Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд"
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд"

Оценка 4.9
Документация
doc
труд
03.10.2022
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету  "Ручной труд"
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Ручной труд» основных задач образовательной области «Технология». Рабочая программа по курсу «Ручной труд» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
АРП ручной труд подг.1кл Кудряшова Р.Н..doc

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Отрадный»

 

 


РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

МО учителей начальных классов

Протокол № 1 от 26.08.2022 г.

Руководитель МО Еремеева И.В

 

 

ПРОВЕРЕНО

Зам. директора по УВР

Баляева Е.А.

30.08.2022 г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

школы-интерната г. о. Отрадный

Е.А.Андреев

31.08.2022 г.

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа  

по учебному предмету «Ручной труд в подготовительном

(первом) классе

 обучающихся с расстройствами аутистического спектра

(вариант 8.3)

2022-2023  учебный год

 

 

 

 

                                                               Составитель:

учитель начальных классов Кудряшова Р.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

1.Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Ручной труд» основных задач образовательной области «Технология».

Рабочая программа по курсу «Ручной труд» составлена для учащихся  с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

1.           Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35849).

2.           Письмо министерства образования и науки РФ «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.

3.           Письмо министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

4.           Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15).

5.           Адаптирована основная общеобразовательная программа образования начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра  (вариант 8.3) ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный.

6.           Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 № ВК-452/07.

          7.СанПиН 2.4.3648-20 №28. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.

          8.Устав Учреждения.

Содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС отягощенными умственной отсталостью (вариант 8.3)

 

            В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.

Первую группу оставляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. На уроках ручного труда не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия обучающиеся придерживаются определенной последовательности.

В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда, .  

            Вторую группу характеризует замедленный темп продвижения в овладении знаниями,   умениями и навыками. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

На уроках труда обучающиеся нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Обучающиеся  довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. В заготовках и развертках сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.

            К третьей группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам. Характерно то, что такие дети с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия.

Четвертая группа -  обучающихся нет.

 

 Характеристика  обучающихся (подготовительного)1 класса по возможности обучения (приложение 1).

 

Цель: изучения данного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности

Задачи обучения:

В (подготовительном)1 классе изучение предмета «Ручной труд», призвано решить следующие задачи:

 

-         формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-         формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

-         расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

-         расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

-         формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

-         формирование интереса к разнообразным видам труда;

-         развитие познавательных психических процессов;

-         развитие умственной деятельности;

-         развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

-         развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;

-         формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;

-          духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Решение поставленных задач позволяет коррегировать интеллектуальные и физические недостатки у обучающихся с РАС с учетом их возрастных особенностей, путем систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительно-двигательной и моторной координации, ручной моторики.

.

                              

2.     Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Ручной труд» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный предмет «Ручной труд» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы).

Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических особенностей развития:

·         выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

·         особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

·         боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;

·         ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;

·         специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

·         низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.

Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.

.

Ручной труд  является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со многими предметами первого этапа обучения:

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, выполнение расчетов, вычислений,  работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами; счёт в пределах 100; вычерчивание прямоугольника, квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку).

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций; изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна: определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.

Речевая практика – связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам;  дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

Чтение  и русский язык – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, она является одним из условий коррекции мышления и речи. Для получения общих представлений о предмете, детям 4 класса наиболее понятными являются  натуральные (объекты, муляжи и т.п.) и  изобразительные (модели, макеты, фотографии, картины и т.п.) учебные пособия.

Все графические дидактические материалы должны быть составлены с учетом особенностей восприятия и мышления умственно отсталых детей и отвечать требованиям коррекционно-образовательной работы. К ним относится: максимальное расчленение последовательности этапов выполнения изделия, но не превышающих 5-6 последовательно выполняемых пунктов плана; наличие условных обозначений (схематические изображения карандаша, кисточки, колющих и режущих инструментов и др.), показывающие способ выполнения практического действия (обвести, наклеить, вырезать, согнуть и др.) и цифровых обозначений порядка выполнения этапов работы над изделием и трудовых действий; отображение в объеме графических изображений объектов (обязательное условие для умственно отсталых детей первого класса).

