А.А.Фет "Весенний дождь"
Оценка 5

А.А.Фет "Весенний дождь"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
01.04.2020
А.А.Фет "Весенний дождь"
открытый урок.doc

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 213

с углубленным изучением английского языка

Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

литературного чтения

в 4 классе по произведению

А.А.Фета «Весенний дождь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Садовникова Ирина Игоревна,

учитель начальных классов.

Педагогический стаж – 7 лет,

первая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019

 

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость поэзии А. А. Фета.

Задачи:

ü развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;

ü учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной            выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;

ü воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда и взаимопомощи

Оборудование: текст стихотворения «Весенний дождь», портрет Ф.И.Тютчева, портрет А.А.Фета, средства выразительности, сюжетные картинки к стихотворению,  карточки с групповыми заданиями, аудиозаписи, презентация, компьютер .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.Повторение изученного материала.

2.Подготовка к восприятию

-Я рада приветствовать всех вас в нашей литературной гостиной.

-Скажите, пожалуйста, почему на доске висит этот портрет? (на прошлом уроке знакомились с творчеством Ф.И.Тютчева). Прошу Эвелину прочитать стихотворение, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

Чтение стихотворения ученицей.

-Что Вы могли бы сказать об этом произведении? (навевает грустное настроение, посвящено весне).

На доску повесить слово «весна».

-А что за слова помогают автору более красочно передать настроение стихотворения? (средства выразительности)

-Помогите мне, пожалуйста, из предложенного перечня слов выбрать средства выразительности, которые помогают автору передать образность, настроение стихотворений. (На доске висят слова: метафора, орфограмма, эпитет, олицетворение, сравнение, фонетика, морфология, пунктуация). В чём особенность каждого средства выразительности?

-Замечательно! Вы прекрасно поработали, а теперь я предлагаю Вам немного отдохнуть, но перед этим прошу оценить свою работу на этом этапе урока. Возьмите, пожалуйста, капли, которые лежат на ваших столах и покажите мне каплю того цвета, как бы вы оценили свою работу: красный - было трудно и не справился; жёлтый - трудно, но вы справились; синий – вы легко справились с работой.

-Замечательно! Рада, что большинство ребят с лёгкостью справились с заданиями. А теперь обещанный отдых! Прошу всех закрыть глаза и немного пофантазировать, подумайте что вы могли бы видеть. (включить аудиозапись).

-Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании данной аудиозаписи?

-А как Вы думаете почему именно её я включила?

-Да, сегодня мы будем говорить о дожде.

На доску повесить слово «дождь».

1 задание « Каким я вижу дождь»

-Назовите, пожалуйста, по одной ассоциации, которая возникает у вас, когда вы слышите слово «дождь». (Дети называют по цепочке слова, не повторяя те, которые уже были названы.)

-Отлично! Оцените свою работу капельками. А ещё в группах закрасьте, пожалуйста, капли на раздаточном материале теми цветами, с которыми ассоциируется у вас дождь.

2.Постановка темы и цели урока.

-Обратите внимание, что на доске появился ещё один портрет. Как вы думаете почему это произошло? Может быть кто-нибудь знает кто изображён на портрете?

-Сегодня мы будем знакомиться с творчеством А.А.Фета.

Сообщение  о творчестве А.А. Фета

Прошу Вас взять в руки текст с пропущенными словами. Внимательно слушайте биографию, о которой я вам буду рассказывать и вставьте пропущенные мною слова в тексты на ваших столах.

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт немецкого происхождения. Фет родился 5 декабря 1820 года в усадьбе Новосёлки (Орловская губерния). Отец писателя был состоятельным помещиком немецкого происхождения по фамилии Фет.

Образование Фет получил в немецком частном пансионе. Примерно в 15 лет начал писать стихи и проявлять интерес к литературе.

Когда автору было 20 лет появился сборник стихов «Лирический пантеон».

В 25 лет Фет поступил на военную службу, а в 38 вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком.

Писатель скончался от сердечного приступа 21 ноября­ 1892 года в Москве.

Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца.

Стихотворения Фета напевные, музыкальные.

Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта.

-Обратите внимание, что на доске висит портрет А.А.Фета, слова «весна», «дождь». Как Вы думаете зачем они здесь? (будем изучать стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь») А для чего я оставила средства выразительности? (с их помощью поэт передаёт всю красочность и образность)

3.Знакомство со стихотворением «Весенний дождь» (просмотр видеоролика)

- Давайте окунемся в чарующий мир лирики и прослушаем стихотворение А. А. Фета « Весенний дождь» (включить видеоролик)

- Понравилось ли Вам стихотворение? Каким настроением  пронизано стихотворение? 

- Прошу Вас объединиться в группы и записать в пустые овалы схемы средства выразительности (отдельные слова или словосочетания), которые использовал автор для передачи настроения стихотворения.

-Оцените свою работу капельками.

- А сейчас мы с вами попробуем без слов изобразить весенний дождь.

4. Физминутка «Австралийский дождь».

5. Анализ стихотворения

А) Лексическая работа

- Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова. Какие слова вам кажутся непонятными?

Повторное чтение, выделение незнакомых слов (работа с толковым словарём Ожегова).

• Завеса – 1. Большая занавеска. Приподнять завесу над чем-нибудь. (перен.: сделать явным, более ясным что-н. малоизвестное, скрытое). 2. перен. То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. 3. тумана. Дымовая завеса. (искусственное облако дыма или тумана для маскировки, также перен.: о том, что предназначено для маскировки, прикрытия тайных замыслов, чего-нибудь неблаговидного).

