" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
Оценка 5
Семинары
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
03.05.2017
Интенсивное развитие системы дополнительного образования детей способствует решению серьезных социальных проблем, возникающих на современном этапе. Ее решение возможно только при создании образовательной среды, компенсирующий негативные воздействия социальных обстоятельств, обеспечивая интенсивное проживание в учреждение дополнительного образования, интегрируя тем самым семейное и школьное образование. В такой среде деятельность педагогов является фактором гуманизации пространства детства, а в качестве основных показателей успешности их работы выступают активность и самостоятельность конкретного ребенка.
развитие образовательной активности детей.doc
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
УстьУдинский районный Дом детского творчества
Доклад
на семинаре для педагогов дополнительного образования
" Развитие образовательной активности детей как фактор
и результат их дополнительного образования"
Подготовил: методист
по воспитательной работе
ДДТ Орлова В.С. апрель 2017 г.
Интенсивное развитие системы дополнительного образования детей
способствует решению серьезных социальных проблем, возникающих на
современном этапе. Ее решение возможно только при создании
образовательной среды, компенсирующий негативные воздействия
социальных обстоятельств, обеспечивая интенсивное проживание в
учреждение дополнительного образования, интегрируя тем самым
семейное и школьное образование. В такой среде деятельность педагогов
является фактором гуманизации пространства детства, а в качестве
основных показателей успешности их работы выступают активность и
самостоятельность конкретного ребенка.
Проблема человека как субъекта социальной деятельности, основу
которой составляет индивидуальный опыт, широко разрабатывается в
психологопедагогической литературе. Среди характеристик субъектности
активность занимает особое место, объединяя категории мотива,
отношения и действия, причем внутренней основой активности являются
мотивы, цели и фонд умений личности, внешней – деятельность, которая
выступает как преобразование отношений между потребностями субъекта
и возможностями их удовлетворению. Активность личности зависит как
от субъекта деятельности, так и от условий, в которых разворачивается
эта деятельность.
Активность субъекта в процессе обучения можно охарактеризовать
понятием «образовательная активность», которая означает способность
учащегося создавать собственную образовательную программу в условиях
УДОД. Самостоятельное выстраивание образовательной программы
включает отбор содержания обучения по определенному самим учащимся
кругу знаний, определение адекватных форм и методов изучения данного
содержания в учебном процессе возможностей для реализации этой
программы. В структуре образовательной активности существуют:
когнитивный компонент
(включает содержание индивидуального
образовательного запроса и особенности содержания образовательной
программы),
эмоционально – ценностный компонент ( указывает
направленность образовательной активности и удовлетворенность
процессом обучения),
(содержит
включенность в образовательный процесс и самостоятельность в создании
образовательной программы).
деятельностный компонент УРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ВОСПИТАННИКА УДОД
Показатели
Уровней ОА
Содержание
Индивидуального
образовательного
запроса
Уровень ОА
адаптации
Информационный
(чаще всего на новые
сведения
в
нормативном поле
содержаний)
презентации
Демонстрационный
(на новые виды
деятельности,
объединение
в
гомогенные группы
по
сходным
интересам)
Особенности
Образовательной
программы
Отбор содержания из
предложений педагог
ДО
Направленность
Образовательной
активности
На удовлетворение
информационного
запроса
выбор из
Расширяются
горизонтальные
связи,
предложений
товарищей
На предъявление и
получение оценки
своего опыта в
соревновании или
дискуссии
Включенность
образовательный
процесс
в
низкая,
репродуктивная
но
Достаточно
высокая,
индивидуальный
опыт
предъявляется в
контексте только
существующий
проблематики
и
на
сами
интеграции
Запрос
разработку
ровесниками
проблем
проектов,
возникновение
гетерогенных
групп
Учащиеся
определяют
порядок работы,
«верстают»
расписание
На переосмысление
и преобразование
своего опыта через
создание
совместных
проектов
Высокая,
выражается
в
предложениях по
разработке
проектов Самостоятельность
В
создании
образовательных
программ
отсутствует
самостоятельность в
определении условий,
необходимых
для
реализации программ
Развита
самостоятельность
в формировании
ОП, но требуются
консультации
с
преподавателями
Удовлетворенность
процессом
обучения
удовлетворение
информационного
запроса на новое
нормативное
содержание
Удовлетворение от
возможности
проявить
предъявить
собственной опыт
себя,
При формирование
ОП
идут
с
консультации
педагогами
и
друзьями, большая
степень
независимости в
деятельности
учения
Удовлетворение от
возможности
преобразовать и
обогатить
свой
опыт, сотрудничая
с товарищами.
