Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов Протокол № __ от ________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» Комарова О.Л. приказом от _______ № ___
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Чтение»
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2022- 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Хуснулина Е.А.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе:
· Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа -интернат»;
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1-4 классы) под редакцией В. В. Воронковой;
· учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» является ведущей, так как от её усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Цель: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
Образовательные
· учить учащихся соотносить звук и букву
· учить составлять слова, предложения из разрезной азбуки
· выработка первоначальных навыков чтения;
· уточнение и развитие словарного запаса;
· формирование умений строить простые предложения.
· научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
Коррекционно-развивающие
· развивать артикуляционную моторику;
· формировать умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
· развивать устную речь;
· расширять представлений об окружающем мире и обогащать словарь;
Воспитательные
· Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
· Формировать нравственные качества
Основные направления коррекционной работы:
· развитие слухового восприятия и речевого слуха;
· развитие зрительного и пространственного восприятия;
· развитие пространственной ориентировки;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие устной речи и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Технологии:
· разноуровневого и дифференцированного подхода;
· здоровьесберегающие;
· игровые;
· личностно-ориентированные;
· информационно-коммуникативные.
Методы
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
· словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
· практический метод;
· наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
· работа с учебником.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
· методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
· методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
· устные или письменные методы контроля;
· фронтальные, групповые или индивидуальные;
· итоговые и текущие.
Формы обучения:
· урок
· фронтальная работа
· индивидуальная работа
· работа в парах и группах
· коллективная работа.
Виды деятельности
· Слушание объяснений учителя.
· Слушание и анализ объяснений учащихся
· Овладение организационными учебными умениями
· Выполнение простых поручений по словесному заданию, внятное выражение своих просьб и желаний.
· Разучивание стихотворений с голоса учителя.
· Пересказывание с помощью учителя и по опорам.
· Составление предложений по опоре.
· Деление слов на слоги.
· Выполнение специальных упражнений по подготовке к обучению письму.
· Наблюдение за демонстрациями учителя.
· Изучение гласных и согласных звуков в соответствии с программой.
· Практическое знакомство с алфавитом.
· Овладение орфографическими умениями в соответствии с программой.
· Самостоятельная работа с учебником.
· Работа с раздаточным материалом.
· Выделение в тексте основных положений,
· Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)
· Составление предложений
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение (Обучение грамоте. Чтение)» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса (I')-IV классов, курс русского языка в первом классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели). Добукварный период рассчитан примерно на первую четверть учебного года. На усмотрение педагога, в зависимости от состава класса добукварный период может быть либо продлен, либо сокращен во времени.
Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 35минут в Iчетверть, II- IV – 40 минут.
Обучающиеся 1 класса характеризуются следующими особенностями:
· замедленный темп усвоения программного материала;
· затруднение в различении речевых и неречевых звуков;
· трудности в дифференциации речевых звуков и выделение их из потока речи;
· нарушения развития слухового внимания;
· нарушение звукопроизношения, несформированность языковых и речевых средств
· нарушения развития мелкой моторики;
· нарушение пространственной ориентировки;
· несформированность каллиграфических умений.
В связи с данными особенностями обучающихся 1 класса можно разделить на 4 группы:
Уровни овладения предметными результатами |
Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами |
Характеристика выполнения заданий |
Достаточный уровень |
1 группа |
Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. |
2 группа |
Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются. |
|
Минимальный уровень |
3 группа |
Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибкам при решении задач, примеров и других заданий. |
4 группа |
Учебную программу в соответствии с требованиями не осваивают. Обучение по специальной индивидуальной программе. |
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 1 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
· формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
· овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
· развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
· определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
· определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
На уроках «Чтения» формируются следующие БУД:
Личностные базовые учебные действия (далее по тексту – ЛУД)
|
· осознание себя как ученика, заинтересованного · посещением школы; · способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; · самостоятельность в выполнении учебных заданий; · самостоятельность в выполнении поручений; · стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные базовые учебные действия (далее по тексту – РУД)
|
· самостоятельно организовывать своё рабочее место; · элементарным умениям самостоятельного выполнения работ; · элементарной самооценке результатов своей деятельности; · воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. |
Познавательные базовые учебные действия (далее по тексту – ПУД)
|
· ориентироваться в учебнике; · отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; · выполнять действия анализа, сравнения, классификации, обобщения на основе наглядно-образного мышления; · делать элементарные выводы под руководством учителя; · использовать повторение при запоминании. |
Коммуникативные базовые учебные действия (далее по тексту – КУД) |
· высказывать свое мнение при обсуждении задания. · работать индивидуально, в паре; · участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других; · читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. |
В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
· различать звуки на слух и в произношении; · составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; · читать по слогам отдельные слова и предложения из текста, соотносить их с предметами и картинками; · слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку; · по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.
