1
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом СОШ№3, филиал МАОУ СОШ№2 на 2019 – 2020 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю
Количество часов в год по программе: 34 часа
Срок реализации программы – 1год
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи
· Воспитание интереса к изобразительному искусству
· Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
· Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса
2
· Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора
· Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировка своего мнения о них
· Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка
· Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках
· Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию)
· Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности
· Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению
· Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции
· Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»)
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приёмов рисования;
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения
Общая характеристика предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах:
– «Подготовительный период обучения»,
3
– «Обучение композиционной деятельности»,
– «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
– «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
– «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работ:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства;
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное восприятие: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приёмам работы в изобразительной деятельности (рисовании):
Приёмы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
4
Приёмы рисования твёрдыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линий; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приёмы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приёмы работы красками:
― приёмы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приёмы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; приёмы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по
мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
– Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «деталь», «часть», «элемент», «объём», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», т.п.
– Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
– Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
– Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке предмета.
– Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
– Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
5
– Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приёмы и способы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходства и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приёмов и способов передачи графических образов в рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок Понятия:«цвет», «краски», «акварель», «гуашь».
Цвета солнечного спектра (основные, составные). Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Приёмы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, мастеров народных промыслов».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок.
«Как и о чём создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженных средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль
в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стёклах). Сказочные образы в народной культуре
6
и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учётом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.)
Планируемые результаты освоения обучающимися по изобразительному искусству Минимальный уровень:
- знание названий художественных инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, обращения и санитарно - гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования; - знание названий предметов, подлежащих рисованию; - организация рабочего места; - рисование по образцу;
- применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображённых предметов и действий
Достаточный уровень:
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;
- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объём и др.;
- знание правил построения орнамента и др.;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению
7
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
|
Количество часов |
|
п/п |
|
|
|
|
|
Всего |
Теоретических |
Практических |
|
|
|
|
|
работ |
1 |
Декоративное рисование |
8 |
- |
8 |
2 |
Рисование с натуры |
18 |
- |
18 |
3 |
Рисование на темы |
5 |
- |
5 |
4 |
Беседы об изобразительном искусстве |
3 |
3 |
- |
|
ВСЕГО |
34 |
3 |
31 |
8
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Подготовительные занятия
Их главная задача – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направления движений, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определённой подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают формированию эстетического вкуса.
9
Занятия по декоративному рисованию должны предшествовать урокам рисования с натуры, т. к. они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры
Рисование с натуры обязательно предшествует наблюдению изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основные задачи обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение имеет умение применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование
отрывков из литературных произведений
В 1 – 2 классах задача тематического рисования: чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1 – 3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10 – 15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие зрительного восприятия.
10
№ |
№ |
|
|
|
|
|
|
п/п |
урока |
ТЕМА ПРОГРАММЫ |
Планируемые результаты |
ДАТА |
ФАКТ |
ПРИМЕЧАНИЯ |
|
|
по |
|
|
|
|
|
|
|
|
предметные |
личностные |
|
|
|
|
|
