Все началось более 8 лет назад, когда учащиеся нашей школы впервые приняли участие в международном дистанционном проекте Эрудит Марафон Учащихся, проводимом Центром Развития Молодежи (г. Екатеринбург) и до сегодняшнего дня являются активными его участниками. Последние 3 года наша школа стабильно удерживает 2 место в региональном рейтинге результативности негородских школ.
Учителя решили: почему бы не привлечь всех учащихся начальной школы к участию в олимпиадном движении?! На наш взгляд, одной из форм внеучебной деятельности, направленной на формирование мировоззрения ученика, развитие в нем любознательности и эрудиции и позволяющую решить данную проблему, может стать организация интеллектуального марафона (ИМ) в начальной школе, своеобразного общественного смотра знаний и умений, который в нашей школе стал традиционным ежегодным мероприятием (организован с 2005 учебного года). Организаторами являются педагоги школы.
А у нас в школе.docx
А у нас в школе
С сентября 2011 года МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» является
региональной инновационной площадкой по теме: «Развитие познавательной потребности
младших школьников как условие развития одаренности». Тема была выбрана неслучайно.
На современном этапе развития нашего от школы ждут сегодня не «нашпигованных»
знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и
применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными,
да и в школе накоплен определенный положительный опыт по работе с детьми,
мотивированными на учебу.
Поиски новых подходов к организации образовательного процесса за рамками школьного
урока направлены на формирование личности, обладающей высокой эрудицией,
физическим и психическим здоровьем, способным, в перспективе, трудиться в любой
сфере, а, следовательно, должны давать возможности для развития данных способностей.
На наш взгляд,
такой формой может стать организация круглогодичного
интеллектуального марафона (ИМ) в начальной школе – своеобразный общественный
смотр знаний и умений – который мы решили организовать с 2005 учебного года.
Ученику предстоит проделать трудный,
но увлекательный путь познания,
самосовершенствования. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя, семьи.
В настоящее время педагогическим коллективам даны широкие возможности выбора форм
и методов работы с детьми. В первую очередь это проявляется в праве самим определять
приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей общества, но и
особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его
распоряжении материальной базы, интересов родителей. Родители сегодня стремятся
устроить своего ребенка в такое образовательное учреждение, где созданы условия,
обеспечивающие ребенку психологический комфорт, его развитие, где идет ориентация на
ребенка как на личность. На сегодняшний день все больше внимания уделяется повышению
качества образования: на федеральном и региональном уровнях разрабатываются
специальные программы,
направленные на улучшение
образовательной деятельности. Помимо этого, качество образовательного процесса
определяется применяемой методикой, ведь обучение должно быть не только полезным, но
интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем
любознательность и эрудицию. С этой задачей полностью справляются интеллектуальные
игры, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью образовательной
деятельности. Проведение интеллектуального марафона в начальных классах нашей школы
уже стало традицией. Они позволяют ребенку развиваться, стимулируют его интерес в той
или иной области, а также делают его эрудированным.
Для развития интеллектуальной творческой личности возможно проведение
интеллектуальнонакопительного
начальной
школы. Организаторами являются педагоги школы. Руководитель ШМО учителей
начальных классов осуществляет мониторинг участия школьников 2 – 4х классов во всех
турах ИМ, что позволяет сформировать банк данных об учащихся, имеющих высокие
творческие,
способности.
Данная форма призвана решить проблему привлечения всех учащихся начальной школы к
участию в олимпиадном движении.
Марафон проводится в два тура:
Первый тур индивидуальный. Цель первого тура – выявить умение учащихся на разном
уровне использовать известные им способы действий, решений. Тур проводится отдельно
для каждой возрастной категории, начиная со 2 класса. Задания Марафона, выполняемые
реализуются проекты,
интеллектуальные
марафона
академические
и
для
учащихся участниками в течение учебного года, носят накопительный характер. В ходе участия в
Марафоне каждый учащийся индивидуально накапливает баллы по результатам
выполнения заданий.
Второй тур – коллективный. Цель тура – выявить умение команд внутри 1,2,3,4 классов,
собранных из учащихся, набравших высшие баллы, взаимодействовать в малой возрастной
группе: выполнять совместные задания интеллектуальнотворческого характера. Тур
проводится в апреле, является итоговым. По итогам командного интеллектуального
марафона в начальных классах к награждению представлено 10 учеников, родителям
которых направлены благодарственные письма.
Среди первоклассников в апреле проводится Марафон первоклассников, по итогам
которого проводится командная игра «Хочу все знать!».
Еще одна из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,
способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей –
это предметные олимпиады. В них принимают участие дети, набравшие наибольшее
количество баллов в марафоне (не более 5 от класса).
Более 8 лет учащиеся нашей школы принимают активное участие в международном
дистанционном проекте Эрудит Марафон Учащихся, проводимом Центром Развития
Молодежи (г. Екатеринбург). Последние 3 года наша школа стабильно удерживает 2 место
в региональном рейтинге результативности негородских школ.
В этом учебном году мы пошли еще дальше. В конце апреля прошла 1 научнопрактическая
конференция младших школьников «Первые шаги в науку», которая проходила 2 дня.
Было много сомнений о необходимости ее проведения, но, уже после 1го дня работы было
понятно: решение о проведении данного мероприятия правильное.
Цель конференции: развитие навыков научноисследовательской работы, умения
самостоятельно и критически мыслить, использовать научные знания на практике.
Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и
исследовательских умений учащихся выделяют следующие умения, приобретаемые детьми
в ходе участия в подготовке к конференции: искать, думать, планировать свои действия,
сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Работа подразумевала выступление
обучающихся с публичными докладами. Следует отметить достаточно высокий уровень
представленных работ, умение младших школьников держаться перед аудиторией. Итоги
подводились среди обучающихся 12, 34 классов.
Кроме перечисленного выше в школе стали традиционными ежегодные творческие
конкурсы. Вот некоторые из них: «Сочини сказку», «Юный поэт», конкурс чтецов,
инсценирование басен, конкурсы рисунков (1 раз в четверть).
Это наш опыт развития познавательной потребности младших школьников через
проведение интеллектуального марафона, предметных олимпиад в начальной школе и
творческих конкурсов. Уже сегодня мы видим и эффективность, и привлекательность
подобной формы организации и ставим перед собой задачу продолжить совершенствовать
это направление деятельности. Чибова О. В., руководитель ШМО учителей начальных классов
Куку
А у нас в школе. Статья
А у нас в школе. Статья
А у нас в школе. Статья
А у нас в школе. Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.