Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 213
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Конспект урока
литературного чтения
в 4 классе по произведению
А.А.Фета «Весенний дождь»
Автор:
Садовникова Ирина Игоревна,
учитель начальных классов.
Педагогический стаж – 7 лет,
первая квалификационная категория.
Санкт-Петербург
2019
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость поэзии А. А. Фета.
Задачи:
ü развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
ü учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
ü воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда и взаимопомощи
Оборудование: текст стихотворения «Весенний дождь», портрет Ф.И.Тютчева, портрет А.А.Фета, средства выразительности, сюжетные картинки к стихотворению, карточки с групповыми заданиями, аудиозаписи, презентация, компьютер .
Ход урока
1.Повторение изученного материала.
2.Подготовка к восприятию
-Я рада приветствовать всех вас в нашей литературной гостиной.
-Скажите, пожалуйста, почему на доске висит этот портрет? (на прошлом уроке знакомились с творчеством Ф.И.Тютчева). Прошу Эвелину прочитать стихотворение, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
Чтение стихотворения ученицей.
-Что Вы могли бы сказать об этом произведении? (навевает грустное настроение, посвящено весне).
На доску повесить слово «весна».
-А что за слова помогают автору более красочно передать настроение стихотворения? (средства выразительности)
-Помогите мне, пожалуйста, из предложенного перечня слов выбрать средства выразительности, которые помогают автору передать образность, настроение стихотворений. (На доске висят слова: метафора, орфограмма, эпитет, олицетворение, сравнение, фонетика, морфология, пунктуация). В чём особенность каждого средства выразительности?
-Замечательно! Вы прекрасно поработали, а теперь я предлагаю Вам немного отдохнуть, но перед этим прошу оценить свою работу на этом этапе урока. Возьмите, пожалуйста, капли, которые лежат на ваших столах и покажите мне каплю того цвета, как бы вы оценили свою работу: красный - было трудно и не справился; жёлтый - трудно, но вы справились; синий – вы легко справились с работой.
-Замечательно! Рада, что большинство ребят с лёгкостью справились с заданиями. А теперь обещанный отдых! Прошу всех закрыть глаза и немного пофантазировать, подумайте что вы могли бы видеть. (включить аудиозапись).
-Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании данной аудиозаписи?
-А как Вы думаете почему именно её я включила?
-Да, сегодня мы будем говорить о дожде.
На доску повесить слово «дождь».
1 задание « Каким я вижу дождь»
-Назовите, пожалуйста, по одной ассоциации, которая возникает у вас, когда вы слышите слово «дождь». (Дети называют по цепочке слова, не повторяя те, которые уже были названы.)
-Отлично! Оцените свою работу капельками. А ещё в группах закрасьте, пожалуйста, капли на раздаточном материале теми цветами, с которыми ассоциируется у вас дождь.
2.Постановка темы и цели урока.
-Обратите внимание, что на доске появился ещё один портрет. Как вы думаете почему это произошло? Может быть кто-нибудь знает кто изображён на портрете?
-Сегодня мы будем знакомиться с творчеством А.А.Фета.
Сообщение о творчестве А.А. Фета
Прошу Вас взять в руки текст с пропущенными словами. Внимательно слушайте биографию, о которой я вам буду рассказывать и вставьте пропущенные мною слова в тексты на ваших столах.
Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт немецкого происхождения. Фет родился 5 декабря 1820 года в усадьбе Новосёлки (Орловская губерния). Отец писателя был состоятельным помещиком немецкого происхождения по фамилии Фет.
Образование Фет получил в немецком частном пансионе. Примерно в 15 лет начал писать стихи и проявлять интерес к литературе.
Когда автору было 20 лет появился сборник стихов «Лирический пантеон».
В 25 лет Фет поступил на военную службу, а в 38 вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком.
Писатель скончался от сердечного приступа 21 ноября 1892 года в Москве.
Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца.
Стихотворения Фета напевные, музыкальные.
Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта.
-Обратите внимание, что на доске висит портрет А.А.Фета, слова «весна», «дождь». Как Вы думаете зачем они здесь? (будем изучать стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь») А для чего я оставила средства выразительности? (с их помощью поэт передаёт всю красочность и образность)
3.Знакомство со стихотворением «Весенний дождь» (просмотр видеоролика)
- Давайте окунемся в чарующий мир лирики и прослушаем стихотворение А. А. Фета « Весенний дождь» (включить видеоролик)
- Понравилось ли Вам стихотворение? Каким настроением пронизано стихотворение?
- Прошу Вас объединиться в группы и записать в пустые овалы схемы средства выразительности (отдельные слова или словосочетания), которые использовал автор для передачи настроения стихотворения.
-Оцените свою работу капельками.
- А сейчас мы с вами попробуем без слов изобразить весенний дождь.
4. Физминутка «Австралийский дождь».
5. Анализ стихотворения
А) Лексическая работа
- Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова. Какие слова вам кажутся непонятными?
Повторное чтение, выделение незнакомых слов (работа с толковым словарём Ожегова).
