Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания
Оценка 5

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Оценка 5
Документация
doc
история +2
Взрослым
23.02.2018
Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания
Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания Мы живем быстро меняющем мире. В условиях ускорения темпов развития общества, школа должна готовить детей к переменам, развивая в них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Современный школьник перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации, но с другой стороны уровень дополнительного чтения в последние годы значительно снизился, носит эпизодический и бессистемный характер. В современных условиях важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания.doc
Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания Мы живем быстро меняющем мире. В условиях ускорения темпов развития  общества, школа должна готовить детей к переменам, развивая в них такие качества, как  мобильность, динамизм, конструктивность. Современный школьник перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио,  компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми  информации, но с другой стороны уровень дополнительного чтения в последние годы  значительно снизился, носит эпизодический и бессистемный характер. В современных  условиях важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и  отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной  практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.  Очень важно организовать самостоятельную работу учащихся по выполнению учебно­ игрового задания при изучении дополнительного материала. Подготовительный этап  несет основную дидактическую нагрузку. Постановка учебно­игрового задания перед  изучением нового материала должно быть направлено на чтение дополнительной  литературы. Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, таким  образом, мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников. На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на практике в ходе игры  (при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс). Урок­исследование. Каждой группе дается задание для подробного изучения темы.  Объяснение нового материала строится из логически построенных вопросов учителя и  ответов учащихся. Затем оценивается работа каждой группы. Курс «История России и мира в XX веке» – 11 кл. Курс «Обществознание» – 10 кл. Оборудование урока: 1. Учебники: Н.В. Загладин «История России и мира в ХХ веке», 11 кл.; А.И. Кравченко  «Обществознание», 10 кл.  2. Газета «История» №18 2006 г. Историко­географический очерк «Выбор  человечества – глобализация». Андре Ропер, историк, профессор Шербурского  университета (Франция).  3. Карточки для работы по группам.  4. Проектор, экран, компьютер.  Опережающее задание:  Подобрать и изучить дополнительные материалы из сети Интернет;    выявить положительные и отрицательные проявления глобализации;  создать презентацию Power Point по выбранной теме.  Подготовительный этап урока: Класс разбивается на 3 группы по выбранным темам. Темы: 1. коммуникационная глобализация;  2. культурная глобализация;  3. экономическая глобализация.  В каждой группе распределяются обязанности:  Ведущий – направляет деятельность группы;   Секретарь – записывает мнения членов группы;   Докладчик – выступает от имени группы  План урока: I. II. Исторический путь развития глобализации.  Проявления глобализации в жизни человечества. Глобализация: сторонники и противники.  III. Цели и задачи:   Сформировать представления о процессе глобализации, путём анализа документа  проследить путь развития и выявить положительные и негативные черты  глобализации;   формировать навыки работы с различными источниками, развивать у учащихся  умения поиска, систематизации анализа исторической информации, определять  причинно­следственные связи;  способствовать развитию информационной культуры учащихся, способности  определять собственное отношение к дискуссионному вопросу современности;  содействовать воспитанию гражданственности, развития мировоззренческих  установок.    Ход урока Вступительное слово учителя: Глобализация – это новый этап мирового развития, характеризующийся резким  ускорением темпов взаимовлияния всех сфер жизни общественной жизни. На этом этапе  качественно возрастает степень взаимовлияния народов друг на друга, что раскрывает  беспрецедентные возможности взаимообогащающего развития, но в то же время  порождает новые противоречия. Мы сегодня проследим исторический путь развития  глобализации, выясним, в чем конкретно выражаются плюсы и минусы глобализации. I. Исторический путь развития глобализации. Анализируя документ (см. прил.1), используя карточки, проследить исторический путь  развития глобализации по разным направлениям. На обсуждение группам дается время, после чего докладчик высказывает общее мнение  группы. Карточки с вопросами: Вопросы к 1 группе: 1. Как называется документ и к какому виду источников он относится?  2. Когда, по словам автора, началась коммуникационная глобализация?  3. Когда произошли существенные изменения в межконтинентальной связи?  4. Что означает понятие «количественной истории», который ввел Пьер Шоню?  Подумайте, почему нужно было измерять дистанцию в единице времени?  5. Почему автор считает достижения XIX века ничтожными?  6. Как вы думаете, с какой целью автор перечисляет достижения в области  транспорта?  