Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих обучающихся) по финансовой математике 5 класс
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих обучающихся) по финансовой математике 5 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
математика +1
5 кл
13.11.2022
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих обучающихся) по финансовой математике 5 класс
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих обучающихся) по финансовой математике 5 класс
АРП ОВЗ слабовидящий фин.математика 5 класс.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЗАЧЬЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

ИМЕНИ Л.Н.ТОЛСТОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Педагогическим Советом

 

___________Е.В. Чепурнова

Протокол  № ___

от «___»_________ 2022 г. 

СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением

_____________Е.В. Лысенко

Протокол  № ___

от «___»_________ 2022 г. 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ казачья СОШ № 16

______________ А.В. Дзюба

Приказ  № ___

от «___»_________ 2022 г. 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(для слабовидящих обучающихся)

                                                                           

                                                                           

учебного предмета «Финансовая математика»

 

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 Составитель: Компаниец Евгения Михайловна,

                                    учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тимашевск, 2022

Предисловие

 

Настоящее программа учебного предмета «Финансовая математика»,    5 класс рассчитана на помощь учителю математики в преподавании. В рабочей программе содержится календарно-тематическое планирование, Занятия предполагают использование активных форм деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся. Рассматриваемые задачи и практические задания встречаются в различных источниках по подготовке к ВПР по математике и имеют практико-ориентированную направленность. Предложенные материалы к занятиям носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы учителем с учётом особенностей класса и собственного методического опыта. В программе для обучающегося собраны краткий теоретический материал, практические задачи по темам, ответы не предусмотрены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного предмета «Финансовая математика»,                5 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

с учетом примерной программы к курсу «Финансовая математика», на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru).

Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа в год.

Уровень изучения программного материала – базовый стандарт. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования. Позволяет работать без перегрузок, создавать условия для финансово-математического развития обучающихся, совершенствовать возможности и способности каждого ученика разного уровня обучения и интереса к финансовой математике. Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника.

Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, развитого воображения, активности, финансовая математика развивает личностные качества: целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, критичность мышления, умение аргументировано отстаивать свои убеждения. Изучение финансовой математики позволяет формировать умение планировать свою работу, искать рациональные пути, критически оценивать результаты, излагать свои мысли чётко, лаконично. Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, обучающихся и их успешной социальной адаптации, что имеет особое значение для слепых и слабовидящих обучающихся.

Кроме того, в ходе изучения финансовой математики у слабовидящих детей должна происходить коррекция уже имеющихся представлений. Средствами предмета должна вестись целенаправленная работа по развитию основных составляющих познавательной деятельности, которая у слабовидящих детей имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции, в том числе, освоение специальных способов обследования и изображения математических объектов, формирование умения зрительного и сенсорного анализа, умения ориентироваться в малом пространстве, развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения, является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице (1,0), принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения - 0,1, четвертой - 0,4 и т.п.

Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе.

Адаптированная образовательная программа предназначена для слабовидящих детей, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующая требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.

При разработке программы учитываются особенности учащихся: утомление после длительной нагрузки. Произвольное внимание имеет средний уровень развития, уровень концентрации ниже среднего. Произвольность памяти на среднем уровне, преобладающий тип запоминания – механический. Скорость запоминания средняя, долговременная память средне развита. У обучающихся преобладающий наглядно-действенный тип мышления. Творческое мышление проявляется, скорость мыслительных процессов средняя. Уровень развития интеллекта средний. Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся: в изложении материала используются четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, определение объема применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности. Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся и направлено на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по содержанию с образованием здоровых сверстников. При разработке адаптированной программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений. Главная цель функционирования обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе школы коррекция развития учащихся средствами образования. Занятия способствуют развитию нравственных качеств школьников, адаптации их в обществе. В связи с этим в основе обучения заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

- оптимистическая перспектива образования;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение.

Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Финансовая математика» состоит в обеспечении возможностей для преодоления следующих специфических трудностей слабовидящих обучающихся:

● фрагментарность или искаженность представлений о реальных объектах и процессах;

● недостаточность необходимых сведений об окружающем мире;

● недостаточность социального опыта и, как следствие, невозможность успешного формирования ряда понятий, решения сюжетных и практико-ориентированных задач;

● трудности восприятия графической информации и выполнения любых графических работ, замедление темпа выполнения построений;

● замедление темпа и снижение скорости выполнения письменных работ.

