Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
16.02.2018
Постулат о том, что «детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации» является рефреном АООП для ребёнка с СД. кроме того, для самого ребёнка с ОВЗ и его семьи важно решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде;
Особенностью настоящей программы является включение в образовательную деятельность родителей обучающейся, так как, по мнению учёных, систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна при условии привлечения родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс его интеграции в общество.
АООП для ребёнка с СД.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГАУ ДПО МО «ИРО»)
Кафедра педагогики и психологии
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
программа для детей с синдромом Дауна
Индивидуальный образовательный маршрут
……….. Татьяны,……. 2008 года рождения, воспитанницы МБДОУ
«Детский сад №…………..»
……………ского района Мурманской области
Выполнил:
Пидгаецкая Светлана Ивановна,
педагог дополнительного образования
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования
Центр детского творчества,
слушатель курсов «Развитие дополнительного образования детей»
Рецензент:
Воротникова Е.Н.
к. п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии
Мурманск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка..……………………..……………………… …..3 стр.
2.Научная обоснованность программы…..….….………………………....3 стр.
3.Актуальность программы…………...……….….……. ….......................4 стр.
4.Научная обоснованность программы……………………………………..6 стр.
5.Особенности настоящей программы…………………..………………..8 стр.
6. Методологическая основа ИОМ………………………………………….9стр.
7.Цели и задачи ИОМ………………………………………………………..9 стр.
8.Приоритеты построения индивидуального образовательного
маршрута…………………………………………………………………… 10стр.
9.Принципы реализации индивидуального образовательного
маршрута……………………………………………………………………11стр.
8.Срок реализации и ожидаемые результаты…………….……………... 12 стр.
9.Календарнотематическое планирование…………………………..….. 12 стр.
10. Содержание индивидуального образовательного маршрута………...19стр
11. Методическое обеспечение………………………………………..…..20 стр.
12. Литература, используемая педагогом для разработки программы
(ИОМ) и организации образовательного процесса…….………………...21 стр.
13.ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ВВОДНАЯ ДИАГНОСТИКА …….….………22стр
14.ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………24 стр.
2 Адаптированная дополнительная общеобразовательная
программа для детей с синдромом Дауна
Индивидуальный образовательный маршрут ……….. Татьяны, 19.
……2008 года рождения, воспитанницы МБДОУ «Детский сад
………… района Мурманской области
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая
группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут
быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести
и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к
социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром
Дауна (был описан в 1866 году Джоном Дауном). Дети с синдромом Дауна
рождаются относительно часто: один на 700800 новорожденных, независимо
от страны, социального положения и состояния здоровья родителей.
В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна
признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным
и не подлежащим оспариванию в том числе и в профессиональной среде. И
если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей
инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для
детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным. За последние годы
появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна.
3 Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития,
что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают.
В список детей старшей разновозрастной группы (57 лет) МБДОУ
Детский сад №… ………….. Мурманской области включена ……….Татьяна,
…..2008 года рождения, с диагнозом Синдром Дауна (далее – СД). В ДОУ
имеются рекомендации ГОБОУ ЦПМПК Мурманской области, исходя из
логопедом ДОУ составлен Индивидуальный коррекционно
которых,
развивающий маршрут для ребёнка. Вместе с тем, на протяжении трёх лет
ребёнок обучается в образовательной организации по общей образовательной
программе дошкольного образования, поскольку в условиях разновозрастной
группы с наполняемостью более двадцати человек практически невозможно
полноценное психолого
обеспечить индивидуализацию обучения,
педагогическое сопровождение
индивида с ОВЗ, подготовку его к
дальнейшему обучению.
Таким образом, необходимость применения особого
индивидуальноориентированного подхода, включающего формирование
психологических предпосылок к обучению, поддержку личностного развития
ребёнка с СД, обращение родителей ребёнка в МБОУДО ЦДТ за оказанием
муниципальной услуги дополнительного образования ребёнка по
предшкольной подготовке, явились обоснованием для разработки настоящего
индивидуального образовательного маршрута для воспитанницы.
Актуальность программы.
