проверки умений и навыков. В календарно
тематическом плане заранее предусмотрены темы, по которым будет зачет.
Подготовительная часть предусмотрена на первом вводном занятии
по теме, анализирую требования программы по теме, итоговый результат,
цели уроказачета, определяю вопросы и задания. Знакомлю с темой и
датой проведения уроказачета, его местом и значением в изучении новой
темы; сообщаю о требованиях, которые будут представлены на зачете, о
3 вопросах и заданиях разных сложностей. Каждый учащийся получает
зачётный лист с заданиями для устного опроса и датой проведения зачёта.
(за 2 недели до зачёта).
Например:
2 класс УМК « Гармония»
Зачёт (20 мая)
«Как устроены слова?»
1. Родственные слова – это слова, у которых общее значение и
общая часть.
2. Общая часть родственных слов называется корнем.
3. Корни родственных слов пишутся одинаково: опасные и
безопасные места обозначаются одними и теми же буквами.
4. Окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой
слова связываются друг с другом.
5. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и
служит для образования новых слов.
6. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит
для образования новых слов.
7. Приставки пишутся со словами вместе, а предлоги отдельно.
Порядок разбора слов по составу .
1. окончание
корень
2.
3. приставка
4. суффикс
5. основа
Потренируйся.
Разбери слова по составу.
4 Дорожка, записка, горный, осиновый, побелка, белочка, школьник,
горный,
зимушка, полюшко, снежный, звериный, кормушка, крикун, записка, заезд,
грибник, смешной, поход, дворик, замазка, бабушка, беглый, подснежник,
загадка, садовый
Практическая часть зачёта будет представлена на уроке – зачёте
непосредственно.
Формирую группы, учитывая индивидуальные способности
учащихся. В каждой группе выбираю консультанта, как правило, это
сильный ученик. Подготовительная работа к проведению зачёта ведётся на
уроках русского языка и дома. За несколько дней до зачёта проверяю
готовность консультантов к зачёту (проверяется теоретическая и
практическая часть, в «зачётной книжке» выставляется 2 отметки) Это
очень важный момент, так как консультанты это помощники учителя в
проведении зачёта.
При проведении уроков – зачётов учитываю возрастные особенности
младших школьников. Использую элементы игры. На доске таблички
(перевёрнутые) с надписями: доверие, делегат, всем всё, по выбору
Командиры экипажей выбирают табличку. Запись на табличке
обозначает, как экипажу работать дальше.
Доверие командир экипажа ведёт опрос самостоятельно, выставляет
отметку за устный опрос каждому члену экипажа.
Делегат – 1 человека выбирают члены экипажа. Он отвечает учителю.
Остальных опрашивает командир.
Всем всё – опрос ведёт учитель, опрашивает всех членов экипажа.
По выбору – учитель сам выбирает 1 ученика для опроса, остальных
опрашивает командир экипажа.
5 В соответствии с ФГОС второго поколения образовательный процесс
направлен на развитие у обучающихся способности использования в
учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности,
планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение
индивидуальной образовательной траектории. Поэтому считаю, что уроки –
зачёты актуальны как никогда. Они способствуют формированию
метопредметных учебных действий умение претворить в жизнь то, о чем
ты узнал или чему научился, то, что пригодится тебе
Приложение 1
Вопросы к зачёту по теме: части речи
3 клсс УМК «Гармония»
Зачёт по русскому языку (18 декабря)
1. Как определить часть речи? Назови три особенности слов. (учебник
русский язык с. 39)
2. Перечисли части речи. (с.51 таблица)
3. Что такое имя существительное? Как
изменяется имя
существительное?
Имя существительное – Это самостоятельная часть, которая отвечает на
вопросы кто? что? и обозначает предмет. Имя существительное изменяется
по числам и падежам.
4. Назови все падежи. (слова подсказки, вопросы, предлоги) с. 79
5. Как определить род имени существительного? (с.66)
6. Что такое имя прилагательное? Как изменяется имя прилагательное?
6 Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая отвечает
на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.
Имя прилагательное изменяется по числам, по родам, по падежам.
7. На какие вопросы отвечает начальная форма: им. сущ., им. прил.,
глагола? (с 60, 62)
8.Что такое глагол? Как изменяются глаголы?
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что
делать? что сделать? что делает? что будет делать? и обозначает действие
предмета
Глагол изменяется
По временам
по числам
по лицам
по родам
прош. время
+
+ (в ед.ч.)
наст. время
+
+
буд.время
+
+
Потренируйся!
1.Над словами предложений укажи известные тебе части речи. У
существительных определи падеж.
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей.
Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра.
Вот сугроб. Там спит медведь.
2. Определи число и род существительных.
7 Окно, зима, книги, девочки, пенал, зоопарк, стекло, метро, подруга, пенал,
ручки, ель, сосна, медведь, зима, мороз, пни, кусты, лёд, ручей, шубы.
Приложение 2
Зачёт по теме «Части речи» (3кл) Письменный опрос.
I вариант
1. Реши орфографические задачи
Наступила х. лодная з .ма. (К) .кну п.дл.тела с.ничка. Бабушка п.ж.лела
птич.ку. Через открытую форточку она впустила с.нич.ку в комн.ту. Всю
долгую зиму пр.ж.ла синич.ка в кв.ртире.
2. Над словами 1.2.3. предложения укажи части речи
3.Укажи падеж существительного, обозначь + слово «командир».
Взяла у подруги, шли по тропинке, думал о маме, прилетели к
фиалке, увидел птицу, девочка пела, бил молотком.
4.Укажи время глагола,
число,
лицо,
род.