Работа по формированию у детей умения работать с графической наглядностью предполагает:

- обучение ориентировке  в пространстве листов учебника,  на которых располагаются графические изображения;

- знакомство с цифровыми, буквенными и условными графическими обозначениями;

- анализирующее рассматривание предмета, подлежащего изготовлению и пунктов плана;

- направление зрительного восприятия при чтении графической наглядности (слева направо).

Изготовление предметов (изделий), отвечающих познавательным, эстетическим и функциональным требованиям. Дети любят труд, в процессе которого создается что-либо красивое, необычное. Это стремление ребенка надо всячески поддерживать и развивать. В решении этого вопроса необходимо руководствоваться учебно-воспитательными задачами, направленными на привитие у детей способности чувствовать и понимать красоту окружающего их предметного мира, создаваемого руками человека, умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимать красоту как ценность.

        При этом надо помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать и организовывать труд ребенка с тем, чтобы учить его тому, что для него представляет истинную ценность.  В тоже время, задания должны быть достаточно простыми для того, чтобы ребенок мог их выполнить. Помимо этого, учитель должен все время помнить, что работа должна иметь смысл, чтобы ребенок мог развиваться интеллектуально, физически, эмоционально и социально.

                   Задания должны отвечать следующим требованиям:

    - изготовление изделий, не есть цель урока. Это лишь средство решения конкретных учебных задач;

   - задания построены по определенной системе, в основе которой лежит дидактический принцип доступности и посильности;

- отбор и систематизация заданий произведена с учетом имеющихся у этих заданий общих черт и сходных приемов обработки того или иного материала;

- расширять знания о предметном мире;

- обеспечивать условия для формирования технических умений и навыков.

- иметь общественное значение;

- не должны быть одноразовыми, носить случайный характер, а должны быть взаимосвязаны друг с другом;

- объекты труда должны соответствовать эстетическим требованиям.

             Вся работа на уроках ручного труда носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельного участия при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

      Программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями  и  способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.

 

3.    Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Ручной труд» относится к образовательной области учебного плана «Технология».

Обучающиеся с РАС, отягощенными умственной отсталостью (вариант 8.3), обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе об­щего образования, по­лу­ча­ют образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более про­лон­гированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант  АООП предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.

На изучение учебного предмета «Ручной труд» на первом этапе обучения отводится: в подготовительном (первом)- классе- 2часа в неделю; : в подготовительном (первом)- классе (второй год обучения)  - 2 часа в неделю;в 1 классе -2 часа в неделю, во 2-4 классах – 1 час в неделю. Таким образом, в подготовительном (первом)- классе на изучение учебного предмета «Ручной труд» отводится 2 часа в неделю.     

.

При планировании курса  учитывается количество учебных недель – 33 недели. Исходя из этого, общее количество  часов  по учебному предмету  в 2022-2023 учебном году  составляет -  64ч.

         В  первой четверти  -   16ч.

         Во второй четверти  -  14 ч.

         В третьей четверти  -   19 ч.

         В четвёртой четверти - 15 ч.

Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему,  распределяется  в соответствии  с календарным учебным графиком Учреждения на учебный год, с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с  РАС, отягощенными умственной отсталостью (вариант 8.3), уровня их знаний и умений.

 

4.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В подготовительном (первом)- классе учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.

К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по ручному труду относятся:  

  • развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, сотрудничество с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности;
  • развитие мотивации к обучению;
  • развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 

·        развитие положительных свойств и качеств личности;

·        готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

 

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:

 

Минимальный уровень

(для обучающихся 3 группы)

Достаточный уровень

(для обучающихся 1 и 2 групп)

-выполнение простых инструкций учителя;

-знание элементарных правил организации рабочего места;

-знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон); 

-умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага – сгибают);

 

-выполнение простых инструкций учителя;

-знание элементарных правил рациональной организации труда;

-умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

-знание названий некоторых материалов и объектов работ;

-умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

-выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.

Рабочая программа по ручному труду для    (подготовительного)1 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с  РАС, отягощенными умственной отсталостью (вариант 8.3) личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей.

