Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Народные промыслы»
Цель:
Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.
Задачи:
1. Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
2. Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
3. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома), готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.
Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.
Методы и приёмы:
• Организационный момент: «Круг добра»
• Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации
• Рассказ воспитателя о народных промыслах
• Физминутка «Скоморохи»
• Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»
• Итог
В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему:
«Народные промыслы»
Цель:
Закрепить знания детей об истории возникновения народных
промыслов.
Задачи:
1. Продолжить формировать знания об особенностях изделий
городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
2. Развивать эмоционально – положительное отношение к
народному декоративному искусству.
3. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства,
чувства цвета, чувства прекрасного.
Интеграция
«Коммуникация»,
культура»
образовательных
«Художественное творчество»,
областей: «Познание»,
«Физическая
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов
(дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель,
посуда хохлома), готовые образцы рисунков, фломастеры для
каждого ребёнка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов,
рисование по образцам.
Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел,
роспись, узор.
Методы и приёмы:
Организационный момент: «Круг добра»
Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации
Рассказ воспитателя о народных промыслах
Физминутка «Скоморохи»
Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»
Итог
В группе организована выставка «Народные промыслы
России».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними,
подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за
руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья)Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо,
давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает
конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина
дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А
я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».
Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили
русские люди)
Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они
всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход
солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские
люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других
предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.
Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия:
дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором
хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и
неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту,
все эти изделия изготавливались для использования в повседневной
жизни.
Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным
местам.
(Показывает предмет городецкой росписи)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец.
Окружающие город богатые леса служили постоянным источником
сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Ктото
вырезал ложки, ктото точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки),
а ктото изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка,
веретено, ткали полотно).
Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов
состоит узор?
Дети: цветов, листочков.
Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Воспитатель: Как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель: Из какого материала они изготовлены?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из
самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают
с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы
Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов,
уточек.
Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской
игрушки?
Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.
Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?
Дети: из дерева.
– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких
элементов состоит узор?
Дети: Из травки, листочков, ягод.
Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой
растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой»,
«листиком».
Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из
древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в
большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому
посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам
приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?
Дети: Это место где продают разные товары.
Воспитатель: Ярмарка это праздник, веселье, торговля, гуляние.Физминутка
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным
местам. (Показывает предмет из гжели)
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Какой цвет используют мастера при росписи керамической
посуды?
Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.
Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых
гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их
своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные
промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы
поговорим позже.
Д/игра «Закончи узор»
А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами,
художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе
лежат незаконченные образцы частей одежды.Нам надо дорисовать
узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).
Итог
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно
понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у
наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям
выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).