«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
Оценка 5
Работа с родителями
doc
классное руководство +1
Взрослым
26.02.2018
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Сегодня все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения подростков.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с демонстративным и вызывающим поведением по отношению к взрослым. Жестокость и агрессивность стали проявляться в крайних формах.
Подростковый возраст — это период, который в психологии единодушно обозначается как время больших возможностей и больших опасностей. Происходит формирование самосознания, развитие нравственной позиции, пересмотр ценностных ориентаций и ощущение взрослости. Этот период жизни наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений.
Агрессивное поведение подрост.doc
«Агрессивное поведение подростков: психологические
аспекты»
СЛАЙД 1. Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной
из центральных психологопедагогических проблем. Сегодня все чаще
приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и
агрессивного поведения подростков.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с
демонстративным и вызывающим поведением по отношению к взрослым.
Жестокость и агрессивность стали проявляться в крайних формах.
Подростковый возраст — это период, который в психологии
единодушно обозначается как время больших возможностей и больших
опасностей. Происходит формирование самосознания, развитие нравственной
позиции, пересмотр ценностных ориентаций и ощущение взрослости. Этот
период жизни наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных
нарушений.
Всё психическое развитие в подростковом возрасте строится на
противоречиях и парадоксах:
романтизм стоит рядом с цинизмом;
волевые устремления могут реализовываться как в «упрямстве
характера», так и в упрямстве и негативизме;
самооценка изменяется от неадекватно завышенной до
неадекватно заниженной;
эгоцентрическая доминанта тесно переплетается с неудержимой
тягой к общению и шумным компаниям;
подросток, считая себя уникальной личностью и категорически
настаивая на этом, в то же время стремится ничем не отличаться от
сверстников;
в подростке почти одновременно сосуществуют стремление к
активной деятельности и тяга к созерцательности;
подросток хочет иметь близкого, верного друга, но лихорадочно
меняет друзей;
физическая активность колеблется от полного изнеможения и
объективной слабости до прилива бодрости, возбуждения и высокой
работоспособности. Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание
быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной
зависимостью от каждого родительского слова.
СЛАЙД 2. Вопросы: Что такое агрессия? Хорошо это или плохо? Можно
ли жить без агрессии?
Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы:
Что же такое агрессия? Хорошо это или плохо? И можно ли жить без
агрессии?
Проблема человеческой агрессии имеет давнюю историю.
Существуют три основных подхода в объяснении природы агрессивности.
Первый
подход трактуется агрессивность как врожденное,
инстинктивное свойство человека.
В рамках второго подхода (отчасти перекликающегося с первым)
агрессия описывается какповеденческая реакция на столкновение с
психологической преградой.
Третий подход рассматривает агрессивность как характеристику
поведения, формирующуюся в результате научения (теория социального
научения). В рамках данного подхода доказано, что поведение родителей
может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей
обычно бывают агрессивные дети. Человек научается и более эффективным
агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней они
становятся.
Существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок
ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то
вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно
возрастает.
Постоянное положительное подкрепление определенных
агрессивных актов, в конце концов, формирует привычку агрессивно
реагировать на самые разнообразные раздражители. То есть, наблюдение и
подкрепление агрессии со временем развивают у человека высокую степень
агрессивности как личностной черты.
И наоборот, наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения
способствует снижению враждебности.
Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно
теория социального научения является наиболее эффективной в
объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.
Кроме того, некоторые авторы считают, что агрессия является
вынужденным ответным действием индивида на ограничение его свободы. В этом случае агрессия понимается как разновидность психологической
защиты.
Однако при всем обилии появившихся исследований в современной
западной и отечественной психологии ощущается недостаточная
разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни
одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение
агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект
проблемы.
При всей несхожести разных подходов, все они подводят к важному
практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить
терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям.
Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам.
СЛАЙД 3. Агрессия
В психологии термин «агрессия» трактуется поразному. Приведу
наиболее распространенные из них.
Так, под агрессией понимается:
сильная активность, стремление к самоутверждению;
акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые
вредят другому лицу или объекту. В данном контексте человеческая
агрессивность определяется как поведенческая реакция, характеризующаяся
проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или с
целью нападения. Она может проявляться в разнообразных формах и
проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой
характер.
В отечественной психологи агрессию рассматривают как такую форму
социального поведения, которая реализуется в социальном взаимодействии
при двух условиях:
когда имеют место губительные для жертвы последствия;
когда нарушаются нормы поведения.
Таким образом, агрессия – «любая форма поведения, направленная к
цели причинения ущерба или вреда другому лицу, не желающему такого с ним
обращения».
СЛАЙД 4. Агрессия (продолжение)
понятия «агрессия» и «агрессивность»
В
психологии
разграничиваются. Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное
поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций (как
результат генетической предрасположенности, так и влияния среды), с целью
нанесения вреда тому или иному лицу.
Агрессивное поведение взаимодействие, в ходе которого одним человеком
умышленно наносится вред другому.