В соответствии с п.18. Приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2013 г. Регистрационный N 30468)
«Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов,
4 инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность,
организуют образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического
развития указанных категорий учащихся». Кроме того, требованиями
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, предусматривается, что
образовательная программа должна быть «… направлена на разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в том числе на достижение детьми
дошкольного возраста определенного уровня развития речи, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности…».
В связи с принятием Федерального закона № 273 от 29.12.2012г. «Об
образовании в РФ» впервые в истории российского образования обучающийся
с ограниченными возможностями здоровья определен, как физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
психологомедикопедагогической комиссией и
подтвержденные
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В соответствии с частью 3 статьи 79 № 273 ФЗ от 29.12.2012г. под
специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
5 оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в
здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
Статья 2 вышеназванного закона содержит определение понятия
«адаптированная образовательная программа образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц».
Из этого следует, что адаптированная программа не обязательно должна
содержать «коррекционную» составляющую, т.е. она не является аналогом
коррекционной программы. Из ст. 60 следует, что адаптированная
общеобразовательная программа может не предусматривать в отношении лиц
с различными формами умственной отсталости достижение основного общего
и среднего общего образования.
И далее «…специфика организации учебновоспитательной и коррекционной
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает
необходимость разработки индивидуального учебного плана и
адаптированной образовательной программы (через индивидуализацию их
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося).
Научная обоснованность программы
Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех.
И они начинают общаться с самого раннего возраста.
6 Общеизвестно, что общение – явление целостное, оно включает не только речь
(вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные
способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих.
Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным.
Каждый язык – это условный код, о котором «договорились» люди
определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью
общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с
помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно
которым используются эти символы. Язык используется только намеренно.
Язык может включать символы в разной форме – жесты, картинки,
определенные знаки, слова.
Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же
системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и
глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными
движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение,
координацию этого движения
Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна
зачастую обладают определенными физическими и когнитивными
характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и
речи, а именно: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей
моторики; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период
концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков.
Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает
появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и
фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе
формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются поразному: одни
от однословных фраз к предложениям, а другие от лепета и
звукоподражаний к отдельным словам.
7 Именно поэтому для таких детей существует необходимость в особом
индивидуальноориентированном подходе, включающем поддержку их
формирование психологических предпосылок
личностного развития,
обучения, оптимизацию детскородительского взаимодействия, преодоление
психогенных нарушений.
Особенности настоящей программы
Адаптированная образовательная программа является одним
из индивидуальноориентированных специальных образовательных условий,
определяющих эффективность реализации образовательного процесса и
социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его
конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация
Адаптированной образовательной программы обучающегося с инвалидностью
с одной стороны соответствует государственной политике в области
доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся
в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках
инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и
направление деятельности педагогического коллектива образовательной
базирующаяся на определенных методологических и
организации,
методических принципах, основным организационным механизмом которой
является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.
В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, основополагающими
дополнительной
принципами
общеобразовательной программы являются постулаты о том, что «детство
адаптированной
настоящей
8 является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование
выступает как институт социализации и индивидуализации».
Особенностью настоящей программы является включение в образовательную
деятельность родителей обучающейся, так как, по мнению учёных,
систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна при
условии привлечения родителей в процесс коррекционной работы позволяет
вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития
ребенка, но и в значительной мере определяет процесс его интеграции в
общество.
Методологической основой
для разработки индивидуального
образовательного маршрута явились «Образовательная коррекционно
развивающая программа для детей раннего возраста с синдромом Дауна»
Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., Методическое
пособие «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна»
(автор Т.П.Медведева).
Цель ИОМ:
компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка,
и реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
Задачи:
выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной
деятельности.
развитие понимания речи;
активизация речевой деятельности
развитие произносительной стороны речи;
развитие фразовой речи.
9 Формы реализации:
Индивидуальная работа
Виды деятельности:
Специальные упражнения, в т.ч.
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Кинезиологические упражнения
5.Игры на развитие слухового внимания.