Базовые учебные действия, которыми получат возможность овладеть обучающиеся по предмету «Ручной труд» в (подготовительном) 1классе

 

Личностные базовые учебные действия:

·        осознание себя как ученика;

·        положительное отношение к

·        окружающей действительности;

·        проявление самостоятельности в

·        выполнении  простых учебных заданий;

·        проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

·        готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

 

Регулятивные базовые учебные действия:

·        адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

·        активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

 

Познавательные базовые учебные действия:

·        делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

·        наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

 

Коммуникативные базовые учебные действия:

·        вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;

·        использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

·        слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

·        сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        доброжелательно относиться к людям.

 

5.Содержание учебного предмета

Содержание обучения уроков ручного труда имеет  практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

п/п

Раздел

Краткое содержание курса

1

Работа с пластилином

Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работ. Организация рабочего места

2

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами. Организация рабочего места

3

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона

4

Работа с бумагой и картоном

Элементарные сведения о бумаге. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.

Виды работы с бумагой и картоном: разметка бумаги, экономная разметка бумаги.

Приемы разметки:

- понятие «шаблон»;

- правила обращения с ножницами;

- обрывание бумаги;

- складывание фигурок из бумаги (оригами);

- сминание и скатывание бумаги в ладонях;

- конструирование из бумаги и картона;

- соединение деталей изделия.

5

Работа с металлом

Работа с алюминиевой фольгой.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимое  на изучение каждой темы       

 

№ п/п

Раздел Тема

Количество часов

Воспитательный потенциал


 

1 четверть (15ч.)

Работа с пластилином

1

 

Правила поведения и работы на уроках ручного труда.

1

Воспитывать положительные качества личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе).

2

Урок труда и его особенности.

2

Прививать уважение к людям труда.

Сообщать элементарные знания о видах труда, формировать трудовые качества, развивать самостоятельность в труде, прививать интерес к труду.

 

4

5

6

Природа-источник фантазии мастера

3

Воспитывать отношение к труду, как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду

7

8

9

Пластилиновый мир«Рыбка».

 

Формировать у ребёнка  понимание того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.).

10

11

12

Свойства пластилина.

2

Формировать умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты. 

13

14

15

 

Приемы работы с пластилином.

3

Воспитывать положительные личностные качества ученика: (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в паре, коллективе).

2 четверть (14ч )

 

Работа с пластилином

1

2

 

Пластилиновая аппликация «Солнце и тучка»

2

Воспитывать культуру труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда). 

3

4

Лепка «огурец и яблоко».

2

Сообщать познавательные сведения о труде и отдельных профессиях. 

5

6

7

Лепка, моркови и свёклы.

3

Формировать знания о различных видах ручного труда. 

8

9

10

Лепка птички.

3

Формировать знания о поделочных материалах, используемых на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами. 

11

12

 

Композиция «Овощи на тарелке».

2

Обучать работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала.

13

14

Лепка  «Деревенская изба»

2

Обучать доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов.

3 четверть (19 ч.)

Работа с природными материалами

1

2

3

Поделка из нескольких деталей «Бабочка на цветке».

3

Воспитывать уважение к своему труду и к труду других людей. 

 

4

5

Поделка из нескольких деталей «Птица на краю гнезда

2

Воспитывать культуру труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда). 

Работа с пластилином

6

7

«Утёнок». Лепка по образцу

2

Воспитывать положительные личностные качества ученика: (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в паре, коллективе).

8

9

«Утёнок». Лепка по образцу

2

Прививать уважение к людям труда, сообщать элементарные знания о видах труда.

10

11

«Снеговик». Лепка по образцу

2

Формировать  трудовые качества, развивать самостоятельность в труде, прививать интерес к труду.

12

13

Лепка мышки

2

Развивать положительные  качества личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма. 

14

15

Лепка собачки

2

Формировать потребность трудиться, развивать чувства ответственности за выполняемую работу и положительного отношения к труду.

Работа с бумагой

16

17

Поделка «Собака у конуры»

2

Воспитывать положительные качества личности обучающегося (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе ).

