Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата: 1011.02.18
Урок 8283.
Тема: А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»
Произведения А.И. Куприна (8 ч)
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и
зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведением Куприна,
добиться понимания содержания произведений,
обобщить знания детей о творчестве писателя.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• ввести в круг чтения учащихся произведения А.И. Куприна;
• закрепить понятие о сюжете и композиции рассказа;
• учить составлять план рассказа (эскизномодельный, словесный, картинный);
• учить подробному и краткому пересказу;
• формировать понятие о литературных героях положительных и отрицательных;
• учить выделять в тексте повествование, описание, рассуждение;
• учить определять авторскую точку зрения (находить в тексте слова, подтверждающие авторскую позицию);
• закрепить понятия «сравнения», «эпитеты», «олицетворения», учить употреблять их в речи для
• отрабатывать навык быстрого и правильного чтения вслух и молча, обучать выразительному чтению.
характеристики героев;
Учебные умения:
• называть произведения А.И. Куприна, вошедшие в круг чтения;
• различать основные жанры произведений А.И. Куприна и их темы;
• делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;
• выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;
• самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);
• выразительно читать подготовленный текст (соблюдать паузы, выделять логические ударения в
предложениях, передавать интонационный рисунок).
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать художественное произведение: учиться слушать и слышать художественное слово.
Самостоятельно работать с новым произведением: первичное чтение молча, моделирование обложки,
выполнение заданий к тексту (памятка 8).
Самоконтроль: сравнение модели обложки с образцом. Делить текст на части, читать по частям,
пересказывать подробно (памятка 5)
Оборудование: выставка книг, портрет писателя.
1.Повторение произведений А.И. Куприна.
• Беседа (выявление читательского опыта детей):
Ход урока
Какие произведения А.И. Куприна читали?
2. Работа с рассказом А.И. Куприна «Барбос и Жулька».
• Слушание (читает учитель, дети следят по учебнику).
• Беседа:
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Что поразило, удивило в рассказе Какое произведение напомнил этот рассказ? И т. п.
• Чтение по смысловым частям, составление плана.
1. Барбос.
2. Жулька.
3. Барбос на посту.
4. Барбос и Жулька.
5. Бешеная собака.
6. Поступок Жульки.
7. Болезнь Жульки.
8. Прощание собак.
Совет коллегам. В учебнике дан план, который нужно заполнить. Предложите детям сравнить
составленный план с планом в учебнике. Это задание поможет им лучше увидеть развитие сюжета.
Обратите внимание детей на то, как связываются части рассказа. Можно построить сюжетно
композиционный треугольник после повторного чтения.
Кульминация (подвиг Жульки)
Развитие событий /
\Продолжение событий
Вступление
Описание Барбоса,
описание Жульки,
их дружба
/Завязка \ Развяка Заключение
Появление
Прощание собак,
бешеной собаки Смерть Жульки
Текст этого рассказа является хорошим учебным материалом для выработки умения ориентироваться в
тексте по абзацам. Например, дети, получая задание прочитать описание дружбы Барбоса и Жульки, находят
нужный абзац и читают его.
Данный рассказ включает в себя несколько микротем: «Дружба собак», «Собаки и дети», «Верность
собак», «Собаки и люди», а также описания собак.
• Дифференцированные задания по группам:
группа — чтение молча описаний Барбоса и Жульки;
группа — чтение молча эпизода «Барбос на посту»;
группа чтение вслух эпизодов «Появление бешеной собаки» и «Подвиг Жульки».
1 я
2 я
3 я
• Выполнение заданий в учебнике.
• Сравнение рассказов Л.Н. Толстого «Лев и собачка» и А.И. Куприна «Барбос и Жулька», выявление
главной мысли, отношения автора к героям.
Задание на дом: подробный или краткий пересказ по плацу рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька»
(по желанию); выполнение заданий в тетради; взять в библиотеке книгу с расска м м и А.И. Куприна;
выразительное чтение одной из частей рас « к а: 1а.