теме |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Рисование с натуры |
Организация рабочего |
Умение слушать |
|
|
Рисование с натуры / |
|
|
овощей и фруктов в виде |
места. Знание |
учителя. Умение |
|
|
4 – 6 на листе бумаги |
|
|
набросков |
названий |
правильно |
|
|
|
2 |
2 |
Рисование с натуры |
художественных |
пользоваться |
|
|
Рисование с натуры |
|
|
листа дерева |
инструментов и |
карандашом, |
|
|
/ По выбору учителя |
|
|
|
приспособлений; их |
красками, кистью. |
|
|
(раздаточный |
|
|
|
свойств, назначения, |
Уметь организовать |
|
|
материал) |
3 |
3 |
Рисование с натуры |
обращения и |
своё рабочее место, |
|
|
Рисование с натуры |
|
|
ветки рябины |
санитарно- |
правильно сидеть за |
|
|
|
4 |
4 |
Составление узора в |
гигиенических |
партой, правильно |
|
|
Декоративное |
|
|
квадрате из |
требований при |
держать бумагу, |
|
|
рисование |
|
|
растительных форм |
работе с ними; знание |
карандаш. Знать |
|
|
|
|
|
|
элементарных правил |
названия всех |
|
|
|
5 |
5 |
Беседа по картинам на |
|
|
Беседа |
||
|
|
тему «Мы растём на |
передачи формы |
изображаемых |
|
|
|
|
|
смену старшим» |
предмета и др.; знание |
предметов. Уметь |
|
|
|
|
|
|
некоторых |
рисовать по шаблону |
|
|
|
6 |
6 |
Рисование |
|
|
Декоративное |
||
|
|
геометрического |
выразительных |
и раскрашивать; |
|
|
рисование / по |
|
|
орнамента |
средств |
пользоваться |
|
|
предложенной |
|
|
|
изобразительного |
карандашом и |
|
|
учителем схеме – |
|
|
|
искусства: «точка», |
ручкой. |
|
|
крышка столика |
|
|
|
«линия», |
Знать название |
|
|
квадратной формы |
|
|
|
«штриховка», |
основных цветов и |
|
|
|
7 |
7 |
Беседа «Декоративно – |
|
|
Беседа / резьба по |
||
|
|
прикладное искусство» |
«пятно»; пользование |
их оттенков, форму и |
|
|
дереву, богородская |
|
|
|
материалами для |
размер предметов |
|
|
игрушка |
|
|
|
рисования; знание |
(большой – |
|
|
|
8 |
8 |
Рисование на тему |
|
|
Рисование на тему / |
||
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
«Сказочная избушка» |
|
|
|
9 |
9 |
Рисование с натуры |
|
|
предметов |
|
|
цилиндрической формы, |
|
|
расположенных ниже |
|
|
уровня зрения (кружка, |
|
|
кастрюля) |
10 |
10 |
Беседа на тему «Золотая |
|
|
хохлома» |
|
|
|
11 |
11 |
Рисование на тему «Моя |
|
|
любимая игрушка» |
12 |
12 |
Рисование с натуры |
|
|
игрушки – автобуса |
13 |
13 |
Рисование с натуры |
|
|
игрушки – грузовика |
|
|
(фургона) |
14 |
14 |
Рисование на тему |
|
|
«Городской транспорт» |
15 |
15 |
Рисование с образца |
|
|
геометрического |
|
|
орнамента в квадрате |
16 |
16 |
Декоративное рисование |
|
|
расписной тарелки |
17 17Декоративное рисование панно «Снежинки». Беседа по картинам на тему «Кончил дело –
названий предметов, |
маленький и т. д.) |
подлежащих |
Знать правила |
рисованию; рисование |
раскрашивания |
по образцу; |
рисунка |
применение приёмов |
(штриховать в одном |
работы карандашом, |
направлении, не |
гуашью, |
выходя за контур, не |
акварельными |
оставляя пробелов). |
красками с целью |
Уметь |
передачи фактуры |
ориентироваться на |
предмета; |
листе бумаги; Знать |
ориентировка в |
названия предметов |
пространстве листа; |
их ближайшего |
размещение |
окружения; Знать |
изображения одного |
выразительные |
или группы предметов |
средства |
в соответствии с |
изобразительного |
параметрами |
искусства: «линия», |
изобразительной |
«цвет». Сравнивать |
поверхности; |
их между собой по |
адекватная передача |
форме, цвету, |
цвета изображаемого |
величине. Уметь |
объекта, определение |
рисовать предметы в |
насыщенности цвета; |
последовательной |
узнавание и |
форме. Рисование |
различение в |
узора и |
книжных |
декоративных |
иллюстрациях и |
предметов по |
репродукциях |
образцам. |
|
|
Украшение узором
наличников и ставен
Рисование с натуры / Беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью
Беседа / Демонстрация изделий народного промысла (посуда)
Рисование на тему / По выбору учащихся
Рисование с натуры
Рисование с натуры
Рисование на тему
Декоративное
рисование
Декоративное
рисование
Декоративное
рисование /
В. Сигорский «Первый
снег»,
12
|
|
гуляй смело» |
|
|
|
18 |
18 |
Рисование с натуры |
|
|
вымпела с изображением |
|
|
ракеты |
19 |
19 |
Рисование с натуры |
|
|
раскладной пирамидки |
20 |
20 |
Рисование с натуры |
|
|
бумажного стаканчика |
|
|
|
21 |
21 |
Рисование с натуры |
|
|
игрушки относительно |
|
|
сложной конструкции |
|
|
|
22 |
22 |
Раскрашивание игрушки |
23 |
23 |
Декоративное рисование |
|
|
листка отрывного |
|
|
календаря к празднику 8 |
|
|
Марта |
24 |
24 |
Рисование с натуры |
|
|
домиков для птиц |
25 25 Рисование на тему «Пришла весна»
изображённых |
Уметь выполнять |
|
предметов и действий. |
рисунок с натуры, |
|
Знание названий |
работать кистью и |
|
некоторых народных |
красками. |
|
и национальных |
Составление узора в |
|
промыслов (Хохлома |
полосе из |
|
и др.); знание |
вырезанных |
|
основных |
геометрических |
|
особенностей |
форм. Работа над |
|
некоторых |
выразительными |
|
материалов, |
средствами в |
|
используемых в |
рисунке. |
|
рисовании; |
Знать правила |
|
знание выразительных |
работы с акварелью. |
|
средств |
Уметь передавать в |
|
изобразительного |
рисунках форму |
|
искусства: |
несложных |
|
«изобразительная |
плоскостных и |
|
поверхность», |
объёмных объектов, |
|
«точка», «линия», |
устанавливать с |
|
«штриховка», |
помощью учителя её |
|
«контур», «пятно», |
сходство с |
|
«цвет», объём и др.; |
известными |
|
знание правил |
геометрическими |
|
построения орнамента |
формами. |
|
и др.; оценка |
Знать элементы |
|
результатов |
геометрического |
|
собственной |
узора. |
|
изобразительной |
Уметь выделять |
|
|
|
Н. Жуков «Дай
дорогу!»,
С. Григорьев
«Вратарь»
Рисование с натуры
Рисование с натуры
Рисование с натуры /
Натура –
раздаточный
материал
Рисование с натуры /
Например, бульдозер,
подъёмный кран,
экскаватор и т.п.