Образовательная активность, являясь интегральной характеристикой
личности, способна развиваться в процессе обучения в учреждениях
системы дополнительного образования детей, определяя тем самым
поведение личности. Она проходит в своем развитии определенные уровни,
качественно меняющиеся в процессе обучения,
уровни адаптации,
презентации, интеграции. К показателям, которые позволяют судить об
изменение уровня образовательной активности, относятся содержание
индивидуального образовательного запроса к программе, особенности
содержания программы, направленность образовательной активности,
включенность в образовательный процесс и самостоятельность в создании
образовательной программы.
Необходимо иметь в виду, что не все учащиеся достигают высоких
уровней развития образовательной активности: некоторые учащиеся могут
закончить свое обучение на уровне адаптации. Этот факт свидетельствует
лишь о различных личностных характеристиках субъектов
образовательного взаимодействия
В дополнительном образовании ведущим мотивом деятельности
воспитанника является познание нового, а использование полученных
знаний для самосовершенствования смыкается с творческой активностью.
Таким образом, образовательная активность заполняет промежуток между
познавательной и творческой активностью, объединяя категории познания и
творчества в деятельности учения. Преподавателям УДОД, учитывая
специфику образовательного взаимодействия, необходимо ориентироваться
преимущественно на диалоговый стиль общения с высоко мотивированными
учащимся. Ориентация на такой стиль общения предполагает, что учащиеся
в процессе обучения выступают как носители нового содержания для своих
товарищей и преподавателей. Опираясь на жизненный опыт, который
является важным источником обучения, они стремятся с помощью учебы достичь конкретных целей и безотлагательно реализовать полученные в
обучения знания. Результатом обучения в таком случае становятся
личностные изменения, которые и потом будут поддерживать в ребенке
потребность в развитии, а высокая образовательная активность явится
характеристикой этого весомого результата.
2.Если полагать, что результативность дополнительного образования
напрямую связанна с образовательной активностью, которую проявляет
учащийся, то при построении процесса обучения в системе дополнительного
образования следует учитывать, что учащийся – полноценный субъект
собственной образовательной деятельности и равноправный участник
взаимодействия. В дидактике личностно – ориентированного образования
активность фигурировать как одно из основных понятий субъект –
субъектного взаимодействия учителя – фасилитатора и ученика.
Применительно к специфической деятельности обучающегося, которая
разворачивается в условиях УДОД, высокий потенциал понятия активности
субъекта используется недостаточно полно, а на уровне построения
конкретных технологий вопрос разработан лишь фрагментарно. В
современной практике работы учреждений системы дополнительного
образования чаще всего обучение не имеет общего содержательного стержня,
достаточно автономно и почти не разрешает «подключение» других
участников, оно в значительной мере ориентировано на специально –
предметное содержание и не предъявляет разнообразия новых форм и
методов обучения с учетом специфики дополнительного образования. Часто
действующая система провозглашает, но не признает учащегося субъектом
образовательного взаимодействия, и тогда взаимодействие осуществляется
по формальным признакам – предъявленные в программах и учебных планах
содержание и формы работы не соответствуют заявленным целям. Таким
образом, в практике УДОД развитие значимых качеств личности не
рассматривается как фактор и результат процесса обучения. Естественно,
образовательная активность воспитанника практически не развивается, а
также не используется ни в качестве характеристики процесса
дополнительного образования, ни в качестве критерия оценки его
эффективности.
