Активизация познавательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната.
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы воспитания.
Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната. На первое место выходит задача социальной адаптации выпускника с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок с ограниченными возможностями в развитии не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.
Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально – трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач школы - интерната, что требует повышенного внимания к проблеме их воспитания. От активности и самостоятельности в процессе воспитания во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в воспитании имеет большое значение, т.к. воспитание и развитие носят деятельностный характер, и от качества воспитания как деятельности зависит результат развития и воспитания детей.
Для воспитанников с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе воспитания ребятам часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить воспитание так, чтобы усвоение материала шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Воспитанники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность воспитанников, включать их в творческую деятельность, ведь степень продуктивности воспитания во многом зависит от уровня активности познавательной деятельности учащегося.
Опыт работы в школе-интернате показывает, что наличие познавательного интереса к предлагаемому материалу способствует повышению активности учащихся на занятии, самоподготовке, прогулке, росту самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.
Воспитательный процесс предоставляет неограниченные возможности для формирования у воспитанников познавательного интереса.
Работа над проблемой формирования познавательного интереса к предлагаемому материалу и активизации мыслительной деятельности воспитанников, побудила меня к поиску активных методов и приемов воспитания.
Опираясь на педагогические исследования можно выделить основные условия, способствующие активизации познавательной деятельности воспитанников. Это оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов воспитания; доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия; индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической); введение дидактического приема сравнения по различным параметрам изучаемых объектов и явлений; установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от воспитателя или из различных средств обучения и воспитания; создание проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач); использование дидактических игр и элементов занимательности.
Поскольку я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению и воспитанию, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к воспитательному процессу, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению и закреплению знаний.
Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям воспитанников, умением придать воспитанию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, воспитатель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса воспитанников я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры занятия, самоподготовки, прогулки, использование различных форм воспитания, тщательно продуманные методы и приёмы подачи материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала воспитанниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, ребята легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает воспитанников слушать то, что говорит воспитатель, полностью включаться в процесс познания.
При проведении беседы воспитатель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль воспитанника, развивали его познавательную деятельность. Необходимо, чтобы при ответе на вопрос ребёнок анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы. При формулировке вопросов воспитателю необходимо отдавать преимущество тем, которые активизируют познавательную деятельность, учат воспитанника правильно формулировать свои мысли.
Одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций», которые требуют от ребят анализа материала и самостоятельного нахождения ответа.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
Пятый год я стараюсь активно внедрять ИКТ в свою деятельность с целью достижения более значимых результатов в воспитательном процессе.
Я поделюсь с вами наработанным опытом.
О творческом подходе к воспитательному процессу прекрасно сказал Л.С.Выготский:
«…Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…»
С целью получения эффективного результата, я поставила перед собой следующие задачи:
§ Расширение информационного поля учащихся на функциональном уровне посредством цифровых образовательных и воспитательных ресурсов;
§ Развитие способности воспитанников к познавательной самостоятельности и самоопределению через формы организации деятельности с использованием ИКТ;
§ Развитие логического мышления социокультурной компетенции воспитанников посредством ИКТ.
Почему же в наше время так актуально и значимо использование ИКТ в работе?
- Воспитанник постепенно входит в реальный мир взрослых, деятельность современного человека (а современный мир невозможно представить без ИКТ);
- Компьютер позволяет усилить мотивацию воспитания путем активного диалога воспитанника с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет).
По данным научных и социологических исследований:
В памяти человека остается:
¼ часть услышанного материала,
1/3 часть увиденного,
½ часть увиденного и услышанного,
¾ части материала, если ребёнок привлечен в активные действия в процессе воспитания.
Именно по этой причине я активно внедряю ИКТ в воспитательный процесс.
Области применения ИКТ.
1. Методическая работа.
Составление перспективного планирования на год.
Создание базы данных воспитанников: информационные данные, занятость во внеурочное время, графики социального, личностного развития, ведущих качеств личности, …
Активно использую ИКТ при подготовке к занятиям и мероприятиям:
- Наглядность
- Конспекты
- Тесты
- Презентации
- Тематические газеты
Всё чаще я стараюсь вовлекать в деятельности воспитанников. Так как оказание доверия при поручении воспитаннику определённого задания – сильнейший воспитательный приём. Ребята выполняют следующие задания:
- Набор текста (карточки, стихотворения, тесты, …)
- Подбор иллюстраций (из предложенного спектра, из интернета, из литературы, …)
- Создание газет
2. Самоподготовка.
Основные виды деятельности на самоподготовке:
- использование сотовых телефонов при выборе ответа на предложенное задание (набрать ответ с помощью СМС)
- работа с карточками
- работа за компьютером (наберите ответ или вставьте пропущенное число, букву, слово, … в Word, нарисуйте ответ в Paint.) и т.д.