Преодоление указанных трудностей должно осуществляться на каждом уроке учителем в процессе специально организованной коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении финансовой математики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:

– восполнение пробелов начального школьного математического развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;

– пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем;

– дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;

– формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;

– развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;

– активизация речи детей в единстве с их мышлением;

– выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;

– формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Коррекционно-развивающие задачи:

– необходимо дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;

– использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

– воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

– развитие абстрактных финансово-математических понятий;

– развитие зрительного восприятия и узнавания;

– развитие пространственных представлений и ориентации;

– развитие основных мыслительных операций;

– развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

– развитие речи и обогащение словаря;

– коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Цель курса:

формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами.

Задачи курса:

• формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании финансовых отношений в семье и обществе,

• приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых вопросов в области экономики семьи.

Формы и виды деятельности:

• экскурсия,

• практикум,

• онлайн занятие,

• игра,

• беседа,

• мозговой штурм,

• КТД,

• виртуальная экскурсия,

• решение задач,

• творческая мастерская,

• проект,

• работа в библиотеке,

• написание эссе,

• кейс.

 

 

2. Общая характеристика учебного предмета

 

Курс финансовой математики 5 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на получение новых знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

Практическая значимость школьного курса финансовой математики        5 класса состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Одной из основных целей изучения финансовой математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приемы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

Обучение финансовой математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие финансово-математических понятий, толкование сущности финансово-математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений.

Основные типы учебных занятий: урок изучения нового учебного материала; урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и умений.

Формы контроля: текущий и итоговый контрольных работ. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала, в виде тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы, рассчитанные на 40 минут, проводятся в конце четверти.

 

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Ценностные ориентиры содержания курса связаны с целевыми и ценностными установками основного общего образования по математике, представленными в рабочей программе по учебным предметам основного общего образования.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат такие ценности финансовой математики как:

 - восприятие окружающего мира как единого и целостного при познании фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе, средствами финансово-математических отношений (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменением формы, размера, мер и т.д.);

- владение финансово-математическим языком, алгоритмами, элементам математической логики позволяют ученику в его коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку зрения, строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать истинность предположения).

Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Финансовая математики» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

4. Организация учебного процесса

 

Дети из-за особенностей своего психофизического развития имеют особые образовательные потребности и  с трудом усваивают программу по финансовой математике. Поэтому в  овладении базовым содержанием обучения получают различные виды коррекционной помощи:

проходит коррекция знаний и умений учащихся;

увеличивается количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся;

теоретический материал изучается в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера;

материал изучается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений;

увеличивается количество упражнений на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления,  аналитико-синтетической деятельности;

смена различных видов деятельности во время урока;

учёт темпа деятельности учащихся;

оказание дозированной помощи;

поэтапное формирование умственных действий;

опережающее консультирование по трудным темам;

принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;

учет актуальных и потенциальных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения;

профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности

использование опорных схем, таблиц, шаблонов, доступных инструкций, презентаций ит. д.

использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;

поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

 

5. Коррекционные возможности предмета

 

Финансовая математика в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение математики направлено на формирование  мышления, развития познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов.

В процессе обучения финансовой математике развивается речь учащихся, обогащается специальными финансово-математическими терминами  и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словарный отчет о решении задачи, выполнять арифметические действия.

Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих, и введение требований к освоению ими программы коррекционной работы.

Целью коррекционной работы является обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении программы.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

– осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей;

– минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими данной программы;

– взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Программа коррекционной работы должна содержать:

·                     систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся в условиях образовательного процесса, включающую их психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, успешности освоения ими адаптированной программы, корректировку программы коррекционной работы;

·                     перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся и освоение ими адаптированной программы;

·                     требования к специальным условиям реализации адаптированной программы;

·                     механизм взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов, психологов, медицинских работников, специалистов других организаций), осуществляющих коррекционные мероприятия в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

·                     планируемые результаты коррекционной работы.

Программу коррекционной работы по финансовой математике, определяющую направленность индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, объем коррекционной поддержки, содержание психолого-медико-педагогического сопровождения, разрабатывает образовательная организация с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, в том числе и индивидуальных.

Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися адаптированной образовательной программы по финансовой математике (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС ОО.

Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

В требования к результатам освоения адаптированной программы включаются требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы.

Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают:

·                     овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

·                     овладение умением осуществлять учебно-познавательную

·                     деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;

·                     повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все сохранные анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания;

·                     развитие межличностной системы координат «слабовидящий –нормально видящий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;

·                     повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;

·                     повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.

Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в достижениях:

– использует сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

– формирование основных навыков ориентировки в микропространстве; владение основными навыками ориентировки в макропространстве;

– имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;

– проявление познавательного интереса, познавательной активности; имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;

– проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);

– умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; способность к проявлению социальной активности;

– способность к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости; способность проявлять настойчивость в достижении цели; способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом); знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.

Результаты освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

Обобщенная оценка результатов освоения программы коррекционной работы слабовидящими обучающими может осуществляться в ходе различных мониторинговых процедур, посредством использования метода экспертных оценок.

Программа по финансовой математике для обучения слабовидящих детей предусматривает коррекционную направленность обучения:

· преодоление вербализма;

· уточнение имеющихся и формирование новых представлений об окружающем мире;

· развитие связной устной и письменной речи;

· развитие мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания.

· выработка оптимальных способов познания окружающего мира и общества;

· овладение навыками действия в соответствии с алгоритмами;

· обучение самостоятельного построения алгоритмов;

· использование невербальных способов общения;

· развитие умения находить причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, делать выводы;

· развитие мелкой моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации;

· формирование умения ориентироваться в малом пространстве;

· развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, связной устной и письменной речи;

· совершенствование коммуникативных способностей, формированию готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности;

· формирование умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

· формирование умения распознавания сходных предметов, нахождения сходных и отличительных признаков;

· развитие умения группировать предметы;

· преодоление инертности психических процессов;

· развитие целенаправленность в работе.

Задачи коррекционной работы:

удовлетворение особых образовательных потребностей;

коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций;

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

коррекция нарушений устной и письменной речи;

обеспечение успеха в различных видах деятельности с целью повышения мотивации к школьному обучению.

 

6. Психолого-педагогическая характеристика

слабовидящих обучающихся

 

Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие еѐ поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции – поля зрения. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы 8 чувственного познания, что приводит к определѐнным, изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.

Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.

Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма, значительно осложняющего процесс видения, и косоглазия) и другие. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности. Состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.

Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.

Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях остроты зрения имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный характер зрения. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных (органических и функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет учебно-познавательную и ориентировочную деятельность. Разнообразие клинико-патофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся данной группы.

Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные показатели остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности. Сочетание снижения остроты зрения с нарушениями других функций, также часто осложняется наличием вторичных зрительных осложнений в виде амблиопии (стойкое снижение центрального зрения) и/или косоглазия, что усугубляет трудности зрительного восприятия слабовидящих обучающихся. Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии, обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в пространстве, определять степень его удаленности.

Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как: врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др. Стабилизация зрительных функций может быть обеспечена за счет учета в учебно-познавательной деятельности клинических форм и зрительных диагнозов слабовидящих обучающихся. Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов. В настоящее время в качестве лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают врожденно-наследственные причины. В этой связи наблюдается преобладание слабовидящих обучающихся, у которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой – определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

Обучающимся данной группы характерно:

• снижение общей и зрительной работоспособности;

• замедленное формирование предметно-практических действий;

• замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля;

• затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.

У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков.

При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.

Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.

Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).

У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорноперцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

 Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.

У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.

У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

• помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;

• работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;

• создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактикинегативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом;

• развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности;

• развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.

 

7.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Изучение финансовой математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.

Личностные результаты:

• формирование активной жизненной позиции;

• развитие начальных навыков экономического стиля мышления в области экономических отношений в семье и обществе;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета;

• уважение к труду;

• приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения реальных экономических ситуаций.

Личностные результаты в том числе:

1. Патриотического воспитания:

– ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимая значения математики в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества.

2. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:

– представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков.

3. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):

– мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли математики в познании закономерностей;

– познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по математике, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

– познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

– интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

4. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:

– осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни.

5. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:

– коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способности к математике, общественных интересов и потребностей.

6.Экологического воспитания:

– экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

– способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов математики;

– экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

 

Метапредметные результаты:

• развитие умений поиска информации, необходимой для решения финансово-математических задач;

• формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);

• развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей;

• развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями;

• формирование навыков планирования действий с помощью учителя и самостоятельно;

• развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей;

• развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение функций и ролей при совместной деятельности;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку ситуации;

• умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.