Игры, в т. ч. сюжетноролевые, подвижные игры
Занятия – консультации с ребенком и родителями
Приоритеты реализации индивидуального образовательного маршрута
приоритет социальной адаптации ребенка. Именно социальная
адаптация, а не упор на «наращивание» какихлибо конкретных знаний
или умений, то есть возможность гибкого использования этих умений в
конкретной подходящей ситуации
природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и
методов. Природосообразность
предполагает развитие различных
сторон психики ребенка в соответствии с логикой нормативного
онтогенеза и гармоничности в развитии психических сфер, с
одновременным учетом особенностей ребенка, (Так заниматься
развитием мелкой моторики ребенка с синдромом Дауна вне связи с
общим контекстом развития, как общей моторики, так и его
компетенций в отношении собственного тела, его аффективной
составляющей, межсенсорного взаимодействия с нашей точки зрения,
крайне малоэффективно)
10 третьим приоритетом следует считать развитие коммуникативных
компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми, в том числе
и на невербальном уровне, здесь речь идет и об умении считывать
контексты взаимодействия, контексты конкретных ситуаций
четвертым приоритетом можно считать преодоление, профилактику
инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка.
Периоды, когда подобная работа становиться максимально актуальной,
различны. И это зависит не только от межличностных отношений в
семье проблемного ребенка, «от темпа переживания горя», но и от
варианта отклоняющегося развития и степени социальной
«неодобряемости» состояния ребенка.
Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута:
ориентация на индивидуальные особенности и достижения в развитии,
опора на практический опыт при овладении навыками; учет генетического
хода основных линий развития предполагающих обучение с опорой на
актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
использование специальных образовательных программ и соответствующей
дидактики; Доступность повторяемость и концентричность предложенного
значительное упрощение программного материала или
материала.
наличие коррекционных мероприятий в структуре программы. Важно
решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной
адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия
в детской среде;
вариативность форм обучения (индивидуальная, групповая,
фронтальная);
11 использование специальных приемов и методов работы;
индивидуальное психологопедагогическое сопровождение реализации
адаптированной общеобразовательной программы;
адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной
образовательной программой;
участие родителей в реализации адаптированной общеобразовательной
программы;
учет принципов здоровьесбережения;
Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год –
в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании специальных
образовательных условий
Объем программы программа рассчитана на 72 часа в год.
Режим занятий занятия с ребенком проводятся 2 раза в неделю в течение
учебного года. Продолжительность занятия – 45 минут с учетом двух
динамических пауз продолжительностью от 7 до 10 минут.
Ожидаемые результаты
Положительная
освоение
ИОМ на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние
ребенка; удовлетворенность родителей.
динамика
ребенка;
развития
Позитивными результатами следует считать достижение краткосрочных
целей, которые признаны специалистами и реальными для ребенка и семьи на
данном этапе, повышение уровня социальной адаптации обучающейся.
Контроль результатов работы по краткосрочным целям предполагается
проводить каждые 3 месяца.
Результативность реализации индивидуального образовательного маршрута
может быть подтверждена данными полученными в ходе углубленных
диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на
ЦПМПК.
12 Примерное тематическое планирование занятий по
индивидуальному образовательному маршруту ……Татьяны
Этап
Тематика
№
п\п
ПЕРВЫЙ
ЭТАП
Установление контакта с
ребенком и его родителями.
Отслеживание особенностей
развития ребёнка
Примеча
ние
Дата
проведе
ния
занятия
Учебная
нагрузка
(количес
тво
часов)
13 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Первичная диагностика
(состояние мелкой моторики рук
и двигательная активность)
Первичная диагностика
(состояние фонематического
слуха)
Первичная диагностика
(состояние речевого развития)
Первичная диагностика
(состояние эмоциональной сферы,
социализация))
Первичная диагностика
(состояние психических функций)
2
3
3
3
2
16.09.14
18.09.14
23.09.14
25.09.14
07.10.14
09.10.14
14.10.14
16.10.14
30.09.14
21.10.14
23.10.14
28.10.14
30.10.14
ВТОРОЙ
ЭТАП
Формирование механизмов
предметной и игровой
деятельности как ведущих видов
42 часа
13 (вторая
третья
учебная
четверть)
14
55
деятельности, продуктивных
видов деятельности (рисование,
конструирование), ознакомление с
окружающим миром, развитие
артикуляционного аппарата
(звукоизвлечение), формирование
основ самообслуживания с учетом
специфических особенностей
моторнодвигательного,
эмоционального, сенсорного,
умственного, эстетического и
социальноличностного развития
ребенка.