18

19

Рваная аппликация  «Цыпленок»

2

Прививать уважение к людям труда, сообщать элементарные знания по видам труда.

 

4 четверть (15ч )

Работа с пластилином

1

2

Лепка по образцу грибов.

2

Формировать трудовые качества, обучать доступным приемам труда, развивать самостоятельность в труде, прививать  интерес к труду.

3

4

Изготовление ежа из пластилина и крылаток клёна.

2

Формировать организационные умения в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Способствовать воспитанию положительной мотивации к учебной деятельности.

Работа с бумагой и картоном

5

6

7

Заготовка для аппликации деталей геометрической формы (квадраты, треугольники, круги)

3

Способствовать воспитанию положительной мотивации к учебной деятельности.

8

9

Обрывная аппликация "Птицы"

2

Сообщать познавательные сведения о труде и отдельных профессиях. 

 

10

11

 

Работа с картоном. Конструирование с большим количеством деталей "Подсолнух»

2

Развивать положительные  качества личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма. 

12

13

14

15

 

Работа с картоном и цветной бумагой. Конструирование и соединение деталей "Светофор"

4

Формировать потребность трудиться, развивать чувства ответственности за выполняемую работу и положительного отношения к труду.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

 

В  (подготовительном)1 классе оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной  аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке перевода в следующий класс.

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений, качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные обучающиеся. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.

Стремление обучающегося достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ребенку иметь значительные достижения в овладении программным материалом.

Будет достаточно того, что некоторые обучающиеся получат навыки  практической работы с разными видами материалов, привыкнут находиться и трудиться в коллективе, окажутся способными по окончании школы включиться в общественное производство, существовать самостоятельно.

На уроке  ручного труда главной формой контроля является наблюдение за деятельностью обучающихся и практическая работа детей. Педагог обращает внимание на быстроту включения каждого ребенка в работу, умение сосредотачиваться, активно трудиться, быть самостоятельным в выполнении заданий, доводить работу  до конца.

          В  1¢ (подготовительном) классе безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.

 

6.Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)

 

7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Освоение учебного предмета «Ручной труд» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с  РАС, отягощенными умственной отсталостью (вариант 8.3):

Демонстрационные и печатные пособия:

·        магнитная доска;

·        наборное полотно;

·        таблицы по ДПИ;

·        серии сюжетных картинок «Времена года», «Огород», «Сад» и другие;

·        наборы родо-видовых предметных картинок;

·        демонстрационные пособия для уточнения представлений  о цвете, размере, величине, предметов;  о пространственных и  временных  представлениях;

·        муляжи овощей, фруктов;

·        строительный материал (кубики);

·        геометрические тела;

·        детские игрушки: кукла, пирамидка, машинка, солдатики и другие;

·        геометрическое лото;

·        игры на печатной основе «Что бывает круглое?», «Цвет, форма, величина» и другие;

·        образцы изделий (согласно тематике уроков);

·        поэтапные планы (схематические карты) изготовления изделий (согласно тематике уроков);

·        шаблоны и заготовки (согласно тематике уроков);

·        схемы по правилам техники безопасности;

·        учебные таблицы «Работа с пластилином», «Виды тканей» и другие;

·        предметно-операционные, графические планы, схемы и чертежи.

 

Технические средства обучения:

·        ноутбук;

·        мультимедийный  проектор;

·        экран;

·        принтер;

·        магнитофон.

 

Интернет-ресурсы и другие электронных  информационных источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.

·        http://fgosreestr.ru/

·        Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений    общего и   начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru 

·        Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru

·        Портал «Российское образование» http://www.edu.ru 

·        Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru 

·        Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru

·        Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru 

·        Издательство УМК «Гармония» http://www.umk-garmoniya.ru

·        "Страна мастеров"http://stranamasterov.ru 

·        Виртуальная школа http://vschool.km.ru 

·        Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/

·        Видеоролики о народных промыслах.

