Семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций на тему "Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?" .На семинаре раскрывается информация о том, что такое агрессия, каковы ее причины и формы проявления, чем агрессия отличается от агрессивности.
Педагоги учатся выявлять агрессивных детей (дать критерии агрессивности). Педагоги знакомятся с методами работы по коррекции агрессивного поведения и с формами работы с родителями агрессивных детей.
агрессивный ребенок_кто он и как ему помочь.docx
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №2»
Семинар–практикум для педагогов
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
Педагогпсихолог:
Чернигова Е.Н.
Свирск, 2018 г Цели:
1. Предоставить информацию о том, что такое агрессия, каковы ее причины и формы
проявления, чем агрессия отличается от агрессивности.
2. Научить педагогов выявлять агрессивных детей (дать критерии агрессивности).
3. Познакомить с методами работы по коррекции агрессивного поведения.
4. Рассказать о формах работы с родителями агрессивных детей.
Материал: листы бумаги, ручки по количеству участников
Ход семинара:
1. Минилекция
Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение»,
«приступ». «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения
(одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям
или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания,
состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то
агрессивность – это готовность к совершению таких действий.
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные
формы. В психологии принято выделять 5 видов агрессии:
1. Физическая агрессия (физические действия, направленные против коголибо):
• косвенная (направлена на принесение какоголибо материального ущерба другому через
непосредственные физические действия)
• прямая (представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему
физической боли и унижение)
2. Вербальная агрессия (словесные угрозы, крики, ругань и т. д.):
• косвенная (обвинения и угрозы)
• прямая (дразнилки и оскорбления)
3. Косвенная агрессия (агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо):
• направленная (сплетни, злобные шутки)
• ненаправленная (крики в толпе, топанье, и т. д.)
4. Раздражение (готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости,
резкости, грубости)
5. Негативизм (оппозиционная манера поведения, направленная обычно против
авторитета).
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, но иногда они
проявляются с самого раннего детства. Наблюдения показывают, что все эти формы
агрессивности существуют уже в группе детского сада.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не
только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. И число детей с таким
поведением стремительно растет.
Причины агрессивного поведения:
1. Семейные
• Неприятие детей родителями
• Безразличие или враждебность со стороны родителей
• Разрушение эмоциональных связей в семье
• Неуважение к личности ребенка
• Чрезмерный контроль или его полное отсутствие
• Избыток или недостаток внимания со стороны взрослых • Запрет на физическую активность
• Отказ в праве на личную свободу
2. Личные
• Подсознательное ожидание опасности
• Неуверенность в собственной безопасности
• Личный отрицательный опыт
• Эмоциональная нестабильность
• Недовольство собой
• Повышенная раздражительность
3. Ситуативные
• Плохое самочувствие, переутомление
• Влияние продуктов питания
• Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха
4. Социальнобиологические
• Средства массовой информации, кино и видео индустрия регулярно пропагандируют
культ насилия, причем не только для мальчиков, но и для девочек
• Дети идентифицируют себя с агрессивными кино и мультгероями и ведут себя
соответствующим образом.
• И конечно же важна обстановка в группе. Находясь в агрессивной среде, ребенок
вынужден «давать отпор».
Принято считать, что агрессия это плохо. Но агрессия может быть вполне здоровой.
Агрессия как ответное действие в момент опасности, как защита от внешней агрессии, как
средство самозащиты – явление совершенно нормальное и здоровое. Как тут не вспомнить
народную мудрость: «добро должно быть с кулаками». Важно не переступить границу,
чтобы нормальная агрессивность не переросла в чрезмерную.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная
наша задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей не составляет труда определить, у кого из детей
повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться
критериями определения гиперактивности, которые разработаны американскими
психологами М. Алвордом и П. Бейкером. (Приложение №1)
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада
можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей, которые
разработаны Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., 1992. (Приложение №2)
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим
детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать
агрессивных поступков.
Возрастные особенности детской агрессии. Проявление агрессии с возрастом
изменяется. Это связано с возрастными особенностями ребенка. Так, в возрасте 1 года
агрессия может проявляться в ответ на запреты и требования взрослых, ограничивающих
свободу передвижения ребенка. В 2,53 года дети агрессивно настроены изза конфликтов
со взрослыми, особенно это появляется в период кризиса трех лет. Это теперь
разновидность протеста против взрослого. Свое неудовольствие дети выражают весьма
непосредственно: кричат, падают на пол, топают ногам. В 56 лет агрессивное поведение
может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими
людьми. Наличие выраженных агрессивных проявлений и легкость их возникновения у 57
летних детей – признак, довольно неблагоприятный с точки зрения прогноза дальнейшего
формирования личности.
