Адаптированная рабочая программа
по литературе на родном (русском) языке
для 2 класса
начальное общее образование
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский) и литературное чтение» создана на основе:
- Перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 августа 2017 № Пр-1710 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 20 июля 2017 г.
- Поручения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2017 № ДМ-П8-4689. - Резолюция Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 9 октября 2017 года № 05-453.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2017 года № ТС-945/08.
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ.
-Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
- Положение о рабочей программе учителя, работающего в условиях реализации ФГОС, СФГОС (специальный ФГОС).
Цель курса:
- открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Задачи курса:
- развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
- развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
- обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
- развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
- воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение;
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение литературного чтения на родном (русском) языке во втором классе начальной школы отводится 17 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
- формирование эстетических чувств.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
- наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности;
- формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова;
- осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России;
- осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
- успешности обучения по всем учебным предметам;
- формирование потребности в систематичном чтении.
- понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С книгой открываю мир
Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам». Информация о возникновении книг в энциклопедических словарях, в специальных справочниках. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст.
Золотая осень
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Чудесный мир сказок
Известные русские собиратели сказок. Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». Текст о лисе на основе опорных слов, прочитанных в произведении. Выборочное и поисковое чтение. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная «Заячья избушка». Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Русская народная сказка «Зимовье зверей». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Зима-чародейка
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Праздник Рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли...
Весна, весна! И всё ей радо!
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Весна в произведениях И. Никитина «Весна», А. Плещеева «Весна», И. Шмелева «Ах, весна!».
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
|
Устное народное творчество на родном языке – 1 ч. |
1. |
Вводный урок. Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа. Русская народная сказка « Морозко» |
|
Творчество поэтов и писателей на родном языке – 13 ч. |
2. |
К. Д. Ушинский « Четыре желания» |
3. |
М. Пришвин « Этажи леса» |
4. |
М. Пришвин « Ёж» |
5. |
В. Бианки «Лесные домишки» |
6. |
Е. Чарушин « Про Томку», «Рябчонок» |
7. |
К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце» |
8. |
Л. Н. Толстой « Липунюшка» |
9. |
В. И. Даль «Старик –годовик». Проект « Карусель сказок» |
10. |
К. Чуковский « Краденое солнце», « Бармалей» |
11. |
С. Я. Маршак « Багаж», « Вот какой рассеянный» |
12. |
С. Михалков « Дядя Стёпа» |
13. |
С. Михалков « Как медведь трубку нашёл» |
14. |
Н. Носов « Фантазеры» |
|
Детская публицистика на родном языке – 1ч. |
15. |
По страницам детских журналов |
|
Проверим и оценим свои достижения – 2 ч. |
16. |
Что узнали. Чему научились. Промежуточная аттестация. Работа с текстом |
17. |
Презентация творческих проектов учащихся |
Материально-техническое содержание процесса обучения
В материально-техническое оснащение кабинета по предмету литературное чтение на родном (русском) языке входят:
- доска;
- интернет ресурсы;
- мультимедийное оборудование.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.