Активизации обучения геометрии в 7-9 классах средней школы на основе использования компьютера
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
математика
7 кл
09.11.2018
Сегодня очень важным в методике обучения геометрии становится методика использования компьютера и компьютерные технологии. В обучении школьной геометрии им свойственны многие функции: мотивирующие, дидактические, познавательные, развивающие, прикладные и др. однако, в практике обучения геометрии в школе методом использования компьютерных технологий, нужно отдавать преимущественное внимание.
Сегодня нам помогают компьютеры и офисные редакторы, а также специализированные программы.
Активизации обучения геометрии в 7.docx
Активизации обучения геометрии в 7-9 классах средней школы
на основе использования компьютера
В настоящее время в геометрическом образовании заметно возросла роль компьютерных
технологии в обучении, которые не только обеспечивают качественное усвоение предметных
знаний, но и позволяют полноценно реализовать развивающий потенциал геометрического
содержания, гуманистическую направленность его преподавания. Что предполагает
информатизацию и компьютеризацию методических основ обучения содержательным
единицам учебного материала, решению геометрических задач различных типов, в том числе,
построение чертежа к задачам, построение математических моделей задач, традиционно
занимающих одно из центральных мест в системе методических средств геометрического
развития учащихся средней школы.
Важным в методике обучения геометрии становится методика использования компьютера и
компьютерные технологии. В обучении школьной геометрии им свойственны многие функции:
мотивирующие, дидактические, познавательные, развивающие, прикладные и др. Поэтому
неслучайно, в практике обучения геометрии в школе методом использования компьютерных
технологий, нужно отдавать преимущественное внимание.
Компьютеры и компьютерные технологии можно использовать на любой стадии обучения
геометрии в 7-9 классах. К таким темам и задачам по использованию компьютера и
компьютерные технологии можно отнести теоретическую часть материала, задачи на
построение, построение чертежа задач и задач на вычисление, позволяющие находить
числовые значения других величин. В методику обучения геометрии с использованием
компьютера и компьютерных технологии заметный вклад внесли известные отечественные
ученые-методисти Абрамов С.А., Гершунский Б.С., Ершов А.П., Лапчик М.П., Машбиц Е.И.,
Мехтиев М.Г., Монахов В.М., Нугмонов М., Тихомиров О.К., Фридман Л.М., и др. В их работах
отмечаются, что компьютерное обучение геометрии эффективно там, где его дидактические
возможности оказываются выше в сравнении с традиционным обучением, в частности в
продуктивном обучении, ориентированном на активные методы (Далингер В.А., Козлова Г.А.,
Машбиц Е.И., Монахов В.М., Поздняков С.Н., Уваров А.Ю. и др.). Такие возможности компьютера,
как сочетание наглядно-образной информации с символьно-знаковой, способствуют
формированию направленного восприятия, расширяют методические возможности, показывают
роль графических представлений при изучении понятий, опирающихся на наглядные образы.
Применение компьютера как средства наглядного представления информации оказывает
влияние на формирование и развитие гибкого геометрического мышления.
Несмотря на заметные сдвиги в разработке теоретических основ методики обучения геометрии
в 7-9 классах школах ,многие учителя по-прежнему испытывают затруднения при отыскании
способа применения компьютерной технологии, не могут выделить из условия задачи величины
и отражать их на экране компьютера, не умеют составлять математическую (схематическую,
табличную) запись задачи на экране компьютера, не могут составлять чертежа задачи,
имеющимися прикладными программами, не знают, как отражать формулы и ход решения
геометрической задачи. Многие учащиеся просто испытывают страх перед решением задач по
геометрии и не приступают к их решению. С другой стороны, из-за отсутствия необходимых
компьютерных программ, учителя не могут использовать компьютер и компьютерные
технологии как средство контроля знаний и повторение пройденных тем, использование их на
внеурочных занятиях.
С целью преодоления трудностей, возникающих у учителей при обучении геометрии в 7-9
классах с использованием компьютера и компьютерных технологий, а учащимся при изучении
предмета и решении задач по геометрии, разработана определенная методика использования
компьютера и компьютерных технологий, разработаны программы и комплексы программных
обеспечений. Многими исследователями предлагается шире использовать наглядность,
всевозможные динамические пособия, позволяющие «оживить» сюжеты задач по геометрии,
которых можно сделать видимым (визуализировать) и сам процесс, характеризующий его.