Физическое развитие ребёнка
Социальноэмоциональное
развитие, формирование основ
14 самообслуживания,
ознакомление с предметами
окружающего мира.
отца,
Вызывать
эмоциональную
реакцию Тани на ласковое
обращение к ней знакомого
Установление
взрослого.
контактов,
эмоциональных
«заражение
и
эмоцией»
положительных
поддержание
эмоциональных
связей
(упражнения и игры: «Посмотри
«Поморгаем
мне в глазки»,
глазками»,
игра
«Куку»,
«Догони!»,
«Поймай меня»,
«Прятки»,
«Подуй,
игра
ветерок»).
положительный
Формировать
эмоциональный отклик на
появление знакомых взрослых
(матери,
сестры,
воспитателя, педагога). Игры:
«Дай ручку», «Спрячем глазки»,
«Подуй на шарик», «Песенка
болтушка », «Лисонькалисонька»
(поглаживание
ручек),
«Тритатушки — тритата»
(ритмичные
телесные
потряхивания),
« «Часики»
(совместные покачивания вперед
назад в сопровождении слов «тик
так» со сменой двух ритмов);
игрыподражания: «Хлопхлоп, ты
ладошечка», «Ручками похлопаем,
ножками потопаем» и др.
Обучать
пониманию
и
воспроизведению указательного
жеста рукой и указательным
пальцем.
Формировать
первоначальные
представления ребенка о себе:
учить называть себя по имени
05.11.14
07.11.14
11.11.14
13.11.14
18. 11.14
20. 11.14
25. 11.14
27. 11.14
02.12.14
05.12.14
09.12.14
11.12.14
16.12.14
18.12.14
23.12.14
25.12.14
15 познавательной
ориентировку на
Развитие
сферы
Сенсорное воспитание: развивать
ориентировку на свойства и
качества предметов.
Развивать
форму:
• учить различать кубик от
шарика: шарики собирать на
поднос, а кубики складывать в
коробку; закрывать коробочки
разной формы соответствующими
к ним крышками (игра «Спрячь
игрушки»);
накрывать
Развивать ориентировку на
величину (выбор из двух):
•учить
коробки
крышками разных размеров:
«Спрячь шарики»; складывать
матрешки,
кубикивкладыши,
пользуясь методом проб.
Ознакомление с окружающим
миром.
Учить Таню обращать внимание
на предметы и явления
окружающей действительности:
«Включили свет, лампочка горит.
А теперь выключили, нет огонька
— темно». «Вода в кране,
включили — вода льется,
выключили — воды нет. Дверь
открыта — можно войти, дверь
закрыта — нельзя войти».
Выбирать определенные игрушки
по показу
(«Выберем все
колечки», «Расставим матрешек»,
«Соберем мячики в корзину»).
из
нескольких
Выделять
предметов одежду,
посуду
(«Покажи, где твоя тарелка,
03.02.15
05.02.15
10.02.15
12.02.15
17.02.15
19.02.15
24.02.15
26.02.15
03.03.15
05.03.15
10.03.15
12.03.15
17.03.15
19.03.15
16 ТРЕТИЙ
ЭТАП
Покажи,
где твоя
ложка.
куртка»).
Обращать внимание на явления
природы: солнышко светит —
тепло; снег идет — вокруг
сугробы; ветер дует — холодно;
на животных — птицы, собаки,
кошки, олени)
Учить
общение
Развитие речи и навыков
речевого общения.
формировать
Продолжать
с
эмоциональное
взрослыми,
близкими
формировать
активный
эмоциональный отклик на
происходящее: проводить игры
«Куку»,
«Кто там за дверью? Там папа!
Кто под столом? Там Тима!»
•
выполнять
определенные действия: напри
мер, «ручки хлопают, ножки
топают»,
игра «В ямку
бух», «Сорока» и т. д.