|
· различать звуки на слух и в произношении; · анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; · плавно читать по слогам слова, предложения короткие тексты; · отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; · слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; · отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; · читать по слогам короткие тексты;
|
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:
· положительное отношение и интерес к урокам развитие речи на основе предметов и явлений окружающей действительности;
· обогащение словаря учащегося;
· элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание ответственности за проделанную работу;
· осознание важности учёбы и познания нового (мотивация к учению);
· уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа рассчитана на 99 часов, по 3 часа в неделю.
Образовательная область – Язык и речевая практика.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов, тем урока
|
Кол-во часов |
дата |
Коррекционные цели |
оборудование |
|
Добукварный период |
26 |
|
|
|
1. |
Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября. Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт |
1 |
1.09 |
Формирование умения выражать свои мысли, слушать учителя. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что- то сказать, просить разрешения выйти из класса. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
2. |
Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности |
1 |
2.09 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
3. |
Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации |
1 |
6.09 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
4. |
Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок» с использованием элементов драматизации |
1 |
8.09 |
Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, называть слова по предметным картинкам. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
5. |
Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей действительности. Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением |
1 |
9.09 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
6. |
Выявление представлений детей о форме предмета. Ознакомление с символом формы. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя» |
1 |
13.09 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
7. |
Подбор слов и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением» к картинке на сюжет сказки «Репка» |
1 |
15.09 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
8. |
«Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию. Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением. |
1 |
16.09 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
9. |
Составление слов и предложений по предметной картинке «Зоопарк», их кодирование и чтение |
1 |
20.09 |
Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, называть слова по предметным картинкам. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
10. |
Знакомство с делением предложения, состоящего из двух слов на слова, его условно-графическое изображение и «чтение» |
1 |
22.09 |
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
11. |
Подбор слов и предложений по теме «Кто, чем питается», с последующим кодированием и «чтением» |
1 |
23.09 |
Формировать умение: 1. правильно называть предметы, нарисованные на картинке; 2. отвечать на вопросы по содержанию картинки; 3. передавать содержание картинки по вопросам учителя и самостоятельно; |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
12 |
Знакомство с делением предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение» |
1 |
27.09 |
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
13 |
Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение» |
1 |
29.09 |
Развитие устной речи учащихся: формирование умения называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
14 |
Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение» |
1 |
30.09 |
Формировать умение делить простые по структуре слова на слоги. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
15 |
Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов |
1 |
4.10 |
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
16 |
Составление и «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую запись |
1 |
6.10 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
17 |
Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова |
1 |
7.10 |
Развитие устной речи учащихся: формирование умения называть слова по предметным картинкам, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
18 |
Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова |
1 |
11.10 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
19 |
Выделение слов, начинающихся со звуков А, У, их условно-графическое изображение |
1 |
13.10 |
Развитие устной речи учащихся: формирование умения называть слова по предметным картинкам, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
20 |
Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова |
1 |
14.10 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
21 |
Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова |
1 |
18.10 |
Формировать умение выделять из слов гласный звук, различать его в словах (узнавать и называть слова, начинающиеся с данного звука) |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
22 |
Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова |
1 |
20.10 |
Развитие устной речи учащихся: формирование умения называть слова по предметным картинкам, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
23 |
Выделение звуков в словах. Чтение слогов, работа с кассой букв. |
1 |
21.10 |
Формировать умение выделять из слов гласный звук, различать его в словах (узнавать и называть слова, начинающиеся с данного звука) |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
24 |
Дифференциация и условно-графическая запись слов сходных по звучанию |
1 |
25.10 |
