Адаптированная рабочая программа
для индивидуального обучения по предмету «Музыка», 8 класс,
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на основе Приказа Департамента образования ХМАО-Югра «Об утверждении примерных планов образовательных организаций, реализующих адаптивные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО - Югры для детей с ОВЗ», Приказ № 1087 от 13.08.2015 г.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (исходя из 35 учебных недель в году) для …………………………., которой характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в тяжёлой степени.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Критская Е. Д.Музыка: 8класс Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы VIII вида, — М.: Просвещение, 2012 г.»
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Предлагаемая программа соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Целью данной программы является использование процесса обучения музыки для повышения уровня общего развития учащейся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков её познавательной деятельности и личностных качеств.
Задачи:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые предметные результаты обучения
Базовый уровень.
Учащаяся должна знать:
- средства музыкальной выразительности;
- основные жанры музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты;
- музыкальные профессии и специальности;
- особенности творчества изученных композиторов;
- особенности народного музыкального творчества;
Учащаяся должны уметь:
- самостоятельно исполнять несколько песен;
- отвечать на вопросы о прослушанных произведениях;
- называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;
- называть исполнителя – певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
- определять характер, содержание произведения;
- определять ведущие средства выразительности;
- давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;
Подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.
Минимально-допустимый уровень.
Учащаяся должна знать:
- средства музыкальной выразительности;
- основные жанры музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты;
- музыкальные профессии и специальности;
Учащаяся должна уметь:
- самостоятельно исполнять несколько песен;
- отвечать на вопросы о прослушанных произведениях;
- называть исполнителя – певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
- определять характер, содержание произведения;
- определять ведущие средства выразительности;
Планируемые личностные результаты обучения
У учащейся будут сформированы:
- понимание роли музыки в жизни человека;
- основы музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;
- представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов;
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов;
- умение применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Планируемые метапредметные результаты обучения
Регулятивные
Учащаяся научится:
- удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем);
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-формирование целостной художественной картины мира;
-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;
-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
Содержание учебного предмета
Пение
Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:
совершенствование певческих навыков в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);
эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;
выразительное «концертное» исполнение разученных произведений;
пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности;
точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.
Певческие упражнения:
- пение на одном звуке, на разные слоги;
- пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги;
- пение попевок с полутоновыми интонациями;
- пение с закрытым ртом;
- совершенствование певческого дыхания;
- упражнения на чистое округленное интонирование;
- вокально-хоровые распевания на песнях;
- пение без сопровождения.
Повторение песен, разученных в 5 – 7 классах.
Слушание музыки
Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.
Народная музыка в творчестве композиторов.
Музыкальная грамота
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности – темп, динамика, лад, метроритм, гармония, тембр.
Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений.
Музыкальный материал для пения
1 четверть
«С чего начинается Родина?». Из кинофильма «Щит и меч» - муз. Б. Баснера, сл. М. Матусовского.
«Гляжу в озера синие». Из телефильма «Тени исчезают в полдень» - муз. Л. Афанасьева, сл И. Шаферана.
«Конопатая девченка» - муз. Б. Сольвьева, сл. М. Пляцковского.
2 четверть
«Город золотой» - муз. Ф. Милано, сл. А. Хвостова и А. Волохонского, обр. Б. Гребенщикова.
«Есть только миг». Из кинофильма «Земля Санникова» - муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.
«Песенка о медведях». Из кинофильма «Кавказская пленница» - муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.
3 четверть
«Старый клен». Из кинофильма «Девчата» - муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.
«Спят курганы темные». Из кинофильма «Большая жизнь» - муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина.
«Когда весна придет…». Из кинофильма «Весна на Заречной улице» - муз. Б. Макроусова, сл. А. Фатьянова.
4 четверть
«Где же вы теперь, друзья-однополчане?» - муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова.
«День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. В. Хренникова.
«Нам нужна одна победа». Из кинофильма «Белорусский вокзал» - муз. и сл. Б. Окуджавы.
