Адаптационный период у студентов-первокурсников
Оценка 4.8

Адаптационный период у студентов-первокурсников

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
07.11.2017
Адаптационный период у студентов-первокурсников
В данной статье описывается поведение студентов первокурсников в начале учебного года, их страхи. Так же, проведено наблюдение и анализ студентов в этом периоде. Показаны трудности , которые вызваны условиями учебного заведения. По рассмотренным мною исследованиям сделан вывод, как приспособиться студентам и как им могут помочь родители и учителя.
Адаптационный период у студентов-первокурсников.docx
Адаптационный период у студентов­первокурсников в условиях вуза. Полушкина Татьяна Валентиновна Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы (БГПУ) Уфа Студентка 2 курса факультета ИПОиИТ Современный   этап   развития   общества   связан   с   изменением   требований, предъявляемых   к   качеству   подготовки   специалиста.   При   этом   система   высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, культурных, творчески мыслящих специалистов. Адаптация   как   составляющая   процесса   социализации   имеет   важное   значение   для социализации человека на различных этапах его жизни. Получив новый статус – студента, первокурсник   вынужден   приспособиться   к   новым   условиям   жизни,   учебы   и взаимоотношений с ровесниками и педагогами. Проблема адаптации студентов в вузе особенно актуальна в настоящее время в связи с высоким уровнем миграции населения, в результате которой, например, в российских вузах   получают   образование   молодые   люди   из   постсоветских,   а   также   автономных республик, для которых русский язык не является родным; для таких студентов новыми являются   и   характер   общения,   и   культура   отношений.   Выпускники   сельских   школ, привыкшие к иному, чем в городе, укладу жизни также испытывают трудности в адаптации к новой для себя среде и к условиям обучения в вузе. В этой же ситуации оказываются молодые люди, которые еще в школе испытывали трудности при обучении и поступили в вуз   по   контракту.   Трудности   адаптации   могут   обусловливаться   и   индивидуально­ типологическими особенностями студентов. Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует   большое   количество   публикуемых   статей,   методических   пособий, диссертаций. Мне, как студентке первого курса, поступившей в этом году в университет, стало интересно, как проходила адаптация у моих одногруппников и ребят­первокурсников в целом, с какими проблемами они столкнулись, какие трудности испытывали. Я   провела   опрос   среди   своей   группы   «Адаптированность   студентов   в   вузе»[1]. Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют о том, что   студент   чувствует   себя   в   группе   комфортно,   легко   находит   общий   язык   с однокурсниками,   следует   принятым   в   группе   нормам   и   правилам.   При   необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы. Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентом трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне,   проявляет   сдержанность   в   отношениях.   Ему   трудно   найти   общий   язык   с однокурсниками,   он   не   разделяет   принятые   в   группе   нормы   и   правила,   не   встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью. Высокие   показатели   по   шкале   адаптированности   к   учебной   деятельности свидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет   учебные   задания;   при   необходимости   может   обратиться   за   помощью   к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях. Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать   вопрос   преподавателю.   По   многим   изучаемым   предметам   он   нуждается   в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях. Результаты в моей группе были таковы: в опросе участвовало 14 человек, было 16 вопросов, максимум 16 баллов можно было получить по адаптированности к группе и также 16 баллов по адаптированности к учебной деятельности.  Вычислены следующие показатели по обеим шкалам. По   шкале   адаптированности   к   учебной   группе:   среднее   арифметическое   =   11,0; медиана   =   13;   стандартное   отклонение   =   3,3;   минимальное   число   баллов   =   7,0; максимальное число баллов = 14,0. По шкале адаптированности к учебной деятельности: среднее арифметическое = 9,5; медиана = 11; стандартное отклонение = 3,7; минимальное число баллов = 6,0; максимальное число баллов = 16,0. В результате проведенного мною опроса, в котором приняли участие 14 студентов первого курса были получены следующие результаты. Большинство ребят справились с адаптационным периодом на ранних сроках, но есть и те, кому потребовалось время, чтобы адаптироваться в вузе, лучше познакомиться с одногруппниками, привыкнуть к новому распорядку дня и новым учебным предметам. Школьники, которые вот только закончили школу и поступили в вуз, ­ только на пути к   самоопределению.   Многие   выбрали   специальность   осознанно,   по   которой   хотели   бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не   определены.   