 

Учебно-методический комплекс:

Учебник:

Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. «Технология. Ручной труд». 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. АО «Просвещение, 2022 год. (ЭОР учебника: https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html?path=/media/ebook/322010/)

 

Дополнительная литература для учителя:

·       Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1-4 классы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями». Москва, «Просвещение», 2020 год. (Электронная ссылка пособия - https://catalog.prosv.ru/attachment/0a1cc9b0-2ae0-11e5-8814-0050569c7d18.pdf)

·       Т. М. Геронимус «Я все умею делать сам». М. Владос 2001.

·       Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида / Жидкина Т.С., Н.Н. Кузьмина. - М.: Академия, 2005

·       Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. - М.: Просвещение. 1999.

·       Агапова И.А. Мягкая игрушка своими руками / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2004.

 

Материалы  и инструменты для обучающихся:

·        альбомы;

·        бумага формата А4, А3;

·        карандаши простые;

·        карандаши цветные;

·        фломастеры;

·        бумага разных видов;

·        бумага цветная;

·        картон цветной;

·        нитки разной толщины (мулине, ирис, нитки для шитья №40;

·        хлопчатобумажная ткань;

·        драповая ткань;

·        холст;

·        ткань техническая;

·        тесьма «зигзаг».

 

Инструменты и приспособления:

·        ножницы с закругленными концами;

·        клей-карандаш;

·        клей ПВА;

·        пластилин;

·        линейка; угольник с прямым углом;

·        кисти для клея;

·        точилка;

·        циркуль;

·        иглы с большим ушком.

 

Вспомогательные приспособления:

·      подставка для кисточек;

·      бумажные салфетки;

·      подкладная доска;

·      клеенка;

·      корзинка для мусора.

 

8. Приложения к программе

 

Приложение 1

Характеристика обучающихся (подготовительного)1 класса по возможностям обучения.

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование.

                                                                                                                                   Приложение 1.

Характеристика  обучающихся (подготовительного) 1класса по возможности обучения

 

 

№ группы

Ф.И.обучающегося

Характеристика обучающихся

 

I группа

Г.Н

 

 

          Первую группу оставляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. На уроках ручного труда не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия обучающиеся придерживаются определенной последовательности.

В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда. 

 

II группа

 

 

Н.К

         Вторую группу характеризует замедленный темп продвижения в овладении знаниями,   умениями и навыками. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

На уроках труда обучающиеся нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Обучающиеся  довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. В заготовках и развертках сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.

 

 

III группа

 

 

Я.А.

П.Ю.

 

 К третьей группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам. Характерно то, что такие дети с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия.

 

 

IV группа

 

 

       

обучающихся нет.

 

 

                                                                                                                             Приложение 2.

 Календарно-тематическое планирование

 

           

           

           


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Ручной труд» основных задач образовательной области «Технология»

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Ручной труд» основных задач образовательной области «Технология»

Первую группу оставляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения

Первую группу оставляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения

Цель: изучения данного предмета на

Цель: изучения данного предмета на

Учебный предмет «Ручной труд» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с

Учебный предмет «Ручной труд» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с

Речевая практика – связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам; дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе

Речевая практика – связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам; дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе

Вся работа на уроках ручного труда носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельного участия при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на…

Вся работа на уроках ручного труда носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельного участия при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на…

Планирование является примерным

Планирование является примерным

Рабочая программа по ручному труду для (подготовительного)1 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с

Рабочая программа по ручному труду для (подготовительного)1 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Работа с пластилином 1

Работа с пластилином 1

Лепка птички. 3 Формировать знания о поделочных материалах, используемых на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами

Лепка птички. 3 Формировать знания о поделочных материалах, используемых на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами

Поделка «Собака у конуры» 2

Поделка «Собака у конуры» 2

В (подготовительном)1 классе оценивание успеваемости по предмету проходит согласно

В (подготовительном)1 классе оценивание успеваемости по предмету проходит согласно

Работа с пластилином», «Виды тканей» и другие; · предметно-операционные, графические планы, схемы и чертежи

Работа с пластилином», «Виды тканей» и другие; · предметно-операционные, графические планы, схемы и чертежи

Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы

Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы

Приложение 1Характеристика обучающихся (подготовительного)1 класса по возможностям обучения

Приложение 1Характеристика обучающихся (подготовительного)1 класса по возможностям обучения

II группа Н.К

II группа Н.К
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2022