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева,
враждебности, ненависти и т.п.
Основой агрессивного состояния является ГНЕВ.
А что же вызывает у человека гнев, злость?
1.Внешние события
2.Мысли: «Это не справедливо», «Это специально подстроили», «Мне это
неприятно» и т.д.
3. Эмоции: Гнев, злость, раздражение, чувство вины, стыд, зависть и др.
4. Поведение: Поступки, высказывания
СЛАЙД 5. Эрих Фромм
развития: автономность,
Изменения в подростковом возрасте связаны, прежде всего, с тремя
направлениями
идентичность,
сексуальность. Движение направлено на формирование этих новообразований
универсально для всех подростков. Любое вмешательство в жизнь подростка с
целью позитивно повлиять на его развитие должно учитывать эти возрастные
задачи – достижение автономности,
становление
сексуальности.
идентичности,
Поведение подростка всегда связано с семейными отношениями,
особенностями взросления и установления
школьными успехами,
доверительных, дружеских отношений.
На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:
персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно
злоупотребление
заниженная самооценка,
алкоголем, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное
чувство самосохранения;
высокая импульсивность,
поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для
окружающих, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в
школе;
социальный фактор – влияние СМИ, отклоняющееся поведение
родителей, низкий социальноэкономический статус семьи, зависимость от
социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха) и другое. Возможные причины:
внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление
другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные
требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и
возможностям ребенка);
неблагополучие семьи;
гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
личные проблемы (наступление фазы полового созревания и
связанные с этим проблемы физиологического и психологического
характера);
недовольство собственной внешностью;
неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка
о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает);
развитие критического мышления и как результат протест против
морали взрослых;
проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для
неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств,
при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость);
социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в
обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от
школы)
Немецкий психолог Эрих Фромм говорил, что «человек обладает
способностью любить, и если он не может найти применения своей
способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и
жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной
боли».
СЛАЙД 6.Виды агрессии
Выделяются следующие виды агрессии:
физическая А. (нападение) — использование физической силы против
другого лица или объекта (дерутся, толкаются, колют друг друга острыми
предметами, дергают за волосы и др.);
вербальная А. — выражение негативных чувств как через форму
(ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза,
проклятия, ругань, насмешки, ирония, обзывалки, нецензурная брань и др.);
прямая А. — непосредственно направленная против какоголибо
объекта или субъекта (вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят
личное имущество и др.);
1.
2.
3. 4.
5.
6.
7.
косвенная А. — действия, направленные окольным путем на другое
лицо — злобные сплетни, шутки, бойкот непринятие в некоторые виды
деятельности и т.п., а также действия, характеризующиеся ненаправленностью
и неупорядоченностью — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье
ногами, битье кулаками по столу и т. п.;
аутоагрессия — проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении,
нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве;
враждебная А. — выражается в действиях, целью которых является
причинение вреда объекту А.;
инструментальная А., являющаяся средством достижения какойлибо
цели (заставляют делать за когото домашнее задание, давать списывать,
принуждают к какимто действиям и др.)
СЛАЙД 7. Возрастные пики агрессивного поведения
В развитии агрессии у подростков существуют половые
различия. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек
существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем
проявления агрессивного поведения.
Так, установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления
агрессии: 12 лет и 1415 лет. У девочек также обнаруживаются два пика:
наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет
и в 13 лет.
У мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и
прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к
косвенной вербальной.
Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько
предпочтение агрессии по критерию «вербальная—физическая», сколько
выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с
конфликтующим.
Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии
в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма
оказывается всетаки более распространенной. Тенденция большей
выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек
— косвенной вербальной, очевидно, является характерной для подростков
различных этносов.
Доказано,
что если у 1011летних подростков преобладают
проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 1415
лет на первый план выходит вербальная агрессия. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной)
обнаруживаются именно в 1415 лет.
В раннем подростковом возрасте (1011 лет) у мальчиков
доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно
— они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.
В более старшем возрасте (подростки 1415 лет) у мальчиков
доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены
практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия.
Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все
формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.
СЛАЙД 8. Как относиться к агрессивному поведению?
Доказано, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную
степень привязанности к родителям и близости с ними. Особое значение в
системе привязанностей и социальных отношений подростка выделяется
матери. Установлено, что снижение положительного отношения к матери,
увеличение негативных характеристик при описании матери, коррелирует с
общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. В целом
негативное отношение к матери является важным показателем
общего неблагополучного развития личности.
Наряду с этим установлено, что наиболее выраженные различия между
агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном
предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных
решений.
Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения
включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также
воспитание системы личностных позиций, установок, на основе которых
формируется способность реагировать на фрустрацию относительно
приемлемым образом.
Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с
самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии
прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей
агрессии и различных ее составляющих. Чем выше была самооценка, тем
больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.
Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой
вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности,
особенно, если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся
выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.