От   того,   как   произойдет   приобщение   личности   к   новым   условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На «базе» этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов. Адаптация к новым условиям проходит для одних спокойно, для других болезненно. И с этим нужно считаться преподавателю – воспитателю при изучении личностных качеств первокурсника.   Становление   личности   первокурсника   выражается   не   только   в приспособлении организма к новым условиям, но и в выработке новых способов поведения, позволяющих   справляться   с   трудностями   и   овладевать   учебной   и   общественной деятельностью.   Переход   от   школьной   системы   обучения   к   всесторонней   подготовке музыканта (преподавателя, солиста, артиста оркестра) является «скачком», связанным с повышением   интенсивности   учебной   деятельности,   требований   к   знаниям,   навыкам   и умениям. Поэтому значительная часть первокурсников испытывает трудности в учебной деятельности. В связи с тем, что процесс становления личности в учебной деятельности существенно   важен   для   первокурсника,   выделим   те   трудности,   которые   вызваны условиями учебного заведения[2]: ­ изменения привычного ритма жизни; ­ недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить; ­ разлука с родителями, родственниками;  ­ повышенная требовательность преподавателей; ­ перегрузки учебной деятельности; ­ сложность учебного материала; ­ особенности нового коллектива; ­ слабая специальная и общеобразовательная подготовка; ­ особенности взаимоотношений в классе по специальности; ­ отсутствие навыков общения и ведения дискуссии; ­ отсутствие навыков учебной деятельности. Наблюдения   показали,   что   в   целом   для   первокурсников   характерны:   ­ несформированность   жизненных   планов   и   перспектив;   ­   недостаточная   осознанность смысла и цели жизни; ­ отсутствие потребности в самопознании. В период адаптации у них повышается   ощущение   ответственности   за   происходящие   события,   чувство   тревоги   и ожидание неблагоприятного развития событий, наблюдаются элементы дезорганизации в поведении. По мнению первокурсников, основные причины, которые усложняют процесс приспособления к учебному заведению это: ­ новый распорядок дня; ­ большая нагрузка, большой объем заданий; ­ тоска по дому; ­ нервная и моральная психологическая нагрузка, связанные   с   трудностями   в   общении,   в   привыкании   к   коллективу   преподавателей, преподавателю по специальности и студенческой группе; ­ высокие требования. Анализ процесса адаптации первокурсников показывает, что перед ними стоит ряд задач:   принятие   позиции   –   студент,   формирование   межличностных   отношений,   поиск жизненного смысла и мотивации учения; самопознание и саморегуляция, и формирование представления   о   себе,   формирование   стиля   поведения   с   учетом   половозрастных особенностей. Одним из важных факторов обучения в период адаптации является учет психологических   особенностей   личности   учащегося.   Обучение   всегда   очень индивидуально.   Каждый   человек   –   единственный   и   неповторимый   в   своей индивидуальности.   Она   выражается   в   индивидуальных   особенностях.   К   ним   относятся своеобразие ощущений, восприятия, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие вывод, что процесс адаптации непосредственным образом влияет на успешность в учебе и на саморазвитие личности   студента.   По   рассмотренным   нами   исследованиям   можно   сделать   вывод,   что гораздо больший процент студентов первокурсников проходит процесс адаптации. Но на него влияет много факторов, и таких как примеру адаптационный лагерь и кураторство, которые оказывают помощь в прохождении трудного этапа в жизни студента. Подводя   итоги   к   нашему   исследованию   можно   сказать,   что   практически   всегда, попадая в незнакомую ситуацию, человек испытывает сильнейший стресс. Смена места учебы является такой незнакомой ситуацией, а, следовательно, и сильное эмоциональное переживание. Ребенок попадает в новый коллектив (да, именно ребенок, потому что он только окончил школу) ­ это среда незнакомых людей, новые модели поведения, условия учебы,   правила   и   табу   учебного   заведения.   Нужно   научиться   быстро   приспосабливать организм   к   новым   условиям,   выработать   новые   способы   поведения,   позволяющие справляться с трудностями и овладевать учебной и общественной деятельностью. Литература: 1. na   ­  adaptatsiyu      ://   nsportal [1] ­  http   ­  pervokursnikov  ­  music   http  [2]  ://   andante   2. 3.  .  ru   /  shkola  /  rabota    ­  s  ­  roditelyami  test  /2015/11/19/    /  library      ­     ­ https://infourok.ru/adaptaciya_i_razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_na_klassnyh_ chasah­516422.htm  .  narod      .  ru   /  Metodika    2.   html

Адаптационный период у студентов-первокурсников

Адаптационный период у студентов-первокурсников

Адаптационный период у студентов-первокурсников

Адаптационный период у студентов-первокурсников

Адаптационный период у студентов-первокурсников

Адаптационный период у студентов-первокурсников

Адаптационный период у студентов-первокурсников

Адаптационный период у студентов-первокурсников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017