Аксиомы стереометрии и их связь аксиомами планиметрии

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метод разработка к уроку
Иконка файла материала аксиомы стереометрии.docx

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики

 «Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании

ЦМКОГСЭ

Протокол № ____

«____» _______________ 20 ___ г.

Председатель ЦМК

____________Л.М Иванова

утверждено

Зав. филиалом БПОУ «ЧМК»

МЗ Чувашии в г. Канаш

____________ Т.Э Фадеева

 

 

 

 

 

Методическая разработка теоретического занятия

аксиомы стереометрии.

учебная дисциплина БД. 04 Математика

специальность 34.02.01Сестринское дело

(базовая подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канаш, 2021

 

 

 

 

Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

 

 

 

Аннотация

 

        Данная разработка предназначена для изучения темы «Аксиомы стереометрии и их связь аксиомами планиметрии» обучающимися 1 курсов СПО. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.

        Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Стереометрия», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. методический блок. 4

1.1. Учебно-методическая карта. 4

Формы деятельности. 4

1.2. Технологическая карта. 8

2. Информационный блок. 10

2.1. План лекции. 10

2.2 Текст лекции. Ошибка! Закладка не определена.

2.3. Глоссарий. 16

3. Контролирующий блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Методическая разработка занятия на тему «Аксиомы стереометрии и их связь аксиомами планиметрии» на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.

        Цель изучения данной темы ознакомиться  аксиомами стереометрии и их связью аксиомами планиметрии.  Программный материал данного занятия базируется на знаниях математики. Методическая разработка занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Аксиомы стереометрии и их связь аксиомами планиметрии» –2 часа. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания.

          Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи студентам при изучении занятий по теме «Аксиомы стереометрии и их связь аксиомами планиметрии». Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа Ш.А Алимов.

 


1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1. Учебно-методическая карта

 

Тема занятия

Логарифмы.

Учебная дисциплина

БД.04 Математика

Специальность

34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Курс

I

Группа

9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20.

Место проведения

Кабинет № 5

Продолжительность занятия

90 мин.

Характеристика занятия

Вид

Вид занятия: Лекция текущая, обзорная.

 

Тип

Типы учебных занятий

урок изучения нового материала; комбинированный урок

 

Форма

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.

Формы деятельности

Фронтальная.                     

 

Технологии обучения

Традиционная технология обучения

 

Методы обучения

Метод

Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму.

Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

 

Средства обучения

1.По характеру воздействия на обучаемых:  

ИКТ - презентации;  

2.По степени сложности:  

простые: учебники, печатные пособия.  

 

Методическая цель

Методическая цель

- отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений.

- реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы;

Цели и задачи занятия

Воспитательная

Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.

 

Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний;

Воспитывать ответственность за свои действия и поступки;

Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики.

Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.

 

Образовательная

 Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме.

Освоение основных понятий стереометрии.  Ознакомление с основными понятиями и аксиомами стереометрии;

 Отработка умения переноса знаний из планиметрии в стереометрию.

 

Поспособствовать развитию навыков аналитического и образного мышления;

Закрепить знания студентов о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.

Включить новые знания в систему ранее усвоенных; закрепить изученный на этом уроке.

 

Развивающая

Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;

 

Формировать навыки познавательного мышления.

Продолжить развитие умения выделять главное.

Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении разных видов работ.
развивать познавательный интерес.

Планируемый результат

Уметь:

распознавать пространственные геометрические фигуры;

раскрывать сущность геометрических понятий;

формулировать аксиомы стереометрии и следствия из них;

объяснять способы задания плоскости и соотношение принадлежности прямой и плоскости;

Знать:

следствия из аксиом стереометрии

основные фигуры стереометрии;

правила обозначения основных фигур;

аксиомы стереометрии;

Формированиекомпетенций у обучающихся

Общие (ОК)

 

Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;

Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

 

Профессиональные (ПК)

П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;

П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

Межпредметные связи

Входящие

Алгебра, тригонометрия.

Математический анализ.

Выходящие

Тригонометрическое тождество

Тригонометрические уравнения.

 

 

 

 

Внутрипредметные

Синус, косинус, тангенс и котангенс.

 

Оснащение занятия

Методическое

Методическая разработка занятия.

Материально-техническое

Ручка, карандаш, тетрадь, линейка.

Информационное

Компьютер, интерактивная доска.

Список литературы

Основная

1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455.

2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с.

Дополнительная

1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл.  – 2017. – 344 с. 

2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов.  – М., 2018. -  384 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова.