Очень часто с детьми нужно повторять табличные случаи умножения и деления.
С этим легко справиться поможет задание:
Назови (покажи) верный ответ:
На экране или карточках даны примеры. Ребята либо устно называют ответы, либо с помощью карточек показывают свои знания.
Очень важное место занимает и знание состава чисел, особенно, с переходом через разряд.
Задание:
Подбери нужное число. (Это задание можно выполнять как устно, так и с помощью карточек)
С помощью компьютера очень удобно разбирать и решать задачи. Вот один из примерных разборов.
Дети знакомятся с условием задачи, затем вместе разбираем её содержание, работаем над составлением краткой записи, решением задачи.
Для работы со словарными словами можно использовать такое задание:
Выбери нужную букву.
Работа со скороговорками интереснее проходит с помощью применения компьютера.
Работа с чистоговорками «Доскажи словечко».
Ребята читают чистоговорку: сначала – 1 ученик(воспитатель), затем – про себя, все вместе.
Помогает закреплять изученный материал и активизирует познавательную деятельность следующее задание: Прочти про себя, найди лишние букву, слог, слово. Объясни выбор.
Занятия и мероприятия с применением ИКТ оказывают огромную помощь воспитателям в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интерната.
Воспитательная работа школы осуществляется по следующим направлениям:
- Личностное развитие, основы социализации;
- Охрана здоровья и физическое развитие;
- Трудовое воспитание;
- Основы гражданского и патриотического воспитания;
- Знакомство с истоками национальной культуры, духовно-нравственное воспитание;
- Творческое развитие.
Личностное развитие, основы социализации.
Мною проведены следующие занятия с использованием презентаций:
-Правила поведения в столовой,
-Мы идём в библиотеку,
-Как вести себя в школе,
-Мы идём в магазин и т.д.
На примере занятия «Мы идём в магазин» рассмотрим формы проведения экскурсий в общественные места.
С помощью фотографий ребята рассматривают расположение полок, цены на товары.
Затем проводится игра, где с применением денежных средств они учатся покупать товары (один из детей играет роль продавца, а остальные – покупателей).
Обсуждаются правила поведения в магазине.
После предварительной работы идём в магазин, где ребята совершают покупки.
На занятиях по трудовому воспитанию я использую различные презентации ознакомительного и наглядного характера.
Например, на занятии «Волшебная пуговица» дети знакомятся с историей пуговиц, их разнообразием.
На иллюстрации подробно рассматриваем правила и способы пришивания пуговиц, показывает воспитатель, сами ребята, выполняется практическая работа.
Большую помощь в работе оказывает взаимодействие с социальными партнерами – организациями, осуществляющими свою деятельность в поселке Сеяха. Они помогают организовать экскурсии на забойный цех, пошивочный цех, водоочистные, проводят встречи с учащимися. При наблюдении за трудом рабочих и служащих разнообразных профессий формируется интерес к профессиям. Важна также и психологическая подготовка школьников к общественно-полезному труду. Таким образом, связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и технологией производства.
Рисование, фотосъемка, тексты художественных произведений, музыка, Интернет, СМИ – вот средства изучения Ямала. Работа с картой – это ключевой приём формирования образа территории. Суть его состоит в том, чтобы нарисовать образ территории, выражая собственные ассоциации, используя «дары географической карты». Контуры территории дают огромный потенциал для творчества. Фотосъемка удивительных местечек нашего края, аппликационные работы, конкурс чтецов, сочинение легенд и стихов, создание кроссвордов и ребусов дает возможность организовать познание в единстве чувственного и рационального.
На своих занятиях с детьми я применяю такие виды обучающих игр, которые также являются элементом АМО:
Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения (Пример: занятие – «Конкурс творческих проектов», где дети выступают в роли экспертов, оценивая выполненные в объединении проекты и их защиту).
Я провожу занятие на повторение и закрепления знаний и умений в форме деловой игры, представляющее собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. На занятии дети работают и решают задачи по следующим ролям:
- художник; – модельер; - гл. конструктор; - гл. инженер; - технолог; - экономист; - эколог; - начальник смены; - инженер по ТБ.
Во время игры стараюсь включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может не возникнуть оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.
Также применяю:
Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например: «На балу у принцессы».
На занятиях, посвящённых гражданскому и патриотическому воспитанию, я использую много видео- и фотоматериала, посвящённого Родине, городам России, символам государства, военной технике, истории достижений народа.
Занятиям и мероприятиям, посвящённым знакомству с истоками национальной культуры, духовно-нравственному воспитанию, особую эмоциональность придаёт наглядный материал , который усваивается легко и непринуждённо.
