1
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом СОШ№3, филиал МАОУ СОШ№2 на 2019 – 2020 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю
Количество часов в год по программе: 34 часа
Срок реализации программы – 1год
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи
· Воспитание интереса к изобразительному искусству
· Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
· Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса
2
· Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора
· Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировка своего мнения о них
· Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка
· Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках
· Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию)
· Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности
· Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению
· Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции
· Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»)
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приёмов рисования;
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения
Общая характеристика предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах:
– «Подготовительный период обучения»,
3
– «Обучение композиционной деятельности»,
– «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
– «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
– «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работ:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства;
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное восприятие: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приёмам работы в изобразительной деятельности (рисовании):
Приёмы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
4
Приёмы рисования твёрдыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линий; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приёмы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приёмы работы красками:
― приёмы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приёмы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; приёмы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по
мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
– Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «деталь», «часть», «элемент», «объём», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», т.п.
– Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
– Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
– Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке предмета.
– Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
– Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
5
– Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приёмы и способы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходства и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приёмов и способов передачи графических образов в рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок Понятия:«цвет», «краски», «акварель», «гуашь».
Цвета солнечного спектра (основные, составные). Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Приёмы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, мастеров народных промыслов».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок.
«Как и о чём создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженных средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль
в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стёклах). Сказочные образы в народной культуре
6
и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учётом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.)
Планируемые результаты освоения обучающимися по изобразительному искусству Минимальный уровень:
- знание названий художественных инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, обращения и санитарно - гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования; - знание названий предметов, подлежащих рисованию; - организация рабочего места; - рисование по образцу;
- применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображённых предметов и действий
Достаточный уровень:
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;
- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объём и др.;
- знание правил построения орнамента и др.;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению
7
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
|
Количество часов |
|
п/п |
|
|
|
|
|
Всего |
Теоретических |
Практических |
|
|
|
|
|
работ |
1 |
Декоративное рисование |
8 |
- |
8 |
2 |
Рисование с натуры |
18 |
- |
18 |
3 |
Рисование на темы |
5 |
- |
5 |
4 |
Беседы об изобразительном искусстве |
3 |
3 |
- |
|
ВСЕГО |
34 |
3 |
31 |
8
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Подготовительные занятия
Их главная задача – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направления движений, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определённой подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают формированию эстетического вкуса.
9
Занятия по декоративному рисованию должны предшествовать урокам рисования с натуры, т. к. они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры
Рисование с натуры обязательно предшествует наблюдению изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основные задачи обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение имеет умение применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование
отрывков из литературных произведений
В 1 – 2 классах задача тематического рисования: чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1 – 3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10 – 15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие зрительного восприятия.
10
№ |
№ |
|
|
|
|
|
|
п/п |
урока |
ТЕМА ПРОГРАММЫ |
Планируемые результаты |
ДАТА |
ФАКТ |
ПРИМЕЧАНИЯ |
|
|
по |
|
|
|
|
|
|
|
|
предметные |
личностные |
|
|
|
|
|
