Адаптированная
рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса с ЗПР (программа
7.1.) составлена на основе нормативных актов и учебно - методических
документов:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Федеральный закон от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения).
4. Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ пос. Подгорный.
5.Авторской программыВ.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2019 и учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ Авт.-сост. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2018
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса. Дополнительная литература:
- Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение. 2015г.
-Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
-Челышева И.Л., Литература 6 класс: планы-конспекты уроков- Ростов н/Д: Феникс.
-Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
Интернет-ресурсы:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Электронные образовательные ресурсы:
Презентации(собственные, интернет-коллекция), видео и звуковое сопровождение.
Информационно-техническая оснащенность кабинета:
Ноутбук, сеть ИНТЕРНЕТ
Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования отводится 102ч, из расчета 3ч учебных часа в неделю. Содержание адаптированной рабочей программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по обществознанию и авторской программой учебного курса.
Адаптированная рабочая программа по литературе составлена для занятий интегрировано с обучающимися ЗПР по программе 7.1 на основе рекомендаций ПМПК. Преподавание предмета обеспечивает адаптивность и соотносится с задачами обучения детей с задержкой психического развития, служит для формирования коррекционно-развивающего пространства через активизацию познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализацию учебной деятельности; коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития. Учащиеся с ВОЗ (задержка психического развития) в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по литературе в соответствии с требованиями государственного стандарта основного общего образования, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при выделении главного в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации. Усвоение материала затруднено тем, что большинство учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. У них замедлен процесс формирования общей способности к учению: для них характерны снижение интереса к занятиям, трудности в осознании предъявляемых требований. У шестиклассников с ЗПР отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Содержание учебного материала по литературе, темп обучения, как правило, оказываются непосильными для учащихся с задержкой психического развития. Они не могут прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, определить тему и главную мысль произведения; озаглавить иллюстрации и тексты; использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение). Им сложно пересказывать текст выборочно и подробно, читают с трудом. Восприятие учебного материала остается преимущественно конкретным, поверхностным, существенного развития словесно-логического мышления не отмечается.Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. При анализе предмета или явления дети, как правило, называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и тонкостью.Свойственна поверхностность мышления, его направленность на случайные признаки, что особенно ярко проявляется на словесном уровне.
Адаптированная программа по литературе для занятий индивидуально на дому с обучающимися 6 класса составлена с учетом ФГОС, индивидуального учебного плана обучающихся и особенностями развития обучающихся с ЗПР.
Адаптированная рабочая программа разработана на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Программы (Рабочие программы.Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2015 год); с, а также в соответствии с требованиями Программы коррекционно-развивающего обучения. Литература. 6 класс.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Срок реализации Программы – 1 год.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» для детей с ЗПР направлено на достижение следующих целей:
· использовать опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Для детей с ЗПР стоят те же задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы (М.. Просвещение, 1988).
Основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений.
Программа V—VIII классов является продолжением курса чтения в начальных классах, задачей обучения является развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.
В V—VIII классах предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.
Перечень коррекционных задач:
· совершенствовать наглядно-образное мышление;
· уточнить представление об окружающем мире;
· расширить словарный запас;
· расширить объем произвольной механической памяти;
· формировать умения опосредованного запоминания;
· совершенствовать качество переработки сенсорной информации;
· совершенствовать устную речь;
· расширить речевую практику;
· формировать нормы употребления языка;
· развивать произвольную слуховую / зрительную память;
· совершенствовать качество запоминания (скорость, точность, прочность)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
· воспитать российскую гражданскую идентичность: патриотизма, любвь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознать значение семьи в жизни человека и общества, принять ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
Метапредметные результаты
Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение – 1 ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 1 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 1 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 1 ч.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 23ч.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений). Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 5ч.
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказ «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 11 ч.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид ».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планировать пути достижения цели.
