Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» Руководитель МО: _______/Боденова Е.М./ Протокол № 1 от 27.08.2020 г. |
«Согласовано» Зам. директора по УР: ___________/Лайпанова В.Л./ от «27» 08. 2020 г.
|
Утверждаю Директор школы: ____________/Остапенко Е.А./ Приказ № 203 от «28» 08.2020 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
(для обучающихся с умственной отсталостью Вариант 1)
Боденова Елена Михайловна, 1 кв. категория
Ф.И.О., категория
по литературе – 7 класс
предмет, класс
количество часов: 3 ч
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе программыñ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 7-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012. – Сб.1 (раздел «Чтение и развитие речи» автор: В.В.Воронкова
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательный стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (далее – ФК ГОС),
Учебно-методический комплект:
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе программыñ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 7-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012. – Сб.1 (раздел «Чтение и развитие речи» автор: В.В.Воронкова).
Учебники:
Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учрежденийñ VIII вида /Автор-составитель А.К. Аксенова - изд. 5. - М.: Просвещение, 2011
II. Общая характеристика учебного предмета
Учебная программа определяет содержание общего образовательного предмета «Литературное чтение», последовательность изучения разделов по годам обучения, общую стратегию обучения, воспитания и развитияобучающихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.
Программный материал школьного курса по литературному чтению в 7-9 классах подобран с учѐтом психофизических и возрастных особенностей обучающихся и расположен по степени нарастания сложности и объѐма изучаемых произведений.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Обучение чтению имеет практическую направленность. На уроках литературного чтения у школьников 7-9 классов продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала вслух, «про себя» На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения.
Процесс обучения чтению проходит по коррекционно – развивающим принципам. Это динамичность восприятия, продуктивная обработка информации, развитие и коррекция психических процессов и функций, а также мотивации к учению
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления, применения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Литературное чтение» входит в образовательную программу учебного плана МКОУ «Городовиковская СОШ №2»
Рабочая программа рассчитана:
7класс – 4 часа в неделю.
IV.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.
Чтение как вид искусства знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Цель предмета:
Обеспечить социально-личностное становление, профессиональное самоопределение школьников через языковое и речевое развитие и совершенствование техники чтения.
Задачи предмета:
1. Совершенствовать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию обучающихся произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.
2.Развивать навыки смыслового чтения.
3. Развивать речь и мышление обучающихся через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
4.Формировать нравственные качества, направленные на социальную адаптацию, на гражданскую, трудовую позиции обучающихся.
V. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения литературного чтения:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) наличие мотивации к здоровому образу жизни, к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты изучения литературного чтения:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
12) овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных).
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся, усваивающих программный материал на базовом уровне).
Обучающиеся к концу 7 класса должны уметь:
· читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
· выделять главную мысль произведения;
· характеризовать главных действующих лиц;
· пересказывать содержание прочитанного.
· обучающиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений.
Требования к уровню подготовки обучающихся, усваивающих программный материал на минимальном уровне:
Обучающиеся к концу 7 класса должны уметь:
· читать осознанно, правильно, выразительно вслух;
· читать «про себя»;
· выделять главную мысль произведения (из предложенного списка);
· характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя);
· пересказывать содержание прочитанного (по опоре).
· обучающиесядолжны знать: наизусть 4-5 стихотворений (заучивание с помощью учителя).
VI.Содержание учебного предмета, курса
Содержание программы по литературному чтению в 7 классе:
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы.
Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова. Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Н. П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, Р. И. Рождественского, А. Г. Алексина, Е. И. Носова, Ч. И. Айтматова, Р. П. Погодина.
Навыки чтения:
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения.
Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста.
Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана.
Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. Подробный и краткий пересказ прочитанного.
Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение 1 раз в месяц
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек.
Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей.
Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц. Ведение дневника внеклассного чтения.
