АДАПТАЦИИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9
Семинары
doc
администрации
5 кл
19.01.2017
Выступление перед учителями, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основные этапы адаптации к основной школе при переходе от обучения в начальной школе. Рассмотрение результатов психологического анкетирования в массовой школе по адаптации детей с ОВЗ. основные моменты взаимодействия здоровых детей и детей с особенностями в развитии.
АДАПТАЦИИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.doc
АДАПТАЦИИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Гулькова Н.В., учитель биологии
Переход из начальной школы в основную – для ребенка всегда
эмоционально напряженный момент. Это связано со многими причинами, в
том числе и с нарастающей учебной нагрузкой.
в новый для нее
Эффективность процесса обучения во многом определяется адаптацией
и интеграцией личности
социум. Это особенно
проблематично для обучающихся, имеющих определенные ограничения по
здоровью.[2]
В последнее время в педагогике, для характеристики детей с врожденными
дефектами развития, получил распространение термин “особые” дети.
Обучающийся с ОВЗ это физическое лицо, имеющие недостатки в
физическом и (или психологическом развитии) подтверждённые ПМПК и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
[3]
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это группа школьников
чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее
входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,
речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым
главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный
подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий является
понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном
подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с
ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в
жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и
учитывать.
Целью работы педагога с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья, является организация помощи детям на основе проведения
комплексных мероприятий для получения ими образования и развития
личности в целом.
В нашем образовательном учреждении дети с ограниченными возможностями
здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в
общеобразовательную среду.
Анализ проведенного анкетирования по адаптации детей с ОВЗ к обучению в
пятом классе показал следующие результаты:
на начало года: 1 ребенок имеет неполную адаптация (11%), 1 – дезадаптация
из 9 обучающихся (11%);
на конец года – 2 ребенка имеют неполную адаптацию (22%) из 9
обучающихся. Педагогический коллектив
стремится создать психологические и
материальнотехнические условия, чтобы обучение таких детей проходило
комфортно. Это помогает в решении следующих задач:
создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными
возможностями;
обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;
формирование толерантного отношения к детям с ограниченными
возможностями;
снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;
формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к
чувствам других людей.
Мощным фактором адаптационного процесса, по мнению И.Ю.
Ветровой, является взаимоотношение инвалидов и здоровых детей. У многих
из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении со
своими сверстниками, учителями. [1]
Дети с ОВЗ 78 вида испытывают большие затруднения при общении с
окружающими изза недостаточно развитой инициативы в общении, особенно
при контакте с незнакомыми людьми. Во многих случаях они испытывают
смущение, страх, трудно идут на контакт. Ограниченность вербальных
контактов препятствует приобретению знаний и представлений об
окружающем мире, затрудняют социальную адаптацию.[2]
Свидетельством дезадаптации к условиям обучения в основной школе
является снижение интереса к учению и успеваемости, появление признаков
тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики
учителя, нарушение во взаимоотношениях со сверстниками. Именно в пятом
классе осуществляется переход от одного, привычного учителя к
взаимодействию с несколькими различными учителямипредметниками.
Поэтому действия учителей должны быть согласованны, чтобы детям было
несложно привыкнуть к разнообразию требований по разным предметам.
Педагоги относятся к пятикласснику как к сформированному школьнику,
поэтому должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребёнок осознает
это. В период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям
обучения в пятом классе, необходимо гуманное отношение.
Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный
выбор, ошибку, собственную точку зрения. Принцип гуманизма в социальной
педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на
свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для
развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей,
оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в
общество, полноценной самореализации в этом обществе.
Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:
каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;
достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в
признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к
ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким,
как я, быть самим собой, а не моей копией;
помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и
окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому
решать свои проблемы;
понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое
должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в
интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для
детей, и дети открыты для общества;
стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не
отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под готовить детей
инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система
общения таких детей со взрослыми и детьми. [3]
Список литературы
Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации.http://www.yspu.yar.ru
Гаврилова Н.В. Адаптация лиц с ограниченными возможностями
1.
2.
здоровья в колледже, Научные сообщения, 2014
3.
Пихиенко О.Ю. Социальная адаптация детей с ОВЗ, Саранск, 2016
АДАПТАЦИИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
АДАПТАЦИИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
АДАПТАЦИИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.