•учить подражать движениям губ
— «пипипи», «муму», «амам,
«дуду», улыбаться — делать тру
бочку (повторить за взрослым);
«спрятать язычок — нет язычка,
высунуть язычок — вот он», щел
кать
учить
звукоподражанию и словам.
•
понимать
и
произносить слова: стой, иди, дай,
пить, пока, туда, вот, там; так,
идем, хочу, нет, вода; суп, каша;
Формирование
игровых действий
учить выполнять предметно
игровые действия
с иг
«Катилови»,
рушками:
предметно
язычком;
учить
24.03.15
26.03.15
31.03.15
07. 04.15
09. 04.15
14. 04.15
16. 04.15
21. 04.15
23. 04.15
28. 04.15
30. 04.15
17 более
«Покачаем куклу»,
«Уло
жи спать Буратино», «Заинька,
байбай»,
«Машина поехала,
Машина биби», «Ах, какой
хороший» (обыгрывание мягкой
«Успокой лялю»,«
игрушки),
Споем
деткам
песенку»,
«Колыбельная для Тимоши», «Я
люблю свою лошадку».
Действия по речевой инструкции:
учить удерживать предмет в
руках
продолжи
тельное время (до 5 мин);
выполнять 2—3 элементарных
действия
игруш
ками по речевой инструкции
«возьми,
держи,
кати, лови, брось, принеси».
Элементарные предметноигровые
манипуляции и действия с
игрушками.
Задания: «Разбери пирамидку », «
Собери матрешку»,
«Сложи
«Построй башню»,
кубики»,
«Прокати шарик»,
«Надень
колечко»,
«Налей водички»,
«Пусти рыбку в аквариум»,
«Опусти игрушки в бутылочку».
«Набери воды», «Поставь игрушки
на место», «Собери фасоль»,
«Полей цветы».
дай,
с
Формирование интереса к
видам
продуктивным
деятельности.
Лепка — лепить прямыми
движениями («Баранки»), учить
соединять части предмета,
прижимая их друг другу.
Рисование — развивать интерес
к рисованию. Рисовать ладошками,
пальчиками,
фломастерами,
красками (приемы наращивания от
05.05.15
07.05.15
12.05.15
14.05.15
19.05.15
21.05.15
26.05.15
28.05.15
18 центра, примакивания, легкого
прикосновения кончиком кисти).
Выполнять задания совместно со
взрослым — дорисовывать
веревочку к шарику, иголки для
ежика, веточки для вишенок,
палочку для лопатки и т. д. Учить
рисовать клубок.
Конструирование — строим по
подражанию из разного материала
(кирпичиков, палочек, кубиков)
лесенку и обыгрываем ее. Затем
самостоятельные действия – Таня,
сама собери бусы (проталкивание,
нанизывание макарон на шнурок);
выкладывание различных фигур
из набора «Счетные палочки
Кюизинера»
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут составлена с учетом
специфических особенностей моторнодвигательного,
эмоционального,
сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социальноличностного
развития обучающейся ……………. Татьяны (ребенка с синдромом Дауна),
ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности;
типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Содержание ИОМ включает три блока диагностического обследования: при
поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь)
и в конце второго периода обучения (май).
Обучение по индивидуальному образовательному маршруту
…………….Татьяны можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
Основные этапы психологопедагогической коррекции
19 первый этап адаптационный
Установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с
учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и
потребностей. (первая учебная четверть)
второй этап усиление психологической активности ребенка.
Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих
видов деятельности в дошкольном детстве,
продуктивных видов
деятельности (рисование, конструирование), ознакомление с окружающим
миром, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом
специфических особенностей моторнодвигательного,
эмоционального,
сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социальноличностного
развития ребенка с синдромом Дауна (втораятретья учебная четверть)
третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития),
подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно
развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна (четвертая учебная
четверть)
Методическое обеспечение
Создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и
обучения французский врач и педагог Э.Сеген утверждал, что тяжело
умственно ограниченный ребенок «...и мог, и знал, если бы только он хотел; но
вся беда в том, что он прежде всего не хочет», поэтому при выборе средств
формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна
необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности
ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность.