Анализ деятельности системы УДОД показывает необходимость ее
реформирования за счет изменения организационных форм обучения, так как
только изменение структуры процесса может привести к росту
образовательной активности. При этом имеется в виду и внутреннее условие,
(источник активности находится в самом субъекте образовательной
взаимодействия), и результат деятельности системы (сформированность
человека как субъекта собственной образовательной деятельности).
Представляется очевидным, что усилия преподавателей учреждения
дополнительного образования должны быть направлены на создание учебного процесса, инициирующего образовательную активность, обучение
результативно лишь тогда, когда воспитанник активен не только в ходе, но и
по завершении обучения.
Наиболее перспективен в деятельности УДОД подход, который
ориентируется в организации взаимодействия с учащимися на процесс
создания совокупности индивидуальных личностно – ориентированных
образовательных программ и видит в нем новые возможности творческого
развития системы. Суть системы дополнительного образования позволяет
учащимся самостоятельно составлять индивидуальные учебные планы и
записываться в те группы, которые наиболее соответствуют их
образовательным интересам, самим выбирать кружки, клубы, секции и
преподавателей.
По рекомендациям И.С. Якиманской, для обеспечения личностно –
ориентированного обучения необходимо:
а) наличие разных вариантов программ, учебников, дидактических
материалов, позволяющих на едином базовом содержании
знаний
варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения;
б) создание условий для самостоятельного выбора учеником способов
работы, типов заданий, вида и форм учебного материала;
в) использование разнообразных интерактивных форм занятий,
решение субъектов значимых для ученика задач;
г) проведение специальной подготовке учителя, который, помимо
знания своего предмета, умел бы следить за развитием каждого ученика,
гибко выбирать методические приемы и средства;
д) предъявление особых требований к личности учителя, способного
к постоянно доброжелательному общению с разными учениками,
ориентированного на уважительное отношение к каждому, независимо от
его наличных успехов и реальных достижений;
е) поощрение индивидуальных сдвигов в развитие ученика на основе
сравнения его не столько с другими, сколько с самим собой.
Используя «средовой» подход к описанию процесса обучения, можно
определить основную задачу УДОД как создание образовательной среды,
способствующей развитию образовательной активности,
что
рассматривает
нами как фактор и результат дополнительного
образования. Критерием качества такой образовательной среды станет ее
способность обеспечивать субъектам образовательного процесса систему
возможностей для эффективного личностного развития. Образовательного
активность имеет пространство реализации (обучение в условиях УДОД) и
средство реализации потенциала личности – собственно деятельность
обучения в процессе,
построенном на идеях личностно –
ориентированного образования,
составляя суть проявления
гуманистических отношений в системе дополнительного образования. найти,
узнать,
удовлетворение
максимальное
3. Организация учебного процесса в условиях УДОД в соответствии с
гуманистическими ценностями начинается с изменения его структуры, так
как именно структура определяет связи между субъектами взаимодействия,
которые могут изменить опыт или сознание индивида. Изменение
структуры процесса позволяет конструировать учащемуся собственную
образовательную деятельность в процессе обучения и проводит к
изменению образовательной активности. Организационно – педагогическую
основу такого обучения составляют принципы, которые ориентируют
процесс на максимальное содействие развитию образовательной активности
от уровня адаптации к более высокому уровню интеграции и требуют
продолжительного обучения в учреждение УДОД в условиях стабильного
коллектива учащих и учащихся.
На первом этапе реализуют принцип свободы выбора
содержания
дополнительного образования, который
обучения в учреждение
предполагает
индивидуального
образовательного запроса наличным состоянием системы. Этот принцип
соответствует когнитивной составляющей образовательной активности и
может существенно расширить мотивационный спектр учащегося на
познавательном уровне. Условиями реализации этого принципа являются
консолидация деятельности учебных подразделений УДОД, работа в
режиме «открытых дверей», наличие вариативной части программы. На
этапе адаптации к среде учащемуся необходимо совершить большое
количество энергоемких действий:
записаться,
познакомиться, выяснить и так далее. На этом этапе образовательная
активность направлена на освоение структуре обучения, ее освоение
приводит к достижению адаптивного уровня развития образовательной
активности.
На втором этапе реализуется принцип смены ролей в ходе
образовательного взаимодействия учащихся в процессе обучения в УДОД.