СЛАЙД 9. Г.Теодор Бёлль
Как бы усиливая вышеизложенные исследования, немецкий писатель,
лауреат Нобелевской премии по литературе Генрих Теодор Бёлль писал, что
«Агрессивность именно потому и возникает, что люди теряют ощущение
жизни как таковой, утрачивают связь с простейшими ценностями жизни».
СЛАЙД 10. Как вести себя с агрессивным подростком?
Разработанные в психологии методы коррекции агрессивности
направлены на изменение жизненных установок,
навыков
поведения подростка, а также на развитие таких психических функций, как
память, внимание, мышление.
взглядов,
Наряду с этим, существуют особые правила (методические
рекомендации) поведения взрослых в ситуациях агрессивных
проявлениях у подростков.
Предлагаемые правила помогают более конструктивно воздействовать
на агрессивные реакции подростков.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима,
можно использовать следующие позитивные стратегии:
полное игнорирование реакций подростка — весьма
мощный способ прекращения нежелательного поведения;
выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
переключение внимания, предложение какоголибо задания
(«Помоги мне, пожалуйста, снять белье с веревки, ты ведь выше меня»);
позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты
устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная
агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети
нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если
подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым
причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и
переключить его внимание на чтото другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на
личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника
объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел
себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия
совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания,
особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от
решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных
фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая
прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не
в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но
неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные
последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия
больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные
конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком
обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня
обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
обнаружение своих собственных чувств по отношению к
нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком
тоне», «Я сержусь, когда на меня ктото громко кричит»);
апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению подростка, взрослый человек
должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность,
доброжелательность и твердость.
Последнее качество касается только конкретного проступка, подросток
должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои
негативные эмоции в ситуации взаимодействия агрессивными детьми. Когда
подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные
отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или
беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность
этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность
возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими
отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно
взаимодействовать с агрессивным человеком.
СЛАЙД 11. Как вести себя с агрессивным подростком? (продолжение)
Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим
стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все
успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как
можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем
обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно
сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить
негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не
только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
Сохранение положительной репутации ребенка
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и
поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная
оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя
различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая
репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за подростком, они
становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного
поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя
чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать
истину;
не требовать полного подчинения, позволить подростку
выполнить ваше требование посвоему;
предложить подростку компромисс, договор с взаимными
уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только
немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите),
можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Демонстрация модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка —
демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии
обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою
власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести
себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым
должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного
поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации,
включает следующие приемы:
нерефлексивное слушание;
пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
внушение спокойствия невербальными средствами;
прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
использование юмора;
признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное
условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций
словам.
СЛАЙД 12.
Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого, сталкивающегося с подростковой агрессией —
уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями
взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
Снижение напряжения ситуации.
повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так,
как я скажу»);
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные
или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
СЛАЙД 13.
сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
Снижение напряжения ситуации (продолжение)
использование физической силы;
втягивание в конфликт посторонних людей;
непреклонное настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди, «чтение морали;
наказания или угрозы наказания;
обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты
никогда не...»;
сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
команды, жесткие требования, давление;
оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но
возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит
куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Слайд 14. Основные правила общения с подростком
Слайд 15. Способы снятия агрессивного поведения
Подавление
Вытеснение
Игнорирование (оттянутое внимание)
Санкционирование (ограничение времени)
Концентрация на положительное
Слайд 16. Профилактика агрессивного поведения подростков
Многие специалисты рассматривают период с 1316 лет как сплошной
многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и
девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность
в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить
собственную идентичность.
Именно в подростковый период происходит усвоение социальных
ценностей, формирование жизненной позиции, при этом психологические и
личностные процессы развития ребенка совершаются не плавно, а
скачкообразно и противоречиво. Подросток – это еще не ребенок, но и не
взрослый.
Возникшее у подростка чувство взрослости выражается в стремлении к
самостоятельности, желании, чтобы старшие уважали достоинства его
личности, считались с его мнением. Характерными чертами его поведения
является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и
агрессивность, напряженность и конфликтные отношения с окружающими,
склонность к крайним оценкам и суждениям. Агрессивность в подростковом
возрасте можно рассматривать как подражание негативным «взрослым»
образцам поведения.
Исследуя проблему агрессивного поведения подростков, Н.Д. Левитов
определяет, что каждому возрасту соответствуют свои специфические
потребности и способы их удовлетворения, порождающие то или иное
поведение. Очень часто подростковые потребности превышают реальные
возможности их удовлетворения. Возникает конфликт между стремлением
удовлетворить завышенные потребности и крайне ограниченными средствами,
способностями и возможностями для их реализации. Такой конфликт
приводит к эмоциональному напряжению, накоплению негативных и
агрессивных чувств. Слайд 17.
излучает любовь… Р. Кэмпбелл
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
«Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.