Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках географии средствами ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само
общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять
свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных
информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности
информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на
качественно новом уровне преподавать, используя самые разнообразные методы и
технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой
огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ
к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие
необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты
для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство
учителя с новинками методической литературы. Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов растительного и животного мира региона, населения и его хозяйственной деятельности. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об особенностях природы и населения изучаемой территории. Мы не имеем возможности для организации выездных экскурсий, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря возможностям Интернета. Работа с картами является необходимым навыком при изучении географии. Недостаток оснащенности кабинетов географии картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах и карт из Интернета. Мною собрана достаточно большая коллекция карт из Интернета, которые прилагаются в приложении. В ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Однако, на мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель географии знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот навык не формируется. Практика показывает, что большой интерес у учащихся вызывают ОМС и географическое видео. Возможность увидеть то или иное явление природы, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Чтобы всем детям было интересно на уроках географии я, конечно, применяю на уроках ИКТ. В большинстве случаев это - вспомогательное средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся. Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников. Кроме этого я считаю,
что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать
Интернет. Я рассматриваю Интернет как важнейшую часть информационно -
коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный
потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска
источников информации, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных
методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов, презентаций
и др. |
Этапы урока с использованием информационно-коммуникативной технологии
ИКТ использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках географии. Чтобы урок с использованием ИКТ прошел успешно, я использую:
соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор,;
учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.
Применяю следующие виды уроков:
· Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.
· Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала.
· Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.
· Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.
· Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).
Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Использование учебных дисков на уроке объяснения нового материала
Появление различных образовательных ресурсов, посвященных географии, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Используя желание детей смотреть кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще географии, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.