2. Практическая часть 1. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка».
Один из участников выполняет любое неагрессивное действие (кладет ногу на ногу,
улыбается, подмигивает и т. д.). Сидящий рядом с ним комментирует это действие с
позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предлагать свои варианты
комментариев.
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое
либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так
потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар
довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети
с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более
эффективным и приятным для обеих сторон.
Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в четырех
направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения
гнева.
2. Обучение детей приемам саморегуляции.
3. Отработка навыков общения.
4.Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля
над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева –
недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые –
родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз
сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной
«копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно
все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это
чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.
Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми,
неразрушительными способами.
Упражнения, направленные на работу с гневом:
«Мешочек криков» («стаканчик криков»)
Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии
говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков».
Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и
визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный
мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая
произошедшее.
«Подушка для пинаний»
Этот игровой способ справиться с гневом особенно необходим тем детям, которые,
разозлясь, склонны реагировать, прежде всего, физически (сразу дерутся, толкаются,
отнимают, а не кричат и не обзываются, не пытаются отомстить позже за свое бездействие
сейчас). Такому ребенку следует завести «подушку для пинаний». Пусть это будет
небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать и колотить,
когда почувствует себя сильно рассерженным.
Аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток, которым можно бить по
стенам и по полу, или боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившегося
гнева не только детям, но и взрослым. Игра «Обзывалки». (провести с педагогами)
Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться не следует.
Игра проводится в быстром темпе. Участники игры передают по кругу мяч, при этом
называя друг друга разными необидными словами (а ты…морковка…окунь). В
заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу чтонибудь приятное.
2. Обучение детей приемам саморегуляции.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он
высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в
мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную
музыку.
Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным,
уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного
гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции
и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных,
но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным,
регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема
легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия
(можно применять перед дневным сном).
Упражнения, направленные на обучение детей саморегуляции
1. Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох,
надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает
дыхание на 5 секунд. Выполняется 56 раз подряд.
2. «Теплый как солнце» – дети представляют себе теплый день, легкие облачка, голубое
небо… (можно под музыку).
3.Отработка навыков общения.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других
способов выражения своих чувств. Наша задача – научить их способам разрешения
конфликтных ситуаций приемлемыми способами.
В первую очередь следует знакомить детей с различными эмоциями, учить распознавать
свое эмоциональное состояние и состояние других людей.
Развитие эмоциональной сферы.
Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не
способны, вопервых, «читать» эмоциональное состояние другого, а вовторых, управлять
собственными эмоциями.
Передача и распознавание эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка
определенны знаний, соответствующего уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает,
какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека.
Цели:
• Знакомить с основными эмоциями (интерес, радость, грусть, удивление, страх, стыд,
вина, гнев, отвращение, презрение);
• Учить распознавать эмоциональные проявления других людей;
• Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств социально приемлемыми
способами (словесными, физическими, творческими).
Приемы:
• Проигрывание этюдов
• Беседы для знакомства с эмоциями • Рисование эмоций
• Игры: словесные, настольнопечатные, подвижные
Проигрывание этюдов
Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается.
Можно «проиграть» ситуацию из прочитанной сказки.
«БабаЯга» – БабаЯга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом
съесть, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась БабаЯга, что
без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает. (Педагогу
самому необходимо быть достаточно эмоциональным, чтобы дать образец детям,
раскрепостить их).
Не стремитесь к одному, «правильному», изображению того или иного настроения
(эмоции). Дайте детям возможность проявить себя.
Рисование эмоций
Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить
потребность говорить о нем – рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы:
«Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместите
на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки
людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок
сможет при желании подойти и завершить рисунок.
Перед началом занятия можно попросить ребенка нарисовать рисунок на тему – «Мое
настроение сейчас». Это задание поможет снять напряжение, успокоиться, отвлечься от
обид и настроиться на дальнейшую работу.