теме |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Рисование с натуры |
Организация рабочего |
Умение слушать |
|
|
Рисование с натуры / |
|
|
овощей и фруктов в виде |
места. Знание |
учителя. Умение |
|
|
4 – 6 на листе бумаги |
|
|
набросков |
названий |
правильно |
|
|
|
2 |
2 |
Рисование с натуры |
художественных |
пользоваться |
|
|
Рисование с натуры |
|
|
листа дерева |
инструментов и |
карандашом, |
|
|
/ По выбору учителя |
|
|
|
приспособлений; их |
красками, кистью. |
|
|
(раздаточный |
|
|
|
свойств, назначения, |
Уметь организовать |
|
|
материал) |
3 |
3 |
Рисование с натуры |
обращения и |
своё рабочее место, |
|
|
Рисование с натуры |
|
|
ветки рябины |
санитарно- |
правильно сидеть за |
|
|
|
4 |
4 |
Составление узора в |
гигиенических |
партой, правильно |
|
|
Декоративное |
|
|
квадрате из |
требований при |
держать бумагу, |
|
|
рисование |
|
|
растительных форм |
работе с ними; знание |
карандаш. Знать |
|
|
|
|
|
|
элементарных правил |
названия всех |
|
|
|
5 |
5 |
Беседа по картинам на |
|
|
Беседа |
||
|
|
тему «Мы растём на |
передачи формы |
изображаемых |
|
|
|
|
|
смену старшим» |
предмета и др.; знание |
предметов. Уметь |
|
|
|
|
|
|
некоторых |
рисовать по шаблону |
|
|
|
6 |
6 |
Рисование |
|
|
Декоративное |
||
|
|
геометрического |
выразительных |
и раскрашивать; |
|
|
рисование / по |
|
|
орнамента |
средств |
пользоваться |
|
|
предложенной |
|
|
|
изобразительного |
карандашом и |
|
|
учителем схеме – |
|
|
|
искусства: «точка», |
ручкой. |
|
|
крышка столика |
|
|
|
«линия», |
Знать название |
|
|
квадратной формы |
|
|
|
«штриховка», |
основных цветов и |
|
|
|
7 |
7 |
Беседа «Декоративно – |
|
|
Беседа / резьба по |
||
|
|
прикладное искусство» |
«пятно»; пользование |
их оттенков, форму и |
|
|
дереву, богородская |
|
|
|
материалами для |
размер предметов |
|
|
игрушка |
|
|
|
рисования; знание |
(большой – |
|
|
|
8 |
8 |
Рисование на тему |
|
|
Рисование на тему / |
||
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
«Сказочная избушка» |
|
|
|
9 |
9 |
Рисование с натуры |
|
|
предметов |
|
|
цилиндрической формы, |
|
|
расположенных ниже |
|
|
уровня зрения (кружка, |
|
|
кастрюля) |
10 |
10 |
Беседа на тему «Золотая |
|
|
хохлома» |
|
|
|
11 |
11 |
Рисование на тему «Моя |
|
|
любимая игрушка» |
12 |
12 |
Рисование с натуры |
|
|
игрушки – автобуса |
13 |
13 |
Рисование с натуры |
|
|
игрушки – грузовика |
|
|
(фургона) |
14 |
14 |
Рисование на тему |
|
|
«Городской транспорт» |
15 |
15 |
Рисование с образца |
|
|
геометрического |
|
|
орнамента в квадрате |
16 |
16 |
Декоративное рисование |
|
|
расписной тарелки |
17 17Декоративное рисование панно «Снежинки». Беседа по картинам на тему «Кончил дело –
названий предметов, |
маленький и т. д.) |
подлежащих |
Знать правила |
рисованию; рисование |
раскрашивания |
по образцу; |
рисунка |
применение приёмов |
(штриховать в одном |
работы карандашом, |
направлении, не |
гуашью, |
выходя за контур, не |
акварельными |
оставляя пробелов). |
красками с целью |
Уметь |
передачи фактуры |
ориентироваться на |
предмета; |
листе бумаги; Знать |
ориентировка в |
названия предметов |
пространстве листа; |
их ближайшего |
размещение |
окружения; Знать |
изображения одного |
выразительные |
или группы предметов |
средства |
в соответствии с |
изобразительного |
параметрами |
искусства: «линия», |
изобразительной |
«цвет». Сравнивать |
поверхности; |
их между собой по |
адекватная передача |
форме, цвету, |
цвета изображаемого |
величине. Уметь |
объекта, определение |
рисовать предметы в |
насыщенности цвета; |
последовательной |
узнавание и |
форме. Рисование |
различение в |
узора и |
книжных |
декоративных |
иллюстрациях и |
предметов по |
репродукциях |
образцам. |
|
|
Украшение узором
наличников и ставен
Рисование с натуры / Беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью
Беседа / Демонстрация изделий народного промысла (посуда)
Рисование на тему / По выбору учащихся
Рисование с натуры
Рисование с натуры
Рисование на тему
Декоративное
рисование
Декоративное
рисование
Декоративное
рисование /
В. Сигорский «Первый
снег»,
12
|
|
гуляй смело» |
|
|
|
18 |
18 |
Рисование с натуры |
|
|
вымпела с изображением |
|
|
ракеты |
19 |
19 |
Рисование с натуры |
|
|
раскладной пирамидки |
20 |
20 |
Рисование с натуры |
|
|
бумажного стаканчика |
|
|
|
21 |
21 |
Рисование с натуры |
|
|
игрушки относительно |
|
|
сложной конструкции |
|
|
|
22 |
22 |
Раскрашивание игрушки |
23 |
23 |
Декоративное рисование |
|
|
листка отрывного |
|
|
календаря к празднику 8 |
|
|
Марта |
24 |
24 |
Рисование с натуры |
|
|
домиков для птиц |
25 25 Рисование на тему «Пришла весна»
изображённых |
Уметь выполнять |
|
предметов и действий. |
рисунок с натуры, |
|
Знание названий |
работать кистью и |
|
некоторых народных |
красками. |
|
и национальных |
Составление узора в |
|
промыслов (Хохлома |
полосе из |
|
и др.); знание |
вырезанных |
|
основных |
геометрических |
|
особенностей |
форм. Работа над |
|
некоторых |
выразительными |
|
материалов, |
средствами в |
|
используемых в |
рисунке. |
|
рисовании; |
Знать правила |
|
знание выразительных |
работы с акварелью. |
|
средств |
Уметь передавать в |
|
изобразительного |
рисунках форму |
|
искусства: |
несложных |
|
«изобразительная |
плоскостных и |
|
поверхность», |
объёмных объектов, |
|
«точка», «линия», |
устанавливать с |
|
«штриховка», |
помощью учителя её |
|
«контур», «пятно», |
сходство с |
|
«цвет», объём и др.; |
известными |
|
знание правил |
геометрическими |
|
построения орнамента |
формами. |
|
и др.; оценка |
Знать элементы |
|
результатов |
геометрического |
|
собственной |
узора. |
|
изобразительной |
Уметь выделять |
|
|
|
Н. Жуков «Дай
дорогу!»,
С. Григорьев
«Вратарь»
Рисование с натуры
Рисование с натуры
Рисование с натуры /
Натура –
раздаточный
материал
Рисование с натуры /
Например, бульдозер,
подъёмный кран,
экскаватор и т.п.
