Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса для детей с ОВЗ

  • Образовательные программы
  • doc
  • 04.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа составлена согласно закону "Об образовании в РФ" и адаптирована для детей с ОВЗ. Программа ориентирована на учебник под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина (2013 г) издательства "Русское слово". Построение рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе, разработанному для средней общеобразовательной школы.
Иконка файла материала адаптир программа для 5 кл.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)» «РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                   «УТВЕРЖДАЮ» И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ»                                                                                                      Директор школы Председатель Методического совета школы                                                                                                        ______________ (Сохибова Л.И.) ____________________ (Гордеева Л.С.)        .                                                                                                      «___» _______________ 2016 г.                              «___» ________________ 2016 г                                                                                                                            Приказ № ____ Протокол № _____                                                                                                                                                   Адаптированная рабочая программа  по литературе учителя русского языка и литературы  Петровой Анны Петровны для 5 класса детей с ОВЗ2016 год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: 1. Учебный план 2. Положение о рабочей программе учителя МБОУ «ХСОШ» 3. Примерная  учебная программа основного  общего образования по литературе          УМК  по литературе для 5 классов (авторы­составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин –2013 г.) включает: 1. программу курса «Литература» 5­9 классы, авторы­составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин 2. учебник для 5 класса общеобразовательных школ/  Г.С. Меркин, С.А. Зинин / Москва, «Русское слово» / 2013г 3. методические рекомендации 4. поурочное планирование Количество уроков:  в неделю ­ 2 часа, в год – 70 часов В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания    обучающихся    с    ограниченными    возможностями    здоровья     (далее     –    ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Адаптация   программы   происходит   за   счет   сокращения   сложных   понятий   и   терминов;   основные   сведения   в   программе   даются дифференцированно. Одни  факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.  Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Поэтому при составлении рабочей программы по  литературе  были использованы следующие рекомендации:   Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся.   Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. С   учѐтом   психофизиологических   особенностей   учащихся   на   каждом   уроке   формулируются   коррекционно­развивающие   задачи,   которые предусматривают:   корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания); коррекцию   и   развитие   связной   устной   речи   (орфоэпически   правильное   произношение,   пополнение   и   обогащение   пассивного   и   активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);                 коррекцию и развитие связной письменной речи; коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной); коррекцию и развитие зрительных восприятий; развитие слухового восприятия; коррекцию и развитие тактильного восприятия; коррекцию   и   развитие   мелкой   моторики   кистей   рук   (формирование   ручной   умелости,   развитие   ритмичности,   плавности   движений, соразмерности движений); коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно­ следственных связей, планирующая функция мышления); коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально­волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства). Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в: рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала; выборе цели и средств ее достижения; регулировании действий учащихся; побуждении  учащихся к деятельности на уроке; развитии интереса к уроку; чередовании труда и отдыха. Цели и задачи обучения Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно­развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей,   устной   и   письменной   речи   учащихся;   формирование читательской   культуры,   представления   о   специфике   литературы   в   ряду   других   искусств,   потребности   в   самостоятельном   чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно­нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых    сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно­историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель литературного образования определяет его задачи:  Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.  Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.  Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя­школьника.  Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.  Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико­литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.  Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.  Развивать   функциональную   грамотность   (способность   учащихся   свободно   использовать   навыки   чтения   и   письма   для   получения   текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).  Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру. Личностные результаты должны отражать: Планируемые результаты изучения предмета     воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей   многонационального   российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;   формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации   к   обучению   и   познанию,     осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории   образования   на   базе ориентировки   в   мире   профессий   и   профессиональных   предпочтений,   с   учётом   устойчивых   познавательных   интересов,   а   также   на   основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,   гражданской   позиции,   к   истории,   культуре,   религии,   традициям,   языкам,   ценностям   народов   России   и   народов   мира;   готовности   и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;   участие   в   школьном   самоуправлении   и     общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом   региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и     сотрудничестве   со   сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;  формирование ценности   здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;  формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически   ориентированной рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,   творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:        умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;   умение самостоятельно планировать пути   достижения целей,   в том числе альтернативные,   осознанно выбирать   наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности; умение     определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии,   классифицировать,       самостоятельно   выбирать   основания   и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить   логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;    смысловое чтение; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий; Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:      понимание   ключевых   проблем   изученных   произведений   русского   фольклора   и   фольклора   других   народов;   древнерусской   литературы, литературы 18 века, русских писателей 19­20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;    понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.   Содержание образования№ Модуль (глава) Введение 1 2 Из мифологии   3 Из устного народного творчества 4 Из древнерусской литературы 5 6 7 Из литературы 19 века Басни народов мира Русская басня А.С.Пушкин Поэзия 19 века о родной природе М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь И.С.