Вот по золотому фону рассыпались красные ягоды смородины или рябины, изящно легли тонкие стебли и листочки, а здесь цветок необыкновенный с травкой. Эту роспись так и называют – под листок или травка. Травка – главный мотив хохломской росписи.Есть у мастеров и другой прием – под фон. Когда создается роспись «под фон», получается орнамент из золотых листьев и цветов. На красном или черном фоне золотистые изображения выглядят очень нарядно.План - конспект урока
Разработка урока.docx
Предмет: ИЗО, 5 класс. Прохоренко Светлана Владимировна
Тема урока: «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
Образовательные ресурсы:
Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и
художественный труд» 19 классы под руководством Б.М. Неменского
Москва «Просвещение» 2009г.
«Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс
Н.А.Горяева, О.В.Островская Москва «Просвещение» 2006 г;
Техническое обеспечение: ПК, проектор, проекционный экран для учителя,
презентация «Золотая хохлома»;
Оборудование учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Беседа об истории развития хохломского промысла и основных элементах росписи.
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания
5. Рефлексия
6.
Домашнее задание.
Цель: Ученик получит возможность углубить познания о народном декоративно –
прикладном искусстве – хохлома.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование художественного вкуса и способности понимать значение
промысла для отечественной культуры;
Предметные: уметь выполнять основные мотивы хохломской росписи;
Метапредметные: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать
эстетическую оценку хохломскому искусству.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные
мастера, они создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими
чудесами.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь отчизне!
(В. Боков) (слайд №2)
3. Вы уже догадались, какая сегодня тема урока? «Хохломская роспись».
Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?
Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным давно поселился за Волгой веселый
мужичек – умелиц. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал.
Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как – то к его
порогу жар птица. Он и ее угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим пером к
чашке, и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, да в ней намек – добрым молодцам
урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная
красота?
А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев. Они писали на
деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уже и посуду стали по такому способу
золотить.
Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское,
Кулигино, Семино, Хрящи вблизи торгового села Хохлома, от которого и пошло название.
Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут.
Посмотрите на эти прекрасные, сказочно красивые изделия: квасники, кружки, ковши и
ложки. Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписи
по дереву – хохломской. Хохломская роспись – это удивительное искусство,
сокровищница мировой культуры.
Расписывали на Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по – своему привлекало
глаз и поражало своей неповторимостью. (слайд № 3 6).
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется. Попробуй, сумей – ка!
А где – то Кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.
Еще характерен для всей Хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
(И. Кадухина)
Хохломская роспись по способу нанесения узора на изделие делится в основном на
верховую и фоновую. (слайд №79)
Вот по золотому фону рассыпались красные ягоды смородины или рябины, изящно легли
тонкие стебли и листочки, а здесь цветок необыкновенный с травкой. Эту роспись так и
называют – под листок или травка. Травка – главный мотив хохломской росписи.
Есть у мастеров и другой прием – под фон. Когда создается роспись «под фон»,
получается орнамент из золотых листьев и цветов. На красном или черном фоне
золотистые изображения выглядят очень нарядно.
Любимые цвета – красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой
прорисовки – приписок. Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки,
ягодки, цветы сказочные. Давайте внимательно присмотримся к росписи, что и как мастера
делают. Элементы хохломского орнамента (слайд №1011).
Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно
старинная песня:
Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьется
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Житье пребогато:
Серебряные листья,
Цветы золотые
(Русская народная песня) (слайд №12).
Какие значения имеют цвета
Красный – символизирует огонь, любовь, преданность.
Золотистый – свет, солнце.
На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует
торжественность (слайд №13).
3.Постановка художественной задачи. Придумай интересную форму предмета и распиши его травным орнаментом с ягодами или
цветами. Вначале загрунтуйте бумагу желтоватым цветом. Узор составьте соблюдая
стилевые особенности хохломской росписи.
Последовательность использования элементов травного узора (слайд №14).
Физминутка:
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
4.Практическое выполнение задания. Все элементы выполняются кистью без использования
карандаша.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, что нового вы узнали на уроке?
С каким народным промыслом познакомились?
Как называется роспись и почему у нее такое название?
Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою
деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего
класса по следующему алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
6. Домашнее задание: На этом наше знакомство с хохломской росписью не заканчивается,
вам предстоит дома ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 83).
Спасибо всем за урок.
: «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
: «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
: «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.