Исходя из постулата о том, что прямое обучение не должно являться
преобладающей формой организации занятий, обучение будет осуществляется
в контексте игровой деятельности. Одним из наиболее эффективных путей
обучения детей на занятиях является дидактическая игра. Игра позволяет
ребёнку закреплять уже усвоенные умения. Игра помогает вспомнить то, чему
его учили раньше. Через игру ребёнок учится находить способы применения
своим умениям. Игра та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать.
20 Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им навыки.
Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в
общество. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают
возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка, поэтому в
качестве объектов игр используются обыкновенные пуговицы, крышки,
скрепки, ложки, прочая домашняя утварь, простые предметы обихода. С
помощью вышеназванных предметов и им подобных в процессе реализации
программы будут использоваться игры, которые условно можно разделить на
следующие виды:
Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы (ощущение и
восприятие).
Игры на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика
рук, общая координация движений).
Игры на развитие произвольного внимания и памяти.
Игры на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).
Игры на развитие навыков самообслуживания.
Литература, используемая педагогом для разработки программы
(ИОМ) и организации образовательного процесса:
1.Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю.
Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в
специальной (коррекционной) школеинтернате 8 вида г. Оленегорска
Мурманской области. Мурманск, 2004г.
2. Августова Р.Т. Говори, ты это можешь!
3.Ажажа Т.Г., Формирование социальной адаптации у детей дошкольного
возраста с синдромом Дауна, Федеральное агентство по образованию ГОУ
ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2004
21 4.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа
воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
– Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
5.Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой
моторики. – Изд. 3е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
6.Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом
Дауна. Методическое пособие. Москва, 2002.
7.Коррекционноразвивающая работа с детьми раннего и младшего
дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под
ред. Н.В. Серебряковой. Спб.: КАРО, 2005.
8.Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям с поражением ЦНС, М.,
2004
Литература, рекомендуемая для родителей:
1. Августова Р.Т. Говори, ты это можешь!
2. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой
моторики. – Изд. 3е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
_________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ВВОДНАЯ ДИАГНОСТИКА
(по состоянию на 25 сентября 2014 года)
……………… Татьяна, 6 лет
Поведение и эмоциональная сфера нарушены (беспричинно сердится,
отказывается заканчивать занятие, прощаться).
Неречевые психические функции нарушены:
слуховое восприятие: воспроизводит ритм с ошибками;
зрительное восприятие: путает геометрические формы, путает цвета при
показе;
восприятие пространственных представлений нарушено: путает стороны;
22 нарушено нагляднодейственное и нагляднообразное мышление:
складывание картинки из 4 частей выполняет с ошибками, складывание фигур
из палочек по образцу выполняет с ошибками.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата с некоторыми
особенностями: высокое твёрдое нёбо, вялый короткий язык.
Общая моторика имеет отклонения:
объем выполнения движений полный, темп движений замедленный, движения
не всегда координированные.
Ручная моторика:
объем выполнения движений неполный,
темп движений – замедленный,
переключение затруднено,
Мимическая мускулатура отчасти нарушена: надуть щёки и удерживать
воздух с закрытым ртом не может, втянуть щёки не умеет
закрыть левый/правый глаз может, поднять брови может, наморщить нос не
умеет, носогубные складки сглажены.
Артикуляционная моторика нарушена: гипотонус,
объем выполнения движений неполный, переключение затруднено, наличие
синкинезии, тремор отсутствует, отклонение кончика языка, может растянуть
губы в “улыбку”, не может вытянуть губы вперёд“трубочкой”, не может
выполнить “лопату”/ не может выполнить “качели”, не может выполнить
“маятник”, не может выполнить «расческу».
Дыхательная функция не нарушена: смешанное дыхание;
объём дыхания достаточный; речевой выдох непродолжительный.
Голосовая функция не нарушена: голос модулированный, сила голоса
нормальная.
Социальное развитие. Общение с новым взрослым устанавливается в процессе
предметноигровых действий. Интерес к взаимодействию со сверстниками
отсутствует. Навыки самообслуживания частично сформированы: умеет
самостоятельно принимать пищу, пользоваться туалетом, мыть руки; но
раздевается и одевается только с помощью взрослого. Девочка крайне
напряжена в новой обстановке, не уверена в действиях.