Тургенев Н.А.Некрасов Л.Н.Толстой А.П.Чехов 8 Из литературы 20 века И.А.Бунин Л.Н.Андреев А.И.Куприн А.А.Блок С.А.Есенин А.П.Платонов П.П.Бажов Н.Н.Носов Е.И.Носов Родная природа в произведениях писателей 20 века 7 Из зарубежной литературы количество часов 1 3 5          2            1 4 26 5 1 4 3 5 2 4 2 17 2 2 1 1 2 2 3 1 1 2 6Д.Дефо Х.К.Андерсен М.Твен Ж.Рони­Старший Дж.Лондон А.Линдгрен Заключительный  урок 8 9 Литература для чтения летом 10  Резерв ВСЕГО ЗА ГОД 1 1 1 1 1 1 2 1 2 70 ч № уро ка 1 Тема урока Внутрипредметные и Основные виды деятельности Д/З дата  КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Введение Книга – твой друг.  межпредметные связи   на Репродукции обложках   учебника. Художники   В.А.Ми­   Ж.Гран­ лашевский, виль,   О.К.Пар­хаев, И.Я.Би­либин учителя и учащихся ВВЕДЕНИЕ  Работа   с   учебником,   сообщения учителя и учащихся, лексическая работа   чтение выраз. мифа «Рождение Зевса». план факт 2 Миф «Олимп».    Дициани   Аполлон Гаспаро «Олимп». Бельведерский. статуя Бронзовая Аполлона из святилища Аполлона в Помпеях. Сандро   Боттичелли     ИЗ МИФОЛОГИИ Выразительное   чтение   эпизодов мифа,   подготовка   сообщений, экскурсия галерее изображений   мифологических героев (презентация), беседа по     пересказГомер.  «Одиссея» («Одиссей   на   острове циклопов. Полифем»).. Загадки «Рождение Венеры» Репродукции картин:  Джозеф Маллорд  Уильям, Якоб  Йорданс, Аннибале  Карраччи. Троянская война,  образ Одиссея в  изобразительном  искусстве Загадка в русских  сказках («Мудрая  дева»).  Загадки Г.Остера. Пословицы и поговорки Произведения графа  3 4 5 6 Сообщения учителя и учащихся, составление плана, выразительное чтение   отрывка   из   «Одиссеи» Гомера, презентация, составление таблицы пересказ, рисунок     и Работа   со   статьей   учебника, заполнение   таблицы,   сообщения учителя учащихся, выразительное   чтение   сказки, мифа, конструирование загадки Экскурсия по книжной выставке, слово   учителя,   составление таблиц, беседа подобрать загадки выписать известных пословиц поговорок     5 и Составление   плана   сказки   и таблицы   в   ходе   исследования композиции, лексическая работа, сообщения   учителя   и   учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями подготовить сообщение сказочных персонажах   о   Беседа, художественный пересказ,   работа   с   таблицей, создание   к иллюстрациям   комментариев прочитать сказку Крамеля, Франсуа  Вийона, «Пословицы  русского народа»  В.И.Даля. Иллюстрации  В.М.Вас­нецова. В.М.Васнецов  «Царевна­лягушка»,  «Кащей  Бессмертный»;  И.Я.Билибин «Баба­ Яга». Кинофильмы и  мультипликации по  мотивам сказочных  сюжетов Сказка «Морозко».     В.Ф.Одоевский  «Мороз Иванович».  И.Я.Билибин  Сказка лягушка».  «Царевна­ 7 Сказка «Падчерица»8 9 10 Особенности волшебной Подготовка сочинению Анализ работ   сказки.   к   письменных Из временных «Расселение славян».  «Повести   лет». 11 «Кий,   Щек,   Хорив», «Хазары» 12 13 Анализ работ   письменных Эзоп.   «Ворон   и   лисица», «Лисица   и   виноград». Жан де Лафонтен «Морозко» картины ­­­ Беседа, художественный  пересказ, работа с таблицей,  создание комментариев к  иллюстрациям выразительное чтение   ответить вопросы   учебника на 1­3 ­­­ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  Сообщения учителя и учащихся,  составление вопросов по  материалам статьи учебника,  конструирование диалога,  презентация, выразительное  чтение наизусть  Воссоздание   атмосферы   эпохи, нашедшей отражение в «Повести   временных лет»;   исторической обстановки, в которой родилось   Русское государство. Прочитать статьи учебника    Выявление   символического значения   легенды   о Кие,   исторической основы событий, нашедших   отражение в «Повести временных лет»,   значений   имен Кий,   Хорив, Лыбедь,  ­­­   Щек, прочитать части Художественный пересказ,  сообщения учителя и учащихся,  сравнение оборотов,  свойственных древнерусскому  языку, с современными формами  речи выразительное чтение  Знакомство   с   легендами   об   Эзопе, выявление   значения морали   басни   «Ворон и Лисица»; роли басен БАСНИ НАРОДОВ МИРА Конструирование вопросов к  статье учебника, выразительное  чтение (инсценирование) легенды  об Эзопе, лексическая работа,  беседа, сообщение учителя и  прочитать статьюЭзопа   общества. в   жизни учащихся РУССКАЯ БАСНЯ 14 15 16   Ломоносов М.