: «Народные промыслы»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Народные промыслы» Цель: Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов. Задачи: 1. Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров. 2. Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству. 3. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома), готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка. Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам. Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор. Методы и приёмы: • Организационный момент: «Круг добра» • Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации • Рассказ воспитателя о народных промыслах • Физминутка «Скоморохи» • Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор» • Итог В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Иконка файла материала «Народные промыслы».doc
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему:                      «Народные промыслы» Цель:            Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов. Задачи: 1. Продолжить   формировать   знания   об   особенностях   изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров. 2.  Развивать   эмоционально   –   положительное   отношение   к народному декоративному искусству. 3. Воспитывать   эстетическое   восприятие   произведений   искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.  Интеграция «Коммуникация», культура» образовательных     «Художественное   творчество»,   областей: «Познание»,   «Физическая Материалы   и   оборудование: изделия   народных   промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда   ­   хохлома),  готовые   образцы   рисунков,   фломастеры   для каждого ребёнка. Предварительная   работа: беседы,   рассматривание   альбомов, рисование по образцам. Словарная   работа: закрепить   в   словаре   детей   слова   промысел, роспись, узор. Методы и приёмы:   Организационный момент: «Круг добра»  Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации  Рассказ воспитателя о народных промыслах  Физминутка «Скоморохи»  Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»  Итог В   группе   организована   выставка     «Народные   промыслы  России». Ход НОД Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим   им   свои   улыбки   и   хорошее   настроение.   (Дети   берутся   за руки, улыбаются друг другу). «Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам, Доброе утро всем нам ­ Добрым, хорошим друзьям». (дети проходят, садятся на стулья)Воспитатель: Ребята,   я   сегодня   получила   сказочное   письмо,  давайте   посмотрим,   что   в   письме.   (Воспитатель   открывает    конверт  и читает письмо)  «Дорогие ребята,  пишет  вам ваш друг Незнайка.  Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом.  Помогите мне, пожалуйста». Ребята, а что такое  народные промыслы? (это то, что мастерили  русские  люди)  Воспитатель: Да,   русские   люди   –   удивительный   народ.   Они  всегда   стремились   к   красоте,   замечали   ее   вокруг   себя:   восход солнца,  снегопад, хоровод  осенних  листьев. Своими  руками  русские  люди        творили   чудеса:   делали   посуду,   игрушки   и   много   других  предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так   появились   народные   промыслы.  Посмотрите   на  все  эти   изделия: дымковская   игрушка,   гжель,   деревянная   посуда   расписанная   узором хохломы   и   другие   изделия;   как   они   красивы,   какой   тонкий   и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все   эти   изделия   изготавливались   для   использования   в   повседневной жизни. Воспитатель:  Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам. (Показывает предмет городецкой росписи) Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовут. Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают! На   берегу   Волги   раскинулся   древний   русский   город   Городец. Окружающие   город   богатые   леса   служили   постоянным   источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто­то вырезал ложки, кто­то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто­то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно). Рассмотрите   элементы   городецкой   росписи.   Из   каких   элементов состоит узор? Дети:  цветов, листочков. Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку) Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок.Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом. И село большое Дымково назвали. И лепили там из глины. Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Воспитатель:   Как называются эти игрушки? Дети: Дымковские игрушки. Воспитатель:  Из какого материала они изготовлены? Дети:  Из глины. Воспитатель:   Верно,  молодцы!  Дымковская   игрушка  — один  из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с   весенним   праздником   Свистунья,   к   которому   население   слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.  Скажите   мне,   какой   узор   характерен   для   росписи   дымковской игрушки? Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии. Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку) Роспись хохломская Словно колдовская В сказочную песню Просится сама. И негде на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней Наша хохлома! ­  Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда? Дети: из дерева. – Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? Дети: Из травки, листочков, ягод. Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный   орнамент,   который   называют   «травкой»,   «ягодкой», «листиком». Воспитатель: А   назвали   хохломской,   потому   что   мастера   из древесины изготавливали посуду,   расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке:  «Кому посуда   для   каши,   окрошки!   Чудо   –   блюдо,   да   чашки   ложки,   к   вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка? Дети: Это место где продают разные товары. Воспитатель: Ярмарка ­ это праздник, веселье, торговля, гуляние.Физминутка   Мы ребята удалые, Скоморохи озорные. Всех на ярмарку зовём, Всем игрушки продаём! Раз, два, три, четыре, Круг по уже, круг пошире! На носочек и на пятку, А потом пляши вприсядку! Влево, вправо повернись, Веселее улыбнись! Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам.    (Показывает предмет из гжели) Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели.    ­   Какой   цвет   используют   мастера   при   росписи   керамической посуды? Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом. Воспитатель: В   городке   Гжель,   изготовлялась   из   знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы.   Например,   каргопольская   игрушка. (Показ). О   них   мы поговорим позже. Д/игра «Закончи узор» А   сейчас   ребята,   я   предлагаю   вам   стать   народными   мастерами, художниками  и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат   незаконченные   образцы   частей   одежды.Нам   надо   дорисовать узоры.  Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).  Итог Воспитатель:  Ребята,   вам   понравилось   занятие?   Что   именно понравилось?  Посмотрите  на выставку, какая  чудесная получилась   у наших   мастеров   игрушка   яркая,   красочная. (Предлагает   детям выбрать работу, которая  понравилась. Чем понравилась).