Рисование с натуры
Декоративное
рисование
Рисование с натуры / Скворечники, дуплянки, синичники
Рисование на тему / Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март»,
13
26 |
26 |
Раскрашивание рисунка |
27 |
27 |
Рисование с натуры |
|
|
постройки из элементов |
|
|
строительного материала |
28 |
28 |
Декоративное рисование |
|
|
расписного блюда |
|
|
|
29 |
29 |
Рисование на тему |
|
|
«Космические корабли в |
|
|
полёте» |
30 |
30 |
Рисование с натуры |
|
|
предметов |
|
|
конструктивной формы |
|
|
|
31 |
31 |
Рисование с натуры |
|
|
столярных или |
|
|
слесарных инструментов |
|
|
|
32 |
32 |
Рисование с натуры |
|
|
предмета симметричной |
|
|
формы |
33 33 Раскрашивание рисунка
деятельности и |
характерные |
одноклассников |
особенности |
(красиво, некрасиво, |
росписи. Уметь |
аккуратно, похоже на |
высказывать |
образец); рисование с |
простейшие |
натуры и по памяти |
суждения о картинах. |
после |
Передавать свои |
предварительных |
наблюдения и |
наблюдений, передача |
переживания в |
всех признаков и |
рисунке. Знать |
свойств |
правила и технику |
изображаемого |
выполнения рисунка. |
объекта; рисование по |
Учить использовать |
воображению. |
симметрии в |
Обучение умению |
построении рисунка, |
повторять и |
изображать |
чередовать элементы |
характерные |
узора (развивать у |
очертания. |
учащихся чувство |
Передавать форму, |
ритма при |
цвет и |
составлении узора) |
пространственное |
|
расположение |
|
предметов; |
|
|
|
ориентировка в |
|
пространстве листа. |
|
|
«Первая зелень»,
К. Юон «Мартовское солнце»)
Рисование на тему
Рисование с натуры
Декоративное
рисование / Узор из
ягод и листьев
Рисование на тему
Рисование с натуры / Игрушечные машины, часы – настольные, настенные, напольные и т.п.
Рисование с натуры / 3
– 4 предмета на одном листе бумаги в виде набросков Рисование с натуры /
Настольная лампа, раскрытый зонт и т.п.
Рисование с натуры
14
34 |
34 |
Беседа на тему |
|
|
|
|
Беседа / Вышивка, |
|
|
«Декоративно- |
|
|
|
|
кружево, керамика |
|
|
прикладное искусство» |
|
|
|
|
|
|
|
Рисование в квадрате |
|
|
|
|
Декоративное |
|
|
узора из декоративно- |
|
|
|
|
рисование / Например, |
|
|
переработанных |
|
|
|
|
цветы и бабочки |
|
|
природных форм |
|
|
|
|
|
15
Литература и средства обучения
1. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина, Изобразительное искусство в начальной школе, Москва, издательский дом «Дрофа», 1996 год
2. О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская, Изобразительное искусство 2 класс, Разноцветный мир, рабочая тетрадь, Москва БАЛАСС 2009 год
3. В. С. Кузин, Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах, Москва «Просвещение», 1979 год
4. И. А. Грошенков, Уроки рисования в 1 – 6 классах вспомогательной школы, Москва «Просвещение» 1975 год
5. Изобразительное искусство, 4класс, М. Ю. Рау, М. А. Зыкова, Москва «Просвещение», 2019 год
16
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.