Оригинальный способ компьютерной визуализации зависимостей и отношений величин
геометрических задач предложен А.В. Пчелиным. Безусловно, всё это будет способствовать
повышению активности учащихся в их стремлении найти решение задачи. Однако только этого
мало. В педагогической литературе по геометрии неоднократно указывалось на то, что в
обучении учащихся поиску решения геометрических задач важная роль должна отводиться
совместной работе учителя с учащимися в режиме эвристического диалога, обеспечивающего и
высокую активность школьников в изучении текста задачи, и большую меру их
самостоятельности в установлении смысла отдельных входящих данных и словесных оборотов
сюжетного описания, выделении исходящих величин, связывающих эти значения. Таким
образом, в теории и практике геометрического образования современных учителей и школьников имеет место противоречия между необходимостью методических основ обучения
учащихся геометрии в 7-9 классах с применением компьютера и компьютерных технологий и
отсутствием необходимого теоретического обоснования для разработки путей и эффективных
методических средств её практической реализации.
В настоящее время существует достаточно много различных программных средств обучения
геометрии. В частности, программа «Живая геометрия». (И.В. Мошнина), осуществляющая
построение и динамическое преобразование геометрических фигур, изучаемых в курсе
планиметрии средней школы. Однако в большинстве случаев подобные программы так и
остаются невостребованными из-за не разработанности содержания компьютерного обучения и
отсутствия соответствующего методического сопровождения. Использование компьютера в
процессе обучения школьного курса геометрии в 7-9 классах резко усложняет решение
проблемы создания методик, ориентированных на применение программного обеспечения
учебно-воспитательного процесса, что связано как с необходимостью использования
деятельностного подхода к обучению, так и с дополнительными требованиями,
предъявляемыми к учителям-предметникам. Поэтому эффективное применение компьютера в
процессе обучения требуют от учителей новых подходов к методике совершенствования
учебно-воспитательного процесса на основе достижений современной методики обучения.
Учитель, для эффективной реализации компьютерного обучения, должен обладать
соответствующей специальной подготовкой. Современный учитель математики должен иметь
опыт использования и работы на современных прикладных программных обеспечений (Microsoft
Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и другие), а также разработки их программ.
Активизация обучения геометрии в 7-9 классах средней общеобразовательной школе на основе
использования компьютера возможно, если:
- выделить основные этапы применение компьютера и компьютерных технологий в обучении;
- определить состав интеллектуальных действий, выполняемых на каждом из выделенных
этапов;
- разработать электронные файлы, позволяющие инициировать выполнение этих действий;
- определить правила методики задавания вопросов при обучении учащихся с помощью
компьютера и ввода их ответов.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие основные задачи:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной использование
компьютера и компьютерной технологии в процессе обучения геометрии и выявление их
методических возможностей;
- целостное описание методических основ обучения учащихся, решения геометрических задач с
применением компьютера и компьютерных технологий;
- разработать методику использования учителями математики компьютера и компьютерных
технологий в процессе обучения геометрии в 7-9 классах;
- разработать прикладные компьютерные программы для учителей на языках
программирования по проведению контрольных работ и контроля уровня знаний учащихся по
геометрии в 7-9 классах;
- разработать комплекс программных обеспечений по компьютерному тестированию контроля
знаний учащихся по геометрии в 7-9 классах.
Научная новизна заключается в теоретическом обосновании и методической разработки
использования компьютерной технологии для активизации изучения геометрии в 7-9 классах
средней общеобразовательной школе.
Практическая значимость состоит в том, что разработанные методические рекомендации по
использование компьютера при обучении геометрии в 7-9 классах средней школы, значительно
повышает качественный уровень геометрических знаний учащихся. Предложенные нами
методические рекомендации приводят к значительному повышению учебной активности всех
учащихся, развитию их творческих способностей. Разработанная программа проверки уровень знаний учащихся с целью проведения письменных, контрольных и самостоятельных работ с
применением компьютера, автоматическое выставление оценки, разработка электронных
файлов, могут быт использованы учителями математики средних школ, а также при подготовке
будущих учителей математики в педагогических вузах и переподготовки учителей математики
в институтах усовершенствования.
Активизации обучения геометрии в 7-9 классах средней школы на основе использования компьютера
Активизации обучения геометрии в 7-9 классах средней школы на основе использования компьютера
Активизации обучения геометрии в 7-9 классах средней школы на основе использования компьютера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.