• Трепетать  – 1. Колебаться, дрожать. 2. Испытывать дрожь, сильное волнение всем телом от ужаса. 3. Испытывать страх, боязнь перед владыкой.

Б) Чтение произведения

- Есть ли желающие выразительно прочитать для нас стихотворение?

Чтение стихотворения несколькими учащимися.

- Назовите, какие образы возникают перед вами? Кого описывает поэт?

На слайде ряд: солнце, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, сад, листья.

Сколько образов в одном коротком стихотворении!

В) Пошаговый анализ стихотворения

- На сколько частей вы бы разделили стихотворение? (3) Давайте придумаем название каждой части стихотворения. (Ответы детей).

- В каких строках  создается  ощущение, что скоро хлынет дождь? Найдите подтверждение в тексте. (качаясь, движется завеса). Каким средством выразительности является эта фраза? (метафора)

- Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь). Какое это средство выразительности? (метафора)

- Найдите в тексте стихотворения ещё метафоры. (разрывы облак, по листьям барабанит).

- Какие ещё выразительные средства использует автор в своём произведении? (Эпитеты, сравнения-«золотая пыль», «душистый мёд», «свежие листья», «и будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса»)

- -А обратили ли вы внимание на особенность лирики Фета? (Фет не употребляет самого слова "Дождь"). Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем. Что помогает чётче представить, ощутить художественные образы? (звуки, цвета, запахи)

- В каких строках автору удается передать описание дождя? С кем автор сравнивает дождь? (И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит)

-Замечательно! Оцените, пожалуйста, свою работу!

3 задание «Восстанови сюжетную линию»

- Прошу объединиться в группы! На ваших столах есть набор сюжетных картинок к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь». Прошу все группы восстановить сюжетную линию, используя сюжетные картинки.

Работа с сюжетными картинками.

4 задание « Собери примету»

- Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в последних двух строках первого четверостишия?

( воробьи купаются в пыли – к дождю)

- Люди издавна, наблюдая за животными, могли  определить погоду. Вот и мы с вами сейчас попробуем составить несколько таких народных примет (конверты группам, дети составляют примету и представляют перед классом)

1 группа -  Лёжа на спине, собака машет головой из стороны в сторону и катается с боку на бок – к дождливой погоде.

2 группа -   Кошка лижет хвост, жуёт траву или чихает, следует ожидать осадков.;
3 группа -  Громкий лягушечий хор на любом водоеме означает приближающийся сильный дождь;

4 группа - Овечья шерсть на сырую погоду становится мягче, а когда дождя не предвидится – грубеет.

5 группа - Если кроты лезут на поверхность, оставляя после себя высокие кучки земли, быть ливню.

- А знаете ли Вы ещё какие-то приметы о дожде, связанные с животными?

- Вы прекрасно поработали, теперь предлагаю приклеить воробьёв, как предвестников дождя, к нашей картине.

Работа с наглядным материалом (приклеивание птиц)

5 задание «Право выбора»

-Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам на минутку стать авторами своего произведения. Наше творческое задание – написать синквейн или хокку, или же нарисовать иллюстрацию к произведению. (включение аудиозаписи)

Зачитывание получившихся синквейнов, хокку, просмотр иллюстраций.

-Оцените свою работу капельками!

6. Итог урока. Рефлексия.

- Какие слова Вы бы использовали в качестве эпиграфа к нашему уроку?

1.     Поэт - тот, кто в предмете видит то,

Чего без его помощи другой не видит.

2.     Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след.

3.     Я никогда не мог понять, чтобы искусство

 интересовалось чем-либо помимо красоты.

4.     Целый мир от красоты,

От велика и до мала…

5.     О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

- Можно ли почувствовать и передать дождь, не называя его? С помощью чего?

- Давайте вновь объединимся в группы!

- Я прошу Вас снова взять наглядный материал и нарисовать свои собственные капли весеннего дождя, раскрасив их теми цветами, с которыми ассоциируется это явление природы у вас после нашего урока.

Работа с наглядным материалом (изображение капель)

- Изменились ли цвета весеннего дождя по сравнению с началом нашего урока?

- Чтобы каждый наш день был удачным и солнечным, давайте напишем в солнышках, которые лежат у вас на столах, пожелания друг другу.

Работа с наглядным материалом (приклеивание солнышек с пожеланиями)

 -Надеюсь, что все наши пожелания обязательно исполнятся.

-Давайте посмотрим какие чудесные иллюстрации к произведению А.А.Фета у нас получились (демонстрация работ)

7.Домашнее задание.

Прошу Вас к следующему уроку придумать и записать в тетради свой небольшой рассказ «Весенний дождь», желающие могут выучить стихотворение наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

Приложение 2.

 

воробей летит.jpg          солнце.jpg

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

 

Приложение 4.

 

сюжетная1.jpg     сюжетная2.jpg

 

сюжетная3.jpg    сюжетная4.jpg

 

сюжетная5.jpg        сюжетная6.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

для синквейна1.png

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью

Повторение изученного материала

Повторение изученного материала

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт немецкого происхождения

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт немецкого происхождения

Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова

Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова

В каких строках автору удается передать описание дождя?

В каких строках автору удается передать описание дождя?

Поэт - тот, кто в предмете видит то,

Поэт - тот, кто в предмете видит то,

Приложение 1.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 2.

Приложение 4.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020