VII. Формы аттестации по предмету «Литературное чтение»
(7-9 классы)
Класс |
1чт |
2чт |
3чт |
4чт |
7 |
Проверка техники чтения |
Проверка техники чтения |
Проверка техники чтения |
Проверка техники чтения |
8 |
Проверка техники чтения |
Проверка техники чтения |
Проверка техники чтения |
Проверка техники чтения |
9 |
Проверка техники чтения |
Проверка техники чтения |
Проверка техники чтения |
Проверка техники чтения |
VIII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
7 класс литература
№ |
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Дом/зад |
1-2. |
Устное народное творчество |
Введение. Знакомство с учебником. Сказки. |
2 |
Стр 4-7, вопросы |
3-5. |
|
Сказки. Калмыцкие сказки. |
3 |
читать |
6-8. |
|
Сивка – бурка (русская народная сказка) |
3 |
Стр 9-17, вопросы |
9-10. |
|
Журавль и Цапля (русская народная сказка) |
2 |
Стр 17-20, вопросы |
11-12. |
|
Умный мужик (русская народная сказка) |
2 |
Стр 20-23, вопросы |
13-16. |
|
Былина.Три поездки Ильи Муромца |
4 |
Стр 24-29, зад-3 |
17. |
|
Народные песни«Ах, кабы на цветы не морозы…»,» По улице мостовой» |
1 |
Стр 30-31 |
18-19. |
|
Пословицы. Загадки. Калмыцкие пословицы. |
2 |
Стр 32-33 |
20. |
|
Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
|
1 |
читать |
21. |
Внеклассное чтение.
|
Чтение газет и журналов.Газета «Вперёд», журнал «Байр») |
1 |
|
|
Из произведений русской литературы XIX века |
|
32 |
|
22-23. |
|
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. |
2 |
Стр 36-39 |
24-29. |
|
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» |
6 |
Стр 40-46, 47-53, 53-61, 62-68, вопросы, зад-11 |
30. |
|
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер» |
1 |
наизусть |
31-33. |
|
А.С.Пушкина «У Лукоморья»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») |
3 |
Стр 72-74 |
34. |
|
Внеклассное чтение. В.Астафьев «Гуси в полынье» |
1 |
|
35-38. |
|
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. « Бородино» |
4
|
Стр 76-78, 78-82 |
39-40. |
|
Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. « Кукушка и петух» |
2 |
Стр 84-85, зад-6 |
41-42. |
|
Иван Андреевич Крылов. «Волк и Журавль», |
2 |
Стр 86, зад-5 |
43-44. |
|
Иван Андреевич Крылов. «Слон и Моська» |
2 |
Стр 90 |
45. |
|
Итоговый урок по творчеству И.А. Крылова |
1 |
|
46. |
|
Внеклассное чтение. Л.Кассиль «Ночная ромашка» |
1 |
|
47-48. |
|
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте.Стихотворение «Несжатая полоса»
|
2 |
Стр 93-95, 96-97 |
49-51. |
|
Николай Алексеевич Некрасов. «Генерал Топтыгин» |
3 |
Стр 98-102 |
52. |
|
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе |
1 |
104-106 зад-3 |
53-59. |
|
Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник» |
7 |
Стр 106-110, 110-115, 116-119, 119-121, 121-125, 125-129, зад-5 стр 30, зад-13 стр 131 |
60. |
|
Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого |
1 |
|
61-64. |
|
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. А. Чехов «Хамелеон»
|
4
|
Стр 132-135, 135-139 |
65-67. |
Внеклассное чтение.
|
А.П. Чехов «Каштанка» |
3
|
|
68. |
|
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе
|
1 |
Стр 141-144 |
69-74. |
|
В.Г. Короленко «Дети подземелья» ( в сокращении). Рр.Сочинение «Минуты радости и тревоги» |
6 |
Стр 145-147, 147-154, 155-157, 158-159, 160-165 |
75. |
|
Обобщение по разделу Из произведений русской литературы XIX века |
1 |
|
|
Из произведений русской литературы XX века |
|
|
|
76-80. |
|
Максим Горький. Слово о писателе. « Детство» (отрывки из повести) ( Составление характеристики об Алеше) |
5 |
Стр 168-169, 170-171,171-175, 175-178, 179-181 |
81-84. |
|
«В людях» (отрывки из повести) ( Составление характеристики об Алексее) |
4 |
Стр 182-187, 187-190 |
85-87. |
Внеклассное чтение.
|
Д.Дефо «Робинзон Крузо» |
3 |
|
88-89. |
|
Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство» |
2 |
Стр 191, 191-194 |
90-91. |
|
Михаил Васильевич Исаковский. «Ветер», «Весна» Составление рассказа о наступлении весны в моем городе. |
2 |
Стр 195 наизусть, 195-196 выразительно читать |
92-95. |
|
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. К. Паустовский « Последний черт» |
4 |
Стр 197-198, 198-201, 201-205 |
96-97. |
Внеклассное чтение.