Рисование с натуры
Декоративное
рисование
Рисование с натуры / Скворечники, дуплянки, синичники
Рисование на тему / Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март»,
13
26 |
26 |
Раскрашивание рисунка |
27 |
27 |
Рисование с натуры |
|
|
постройки из элементов |
|
|
строительного материала |
28 |
28 |
Декоративное рисование |
|
|
расписного блюда |
|
|
|
29 |
29 |
Рисование на тему |
|
|
«Космические корабли в |
|
|
полёте» |
30 |
30 |
Рисование с натуры |
|
|
предметов |
|
|
конструктивной формы |
|
|
|
31 |
31 |
Рисование с натуры |
|
|
столярных или |
|
|
слесарных инструментов |
|
|
|
32 |
32 |
Рисование с натуры |
|
|
предмета симметричной |
|
|
формы |
33 33 Раскрашивание рисунка
деятельности и |
характерные |
одноклассников |
особенности |
(красиво, некрасиво, |
росписи. Уметь |
аккуратно, похоже на |
высказывать |
образец); рисование с |
простейшие |
натуры и по памяти |
суждения о картинах. |
после |
Передавать свои |
предварительных |
наблюдения и |
наблюдений, передача |
переживания в |
всех признаков и |
рисунке. Знать |
свойств |
правила и технику |
изображаемого |
выполнения рисунка. |
объекта; рисование по |
Учить использовать |
воображению. |
симметрии в |
Обучение умению |
построении рисунка, |
повторять и |
изображать |
чередовать элементы |
характерные |
узора (развивать у |
очертания. |
учащихся чувство |
Передавать форму, |
ритма при |
цвет и |
составлении узора) |
пространственное |
|
расположение |
|
предметов; |
|
|
|
ориентировка в |
|
пространстве листа. |
|
|
«Первая зелень»,
К. Юон «Мартовское солнце»)
Рисование на тему
Рисование с натуры
Декоративное
рисование / Узор из
ягод и листьев
Рисование на тему
Рисование с натуры / Игрушечные машины, часы – настольные, настенные, напольные и т.п.
Рисование с натуры / 3
– 4 предмета на одном листе бумаги в виде набросков Рисование с натуры /
Настольная лампа, раскрытый зонт и т.п.
Рисование с натуры
14
|
34 |
Беседа на тему |
|
|
|
|
Беседа / Вышивка, |
|
|
«Декоративно- |
|
|
|
|
кружево, керамика |
|
|
прикладное искусство» |
|
|
|
|
|
|
|
Рисование в квадрате |
|
|
|
|
Декоративное |
|
|
узора из декоративно- |
|
|
|
|
рисование / Например, |
|
|
переработанных |
|
|
|
|
цветы и бабочки |
|
|
природных форм |
|
|
|
|
|
15
Литература и средства обучения
1. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина, Изобразительное искусство в начальной школе, Москва, издательский дом «Дрофа», 1996 год
2. О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская, Изобразительное искусство 2 класс, Разноцветный мир, рабочая тетрадь, Москва БАЛАСС 2009 год
3. В. С. Кузин, Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах, Москва «Просвещение», 1979 год
4. И. А. Грошенков, Уроки рисования в 1 – 6 классах вспомогательной школы, Москва «Просвещение» 1975 год
5. Изобразительное искусство, 4класс, М. Ю. Рау, М. А. Зыкова, Москва «Просвещение», 2019 год
16
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.