В. «Случились   вместе   два астронома в пиру» работа с  иллюстрациями. Портрет Ломоносова Басни И.А.Крылова. Краткие   сведения   о писателе.   Детство. Отношение   к   книге. Басня  «Ворона   и Лисица».   И.А.Крылов.  Басни псарне», уха», Дубом».   «Волк   на   «Демьянова   «Свинья   под работа с  иллюстрациями  А.М.Каневского и  Е.Рачева;  мультипликация басен И.А. Крылова. Портрет И.А. Крылова работы И.Э. Эггинка и К.П. Брюллова. работа с  иллюстрациями Ф.Д.  Константинова, В.А.  Серова 17 Русская   басня   в  XX веке работа   иллюстрациями с прочитать статью ответить   вопросы 1­3 на Составление   вопросов   к   статье учебника,   работа   с   портретом писателя   и   иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская   работа   с текстом,   сообщения   учителя   и учащихся   Сообщение  учителя  и  учащихся, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа прочитать басни Составление вопросов к статье  учебника, работа с портретом  писателя и иллюстрациями,  лексическая работа,  исследовательская работа с  текстом, сообщения учителя и  учащихся подготовить выразительное чтение ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А.С. ПУШКИН18 Краткие   сведения   о детстве А.С. Пушкина   работа иллюстрациями, портреты поэта с Работа с учебником,  комментарии к портретам А.С.  Пушкина и его родных, беседа. подготовить пересказ 19 А.С. Пушкин «Няне» 20 21 А.С.   Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне  и о семи богатырях». Черты   сходства   и народной, различия волшебной и литературной сказки         Н. к Портреты   Арины Родионовны.   Рисунок А.С.Пушкина. Рельеф «Арина Родионовна   Яковлева – няня Пушкина». Иллюстрация Ильина   стихотворению «Няне» кинематографические  и музыкальные  произведения на  сюжеты сказок  А.С.Пуш­кина. Иллюстрации к сказке. Художник  В.М.Конашевич. Иллюстрации Б.Дехтерева, Т.Маври­ной, В.Конашевича, В.Серова, художников Сообщения учителя и учащихся,  выразительное чтение наизусть,  беседа, выявление роли  художественно­изобразительных  средств в лирическом  произведении, работа с  иллюстрациями в учебнике написать небольшое сочинение Сообщение   учителя, работа лексическая работа   беседа,   иллюстрациями, с   прочитать сказку Выразительное   чтение   наизусть, работа с иллюстрациями, беседа, оформление   таблиц,   работа   с учебником выучить наизусть фрагмент сказкиПоэзия   19   века   о родной   природе.   А.С. Пушкин «Зимняя дорога»   24 Краткие   сведения   о М.Ю.   Лермонтове. «Бородино» А.С.Пушкин.   Поэма «Руслан   и   Людмила» (отрывок). Палеха. Иллюстрации «Пролога».  Сообщения учителя и учащихся, работа   иллюстрациями, лексическая   работа,   работа   со словарем, сжатый пересказ с   составление сообщения ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ 22 23 Романс С.В.Рахманинова   на стихи   Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Романс   А.Танеева   на стихи Е.А.Бара­   тынского. Репродукции   картин И.И.Шишкина «Рожь», В.Д.Поленова «Золотая   А.К.Саврасова «Весна», К.Е.Маковского   «В ночном» осень», портрет   Лермонтова, его матери, отца. Государственный музей­заповедник Лермонтова «Тарханы» работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве   выучить наизусть   чтение, Выразительное сообщения   учителя   и   учащихся, лексическая   работа,   составление таблицы, групповая исследовательская   работа   с текстом, прослушивание музыкальных произведений     подготовить рассказ М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Сообщения учителя и учащихся, работа   с   материалами   выставки, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы заполнение таблицы, подводящей итоги   работы   на   уроке;   конструирование диалога, слайдовая   презентация, лексическая работа Н.В. ГОГОЛЬ25 26 27 28 29   Н.В. Гоголь. Малороссия   в   жизни   и судьбе Гоголя. работа с  иллюстрациями,  портретами Н.В.Гоголь. «Ночь Рождеством».     