• Завеса – 1. Большая занавеска. Приподнять завесу над чем-нибудь. (перен.: сделать явным, более ясным что-н. малоизвестное, скрытое). 2. перен. То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. 3. тумана. Дымовая завеса. (искусственное облако дыма или тумана для маскировки, также перен.: о том, что предназначено для маскировки, прикрытия тайных замыслов, чего-нибудь неблаговидного).
• Трепетать – 1. Колебаться, дрожать. 2. Испытывать дрожь, сильное волнение всем телом от ужаса. 3. Испытывать страх, боязнь перед владыкой.
Б) Чтение произведения
- Есть ли желающие выразительно прочитать для нас стихотворение?
Чтение стихотворения несколькими учащимися.
- Назовите, какие образы возникают перед вами? Кого описывает поэт?
На слайде ряд: солнце, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, сад, листья.
Сколько образов в одном коротком стихотворении!
В) Пошаговый анализ стихотворения
- На сколько частей вы бы разделили стихотворение? (3) Давайте придумаем название каждой части стихотворения. (Ответы детей).
- В каких строках создается ощущение, что скоро хлынет дождь? Найдите подтверждение в тексте. (качаясь, движется завеса). Каким средством выразительности является эта фраза? (метафора)
- Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь). Какое это средство выразительности? (метафора)
- Найдите в тексте стихотворения ещё метафоры. (разрывы облак, по листьям барабанит).
- Какие ещё выразительные средства использует автор в своём произведении? (Эпитеты, сравнения-«золотая пыль», «душистый мёд», «свежие листья», «и будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса»)
- -А обратили ли вы внимание на особенность лирики Фета? (Фет не употребляет самого слова "Дождь"). Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем. Что помогает чётче представить, ощутить художественные образы? (звуки, цвета, запахи)
- В каких строках автору удается передать описание дождя? С кем автор сравнивает дождь? (И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит)
-Замечательно! Оцените, пожалуйста, свою работу!
3 задание «Восстанови сюжетную линию»
- Прошу объединиться в группы! На ваших столах есть набор сюжетных картинок к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь». Прошу все группы восстановить сюжетную линию, используя сюжетные картинки.
Работа с сюжетными картинками.
4 задание « Собери примету»
- Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в последних двух строках первого четверостишия?
( воробьи купаются в пыли – к дождю)
- Люди издавна, наблюдая за животными, могли определить погоду. Вот и мы с вами сейчас попробуем составить несколько таких народных примет (конверты группам, дети составляют примету и представляют перед классом)
1 группа - Лёжа на спине, собака машет головой из стороны в сторону и катается с боку на бок – к дождливой погоде.
2 группа - Кошка лижет хвост, жуёт траву или чихает,
следует ожидать осадков.;
3 группа - Громкий лягушечий хор на любом
водоеме означает приближающийся сильный дождь;
4 группа - Овечья шерсть на сырую погоду становится мягче, а когда дождя не предвидится – грубеет.
5 группа - Если кроты лезут на поверхность, оставляя после себя высокие кучки земли, быть ливню.
- А знаете ли Вы ещё какие-то приметы о дожде, связанные с животными?
- Вы прекрасно поработали, теперь предлагаю приклеить воробьёв, как предвестников дождя, к нашей картине.
Работа с наглядным материалом (приклеивание птиц)
5 задание «Право выбора»
-Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам на минутку стать авторами своего произведения. Наше творческое задание – написать синквейн или хокку, или же нарисовать иллюстрацию к произведению. (включение аудиозаписи)
Зачитывание получившихся синквейнов, хокку, просмотр иллюстраций.
-Оцените свою работу капельками!
6. Итог урока. Рефлексия.
- Какие слова Вы бы использовали в качестве эпиграфа к нашему уроку?
1. Поэт - тот, кто в предмете видит то,
Чего без его помощи другой не видит.
2. Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,
Только художник на всем чует прекрасного след.
3. Я никогда не мог понять, чтобы искусство
интересовалось чем-либо помимо красоты.
4. Целый мир от красоты,
От велика и до мала…
5. О, если б без слова
Сказаться душой было можно!
- Можно ли почувствовать и передать дождь, не называя его? С помощью чего?
- Давайте вновь объединимся в группы!
- Я прошу Вас снова взять наглядный материал и нарисовать свои собственные капли весеннего дождя, раскрасив их теми цветами, с которыми ассоциируется это явление природы у вас после нашего урока.
Работа с наглядным материалом (изображение капель)
- Изменились ли цвета весеннего дождя по сравнению с началом нашего урока?
- Чтобы каждый наш день был удачным и солнечным, давайте напишем в солнышках, которые лежат у вас на столах, пожелания друг другу.
Работа с наглядным материалом (приклеивание солнышек с пожеланиями)
-Надеюсь, что все наши пожелания обязательно исполнятся.
-Давайте посмотрим какие чудесные иллюстрации к произведению А.А.Фета у нас получились (демонстрация работ)
7.Домашнее задание.
Прошу Вас к следующему уроку придумать и записать в тетради свой небольшой рассказ «Весенний дождь», желающие могут выучить стихотворение наизусть.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.