2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472.

3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 


 

1.2. Технологическая карта

 

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

Формируемые

ОК и ПК

1. Организационный этап -5 мин.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку

Готовятся к началу занятия.

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

ОК 1, ОК 4.

П1.

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин.

Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

По очереди комментируют свои решения.

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

 

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин.

Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя  на урок.

 

Эмоционально настраиваются и готовятся   обучающихся на урок.

 Ставят цели, формулируют тему урока.

 Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог.

ОК 1, ОК 4.

П1.

4. Актуализация знаний -30 мин.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности

 

 Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.

 

Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения. Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК 1, ОК 4.

П1.

5. Первичное усвоение новых знаний- 10 мин.

Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.

 

Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь.

Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

6. Первичная проверка понимания- 10 мин.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

 

Отвечают на заданные вопросы преподавателем.

Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

7.  Первичное закрепление- 5 мин.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм.

записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;

 

Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин

Отмечает       степень             вовлеченности            обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала.

Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух;

Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий

ОК 1, ОК 4.

П1.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5 мин

Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.

 

Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

ОК 1, ОК 4.

П1.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия),5 мин

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.

 

1.      Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”

 

Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей.

ОК1,

ПК 1,

ПК4


 

2. Информационный блок

2.1. План лекции

 

№ п/п

Изучаемые вопросы

Уровень усвоения

1.

 Объяснение темы Аксиомы стереометрии и их связь аксиомами планиметрии.

1

 

1.1 Аксиомы стереометрии.

2

 

1.2. Связь аксиомами планиметрии.

2

2.

Закрепление нового материала.

 

 

 2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

3

 

2.2Решение примеров устно № 1,2.

 

3.

Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы № 3-6.

3

4.

Домашнее задание № 7,8,9.. (четные пункты).

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст лекции 

1.      Теоретический материал.

Устная работа.

 

         Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. определение стереометрии;
  2. понятие пространства;
  3. аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, а также следствия из них.

Простейшими (основными) фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости.

Теоретический материал

    Мы закончили изучать и повторять раздел геометрии, который называется планиметрией.

     В планиметрии все фигуры, которые рассматривались при доказательстве каждой теоремы или при решении задач, располагались на плоскости. Таким образом, мы имели дело только с одной плоскостью.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел геометрии, который называется

стереометрией.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/2e2f608b-bf68-49e1-92de-c5a97f757f0f.png

        Обратите внимание на данные фигуры. Как вы заметили- они объемные.

И их все объединяет раздел геометрии Стереометрия.

Что же такое стереометрия?

По аналогии с планиметрией мы можем вывести следующее определение:

Стереометрия- это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.

Простейшими (основными) фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости.

Вместе с этими фигурами рассматриваются геометрические тела и их поверхности. Представления о геометрических телах дают нам: кристаллы (составлен из многоугольников) – многогранники; куб; капли жидкости в невесомости – шар; футбольный мяч (шар); консервная банка (цилиндр).

Многогранники:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/ae1253fd-2922-4262-be8f-e7bbb4fcf6a1.png Шар:

 

Куб:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/ddb5e58a-2b22-4b44-ae7d-2f407399e2cf.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/7a4d84c1-2ff6-4978-937a-1a47cdf9f704.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/5913a91a-ace5-44af-826f-1a869ab2f20f.png

 

 

Цилиндр:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/5befa55f-fde0-4fec-b3c6-193e2f8c96f6.png

       Изучая свойства геометрических фигур, мы получаем представления о геометрических свойствах реальных предметов. В этом и состоит практическое значение геометрии, в частности стереометрия, широко используется в строительстве, архитектуре, машиностроении, геодезии, в науке и технике.

          В планиметрии основными фигурами были точки и прямые. В стереометрии наряду с ними рассматривается ещё одна основная фигура – плоскость.

Представление плоскости нам дает любая гладкая поверхность. Она безгранична.

В стереометрии:

  1. точки обозначаются прописными латинскими буквами: А, В, С и т. д.
  2. прямые – строчными латинскими буквами: а, b, с и т. д. или двумя большими латинскими буквами: АВ, ВС и т. д.
  3. плоскости – греческими буквами: α, β, γ и т. д.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/fa403c2e-3999-41fe-be60-94e01e76c17a.png

Основные свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения, выражены в аксиомах.