Повесть перед   с Сообщения учителя и учащихся, работа   иллюстрациями, слайдовая   презентация,   конкурс на лучшего знатока повести Выразительное чтение,  художественный пересказ, работа с текстом, таблицей и  иллюстрациями, лексическая  работа Суеверие, злая сила, зло и   добро   в   повести Н.В.Гоголя  «Ночь перед Рождеством». Опера Н.А.Рим­ского­ Корсакова «Ночь перед Рождеством»       чтение, Выразительное художественный пересказ, составление   рассказа   о   герое, цитирование   наиболее   значимых для   понимания   сущности   образа эпизодов, беседа, прослушивание музыкальных   фрагментов   из оперы Римского­Корсакова  И.С. ТУРГЕНЕВ Детские впечатления  И.С. Тургенева.  Спасское­Лутовиново Портрет, экранизация  рассказа Тургенева,  рисунки учащихся Сообщения учителя и учащихся,  заочная экскурсия в Спасское­ Лутовиново, беседа Рассказ «Муму».  Образы центральные и  второстепенные. Образ  Герасима. Иллюстрации  А.И.Кулешова  «Герасим», «Каморка  Герасима»,  И.И.Пчелко «Герасим  везет воду» Художественный пересказ,  лексическая работа, работа с  иллюстрациями, беседа 30 Тематика   и   социальная Иллюстрации  Художественный пересказ,  прочитать повесть о Подготовить рассказ   фантастических существах, действующих   в повести Прочитать рассказ Тургенева «Муму».  Составить художественный пересказ фрагмента рассказа от начала до   слов   «Так прошел год…». Составить рассказ о героях, живущих в доме барыни  (Гаврила,  Капитон,  кастелянша,  Татьяна, дядя  Хвост) пересказ эпизодовпроблематика   рассказа «Муму». Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты   крепостных крестьян. Детские   впечатления поэта.   Стихотворение «Крестьянские дети». тема Основная   стихотворения «Крестьянские   дети»   и способы ее раскрытия 31 32 33 А.И.Кулешова,  В.Г.Перова,  И.И.Пчелко, П.М.Бок­ левского Иллюстрации  А.И.Кулешова,  В.Г.Перова,  И.И.Пчелко, П.М.Бок­ левского иллюстрации. И.Е. Репин. «Бурлаки  на Волге». А.Г. Венецианов.  «Крестьянские дети в  поле», «Гумно»,  «Жатва» Иллюстрации  А.И.Лебедева,  В.А.Серова. И.Глазу­ нов. «Что ты жадно  глядишь на дорогу…». Народная песня «Вот  мчится тройка  почтовая…» лексическая работа, работа с  иллюстрациями, беседа Составление письменного  рассказа о героях, лексическая  работа, беседа, работа с  иллюстрациями Н.А. НЕКРАСОВ Работа с учебником, сообщения  учителя и учащихся, заполнение  таблицы, выразительное чтение,  заочная экскурсия (слайдовая  презентация), работа с  репродукциями картин и  портретами поэта Составление цитатного плана,  выразительное чтение наизусть,  работа с иллюстрациями и  таблицей, исследовательская  работа с текстом, беседа Выразительное чтение, работа с  репродукцией картины  И.Глазунова, сообщение учителя,  прослушивание романса  «Тройка», работа с учебником,  беседа Л.Н. ТОЛСТОЙ 34 Сведения о писателе. Л.Н.Толстой   в   Ясной Поляне. Яснополянская школа. работа с  иллюстрациями И.Н.Крамской. Портрет Толстого. Сообщения учителя и учащихся, рефлексивной заполнение таблицы, работа с репродукциями, беседа       «Пропажа Муму», «Муму  вернулась»,  «Барыня  «умирает»,  иллюстрация подготовить  рассказ о детских  впечатлениях  поэта. Прочитать  стихотворение  «Крестьянские   дети». Выучить наизусть  фрагменты  стихотворения  Подготовить рассказ   Толстом, рассказ о   читать35 36 37 38 39 40 Картины, посвященные Кавказской войне Иллюстрации  Ю.Н.Пет­рова,  М.С.Родионова,  А.В.Кокорина Иллюстрации  Ю.Н.Пет­рова,  М.С.Родионова,  А.В.Кокорина Рассказ пленник».  основные проблемы:  «Кавказский Тема   и Две жизненные позиции (Жилин и Костылин).  Контрольное РР   сочинение   «Над   чем заставил меня   задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»   Детские   и   юношеские годы   писателя.   Семья А.П. Чехова. Портрет Чехова  работы О.Э. Браза Рассказ «Злоумышленник». Приемы характеров и ситуаций создания   К.Ротов  «Злоумышленник»   Выразительное чтение по ролям, пересказ, художественный   устное лексическая   работа, словесное рисование, исследовательская   работа   с текстом Составление   цитатного   плана, беседа, работа с иллюстрациями   Лексическая   работа,   работа   с пословицами   и   афоризмами, составление   плана   сочинения, беседа, сообщение учителя. Составить цитатный план 4­6 глав рассказа.   