- Устанавливать целевые приоритеты.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Раздел и темы урока |
Коррекционная направленность |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
||
1 |
Художественное произведение. Содержание и форма. |
Развитие устной речи |
1час |
С.6 |
||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа)
|
||||||
2 |
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни |
Развитие устной речи |
1час |
С.10-11 |
||
3 |
Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. |
Развитие устной речи |
1час |
Зад.3,7 с.16-17 |
||
4 |
Тестирование по теме « Устное народное творчество». |
Развитие гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; работоспособности. |
1час |
|
||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
|
||||||
5-6 |
«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». |
Развитие устной речи |
2часа |
|
||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час). |
||||||
7 |
И. И. Дмитриев. «Муха». |
Развитие памяти |
1час |
С.31-33 |
||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (50часов) |
||||||
8 |
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». |
Развитие памяти |
1час |
С.43(2) |
||
9 |
И. А. Крылов. «Осел и Соловей». |
Развитие памяти |
1час |
С.44(1-2),подготовка к тестированию |
||
10 |
Тестирование по теме «Басни» |
Развитие гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; работоспособности. |
1час |
|
||
А. С. ПУШКИН (16 часов) |
||||||
11 |
А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» |
Развитие памяти |
1час |
С.53-54 учить |
||
12 |
А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». |
Развитие памяти |
1час |
С.51-52(1-3) |
||
13 |
А. С. Пушкин. «И. И. Пущину». |
Развитие памяти |
1час |
С.143-144 |
||
14 |
А. С. Пушкин. «Повести Белкина» |
Развитие устной речи |
1час |
Подготовка.к внеклассному чтению «Барышня-крестьянка» |
||
15-16 |
А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». |
Развитие устной речи |
2часа |
С.144-145(вопросы) |
||
17 |
А.С.Пушкин. «Дубровский»(Iгл.) Дубровский –старший и Троекуров.(II-IIIгл.) |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.72-79, С.79-85(перессказ сцены Троекуров во дворе Дубровских) |
||
18 |
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.(IV-Vгл.) |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.85-92(выразит.чтениеVIглавы) |
||
19 |
Что заставило Дубровского стать разбойником(VI-VIIгл.) |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.92-106(перессказ «Обед в Покровском») |
||
20 |
А.С.Пушкин «Дубровский». Учитель.(VIII-Xгл) |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.106-125 |
||
21 |
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. (XI-XVI гл) |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Выраз.чтениеVIIIгл. |
||
22 |
Развязка романа «Дубровский»( XVII-XIX) |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С. 141(вопросы) |
||
23-24 |
Обобщение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». |
Развитие устной речи и памяти |
2 часа |
Составить план сочинения. |
||
25-26 |
Р.р. Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос по повести А. С. Пушкина «Дубровский». |
Развитие письменной речи и устойчивого внимания |
1 час |
|
||
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа) |
||||||
27 |
М.Ю.Лермонтов «Тучи». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.151(вопросы) |
||
28 |
М.Ю.Лермонтов «Листок», «На севере диком…» |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.152-154 |
||
29 |
М.Ю.Лермонтов «Утес», «Три пальмы» |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Учить план анализа стихотворения |
||
30 |
Р.р. Контрольная работа по произведениям М.Ю.Лермонтова |
Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности. |
1час |
|
||
И.С. ТУРГЕНЕВ (5 часов) |
||||||
31 |
И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. |
Развитие устной речи |
1час |
С.164-173(читать) |
||
32 |
Рассказ И. С. Тургенев «Бежин луг». |
Развитие устной речи |
1час |
С.173-189(читать) |
||
33 |
Рассказы героев «Бежина луга». |
Развитие устной речи |
1час |
С.164-165(перессказ фрагмента близко к тексту) |
||
34 |
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». |
Развитие устной речи |
1час |
Подготовка материала к проекту |
||
35 |
Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). |
Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности. |
1час |
|
||
Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)
|
||||||
36 |
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.200(2) |
||
37 |
Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело...» |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.195-199(учить по выбору) |
||
38 |
Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...». «Листья». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.201-202( |
||
А.А.ФЕТ (2 часа) |
||||||
39 |
Жизнеутверждающее начало в лирике А. А. Фета. |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.204(6) |
||
40 |
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
С.206-208(вопросы) |
||
Н.А. НЕКРАСОВ (5 часов) |
||||||
41 |
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Выразительное чтение 1-2 частей стихотворения, стр.220(вопросы 3-5) |
||
42 |
Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Выразительное чтение 3-4 частей стихотворения, стр.221(вопросы 3,4) |
||
43 |
Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа.Композиция стихотворения. |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Творческое.задание стр.220(письменно) |
||
44 |
Трёхсложные размеры стиха. |
Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности |
1час |
Подготовиться к к/р |
||
45 |
Тестирование по теме «Произведения поэтов XIX века». |
Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности. |
1час |
|
||
Н.С. ЛЕСКОВ (5 часов) |
||||||
46 |
Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Перессказ эпизода «Левша» по выбору |
||
47 |
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Анализ эпизода «Левша» по выбору |
||
48 |
Характеристика персонажей сказа Н.С.Лескова «Левша». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.268-зад.1-3 |
||
49 |
Сказовая форма повествования. |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Подготовиться к сочинению |
||
50 |
Р.р. Сочинение – рассуждение по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. |
Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности. |
1час |
Стр. 280(задания) |
||
|
|
|
||||
51 |
А.П. Чехов. «Тонкий и толстый». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.281(задания) |
||
52 |
Особенности юмора в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Подготовка к внеклас.чтению(один рассказ из тв-ва Чехова вне программы) |
||
53 |
В.ч. Юмористические рассказы А.П.Чехова. |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Подготовить сообщение по биографии Я. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстой(по выбору) |
||
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 часа) |
||||||
54 |
Стихотворения о природе Я. Полонского. |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Выразительное чтение стих-я Е.А. Баратынского |
||
55 |
Стихотворения о природе Е.А. Баратынского. |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.288(проект) |
||
56 |
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Подготовиться к к/р |
||
57 |
Р.р. Художественный анализ стихотворения. |
Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности. |
1час |
Биография А.И. Куприна |
||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 часов).