Музыкальные произведения для слушания
И. Бах. «Токката», ре минор BWV 565.
И. Бах. «Sarabanda». Из Французской сюиты № 1.
Л. Бетховен. «Grave». «Allegro di molto e con brio». Из сонаты № 8, до минор, соч. 13, «Патетическая».
И. Брамс. «Венгерский танец № 5», фа-диез минор.
Дж. Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».
Г. Гендель. «Passacalia». Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7, № 1.
Дж. Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и бес».
А. Дворжак. «Славянский танец», ми минор.
Ф. Лист. «Венгерская рапсодия № 2».
В. Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро».
В. Моцарт. «Allegro molto». Из симфонии № 40, КV 550.
А. Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь».
М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).
С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище». Из кантаты «Александр Невский».
Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки». Из оперы «Садко».
Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Из оперы «Снегурочка».
Г. Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
И. Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».
А. Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».
П. Чайковский. «Времена года», соч. 37 – bis.
Д. Шостакович. «Первая часть». Тема нашествия. Из симфонии № 7 «Ленинградская».
«Я ли в поле да не травушка была…» - муз. П. Чайковского, сл. И. Сурикова.
Ф. Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви».
Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам.
Х. Родриго. «Аранхуэсский концерт».
«А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» - муз. А. Петрова, сл. Р. Киплинга. Русский текст Г. Кружкова.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
музыки в 8 классе
№ п/п |
Дата |
Количество часов |
Тема |
|
|
|
1. Взаимосвязь разных видов искусства. - 9ч |
1 |
|
1 |
Взаимосвязь видов искусства , выражение чувств в образах |
2 |
|
1 |
Основные жанры в музыке песня |
3 |
|
1 |
Основные жанры в музыке танец |
4 |
|
1 |
Средства выразительности музыки тембр, характер |
5 |
|
1 |
Средства выразительности музыки Динамика, Ритм |
6 |
|
1 |
Разбираем музыкальное произведение. |
7 |
|
1 |
Музыкальная грамота |
8 |
|
1 |
Выражение мыслей и чувств человека в музыке. |
9 |
|
1 |
Взаимосвязь видов искусства Обобщение |
|
|
|
2. Музыка- это жизнь - 7ч |
10 |
|
1 |
Героика в музыке М Бородин Князь Игорь |
11 |
|
1 |
Героика в музыке Л.В.Бетховена |
12 |
|
1 |
Лирика в музыке Ф Лист |
13 |
|
1 |
Лирика в музыкеВ.А,Моцарт |
14 |
|
1 |
Юмор в музыке Д Верди |
15 |
|
1 |
Юмор в музыке |
16 |
|
1 |
Музыка- это жизнь. Обобщение |
|
|
|
3. Народная музыка - 3ч |
17 |
|
1 |
Истоки музыки- народная песня |
18 |
|
1 |
Народная песня |
19 |
|
1 |
Оркестр народных инструментов |
20 |
|
1 |
Обобщение |
|
|
|
4 Музыка и жизнь -4ч |
21 |
|
1 |
Духовность в музыкеМолитва |
22 |
|
1 |
Духовность в музыке ИС Бах |
23 |
|
1 |
Эпос в музыке С Прокофьев А.Невский |
24 |
|
1 |
Эпос в музыке. Обобщение |
|
|
|
5.Театр Оперы и балета. Музыка не имеет границ - 11ч |
25 |
|
1 |
Балет –красота и сказочность русской музыки Либретто |
26 |
|
1 |
Балет Знаменитые мастера |
27 |
|
1 |
Опера. Мастера оперного жанра. |
28 |
|
1 |
Народная опера |
29 |
|
1 |
М.Глинка Иван Сусанин |
30 |
|
1 |
Симфония |
31 |
|
1 |
Состав Симфонии |
32 |
|
1 |
.Мастера симфонического жанра |
33 |
|
1 |
Примеры симфонии в современном исполнении |
34 |
|
1 |
Симфонический оркестр |
35 |
|
1 |
Музыка не имеет границ. Урок-обобщение |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы
Основная:
Дополнительная:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.