Записать 5­6 пословиц о любви к   людям,   о  войне и мире  Подготовить сообщение   или презентацию   о детстве Чехова А.П. ЧЕХОВ Сообщения учителя и учащихся, выразительное   чтение,   работа   с изобразительным   материалом, слайдовая презентация Выразительное чтение, исследовательская   работа   с текстом, лексическая работа   Составить рассказ о Чехове,  Прочитать рассказ «Злоумышленник Задание 4 (с.322).   Детские годы И.А.Бунина.   Семейные традиции и их влияние на формирование   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА И.А. БУНИН работа с  иллюстрациями Портрет Бунина  работы Л.В.Тур­ Сообщение  учителя  и  учащихся, заочная   экскурсия   в   музей Бунина   в   Ельце,   работа   с иллюстрациями, слайдовая   Прочитать рассказ Бунина «В деревне». Составитьличности. жанского И. Шишкин «Зима», Н. Крылов «Русская  зима», К. Юон «Мартовское  солнце» Портреты   Андреева работы   И.Е.Ре­пина, В.А.Се­рова Иллюстрации учащихся Сообщение   о   птице Феникс Рисунки учащихся 41   Рассказ  «В   деревне»: слияние с природой;  42 43 44 45   Краткие   сведения   о писателе. Рассказ «Петька   на   даче»: основная   тематика   и нравственная проблематика   рассказа ( Рассказ даче». Противопоставление мира   города   и   дачи   в рассказе  «Петька   на Краткие   сведения   о Рассказ писателе.     «Золотой петух». Тема,   особенности создания образа. Детские   впечатления Блока.   Книга   в   жизни юного Блока.    презентация, выразительное чтение,   работа   с   учебником, письменный ответ на вопрос Составление   цитатного   плана, лексическая работа, исследовательская   работа   с работа текстом, с репродукциями,   выразительное чтение, беседа       Л. АНДРЕЕВ Выразительное чтение, сообщение учителя   и   учащихся,   заочная экскурсия   в   музей   писателя, комментарии   к   портретам   и фотографиям писателя, письменный   ответ   на   вопрос, работа с рефлексивной таблицей Выразительное   чтение,   беседа, создание иллюстраций к эпизоду, исследовательская   работа   с текстом   А.И.КУПРИН Сообщения учителя и учащихся, работа с фотографией писателя, беседа,   письменный   ответ   на вопрос,   создание   иллюстраций   к прочитанному А.А БЛОК цитатный   план рассказа   об Подготовить сообщение Андрееве Прочитать рассказ «Петька на даче»,  Подготовить устный   рассказ   о даче   от   лица Петьки   о Подготовить сообщение Куприне. Прочитать рассказ Куприна «Золотой петух». о рассказ   собственных впечатлениях   от рассказа И.И.Левитан   «Лунна ночь   в   деревне», «Восход луны. Деревня»,   «Сумерки. Стога   Сообщения учителя и учащихся, работа   с   учебником,   беседа, презентация, выразительное чтение, работа с репродукциями   Выучить   стихотворение Блока   «Летний вечер»Связь с другими  искусствами: работа  с иллюстрациями,  художественными и  документальными  фотографиями работа с  иллюстрациями А.И.  Куинджи, И.Э.  Грабарь, И.И. Левитан Иллюстрации  Л.П.Дурасова Детские   годы   Есенина. В есенинском Константинове     Обучение анализу стихотворения Есенина. «Поет зима­ аукает…»,   Краткие биографические сведения   о   писателе. Рассказ  «Никита». Тема рассказа. Мир Мир глазами ребенка Сказ  «Каменный цветок». Человек труда в сказе иллюстрации к сказу  «Каменный цветок».  Художник В.П. Панов. 46 47 48 49 50 51 52 Приемы художественного   создания Балет С.Проко­фьева  «Сказ о каменном  Сообщения учителя и учащихся,  создание иллюстраций, беседа,  С. ЕСЕНИН Сообщения учителя и учащихся,  работа с учебником, беседа,  презентация, письменный ответ  на вопрос, выразительное чтение Выучить наизусть  стихотворение  Есенина (по  выбору) Выразительное чтение,  лексическая работа, работа с  репродукциями картин русских  художников, беседа,  исследовательская работа с  текстом А. ПЛАТОНОВ Сообщения учителя и учащихся,  выразительное чтение, работа с  рефлексивной таблицей,  составление цитатного плана,  работа с иллюстрациями,  исследовательская работа с  текстом П.П. БАЖОВ Сообщения учителя и учащихся,  работа с рефлексивной таблицей,  презентация, выразительное  чтение, беседа, составление  цитатного плана, лексическая  работа, рассказ о событиях от  лица участника . Прочитать рассказ Платонова  «Никита» Составить  цитатный план  рассказа  «Никита». Прочитать   сказ Бажова «Каменный цветок» Составить рассказ о Бажове,  используя  материал урока и  учебника. Составить цитатный   план сказа. Подготовить  пересказ любойсказе   в образа П.