Как итог занятия по ознакомлению с какойлибо эмоцией можно предложить ребенку
нарисовать – «Сердитого Бармалея», «Веселого Буратино».
«Абстрактные» рисунки в большей степени способствуют отреагированию
отрицательных эмоций, развивают воображение. И здесь совершенно не важны
художественные навыки.
Игры
«Угадай эмоцию»
На столе картинкой вниз лежат схематические изображения эмоций. Дети по очереди
берут любую карточку, не показывая остальным. Задача ребенка по схеме узнать эмоцию,
настроение и изобразить их с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети должны догадаться, что это за эмоция.
«Лото настроений»
У детей картинки, на которых изображены животные с различной мимикой (кошечка
веселая, грустная, сердитая; рыбка веселая, грустная, сердитая….). Ведущий показывает
схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – в своем наборе картинок
отыскать животное с такой же эмоцией.
«Назови похожее»
Ведущий называет или показывает какуюто эмоцию. Дети вспоминают слова, которые
эту эмоцию обозначают («РАДОСТЬ» – веселье, смех, улыбки, восторг).
4. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это
способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже
представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается,
что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет
слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.
Игра «Сделай как Я» Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями;
способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.
Ход игры:
Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я»
Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я
обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д.
«Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других,
стимулирование эмпатии.
Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно
нарисовать, можно сравнить с какимлибо цветом, животным, физическим состоянием,
показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
«Эмоции героев»
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение
окружающих.
Ход игры:
Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с
символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения
ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают
эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый
ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и
т. д.
В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен
быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной
группы.
«Рисование»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.
Ход игры:
Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем,
наградите какимнибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под
тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем
устраивается конкурс на самое доброе животное.
«Лица»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.
Ход игры:
Педагог вывешивает на доске различные картинки, маски:
радость, удивление, интерес,
гнев, злость, страх, стыд,
презрение, отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.
Работа с родителями агрессивного ребенка.
Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен, прежде всего, наладить контакт с
семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме
предложить им обратиться за помощью к психологу. Бывают ситуации, когда контакт с
матерью или отцом установить не удается. В таких случаях рекомендуется использовать
наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Эта
информация даст родителям повод для размышления, а эти размышления, в свою очередь,
возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями. Главная цель подобной информации – показать родителям, что одной из причин
проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в
доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и
спокойным.
ВЫВОДЫ:
• Агрессия появляется при блокировании желаний или намеченной программы
Такое поведение ребенка обусловлено состоянием дискомфорта,
действий.
беспомощности.
• «Агрессивность – это отчаяние ребенка, который ищет признания и любви» (Г.
Эберлейн).
• Чаще всего агрессия идет из семьи (конфликты между родителями, безразличие или
враждебность к ребенку, чрезмерный контроль или его полное отсутствие).
• Агрессию запрещать нельзя. Нужно научить детей контролировать свои агрессивные
стремления и выражать гнев в приемлемой форме.
• Желательно оборудовать каждую группу предметами, помогающими безопасным для
себя и окружающих способом снизить эмоциональное и мышечное напряжение.
• Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать
всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или
их оттенков) они даже не предполагают. Поэтому необходимо обогащать их
эмоциональный мир – развивать способность к эмпатии, расширять поведенческий
репертуар, учить распознавать свои и чужие эмоции.
• Необходимо быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
• Самим демонстрировать модель неагрессивного поведения.
• Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
• Не вспоминать о том, что было вчера (кого он обидел или что сломал). Жить
настоящим.
• Стараться найти как можно больше положительных качеств в малыше и обязательно
хвалить даже за маленькие успехи.
• Любить ребенка таким, какой он есть. Приложение №1
КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ)
(М. Алворд и П. Бейкер)
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают критерии выявления
гиперактивности у ребенка.
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2 .Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает,
забирается кудалибо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть
пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо
управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя поразному и показывает очень разные
результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он
успешен, на других – нет). Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков,
педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он
наблюдает, гиперактивен.
Анкета
Критерии агрессивности у ребенка
(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)
Приложение №2
С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе
можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.
П., Титаренко Т. М., 1992).
Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного
ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему
адаптироваться в детском коллективе.
Критерии агрессивности:
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чемто недоволен.
3. Когда ктото причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, чтото разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чемто, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что ктото над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать чтото плохое, шокирующее
окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
"Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.