Формировать умение выделять из слов гласный звук, различать его в словах (узнавать и называть слова, начинающиеся с данного звука) |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
25 |
Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова |
1 |
27.10 |
Развитие устной речи учащихся: формирование умения пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
26 |
Составление предложений из двух-трёх слов по сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись |
1 |
28.10 |
Развитие устной речи учащихся: формирование умения пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
|
Букварный период. |
75 |
|
|
|
27 |
Звук и буква А. |
1 |
8.11 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
28 |
Звук и буква У. |
1 |
10.11 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
29 |
Чтение звукоподражательных слогов Ау, Уа. |
1 |
11.11 |
учить обозначать звук символом в графическом изображении слова (под картинкой). |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
30 |
Звук и буква М. |
1 |
15.11 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
31 |
Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой м (ам, ум). |
1 |
17.11 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
32 |
Составление и чтение обратных (закрытых ам, ум) и прямых (открытых ма, му) слогов. |
1 |
18.11 |
учить обозначать звук символом в графическом изображении слова (под картинкой). |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
33 |
Звук и буква О. |
1 |
22.11 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
34 |
Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо. |
1 |
24.11 |
учить обозначать звук символом в графическом изображении слова (под картинкой). |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
35 |
Звук и буква Х. |
1 |
25.11 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
36 |
Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Закрепление пройденного материала. |
1 |
29.11 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
37 |
Звук и буква С. |
1 |
1.12 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
38 |
Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Закрепление пройденного материала. |
1 |
2.12 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
39 |
Звук и буква Нн. |
1 |
6.12 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, учить обозначать звук символом в графическом изображении слова |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
40 |
Дифференциация звуков М и Н. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
8.12 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
41 |
Звук и буква Ыы. |
1 |
9.12 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
42 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
13.12 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, учить обозначать звук символом в графическом изображении слова |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
43 |
Звук и буква Лл. |
1 |
15.12 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
44 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
16.12 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
45 |
Звук и буква Вв. |
1 |
20.12 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, учить обозначать звук символом в графическом изображении слова |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
46 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
22.12 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
47 |
Звук и буква Ии. |
1 |
23.12 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
48 |
Дифференциация звуков Ы и И. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
27.12 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
49 |
Звук и буква Шш. |
1 |
10.01 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
50 |
Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой Шш. Закрепление пройденного материала. |
1 |
12.01 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, учить обозначать звук символом в графическом изображении слова |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
51 |
Дифференциация звуков С и Ш. Чтение слоговых таблиц. Чтение слов и предложений с опорой на схемы и иллюстрации. |
1 |
13.01 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
52 |
Практические упражнения в чтении слов со слогом ШИ. |
1 |
17.01 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
53 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
19.01 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
54 |
Звук и буква Пп. |
1 |
20.01 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
55 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
24.01 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
56 |
Звук и буква Тт. |
1 |
26.01 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
57 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
27.01 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
58 |
Звук и буква Кк. |
1 |
31.01 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
59 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
02.02 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
60 |
Звук и буква Зз. |
1 |
03.02 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
61 |
Дифференциация звуков З и С. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.. |
1 |
07.02 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
62 |
Звук и буква Рр. |
1 |
09.02 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
63 |
Дифференциация звуков Р и Л. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
10.02 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
64 |
Звук и буква й. Выделение звука й из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
1 |
14.02 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
65 |
Дифференциация звуков и и й. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
16.02 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
66 |
Звук и буква Жж. |
1 |