А1: Через 3 точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/7ed4608f-9d88-4253-bcf9-f698d4e6ebab.jpeg

Точки А https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/910c8d6c-6528-4979-b99a-49ea65cc888d.png α, В https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/149bd1f8-300a-41ee-9960-14f4d9d53c29.png α, С https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/5482fbaa-255a-420e-b755-412b46ed0cfb.png α.

Если взять четыре произвольные точки, то через них может не проходить ни одна плоскость.

А2: Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.

В этом случае говорят, что прямая лежит в плоскости или плоскость проходит через прямую.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/8026c2ed-8c1f-4d93-91ed-1e68a17790df.jpeg

Это свойство используется при проверке “ровности” линейки.

Если прямая и плоскость имеют одну общую точку, то говорят, что они пересекаются.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/0ed83c62-76ef-42bf-87a1-5912b1e7a9dc.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/95ce05ae-5bd1-48c9-b50d-5049b8e38e3f.jpeg

А3: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.

В этом случае говорят, что плоскости пересекаются по прямой.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/4b7142b6-958c-417a-b925-8b35c80a6d84.png

Пример: пересечение пола и стены

В пространстве существует бесконечно много плоскостей, и в каждой плоскости справедливы все аксиомы и теоремы планиметрии.

Некоторые следствия из аксиом.

Теорема 1: Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.

Дано: а – прямая, точка М а.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/244ddf6a-2807-4cfd-ab64-39d285529eea.jpeg

Доказать: 1) существует α: а https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/03b35504-fb76-44a5-bf67-e7224deea898.png α.

2) α – единственная.

Доказательство:

1) Дополнительные построения: т. В https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/090f9f74-9f6f-416e-88e6-a79bbab0ae14.png а, т. С https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/92fc9514-b0c6-4a12-af1b-a86808769e22.pngа.

2) В, С, М не лежат на одной прямой, следовательно, по первой аксиоме существует плоскость α.

3) т. к.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/76528bcf-edc6-42b2-872c-3408f2ffcc1d.png

4) Единственность α. следует из того, что любая плоскость, проходящая через прямую а и т. М, проходит через М, В, С. Значит, она совпадает с α (по Аксиоме 1). Теорема доказана.

Теорема 2: Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и, причём только одна.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/7b2094a2-f3c7-4880-b920-46d761cc88eb.jpeg

Дано: а ∩ b в точке М

Доказать: существование плоскости α, а https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/08ed34b7-0ea2-4533-b7fa-c03890931b10.pngα, b https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/d1fdb0fd-00a9-4f06-a04b-345b46f86dd2.png α.

Доказательство:

1) Дополнительные построения: N Є b, N a.

2) Существует α : N https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/9a29abc2-dd97-40fb-a866-e728f6a6ce4f.png α, a https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/f75468e4-ee07-44aa-a79f-e84443bdb95f.png α.

3) https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/e2a947d2-254c-47a4-8f61-2540f837392b.png

4) Из 2) и 3) следует α. проходит через прямые а и b.

5) Единственность α следует из того, что любая плоскость, проходящая через прямые а и b, проходит через точку N, значит она совпадает с α (по Теореме 1). Теорема доказана.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№1.

Тип задания: выделение цветом

Прямая MN пересекает плоскость:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/4195f34e-83fc-44e9-9bfd-f02278cc14f2.png

1) (АА1В1);

2) (ABC);

3) (AA1D1).

Разбор решения:

Внимательно рассмотрите рисунок, как вы видите прямая MN пересекает плоскости ABC и A1B1С1, рассмотрим варианты ответов, среди них есть вариант 2) (ABC), он и является верным.

Ответ: 2) (ABC);

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4756/20190801161308/OEBPS/objects/c_geom_10_3_1/22cc15ed-b6c1-4a83-a014-8cd78c0f2c08.png

№2.

Тип задания: смежный граф

Пользуясь данным рисунком

назовите три плоскости, содержащие прямую DС(нижний индекс записываете цифрой после буквы, без пробела)

Решение: Внимательно рассмотрите прилагающийся рисунок, определите, где на нем располагается прямая DС1, как вы видите из рисунка он располагается в плоскостях:

1)DD1С1С

2)D1С1С

3) DСС1

Их и запишем в ответ.

Ответ: 1)DD1С1С; 2)D1С1С; 3) DСС1

2. Решение примера устно № 1,2.

3.Решение упражнений на закрепление темы № 3, 4, 5..

4. Домашнее задание № 7,8. Подведение итогов.

 

2.3. Глоссарий

 

Термин

Значение

Геометрия

- это наука о свойствах геометрических фигур.

Планиметрия

- это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур на плоскости.