 

Предметные результаты:

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых задач в области семейной экономики: 8 доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

Обучающийся научится:

·     оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;

·     оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;

·     пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);

·     применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости  или количества товара;

·     оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки то вара, вычислять причитающуюся сдачу;

·     решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального  варианта покупки с помощью составления числовых выражений;

·     принимать участие в расчетах семейного бюджета;

·     решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения;

·     применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость.

Обучающийся получит возможность научиться:

·     приёмам грамотного распределения семейного бюджета;

·     оптимизировать доходы и расходы посредством математических  механизмов;

·     применять аппарат математические методы для решения разнооб- разных задач из смежных предметов и практической деятельности;

·     выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;

·     применять полученные знания при решении задач.

 

8. Планируемые результаты коррекционной работы

 

 Планируемые результаты специальной поддержки:

- проявление желания усваивать новый учебный материал;

- использование речевых возможностей на уроках при ответах и в других ситуациях общения, знакомство со способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

- овладение первоначальными навыками умения ставить и удерживать цель деятельности;

- планировать действия;

- определять и сохранять способ действий;

- стремиться к самоконтролю.

Специфические результаты:

- развитие ориентировки в пространстве;

- активизация устной финансово-математической речи;

- расширение словарного запаса;

- развитие графических навыков, точности и глазомера;

- развитие логического и знакового мышления.

 

 

 

 

9. Система оценки достижения планируемых результатов обучения

 

Знания и умения учащихся по финансовой математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

При этом используются различные формы оценки и контроля: контрольная работа, домашняя работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, математический диктант.

 

10. Критерии и нормы оценок

 

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя финансово-математическую терминологию и символику;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие финансово-математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя;

при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопроса задачи, объяснению выбора действий.

Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».

Ответ оценивается отметкой «3» если:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения;

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и использовании финансово-математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Ответ оценивается отметкой «2» если:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании финансово-математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ. При этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

По своему содержанию письменные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только финансово-математические термины и т.д.), либо комбинированными (зависит от цели работы и объема проверяемого материала).

В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1-3 простые задачи или 1-2 простые задачи и составная задача, знание теоретического материала.

  При оценке письменных работ учащихся по финансовой математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи(неправильный выбор, пропуск действия, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнять измерение.

Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывании числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположении записи, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.

При оценивании комбинированных работ:

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;

решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, с негрубыми ошибками.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

Оценка «5» ставиться, если все задания выполнены правильно.

Оценка «4» ставиться, если допущены 1-2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставиться, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые ошибки.

Оценка «2» ставиться, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.

11. Содержание курса

 

РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи.

Тема 1. Деньги (3 ч). История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.

Тема 2. Доходы и расходы (2 ч).

Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др.

Тема 3. Семейный бюджет (14 ч).

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Детские расходы. Формирование личных и семейных сбережений. Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов.

 

РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества.

Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч).

Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.

 

РАЗДЕЛ 3. Взаимодействие семьи и государства.

Тема 1. Социальные пособия (2 ч).

Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал.

Тема 2. Налоги (5 ч).

Налоговый кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен. Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость.

 

РАЗДЕЛ 4. Банковские услуги.

Тема 1. Вклады и кредиты (6 ч).

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.

 

 

Материально-техническое оснащение:

1. https://fincult.info

2. https://cbr.ru

3. https://ifru.ru

4. https://vashifinancy.ru/

5. http://www.gks.ru/

6. Учебное пособие «Финансовая математика, 5 класс», под ред.                          К.А. Кузьминой. Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.

7. Учебно-методическое пособие «Реализация курса «Финансовая математика, 5 класс»» под ред. К.А. Кузьминой. Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

№ урока

 

Содержание

 (разделы, темы)

Количество  часов

 

Даты проведения

 

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия, регулятивные (Р), познавательные (П), коммуникативные (К), личностные (Л)

план

факт

Деньги

3

 

 

 

1

История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки.

 

1

 

 

П – рассматривать математику в контексте истории развития цивилизации истории развития науки;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку;

Л – ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно

2

Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно

3

Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Доходы и расходы

2

 

 

 

4

Статьи расходов. Статьи доходов.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

5

Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

 Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Семейный бюджет

14

 

 

 

6

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования.