17.02 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
67 |
Дифференциация звуков Ж и Ш. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
28.02 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
68 |
Звук и буква Бб. |
1 |
2.03 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
69 |
Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
03.03 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
70 |
Звук и буква Дд. |
1 |
07.03 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
71 |
Дифференциация звуков Д и Т. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
9.03 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
72 |
Звук и буква Гг. |
1 |
10.03 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
73 |
Дифференциация звуков Г и К. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
14.03 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
74 |
Буква ь. |
1 |
16.03 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
75 |
Чтение слов с ь. |
1 |
17.03 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
76 |
Чтение слов со стечением согласных. Закрепление пройденного материала. |
1 |
21.03 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
77 |
Буква Ее. |
1 |
23.03 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
78 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. |
1 |
4.04 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
79 |
Буква Яя. |
1 |
6.04 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
80 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация А и Я |
1 |
7.04 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
81 |
Буква Юю. |
1 |
11.04 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы
|
82 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация У и Ю. |
1 |
13.04 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
83 |
Буква Ёё. |
1 |
14.04 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
84 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. |
1 |
18.04 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
85 |
Звук и буква Чч. |
1 |
20.04 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
86 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ча и чу. |
1 |
21.04 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
87 |
Звук и буква Фф. |
1 |
25.04 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
88 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с В и Ф. |
1 |
27.04 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
89 |
Звук и буква Цц. |
1 |
28.04 |
Формировать умение выделять звук в речевом потоке, определять его местонахождение в слове, |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
90 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с С и Ц. |
1 |
2.05 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
91 |
Звук и буква Ээ. |
1 |
4.05 |
Учить правильно и отчетливо произносить звук, узнавать по артикуляции. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
92 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
|
1 |
5.05 |
Формировать умение различать на слух фонематические противопоставления: гласные — согласные (или твердые и мягкие согласные; глухие и звонкие согласные). |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
93 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
|
1 |
11.05 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
94 95 |
Звук и буква Щщ. Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу. |
2 |
12.05 16.05 |
Формировать умение различать на слух фонематические противопоставления: гласные — согласные (или твердые и мягкие согласные; глухие и звонкие согласные). |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
96 97 |
Буква ъ. Чтение и дифференциация слов с ь и ъ знаком.
|
2 |
18.05 19.05 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
98 99 |
Закрепление пройденного материала. Чтение предложений. |
2 |
23.05 25.05 |
Формировать умение различать на слух фонематические противопоставления: гласные — согласные (или твердые и мягкие согласные; глухие и звонкие согласные). |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
100 101 |
Закрепление пройденного материала. Чтение текстов. |
2 |
26.05 30.05 |
Развитие слухового и зрительного восприятия уч-ся. |
Буквари. Азбука в картинках интернет ресурсы |
Тематическое планирование
№п/п |
Раздел программы, тема урока |
Количество часов
|
1 |
Добукварный период |
26 |
2 |
Букварный период |
75 |
|
Всего |
101 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
2. В. В. Воронковой и И.В. Коломыткиной «Букварь, для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2012
3. «Обучение грамоте» Пособие для учителя. Издательство «Просвещение»
Дополнительная литература:
1. «Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы». Пособие для учителя. Под редакцией доктора психологических наук В. Г. Петровой, Москва, «Просвещение», 2005, 254 с.
2. В. В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Екатеринбург. ТОО. «Издательство АРГО», 1996, 494с.
3. В. Г. Горецкий, В. А. Корюшкин, А. Ф. Шанько. Читаем сами. Пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1986, 79с.
4. И. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. Пособие для воспитателей детского сада. 3–е издание, Москва, «Просвещение», 1980.
5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Москва, «Гном – Пресс», 1998.
6. В. В. Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1988, 101с.
7. А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1987, 174с.
8. Е. В. Карпова. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития»
Оборудование и приборы:
1. Мультимедийный проектор
2. Мультимедийная доска
3. Компьютер
Дидактический материал:
Настенная касса букв, индивидуальные кассы букв и слогов, карточки со слогами, образцы печатных и письменных букв,
письменный алфавит, картинная азбука, предметные картинки, наборное полотно, сюжетные картинки, карточки со схемами.
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.