Стереометрия

- это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Контролирующий блок


Вариант 1

«Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия»

Вариант 1

1. Раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве, называется:

а) планиметрией; б) стереометрией; в) видеометрией; г) сферометрией.

 

2. Какие из изображенных фигур являются основными в пространстве?

hello_html_m60aca27.png

hello_html_me8f0d24.png

hello_html_19b8747.png

а) прямая

б) точка

в) отрезок

г) плоскость

3. Перепишите утверждения, вставьте пропущенные слова в утверждениях:

«Через любые ___ точки, не лежащие на одной ________, проходит ______, и притом только одна. Если ____ точки прямой лежат в _________, то все точки ______ лежат в этой ____. Если две _________ имеют общую точку, то они имеют общую ______, на которой лежат все общие точки этих ________.»

4. Какое наименьшее число точек определяет прямую в пространстве?

а) одна точка; б) две точки; в) три точки; г) четыре точки.

5. Сколько плоскостей можно провести через две точки в пространстве?

а) одну; б) две; в) три; г) бесконечно много.

 

6. Что называют аксиомой в геометрии?

7. Какие из ученых являются основоположниками Неевклидовой геометрии?

8. Сколько аксиом в стереометрии Евклидовой геометрии?

9. Сформулировать аксиомы стереометрии группы С. Проиллюстрировать каждую аксиому.

10. Сформулировать теоремы, которые являются следствием из аксиом. Доказать любую из них.

11.. Назовите 4 способа задания плоскости и выполните чертеж к каждому способу.

12. Изобразите тетраэдр. Пользуясь рисунком, назовите:

    а) точку, не принадлежащую плоскости (АВС)

    б) прямую, по которой пересекаются плоскости (BCD) и (ABD)

    в) плоскость, проходящую через прямые AD и CD

 

hello_html_3f1f3d05.png

Вариант 2

1. Стереометрия – это раздел геометрии, в котором изучаются свойства:

а) прямых в пространстве;

б) фигур в пространстве;

в) фигур на плоскости;

г) плоскостей в пространстве.

 

2. Какие три из изображенных фигур не являются основными в пространстве?

hello_html_m17ed0da9.png

hello_html_4935c1f6.png

hello_html_4a99b009.png

а) треугольник

б) отрезок

в) плоскость

г) куб

3. Перепишите утверждения, вставьте пропущенные слова в утверждениях:

«Через любые ___ точки, не лежащие на одной ________, проходит ______, и притом только одна. Если ____ точки прямой лежат в ____, то все точки _________ лежат в этой _____. Если две _______ имеют общую точку, то они имеют общую ______, на которой лежат все общие точки этих ________.»

4. Какое наименьшее число точек определяет прямую в пространстве?

а) одна точка; б) две точки; в) три точки; г) четыре точки.

5. Сколько плоскостей можно провести через прямую в пространстве?

а) одну; б) две; в) три; г) бесконечно много.

6. Что называют теоремой в геометрии?

7. Какой ученый является основоположником геометрии?

8. Сколько аксиом в планиметрии в Евклидовой геометрии?

9. Сформулировать аксиомы стереометрии группы С. Проиллюстрировать каждую аксиому.

10. Сформулировать теоремы, которые являются следствием из аксиом. Доказать любую из них.

11.. Назовите 4 способа задания плоскости и выполните чертеж к каждому способу.

12. Изобразите тетраэдр. Пользуясь рисунком, назовите:

    а) точку, не принадлежащую плоскости (BCD)

    б) прямую, по которой пересекаются плоскости (BCD) и (ABС)

    в) плоскость, проходящую через прямые AС и CD

hello_html_3f1f3d05.png

Ответы:

Вариант 1

1) б

2) а, б, г

3)а) 1 – три, 2 – прямой, 3 – плоскость;

б) 1 – две, 2 – плоскости, 3 – прямой, 4 – плоскости;

в) 1 – плоскости; 2 – прямую, 3 – плоскости.

4) б

5) г

6) утверждение, не требующее доказательства

7) Лобачевский

8) 13

12) D BD ACD

Вариант 2

1) б

2) а б г

3) а) 1 – три, 2 – прямой, 3 – плоскость;

б) 1 – две, 2 – плоскости, 3 – прямой, 4 – плоскости;

в) 1 – плоскости; 2 – прямую, 3 – плоскости.

4) б

5) г

6) утверждение, требующее доказательство

7) Евклид

8) 10

12) А ВС ACD


 

Скачано с www.znanio.ru