муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Утверждаю.
Методического совета Директор школы
«01» ноября 2017г. ____________/Максимов Э. В./
Приказ № 138-ОД от «03» ноября 2017г
Принято
на педагогическом совете.
Протокол № 2 от «03» ноября 2017г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
2 класс
для обучающихся с ОВЗ (Задержка психического развития)
Составитель:
Зайцева Марина Владимировна,
учитель начальных классов
I категории
2017 год
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом № 1598 от 19.12.14) с учетом Примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» автора Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.)
Адаптированная рабочая программа ориентирована на учебник «Изобразительное искусство», Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.).
Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Коррекционная цель: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие: творческого воображения, графических навыков, эстетического восприятия.
- Формирование: предметных представлений.
- Коррекция: осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве.
- Коррекция: мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение).
Срок реализации рабочей программы: 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать
проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством,
участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений искусства;
- активное использование языка
изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература,
окружающий мир и др.);
- обогащение ключевых компетенций
(коммуникативных, деятельностных и др.) художест
венно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Чем и как работает художник (8 часов)
Три основных цвета и их составные. Смешивание цветных красок с белой. Смешивание цветных красок с чёрной. Первичные навыки рисования с натуры. Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Выполнение изделий из пластических материалов. Изготовление изделий из бумаги и картона. Бумагопластика. Склеивание простых объёмных форм. Произведения русских и зарубежных художников. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.
Реальность и фантазия (7 часов)
Изображение по памяти. Передача настроения с помощью цвета. Изображение при помощи линий. Работа в различных видах декоративно-прикладной деятельности.
О чём говорит искусство (10 часов)
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека. Мужской, женский образы. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений через украшения. Постройки.
Как говорит искусство (9 часов)
Тёплые, холодные цвета. Тихие и звонкие цвета. Ритм пятен. Ритм пропорций и линий. Музеи искусств.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов на изучение |
Коррекционная работа |
Раздел 1. Чем и как работает художник. (8 часов) |
|||
1. |
Три основных цвета. «Цветочная поляна». |
1ч. |
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие пространственных представлений, ориентации. |
2. |
Пять красок – все богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». |
1ч. |
Развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие глазомера, развитие произвольного внимания. |
3. |
Изобразительные средства и их выразительность. «Осенний лес». |
1ч. |
Развитие наглядно-образного мышления. Развитие движений и двигательных навыков. Развитие фантазии. |
4. |
Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад». |
1ч. |
Развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
5. |
Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения самостоятельно компоновать сюжетный рисунок. |
6. |
Выразительность материалов для работы в объёме. «Звери в лесу». |
1ч. |
Развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
7. |
Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка для зверей». |
1ч. |
Расширение представлений об окружающем мире. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
8. |
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). «Ночной город». |
1ч. |
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. Развитие пространственных представлений, ориентации. |
Раздел 2. Реальность и фантазия. (7 часов ) |
|||
9. |
Изображение и реальность. «Наши друзья – птицы». |
1ч. |
Развитие целеустремленности, терпеливости. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
10. |
Изображение и фантазия. «Сказочная птица». |
1ч. |
Развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие фантазии. |
11. |
Украшение и реальность. «Узоры паутины». |
1ч. |
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие глазомера, развитие фантазии. |
12. |
Украшение и фантазия. «Кружевные узоры». |
1ч. |
Развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие глазомера, развитие произвольного внимания, развитие фантазии. |
13. |
Постройка и реальность. «Подводный мир». |
1ч. |
Развитие наглядно-образного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
14. |
Постройка и фантазия. |
1ч. |
Развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие глазомера, развитие произвольного внимания, развитие фантазии. |
15. |
Обобщение темы. Братья – Мастера работают вместе. |
1ч. |
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. Развитие пространственных представлений, ориентации. |
Раздел 3. О чем говорит искусство. (10 часов) |
|||
16. |
Выражение характера изображаемых животных. «Четвероногий герой». |
1ч. |
Расширение представлений об окружающем мире. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
17. |
Выражение характера животных в литературных произведениях (сказках, баснях) |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. |
18. |
Выражение характера человека в изображении. Мужской образ. |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
19. |
Выражение характера человека в изображении. Женский образ. |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
20. |
Образ человека и его характера, выраженный в объеме. |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
21. |
Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?» |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие умения самостоятельно компоновать сюжетный рисунок. |
22. |
Выражение характера человека через украшение. |
1 ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. |
23. |
Украшение и реальность. «Морозные узоры». |
1 ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения самостоятельно компоновать сюжетный рисунок. |
24. |
Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов». |
1 ч. |
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие глазомера, развитие произвольного внимания, развитие фантазии. |
25. |
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои мысли, чувства. |
1 ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения самостоятельно компоновать сюжетный рисунок. |
Раздел 4. Как говорит искусство. (9 часов ) |
|||
26. |
Цвет, как средство выражения: теплые и холодные цвета. «Огонь в ночи». |
1ч. |
Расширение представлений об окружающем мире. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
27. |
Цвет, как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Весенняя земля». |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения самостоятельно компоновать сюжетный рисунок. |
28. |
Линия как средство выражения, ритм линий. Графические упражнения. |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения самостоятельно компоновать сюжетный рисунок. |
29. |
Линия как средство выражения, характер линий. «Дерево». |
1ч. |
Расширение представлений об окружающем мире. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
30. |
Ритм пятен как средство выражения. «Птицы» |
1ч. |
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. Развитие пространственных представлений, ориентации. |
31. |
Пропорции выражают характер. «Птицы». |
1ч. |
Расширение представлений об окружающем мире. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
32. |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. «Весна идет». |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения самостоятельно компоновать сюжетный рисунок. |
33. |
Музеи искусств. |
1ч. |
Развитие изобразительных способностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения самостоятельно компоновать сюжетный рисунок. |
34. |
Обобщающий урок года. |
1 ч. |
Развитие ответственности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.