А.И.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» Литературное чтение 2 класс УМК "Школа России"

  • ppt
  • 12.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А.И. Введенский Учёный Петя, Лошадка.ppt

А.И.Введенский
«Учёный Петя»,
«Лошадка».

Прозвенел звонок и смолк - Начинается урок. 
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!

Сиди правильно!

Речевая разминка

В буфете вздыхает конфетина,
Страдает конфетина Федина:
Не нравится Федя конфете –
Конфета мечтает о Пете.
И Петя Петров проникает в буфет
И больше у Феди конфетины нет,
Лишь фантик остался в буфете
На память о бедной конфете.
П.Синявский

Проверка домашнего задания


Подготовить выразительное
чтение стихотворения
Ю.Владимирова
“Чудаки” – с.176.
.

Д/з

Ю. Владимиров «Чудаки»

Я послал на базар чудаков, Дал чудакам пятаков,
Один пятак на кушак,
Другой пятак на колпак,
А третий пятак так.

Ю. Владимиров «Чудаки»

По пути на базар чудаки Перепутали все пятаки: Который пятак на кушак, Который пятак на колпак,
А который пятак так.

Ю. Владимиров «Чудаки»

Только ночью пришли чудаки, Принесли мне назад пятаки.
— Извините, но с нами беда:
Мы забыли — который куда. Который пятак на кушак,
Который пятак на колпак,
А который пятак так.

Сегодня мы знакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского.

 Александр Иванович Введенский
(1904 – 1941) – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро.  Он начал писать стихи ещё когда учился в школе. Увлекался литературой в школе. Он родился в семье служащего. Получил филологическое образование в Петербургском университете. Дружил с Д. Хармсом,
Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своих поэтических исканиях опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, закличек.

Книги А.Введенского

Дождик, дождик, Глянь, глянь! Дождик, дождик, Грянь, грянь. Ждут тебя в саду цветы, Дождик, дождик,  Где же ты? Ждут поля и ждут березы, Тополя, дубы и розы, Незабудки и быки, Куры, утки, индюки,  И мы тоже, дождик ждем,  Бегать будем под дождем!

Послушайте стихотворение А. И. Введенского
«Песенка о дождике» и определите, какой жанр устного
народного творчества оно напоминает.

Александр Введенский «Учёный Петя»

Учёный Петя

Послушать стихотворение

- Облетает лист зелёный,
Объясни нам, почему?

С наступлением осени день становится короче. Зелень листы от недостатка света постепенно тускнеет, меняет цвет . Учёные доказали, что способность деревьев освобождаться от листвы позволяет им выживать. Ветки становятся легче, им проще переносить тяжесть снегового покрова.

Расскажи - ка нам про снег.
Не поймём – зачем зимою
Снег на улице валит?

Снежинки образуются точно так же, как и капельки дождя: из морей и океанов вода испаряется и поднимается на небо, там она остывает и собирается в капельки. Когда очень холодно, капли воды замерзают в кристаллики льда. Они выпадают на землю в виде снега.

И над белою землёю
Больше зяблик не летит?

Дни ближе к осени становятся короче, насекомые исчезают, травянистые растения увядают, меньше и меньше корма стало. Похолодало, зяблик улетает в тёплые края.

- Видишь, стали дни короче,
И длиннее стали ночи?
Почему, ответь потом,
Вся река покрылась льдом?

Это признаки наступления зимы: короткий световой день, длинная ночь, установление твёрдого ледяного покрова на водоёмах.

 - Что можно сказать о Пете?  – Почему же тогда поэт назвал стихотворение
«Ученый Петя»?
 - Понравилось ли вам стихотворение? – Какое настроение оно создает? – Какие персонажи действуют в стихотворении? – Найдите в тексте обращения.
- Как их надо читать? – Как вы считаете, как можно назвать Петю? – Какое название вы бы придумали для этого стихотворения? – С какими интонациями нужно читать слова детей? – А слова Пети? – Какие движения и мимика могут сопровождать речь детей? – Какие движения, и какое выражение лица могут быть у Пети?

Послушать стихотворение

Лошадка

Лошадка

Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, А у лошадки хвост, Коричневые ушки, Коричневые ножки.

Вот вышли две старушки, Похлопали в ладошки, Закладывали дрожки И мчались по дорожке. Бежит, бежит лошадка По улице, по гладкой, Вдруг перед нею столбик, На столбике плакат: Строжайше воспрещается По улице проход. На днях предполагается Чинить водопровод.

Лошадка увидала, Подумала и встала. И дальше не бежит. Старушки рассердились, Старушки говорят: «Мы что ж остановились?» Старушки говорят. Лошадка повернулась, Тележка подскочила, Старушка посмотрела, Подружке говорит: «Вот это так лошадка, Прекрасная лошадка, Она читать умеет Плакаты на столбах». Лошадку похвалили, Купили ей сухарь, А после подарили Тетрадку и букварь.

Словарная работа

Дрожки – лёгкий четырёхколёсный экипаж, повозка для перевозки людей

 Что необычного в стихотворении?  – Как оно характеризует автора?  – Какие иллюстрации можно нарисовать к стихотворению?
– Что вы узнали о лошадке? – Что вы узнали о старушках? – Опишите лошадку. Какая она? –  Почему лошадка остановилась? –  Как отреагировали старушки? Почему? – Что подарили лошадке? Кем она может стать?(Ученицей). – Какое это стихотворение по настроению? Почему? – О чем хотел рассказать поэт? 

Лошадка

- Какие стихи вы читали?

- С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

- Какими языками владел А. Введенский?
 
- Какие сведения помогли вам сделать такой вывод?

- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалите себя?
- Что у вас получилось лучше всего?

Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворений А.И. Введенского: «Ученый Петя» (с. 177-180) и «Лошадка» (с.182-183);
2. Повторить произведения изученного раздела: «Из детских
журналов» – с.157-186.

Молодцы!