 

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, применять геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К  –  выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л  –  установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

7

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, применять геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К  –  выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л  –  установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

8

Заработная плата.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, применять геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку ;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

9

Заработная плата.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

 Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других ;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

10

Услуги. Коммунальные услуги и платежи.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

11

Услуги. Коммунальные услуги и платежи.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходитьотсловеснойформулировкиусловиязадачикматематическоймодели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

12

Детские расходы.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

13

 

Детские расходы.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

14

Формирование личных и семейных сбережений.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

15

Формирование личных и семейных сбережений.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

16

Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

17

Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

18

Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

19

Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

 

 

 

20

Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно

21

Страхование. Страховая компания. Страховой полис.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно

Социальные пособия

2

 

 

 

22

Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

23

Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Налоги

5

 

 

 

24

Налоговый кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

25

Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

26

Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль.

 

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно

27

Пеня. Налоговые льготы.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно

28

Налог на добавленную стоимость.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно

Вклады и кредиты

6

 

 

 

29

Кредит. Проценты по кредиту. Долги.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

30

Кредит. Проценты по кредиту. Долги.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

31

Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

32

Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

33

Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

34

Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.

1

 

 

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р – планировать свою работу в группе, контролировать работу других;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

Итого:

34

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Предисловие Настоящее программа учебного предмета «Финансовая математика», 5 класс рассчитана на помощь учителю математики в преподавании

Предисловие Настоящее программа учебного предмета «Финансовая математика», 5 класс рассчитана на помощь учителю математики в преподавании

Пояснительная записка Рабочая п рограмма учебного предмета «Финансовая математика», 5 класс разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая п рограмма учебного предмета «Финансовая математика», 5 класс разработана в соответствии с требованиями

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними

В связи с этим в основе обучения заложены следующие принципы: - коррекционная направленность обучения; - оптимистическая перспектива образования; - индивидуализация и дифференциация процесса обучения; -…

В связи с этим в основе обучения заложены следующие принципы: - коррекционная направленность обучения; - оптимистическая перспектива образования; - индивидуализация и дифференциация процесса обучения; -…

Коррекционно-развивающие задачи: – необходимо дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления; – использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции…

Коррекционно-развивающие задачи: – необходимо дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления; – использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции…

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений

Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений

Коррекционные возможности предмета

Коррекционные возможности предмета

Программа коррекционной работы должна обеспечивать: – осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; – минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности…

Программа коррекционной работы должна обеспечивать: – осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; – минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности…

Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают: · овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; · овладение умением осуществлять учебно-познавательную · деятельность с…

Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают: · овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; · овладение умением осуществлять учебно-познавательную · деятельность с…

Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в достижениях: – использует сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; –…

Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в достижениях: – использует сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; –…

Задачи коррекционной работы: – удовлетворение особых образовательных потребностей; – коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; – развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; –…

Задачи коррекционной работы: – удовлетворение особых образовательных потребностей; – коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; – развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; –…

Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного…

Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного…

Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии, обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений,…

Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии, обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений,…

У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др

У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др

Психолого-педагогическая поддержка предполагает: • помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; • работу по профилактике внутриличностных и…

Психолого-педагогическая поддержка предполагает: • помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; • работу по профилактике внутриличностных и…

Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания): – мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;…

Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания): – мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;…

Метапредметные результаты: • развитие умений поиска информации, необходимой для решения финансово-математических задач; • формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы…

Метапредметные результаты: • развитие умений поиска информации, необходимой для решения финансово-математических задач; • формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы…

Обучающийся получит возможность научиться: · приёмам грамотного распределения семейного бюджета; · оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов; · применять аппарат математические методы для решения…

Обучающийся получит возможность научиться: · приёмам грамотного распределения семейного бюджета; · оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов; · применять аппарат математические методы для решения…

Система оценки достижения планируемых результатов обучения

Система оценки достижения планируемых результатов обучения

Ответ оценивается отметкой «2» если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки…

Ответ оценивается отметкой «2» если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки…

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;…

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;…

Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия

Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия

Содержание (разделы, темы)

Содержание (разделы, темы)

Доходы и расходы2 4

Доходы и расходы2 4

Товары длительного пользования

Товары длительного пользования

Услуги. Коммунальные услуги и платежи

Услуги. Коммунальные услуги и платежи

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их 15

Л – осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их 15

Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов

Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

Кредит. Проценты по кредиту. Долги

Кредит. Проценты по кредиту. Долги

Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты

Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022