(Если можно)
Строим____________________
нарисовал______________________
бегали__________________________
будем есть_______________________
светит___________________________
8 II вариант
1. Реши орфографические задачи
Еловый лес ст. ял в сн.гу. Я сел (на) пень. На с. сне с. дел клёст и д.лбил
ш.шку. Я ш. гнул в ст.р. ну и увидел гн . здо. Там с. дела птичка. Я пр.т.
нул руку.
1. Над словами 1.2.3. предложения укажи части речи
3. Укажи падеж существительного, обозначь + слово «командир»
Сбежал по дороге, ходит у клетки, бросился к маме, мальчик танцует,
увидел зверька, стучал палкой.
4. Укажи время глагола, число, лицо, род. (Если можно)
Едут_________________
Будет петь________________________
Говоришь________________________
Гулять______________________
Прыгала___________________
Приложение 3
Ведомость оценки консультантов
Фамилия, имя
Вопросы
5
1
2
3
4
Отметка за
устный
Отметка
письменный
за
6
7
опрос
опрос
9 1. Кузина Маша
+ + + + + + + 5
2. Рубцова Вика
3.Дубровский Дима
4. Озёрский Артём + + + + +
+ + + 4
+ + + + + 4
4
+ + +
Все + «5»
1 – 2 минуса «4»
3 минуса « 3»
10 Приложение 4
Урок контроля, оценивания и коррекции знаний учащихся
Вид учебного занятия: урок зачёт по теме «Части речи» 3 класс УМК «Гармония»
Цель: определение уровня знаний о частях речи и практического их применения; коррекция знаний умений и
навыков
Этап урока
I.Организация
начала урока
II. Мотивация
учебной
деятельности
Деятельность учителя
Прозвенел звонок веселый.
Деятельность учащихся
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Ребята отгадайте загадки:
1. Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам
2. Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю Вашу речь,
Меня Вам надо знать, беречь!
3.Что без меня предметы?
имя существительное
имя прилагательное
Формирование УУД
Коммуникативные
УУД
(использование
языка и речи)
Личностные
(мотивация)
средств
УУД
Познавательные УУД
( выполняются логические
действия с языковым
материалом)
(
использование
11 Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
имя существительное,
прилагательное, глагол. Что это?
имя
Ребята как вы думаете, мы
сегодня будем изучать новый
материал? Или повторим и
обобщим изученное?
Сегодня у нас зачёт по теме «
Части речи». Каждый из Вас
глагол
части речи
1.Мы будем повторять изученные
части речи.
2. Покажем свои знания по теме
«Части речи»
Постановка
задач урока
информации полученной
ранее)
УУД
Регулятивные
(постановка учебной задачи,
планирование)
12 получил вопросы и задания к
зачёту. (Приложение 1) Две
недели время на подготовку.
Готовы Вы начать зачёт?
да
Предварительно класс делится на
группы (экипажи) в каждой
консультант
группе
есть
(командир)
I часть зачёта – устный опрос
На
доске
таблички
(перевёрнутые) с надписями:
доверие, делегат, всем всё, по
выбору
Командиры экипажей выбирают
табличку. Запись на табличке
обозначает,
как
экипажу
III.Проверка
основных
понятий
и
Доверие командир экипажа ведёт
опрос самостоятельно, выставляет
отметку за устный опрос каждому
члену экипажа.
Делегат – 1 человека выбирают члены
экипажа.
Он отвечает учителю.
Остальных опрашивает командир.
Всем всё – опрос ведёт учитель,
Регулятивные
УУД
(проверка, коррекция)
Коммуникативные УУД
13 умения
самостоятельно
работать дальше.
объяснять их
сущность,
У консультантов есть ведомость,
где они выставляют отметки за
опрашивает всех членов экипажа.
По выбору – учитель сам выбирает 1
остальных
ученика для опроса,
опрашивает командир экипажа.
(участие в продуктивном
диалоге)
приводить
аргументы и
примеры
устный опрос. (Приложение 2)
II часть зачёта – письменный
опрос
Учащиеся получают задания по
вариантам и приступают к
Познавательные УУД
самостоятельное решение
самостоятельной работе. (Приложение
3)
проблемы, моделирование
(перевод устной речи в
Письменный опрос учитель
оценивает сам. В ведомости
выставляется вторая отметка за
письменный опрос. Учащиеся
получают две отметки.
Консультанты отчитываются о работе
в группе, отмечают, кто лучше всех
подготовился к зачёту, кому над, чем
нужно поработать.
IV.Проверка
глубины
осмысления
письменную)
Регулятивные
УУД
(контроль, коррекция)
Познавательные УУД
(
использование
информации полученной
14 знаний и их
применение
V.Сбор
выполненных
заданий,
проверка,
анализ, оценка
Что я сделал?
С какой целью?
Какой результат я получил?
VI. Подведение
итогов урока.
Я своей работой …( доволен, не
очень доволен. Почему?)
Рефлексия.
Я могу двигаться вперёд?
У меня остались вопросы
Я совсем не готов к зачёту
Учащиеся оценивают свою работу на
уроке
«Светофор»
показывают зелёный кружок
показывают жёлтый кружок
показывают красный кружок
ранее, анализ и синтез)
Коммуникативные УУД
(самовыражение,
монологические
высказывания разного типа)
Регулятивные
УУД.
(оценка)
Умение
адекватно
оценивать
деятельность.
свою
15 Целью данного пособия является оказание
методической помощи в подготовке и проведении урока –
зачёта в начальной школе. В пособие представлен материал
из опыта работы учителя. В методических рекомендациях
также представлен конспект урока – зачёта по русскому
языку в 3 классе. Где подробно рассмотрены все этапы
урока, деятельность учителя, деятельность учащихся. При
подготовке урока – зачёта в начальной школе данные
рекомендации будут очень полезны учителям начальных
классов.
16
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
« Методические рекомендации по организации и проведению урока – зачёта в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.