|
||||||
58 |
А.И.Куприн «Чудесный доктор». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.16(задания) |
||
59 |
Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.17-19читать,перессказ 1гл. «Алые паруса» |
||
60 |
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.40(зад.5) |
||
61 |
Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Письменный анализ одного из эпизодов «Алые паруса» |
||
62 |
Отношение автора к героям повести «Алые паруса» |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
|
||
63 |
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.50(творч.задание) |
||
64 |
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Проиллюстрировать сказку-быль |
||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 часа) |
||||||
65 |
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.52-53,57-58(читать) |
||
66 |
Д.С. Самойлов. «Сороковые». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (читать) |
||
В.П. АСТАФЬЕВ (2 часа) |
||||||
67-68 |
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». |
Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности |
2час |
Стр.82(творч.зад),83-выводы |
||
69 |
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. |
Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности |
1час |
Составить план рассказа о герое |
||
70 |
Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». |
Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности |
1час |
|
||
В. Г. РАСПУТИН (3 часа) |
||||||
71 |
В.Г.Распутин «Уроки французского» |
Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности |
1час |
Подготовить пересказ одного из эпизодов на выбор |
||
72 |
Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. |
Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности |
1час |
Стр.122(1-2),стр.123 зад.3 |
||
73 |
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». |
Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности |
1час |
М.М.Пришвин «Кладовая солнца» -читать |
||
74 |
В.ч.Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» |
Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности |
1час |
|
||
75 |
В.ч. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». |
Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности |
1час |
Стр.12-127 |
||
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ(5ч.) |
||||||
76 |
Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Стр.137-138 (тв.зад.) |
||
77 |
В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал».
|
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Стр.139-140-читать |
||
78 |
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
«Тринадцатый подвиг Геракла» -читать по ролям |
||
79 |
Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Стр.157(2) |
||
80 |
Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Подготовить краткие сообщения по поэтам XX ВЕКА (один на выбор) |
||
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 часа) |
||||||
81 |
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.168 (вопросы и задания) |
||
82 |
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». |
Развитие устной речи и памяти |
1час |
Стр.167-проект |
||
83 |
Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Стр.167-вопросы |
||
84-85 |
Р.р. Художественный анализ стихотворения. |
Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания.
|
2часа |
Г.Тукай-биография |
||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2часа).
|
||||||
86 |
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга» |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Стр.169-175-читать |
||
87 |
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Стр.176-177-читать |
||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (13часов) |
||||||
88 |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Перессказ одного из 12 подвигов Геракла |
||
89 |
Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Стр.184-тв.зад |
||
90 |
Геродот. «Легенда об Арионе». А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Стр.188-193-читать |
||
91-92
|
Итоговые проектные задачи |
Развитие устной речи и памяти |
2 часа
|
|
||
93 |
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. |
Развитие устной речи и памяти |
1 час |
Стр.201,193 тв. задания |
||
94
|
В.ч М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». |
Развитие устной речи и памяти |
1 час
|
Стр.220 (3зад) |
||
95 |
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». |
Развитие устной речи и памяти |
1 час
|
Стр.229-вопросы |
||
96 |
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». |
Развитие устной речи и памяти |
1 час
|
Стр.246-тв.зад,стр.247-249-читать |
||
97-98 |
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» |
Развитие устной речи и памяти |
2 часа
|
Стр.265-тв.зад, проиллюстрировать сказку |
||
99- 100 |
Проект: Составление под руководством учителя электронных иллюстрированных альбомов «Мифы Древней Греции» («Подвиги Геракла»), «Герои и сюжеты зарубежной литературы в иллюстрациях» |
Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности |
2 часа |
Стр.265-проекты |
||
ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (2 часа). |
||||||
101-102 |
Итоговое тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения |
Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности |
2 часа
|
|
||
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.