После первого этапа в некоторый (индивидуальный для каждого) момент у
учащегося возникает потребность высказывать свои соображения, а может,
предложить свой вариант решения проблемы, выступить в роли учителя.
Условиями реализации принципа «смены ролей…..» являются
провозглашение организаторами кодекса демократического группового
взаимодействия и поддержки инициативы учащихся, разновозрастный и
разно уровневый состав участников в крупных учебных объединениях и
наличие времени для реализации учащимися вариативной части учебного
плана. К этим условиям желательно добавить совместное проживание в
пространстве, изолированном от влияний повседневности (выезд в лагеря
труда и отдыха и т.д.). На этапе презентации учащийся уже предъявляет
свой опыт через предоставленную организаторами возможность провести
занятия в вариативной части программы обучения,
возникают разнообразные формы работы (например, мастерские часы ученичества,
конкурсы и т.д.), с помощью которых предъявляются индивидуальные
результаты деятельности, растет их число, фиксируется сближение и
доверие между участниками обучения. В таком случае можно говорить, что
воспитанниками освоен второй уровень развития образовательной
активности.
Третий этап реализует принцип созидающего сотрудничества
посредством проектной работы учащихся в ходе обучения в условиях
УДОД. На третьем этапе усиливаются горизонтальные связи и
самодеятельность воспитанников, фиксируется стремление к деловому
общению. Условия реализации таковы: организация постоянных встреч всех
учащихся (продолжительность встреч может варьироваться в зависимости
от обстоятельств и возможностей УДОД); усвоение учащимися кодекса
демократического группового взаимодействия; стремление организаторов к
созданию некоторой незавершенности обучающегося цикла и поощрения
группового проектной работы, предполагающей развитие во времени. На
третьем этапе учащиеся присваивают новые формы отношений через
согласование позиций, между учащимися образуются устойчивые связи по
интересам, а потребность в общении реализуется с помощью разнообразных
средств коммуникации,
происходит проектирование дальнейшей
совместной работы. Таким образом, учащиеся достигают интегративного
уровня развития образовательной активности.
Результативность процесса обучения, ориентированного на развитие
образовательной активности, в существенной мере определяется
вариативностью функционала педагога дополнительного образования. На
этапе адаптации он выступает главным образом в качестве информатора и
технолога, обеспечивающего учащимся «движение по индивидуальному
траекториям обучения». На этапе презентации он – скорее фасилитатор,
помогающий учащимся в проведении своих занятий (обсуждает, как лучше
представить индивидуальный опыт в контексте содержания данного курса),
способствует созданию гомогенных проблемных групп, работающих под
руководством лидеров. На этапе интеграции педагог инициирует
многоплановое взаимодействие учащихся, способствует функционированию
проблемных групп.
Организационно – педагогические принципы развития образовательной
активности и адекватные им организационные формы, средства и способы
обучения обеспечивают всесторонность развития личности в учреждении
дополнительного образования.
4. Трудную задачу по оценке эффективности деятельности УДОД
можно максимально оптимизировать, наблюдая за ростом образовательной
активности учащегося. Введенные уровни и показатели достаточно широко
охватывают различные проявления образовательной активности, являясь достоверным критериям эффективности процесса. В дальнейшем возможен
графический способ диагностики образовательной активности, который
включит в себя сбор информации по результатам специально разработанной
анкеты, построение графиков по показателям развития образовательной
активности и их анализ. Достижение определенного уровня развития
образовательной активности означает, что данное качество личности будет
проявляться не только в процессе обучения в учреждение дополнительного
образования. Не всегда в школе в рамках традиционного обучения
складывается благоприятная обстановка для развития личности. Поэтому
УДОД дает учащемуся в помощь новый образовательный опыт и идеи для
продолжения деятельности учения, которые возникают на основе
развившейся образовательной активности.
Успешность в дальнейшем жизни определяется не только
индивидуальными свойствами личности и конкретными условиями
основного места учебы или работы, но и эффективностью обучения в
учреждении дополнительного образования.
" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
" Развитие образовательной активности детей как фактор и результат их дополнительного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.