Экскурсии в школьный музей и походы формируют стойкий интерес к предмету, практические умения и навыки, помогают разнообразить деятельность обучающихся, а яркие впечатления на долго остаются в памяти. Они помогают мне лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение воспитателя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников.
Интересным, на мой взгляд, является метод образовательного путешествия. Это способ познания мира, в котором главное не объём полученных знаний, а процесс их приобретения. Главная цель образовательного путешествия – это самоопределение личности в пространстве культуры. Метод образовательного путешествия предполагает:
· непосредственное личное взаимодействие ребёнка с пространством культуры и формирование собственного представления о нём;
· активную самостоятельную деятельность участников путешествия;
· работу в малых группах;
· изменение роли педагога; педагог - не руководитель, а организатор исследовательской деятельности ребёнка.
Путешествия во время проведения КВД проводим как реальные, так и виртуальные. В настоящее время с развитием информационных технологий стало возможным совершать такие путешествия, которые в реальной жизни осуществить невозможно. Мы виртуально посещаем музеи, выставки. Не составляет труда побывать в музее им. Шимановского в Салехарде или в Дарвиновском музее в Москве. Таким образом, дети чувствуют себя участниками культурного пространства, расширяют свой кругозор.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.
Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма. Так, при оформлении музейной комнаты мы изготовили стилизованную карту Ямало-Ненецкого автономного округа, выполненную в технике коллажа. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Мною было проведено общеинтернатское мероприятие с опорой на презентацию «Госпожа Широкая Масленица».
После чтения приветственных стихотворений, в зал внесли чучело Масленицы под соответствующую песню.
Не обошлось это мероприятие без общеизвестных весельчаков скоморохов, исполнивших частушки под фонограмму.
После чтения стихотворений, ребята в костюмах угощали гостей блинами под песню «Ой, блины, мои блины».
В завершении, в соответствии с традицией, сожгли чучело Масленицы, читая при этом стихотворения, помогающие проводить Зиму и встретить Весну.
Огромную роль в воспитательной работе занимает творческое развитие ребят. С помощью применения ИКТ воспитанники узнают много интересного о различных музыкальных инструментах, художниках, писателях, народных умельцах.
Занятие: «Развитие музыкально - ритмических движений дошкольников на основе синтеза искусств» Цель: формирование и развитие музыкально – ритмических движений дошкольников на основе синтеза искусств.
Задачи:
Образовательная:
-продолжать формировать практические навыки посредством активных методов обучения.
Развивающая:
- развивать физические возможности тела (все группы мышц);
- развивать актерское мастерство;
- развивать умение взаимодействовать в группе и с партнером.
Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к сверстникам;
- активизировать взаимодействие с обучающимися.
Методы обучения:
- АМ бипарного обучения;
- работа в парах;
- работа в малых группах;
- метод учебного сотрудничества;
- метод ассоциации;
- метод имитации;
- метод игрового обучения.
Формы организации занятия:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Продолжительность: 30 минут.
Возраст: 7-9 лет.
Ожидаемый результат: положительный эффект от применения и внедрения в образовательный процесс активных методов обучения.
Ход занятия:
1.Приветственное слово. Организационный момент.
2.Поклон. Разминка:
Разогрев шейных позвонков: наклоны головы вперед-назад, повороты,
Круговые движения, упражнение «Гуси»;
Разогрев плечевых суставов: «Паровоз», «Удивлялки»;
Руки: «Фонарики»;
«Кошка выпускает когти» (развитие мелкой моторики);
«Гладим кошку» (развитие пластики рук).
3.Упражнение – песня «Кот – царапка».
«Злая – добрая кошка» (развитие актерского мастерства);
« Тик-так» (наклоны корпуса влево и право);
« Колим дрова» (резкие наклоны вперед);
« Тянемся за конфеткой» (работа верхней части тела влево и право).
4. Упражнение-песня «Запилила пила».
«Цапля» (упражнение на развитие равновесия);
«Педальки» (упражнение на укрепление щиколотки);
Ре лев е (упражнение на укрепление стопы).
5.Упражнения на развитие чувства ритма.
Ритмические хлопки;
Выведение ног поочередно вперед на пятку и носок;
Тройной притоп;
Боковой шаг с ударом ноги, с добавлением хлопка;
Прыжки.
6. Упражнение-песня «Вышли мышки как-то раз…..»
(на координацию движений, умение ориентироваться в пространстве).
7.Прослушивание музыки
(вальс, полька, марш).
8.Упражнение «Цветы»
(упражнение на умение распределять музыкальные части).
9. Поклон. Уход из зала.
Итог занятия: вопросы к обучающимся по теме занятия.
Ответы и демонстрация упражнений.
Следующим занятием с использованием презентации было занятие «По страницам книг».