|
К.Паустовский «Жильцы старого дома» |
2 |
|
98-101. |
|
Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. « Великие путешественники» Составление рассказа «Смешной случай ,произошедший со мной» |
4 |
Стр 206, 207-212, зад-9 стр 213 |
102-104. |
|
Николай Иванович Рыленков. Слово о писателе.«Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке». |
3 |
Стр 230-231, 231, 232, 233 |
105-109. |
|
Юрий Иосифович Коваль. Слово о лисателе. «Капитан Клюквин» Рр.Составление характеристики клеста по плану |
5 |
Стр 235-236, 236-241 |
110-114. |
|
Юрий Иосифович Коваль « Картофельная собака» Пересказ от имени собаки |
3 |
Стр 242-244, 245-248, 248-250 |
115-118. |
|
Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник» |
4
|
Стр 252, 252-255, 255-258, 258-262, зад-9 стр 263 |
119-120. |
|
В. Бианки «Бешеный бельчонок» |
2 |
|
121-124. |
|
Константин Михайлович, Симонов - Военный корреспондент. « Сын артиллериста» ( отрывки). .Пересказ содержания стихотворения от лица Леньки |
4 |
Стр 214-215, 215-217 наизусть, 218-222, зад-9 стр 223 |
125-127. |
|
Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг» |
3 |
Стр 224, 224-229, зад-8 стр 229 |
128-129. |
|
Внеклассное чтение А.П. Гайдар «Судьба барабанщика» |
2 |
|
130. |
|
Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора» |
3 |
Стр 264, 265-268, 269-272 |
131-133. |
|
Анатолий Георгиевич Алексин. Слово о писателе. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте») |
3 |
Стр 274, 275-279 |
134. |
|
Константин Яковлевич Ваншенкин. Слово о писателе. «Мальчишка», «Снежки» |
1 |
Стр 281-284 |
135. |
|
Внеклассное чтение А.А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители» |
1 |
|
136. |
|
Обобщение по разделу Из произведений русской литературы XX века Что читать летом» |
1 |
|
IX.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
1. Справочная литература: -Н. М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка». Пособие для учащихся начальных классов под редакцией Т. Т. Ромадаевой М. «Просвещение» 1989г.
2. М. С, Лапатухин, Е. В. Скоролуповская Г. П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка» (пособие для учащихся) под редакцией Ф. П, Филина М. «Просвещение» 1981г.
3. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: изд. Эксмо, изд-во ННН, 2005.-616с., ил.
4. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб,: ИГ «Весь», 2010.-1184 с.
5. Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений /Составитель И.В.Ефимова. – М.: Эксмо, 2013.- 272 с.: ил.
6. (Детский иллюстрированный словарь) -Серия «Я познаю мир». Литература. Н. В, Чудакова. М. «Астрель» 2003.
7. Г. В, Иванов, Л. С. Калюжная «Сто великих писателей» М. «Вече» 2006. -Биографическая библиотека. Ф. Павленкова «Великие Россияне» ОЛМА Медиа-Групп 2007.
8. Комплекты книг для внеклассного чтения (библиотечный фонд школы).
9. Демонстрационные материалы: таблицы с описанием жизни и творчества писателей и поэтов (библиотечный фонд школы)
10. Демонстрационные материалы: таблицы с репродукциями русских художников (библиотечный фонд школы)
11. Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературного чтения (аудиозаписи, слайды)
X.Планируемые результаты
Минимальный уровень |
Базовый уровень |
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
Читать вслух и «про себя» осознанно, правильно, бегло, выразительн |
Самостоятельно читать вслух и «про себя» осознанно, правильно, бегло, выразительно |
Отвечать на вопросы по прочитанному с помощью учителя |
Отвечать на вопросы по прочитанному самостоятельно |
Высказывать свое отношение к поступку героя, событию, давать характеристику герою с помощью учителя, по плану, по опоре |
Высказывать свое отношение к поступку героя, давать характеристику герою самостоятельно |
Пересказывать содержание прочитанного по плану, по опоре |
Самостоятельно пересказывать содержание прочитанного |
Говорить на темы, близкие интересам учащихся, по предложенному плану, опоре |
Самостоятельно говорить на темы, близкие интересам учащихся |
Читать книги, предложенные учителем |
Самостоятельно находить нужные книги в библиотеке. Подбирать материал для чтения в сети Интернет |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.