В физическом развитии резко отстает от сверстников. Ходит
самостоятельно, но походка неуверенная, передвижение по лестничному
маршу приставным шагом, отмечается несформированность движений (как
крупных, так и движений пальцев обеих рук), не умеет подражать действиям
взрослого.
Предметноигровые действия не сформированы:
отмечаются лишь
некоторые манипуляции, процессуальные действия с игрушками.
Познавательное развитие. Сенсорное развитие — может вложить только две
геометрические фигуры в соответствующие плоскости. Пирамидку складывает
23 без учета размера колец. Разрезную картинку из четырех частей сложить не
может даже после обучения. Группировать предметы ни по величине, ни по
форме не может.
Интерес к действиям с игрушками проявляет: может удержать шарик за
ниточку, постучать палочкой по барабану, использовать стул при доставании
высоко лежащей игрушки. По подражанию может катать коляску за ручку,
вылавливать сачком рыбок из глубокой миски.
Развитие речи.
Динамическая сторона речи нарушена: темп замедленный, ритм в норме,
расстановка пауз в речевом потоке не определяется, основные виды
интонации не употребляет.
Понимание на бытовом уровне: грамматические значения слов
дифференцируются недостаточно (“глаз – глаза” показывает на одну и ту же
картинку), понимание предложнопадежных конструкций с предлогами
отсутствует. Способна понимать речь на уровне обычной четырехлетки и
выражать себя на уровне двухлетнего ребенка.
Обращённую речь понимает. Фразовой речи нет. Жестов нет. Фонематический
слух нарушен. Активный и пассивный словарь ограничен.
Связная речь не сформирована. В речи использует простые звукоподражания,
ситуативное воспроизведение коротких слов (дай, не бу, ма выражение
элементарных естественных потребностей).
При общении отраженно
воспроизводит отдельные звуки, лепетные слова («ди», «ой» «ааа», «папа
па», «мамама», «няня»).Со слов мамы знает 56 слов. Грубая задержка
речевого развития.
Понимание обращенной речи резко ограниченно.
Показывает, где мама, ручки, глазки. В речевой контакт вступает с трудом.
Педагог ____________/Пидгаецкая С.И/_
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Занятие второго этапа
ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цель:Задачи:
развивать тактильные ощущения
развивать мимику, мелкую моторику
учить ориентации в пространстве
учить звукоподражанию, произношению коротких слов (дай, пока)
24 обогащать пассивный словарный запас глаголами, характеризующими
определённые действия;
Оборудование:
1. Колокольчик.
2. Мешочек для игрушек, мягкие игрушки – домашние животные: кошка,
собака, лошадка.
3. Перышки (ватка)
4. Мяч.
5. Домик
6. Зеленая гуашь, лист А 4, кисточка; игрушка – Лошадка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент «Приветствие»
Цель: стимулировать к произнесению слов приветствия, имен, формировать
элементарные навыки социального взаимодействия
Ведущий: «Заходите в комнату. Давайте поздороваемся. Привет, Таня!»
(Педагог звонит колокольчиком и передает его Тане). «Как здоровается
Таня?»
В случае необходимости, помочь ребенку позвонить колокольчиком, затем
стимулировать Таню сказать «Здравствуйте!»
2. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения: учить исследовать предметы путем
ощупывания;
развивать мимику – эмоции радости и удивления; учить понимать и
выполнять инструкции педагога; обогащать пассивный словарный запас
названиями домашних животных: «кошка, собака, корова, лошадка», словами
признаками: «мягкий, пушистый», словами – действиями: «лежит, сидит,
спит»; стимулировать к произнесению звукоподражаний: «ав, мяу, игого,
му».
Педагог: «Посмотри, Таня, какой мешочек у меня есть. В нём чтото есть! А
что в нем? Что в мешочке?» (Мимикой выражает заинтересованность,
стимулируя ребёнка подражать).