Дети смогли увидеть самую маленькую книгу в мире.
Познакомиться с самой большой книгой.
Использовались следующие виды деятельности:
«Доскажи словечко»
С помощью Книгочтея ребята читали отрывки из сказок и подбирали недостающие слова, называли сказку, из которой взят отрывок. После ответа на экране появлялась иллюстрация соответствующей обложки книги.
Например:
1. Жили-были семь ребят - Белых маленьких ...... (козлят)
Мама очень их любила, Молочком детей поила. Тут, зубами щелк да щелк, Появился серый .... (волк)
Шкуру белую надел, Нежным голосом запел. Как коза запел тот зверь: "Отоприте, детки, ..... (дверь)
Ваша матушка пришла, Молочка вам ........" (принесла)
Вы ответьте без подсказки, Кто сумел спасти ребят. Это знаете из сказки ".... и ...... ......"(Волк и козлята)
Затем дети работали на музыкальной страничке. Звучала аудиозапись отрывка из произведения, дети прослушивали её, называли ответ, и на экране появлялась обложка соответствующей книги.
Далее просмотрели видеозапись о памятниках, посвящённых Г.Х.Андерсену и героям его произведений, ответили на вопросы воспитателя.
С опорой на слайд «Угадай сказку» дети выполняли следующее задание: воспитанники читали выразительно заранее подготовленные отрывки из различных произведений, а остальные отгадывали это произведение. На экране в это время верный ответ начинал мерцать.
В 2019-2020 учебном году в 3-4-х классах я занимаюсь проектной деятельностью во внеурочное время «Экономика вокруг нас». Ребята с большим увлечением занимаются созданием своих небольших или групповых проектов, учатся проводить их защиту. С учащимися на занятиях была осуществлена работа над созданием проектов: «Профессии в моей семье», «Сделай сам», «Кем быть?», «Мои потребности».
Использование современных образовательных технологий способствует формированию новых компетенций учащихся. Понимая значимость проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе, я продолжу работу над повышением интереса учащихся к данным видам работы.
Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, занятий поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Быть здоровым означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Активно использую в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии, строю самоподготовку таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Слежу во время проведения занятия за правильностью посадки учащихся, периодически (раз в месяц) меняю их положение в классе по отношению к источнику света, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В своей работе использую тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены. Применяю на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки тесно связана с развитием мышления и речи детей. Весь материал использую с сайта www.infourok.ru.
В 2020-2021 учебном году в 3-4 -х классах я также применяю здоровьесберегающие технологии во внеурочное время на прогулке, досуговое время.
Комплекс (система средств ЗСТ):
1. Средства двигательной направленности:
Начало рабочего дня – общеукрепляющая зарядка; обязательное
упражнение «Поделись улыбкой» - психологический позитивный настрой.
Подвижные игры во время прогулки.
2. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительной работы:
Создание в группе комфортного микроклимата для каждого ребёнка,
диагностика и использование данных с целью помощи учащимся. Например, диагностика по типу восприятия информации детьми и медицинские данные помогают правильно рассадить учащихся за парты; исследования сферы мотивации выявляет учащихся, которым в классе не очень комфортно и кто требует индивидуальной работы, данные социометрии помогают правильно выбрать актив группы и др.
3. Формирование здорового образа жизни:
§ Беседы по основам знаний о здоровье совместно со школьной медсестрой и посещение школьного кабинета стоматолога.
§ Ранняя профилактика вредных привычек.
§ Ведение уголка здоровья.
§ Проведение традиционного спортивных праздников, дней Здоровья.
Применение здоровьесберегающих технологий способствует снижению заболеваний учащихся, повышению работоспособности, обеспечению возрастных темпов роста и развития детей, формированию у младших школьников необходимых ЗУН по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Образовательные технологии, применяемые мною в учебно-воспитательном процессе, предоставляют учащимся возможность самореализовываться, дают право выбора способа и пути деятельности, помогают снять перегрузки в усвоении учебного материала.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Диагностировать детей начинаю с 1 класса: «Готовность ребёнка к школе», «Степень адаптации в школе».
Систематически (в 1-3 - х классах) проводятся психологические обследования по методике Гореловой «Выявление школьной тревожности»; по методике Рене-Жиля «Эмоциональная близость ребёнка к учителю - воспитателю»; исследование самооценки ребёнка; оценивание детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
Стабильно качество знаний по предметам (35-40%), в которых учатся мои воспитанники, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе.
Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как воспитателю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Список литературы
Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44–51. 17.
Занков Л.В. Проблема обучения и развития и ее исследование //Развитие учащихся в процессе обучения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – С. 7-68.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб.пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.
Сайты: http://nsportal.ru
http:// zavuch.info
http:// images.yandex.ru ит.д.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.