П.Бажова «Каменный цветок». 53 Рассказ охотника»: система образов.  «Три  тема, цветке». Рисунки учащихся выразительное чтение Рисунки учащихся.  Иллюстрации Г.Валька и А.Лап­тева. В.Г.Перов «Охотник  на привале» Н.Н. НОСОВ Сообщение учителя, составление  художественного пересказа,  викторина, выразительное чтение  по ролям 54 55 56 рисунки учащихся   «Васюткино Рассказ озеро».   Тема   и   идея рассказа Глубина образа раскрытия   Рассказ  «Как патефон петуха   от   смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка: Произведения  Ж.Верна, М.Рида В.П. АСТАФЬЕВ беседа, выразительное чтение,  лексическая работа, сообщение  учителя ответы на вопросы, кроссворд,   иллюстрации Е.И. НОСОВ Сообщения учителя и учащихся,  оформление рефлексивной  таблицы, беседа, выразительное  чтение, лексическая работа,  исследовательская работа с  текстом, письменный ответ на  вопрос прочитанный  ранее рассказ  Н.Н.Носова. Подготовить  сообщение о  детских годах  Е.Носова.  Прочитать рассказ «Как патефон  петуха от смерти  спас». составить вопросы прочитать рассказ  Носова Прочитать  стихотворения о  природе.  Подготовить  сообщения о  творчестве  В.Бокова,  Н.Рубцова,  Р.Гамзатова по  материалам  учебника. 57 Поэзия   ХХ   века   о родной природе РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА Пословицы и  поговорки народов  мира о любви к  Родине, афоризмы об  Выразительное чтение,  сообщения учащихся,  лексическая работа Выучить наизусть  стихотворение о  природе. Прочитать рассказотношении к природе. 58 Проза   ХХ   века   о родной природе: В.И.Белов. «Весенняя  ночь». Ф.И.Тютчев.  «Видение» 59 Вн.чт.   Мои   любимые стихи о природе Исследовательская работа с  текстом, беседа, создание  письменного высказывания в  жанре лирической прозы,  выразительное чтение,  лексическая работа выразительное чтение,  лексическая работа. выставка Белова «Весенняя  ночь». выучить стих­е Прочитать статью  о Дефо и отрывок  из романа о  Робинзоне Крузо ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60 61 62 63 Роман удивительные приключения Робинзона (отрывок).  «Жизнь   и   Крузо» Г.­Х.  Андерсен.  Сказка «Соловей»:  внешняя   и внутренняя   красота, благодарность иллюстрации. Ж. Верн  «Таинственный  остров»». Р. Киплинг «Маугли» иллюстрации. И.С. Тургенев «О  соловьях»   М. Твен. «Приключения   Тома Сойера»: мир детства и мир взрослых иллюстрации Ж.РОНИ­СТАРШИЙ. Повесть  «Борьба   за Иллюстрации   Л.Дура­ сова Художественный пересказ, сообщения   учителя   и   учащихся, комментарии к книжной выставке   Подготовить сообщения Андерсене.   об статье     Сообщения учителя и учащихся, работа   с  иллюстрациями,   беседа по   материалам   рефлексивной таблицы,   составление   вопросов по учебника, исследовательская   работа   с текстом, викторина Сообщения учителя и учащихся, работа   с  иллюстрациями,   беседа по   материалам   рефлексивной таблицы,   лексическая   работа, чтение по ролям Составление   вопросов   к   статье учебника, с работа     о Подготовить рассказ   произведениях М.Твена, прочитанных самостоятельно. Прочитать   статью учебника о Ж.Рони­Старшем.   Подготовить сообщение   оогонь» ДЖ. ЛОНДОН. Детские   впечатления. «Сказание о Кише»   А.   Линдгрен.   Роман «Приключения   Эмиля из Лённеберги»    Вн.чт.   А.   Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»     иллюстрациями, беседа Сообщения учителя и учащихся, комментариев, составление лексическая   работа, художественный пересказ эпизода, викторина Сообщения учителя и учащихся, комментариев, составление работа, лексическая   художественный пересказ эпизода, викторина Сообщения учителя и учащихся, комментариев, составление лексическая   работа, художественный пересказ эпизода, викторина           Дж .Лондоне. Подготовить сообщение Линдгрен.   о подготовить пересказ сказки составить кроссворд ЗАКЛЮЧЕНИЕ викторина   для рекомендации с пояснениями Литературная викторина. Рекомендации летнего чтения Резервный урок 64 65, 66 67 68 69 70