«Посмотри, я рукой потрогаю. Что в мешочке? Мягкое, пушистое. Таня,
потрогай ты! (Таня трогает). А теперь доставай. Покажи нам, что это! (Таня
достает игрушкуживотное). Кто это? (Делает паузу, чтобы Таня попробовала
ответить). Это кошка. Как кошка разговаривает? (Таня пробует произнести
звукоподражание: «Мяу мяу») Потрогай кошку, Таня. Какая кошка? (Таня
трогает кошку, пробует ответить. Если ребенок не ответит, повторить вопрос,
потом ответить самой). Мягкая. Пушистая. Что кошка делает? Спит.
25 (Аналогично выполняются действия с комментариями для остальных
игрушек).
3. Дыхательная гимнастика «Дуем на перышко»
Цель: учить плавно выдыхать воздух из ротовой полости, складывать губы
«трубочкой».
Педагог: «Летела птичка, крыльями махала
Таня, покажи, как птичка крыльями махала, как высоко она летела? (Все
движения ребёнок выполняет по подражанию)
Таня, посмотри, какое пёрышко птичка потеряла. Потрогай перышко.
Перышко мягкое, пушистое, легкое. Подуем на перышко, чтобы оно летало».
( Опускаюсь на уровень столешницы и дую, потом предлагаю подуть Тане).
4. Игра «Кто в домике живет?»
Цель: развивать память, мелкую моторику, навыки предметной деятельности;
учить соблюдать очередность, произносить звукоподражания, названия
животных: «кошка, кролик, цыпленок, собака», слова «тут, там»; учить
выполнять инструкции ведущего «открой, закрой, покажи».
Педагог: «Вот домик. Откроем домик и посмотрим, кто в нем живет. Открой
домик! (Ребенок открывает). Кто это? Собака! Как собака разговаривает? Ав
ав. Закрой домик! Покажи, где у собачки ушки, глазки, ножки, хвостик. Как
собачка хвостиком виляет? Пойдем с собачкой на прогулку. (пальчиковая
гимнастика)
5. Динамическая пауза «Баскетбол»
Цель: учить выполнять действия с мячом (катить, ловить, бросать); обогащать
пассивный словарный запас глаголами, характеризующими эти действия;
учить соблюдать очередность, выполняя инструкции педагога; учить находить
связь между положением предметов в пространстве.
Педагог: У меня есть мячик. Мячик можно катать. (Катит.) Таня, лови! Кати
мне! А еще мяч можно бросать в корзинку. (Бросаю мяч в корзинку).
Ой, где мяч? Как его достать?» (Стимулирую, чтобы Таня искала способы
достать мяч. Затем поочередно бросаем мяч в корзинку.)
6. Рисование «Рисуем траву для лошадки»
Цель: учить рисовать красками и кисточкой короткие вертикальные линии –
«травку для лошадки»; знакомить со связями между объектами растительного
и животного миров; стимулировать звукоподражание «игого»; закреплять
знания про зеленый цвет; воспитывать интерес к рисованию, аккуратность.
Педагог: « Садись за стол. К нам пришла лошадка: игого, лошадка хочет
кушать. Лошадка ест травку. Нарисуем лошадке травку. Смотри, как я рисую
травку. (Педагог обмакивает кисточку в воду, аккуратно обмакивает в
зеленую краску и медленно рисует вертикальные зеленые линии на листе.) Вот
какую травку для коровы я нарисовала. Теперь рисуй Таня. Таня, рисуй
26 травку! Лошадке нравится травка. Красивую травку нарисовала Таня.
Лошадка ест травку: ам – ам». Лошадка говорит Тане: «Спасибо!»
7. Прощание
Цель: учить элементарным правилам социального взаимодействия, закреплять
понимание про окончание занятия.
Педагог: «Наше занятие закончилось. Мы играли с Лошадкой, кошкой и
собакой из мешочка. Мы дули на перышко. Мы играли с мячом. Мы
открывали домик. Мы рисовали травку. Занятие закончилось. Покапока.
(Машу кистью руки и жду, чтобы ребёнок совершил аналогичные движения,
попытался произнести «Пока»попрощался)».
________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
фотоотчет
27
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с синдромом Дауна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.