7. Автор утверждает, что изобретение паровой машины произвела первый этап  «сжатия» Земного шара. Как вы думаете, когда произошел следующий этап?  8. Действительно ли больше не существует ни расстояний, ни границ между  континентами, как считает автор?  9. Что нового помог вам этот документ узнать о коммуникационной глобализации?  Вопросы к 2 группе: 1. Какие четыре культуры принято называть Великими цивилизациями?  2. Как индустриальная революция повлияла на культуру древних цивилизаций?  3. Какие общества автор относит к маргинальным мирам?  4. Подумайте, почему именно западноевропейская культура распространилась по  всему миру?  5. Какие страны добровольно приняли западную культуру?  6. Какие слова в тексте объясняют принятие Россией западную цивилизацию?  7. В тексте найдите слова, подтверждающее ведущую роль американской культуры на  современном этапе. Насколько оно, на ваш взгляд, объективно? 8. Как вы думаете, к чему может привести доминирующая в культуре тенденция к  единообразию?  9. Что нового вы узнали из этого документа о взаимодействии разных культур мира?  Вопросы к 3 группе: 1. Как автор связывает историю с экономической глобализацией?  2. На какие экономические учения опирается автор?  3. Как развиваются бывшие страны третьего мира?  4. Каково отношение автора к неолиберализму?  5. Как вы думаете, с какой целью автор пишет о роли транснациональных корпораций? 6. Как автор относится к группам влияния, способных ориентировать политику  правительств в свою пользу? Найдите в тексте слова, подтверждающее это.  7. Какой реальный риск для политической власти демократических стран существует?  8. Какова общественная позиция автора, он одобряет описанное им явление?  9. В чем ценность информации, которую несет данный источник?  II. Защита презентаций. Каждая из групп демонстрирует презентационные материалы Power Point о проявлениях  глобализации в жизни человечества. После этого докладчики заполняют таблицу,  выполненную на доске (на проекторе).   Положительные  проявления коммуникационная культурная экономическая       Отрицательные проявления       III. Глобализация: сторонники и противники. Класс делится на сторонников и противников глобализации. Антиглобалисты высказывают  свое мнение о проблемах экологии и развития республики Саха (Якутия). Сторонники глобализации должны использовать положительный пример экономической,  культурной, коммуникационной интеграции республики Саха (Якутия). Вывод: Мы сегодня узнали, что глобализация – это объективная реальность, логическое  завершение многовековой истории. Процесс глобализации неизбежен в силу прогресса. В  то же время имеется возможность вмешаться в ход событий, не допустить их  произвольное развитие. Домашнее задание: Напишите эссе на одну из перечисленных тем:  Мир без границ: каким будет?   Личность и информационное общество: новые возможности и проблемы.   Глобализация: конец человечества или новый этап развития человека?   Требования глобализации к развитию сферы образования.  Приложение. Приложение 1 Коммуникационная глобализация Коммуникационная   глобализация   является,   главным   образом,   продуктом   технического прогресса. Она заявила о себе в полную силу во второй половине XIX в., но начало берёт в веке ХVI­ м. Речь идёт, безусловно, о географических экспедициях, которые проводились западными странами и финансировались, в основном, королями Португалии и Испании. Эти экспедиции не только заложили основы всемирной  географии,  но и установили  систему надёжных  межконтинентальных  связей. В качестве даты первого, хоть и неполного, объединения мира можно назвать кругосветное плавание Фернандо Магеллана 1519—1522 гг. Прославленному   португальскому   мореплавателю,   настоящее   имя   которого   Фернан   де Магальяйнш, король Карл I (с 1519 г. император Священной Римской Империи Карл V) доверил командование испанской флотилией. Она состояла из пяти каравелл различного водоизмещения — «Тринидад», «Сен­Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сант­Яго». Появившаяся в Европе ещё в ХII в. каравелла — небольшой, лёгкий и быстрый трёх­ или четырёхмачтовый однопалубный парусник с   высокими   надстройками   на  корме   и   на   носу   судна,   оснащённый   косыми   парусами,   с   помощью которых судно могло идти против ветра под более острым углом, чем другие суда того времени. Ни одна морская флотилия в мире не обладала судном подобного типа на пороге 1500 г. Китайцы и арабы владели компасом и навигационными приборами, которые западные страны у них позаимствовали, но у них не было судов, способных пересекать океан. Несмотря на то, что в ХVII —ХVIII вв.   модель   западноевропейского   парусного   судна   была   в   значительной   степени усовершенствована, скорость его существенно не возросла. Мир познавался всё лучше, но оставался огромным,   т.к.   требовалось   слишком   много   времени   для   преодоления   расстояний.Известный французский   учёный   Пьер   Шоню   ввёл   понятие   «количественной   истории»:   он   использовал математические и статистические методы для трактовки исторических фактов. Вышедшая в 1960 г. его докторская диссертация «Севилья и Атлантический океан. 1504—1650 гг.» радикально изменила понимание   межконтинентальных   связей   в   доиндустриальную   эпоху.   Он   предложил   измерять дистанции не только в единицах длины, но и в единицах времени. Так, в ХVII в. Мексика находилась на расстоянии двух с половиной месяцев от Испании, а основанный в 1610 г. нидерландским генерал­ губернатором на северо­востоке острове Явы город Батавия — на расстоянии около четырёх месяцев от   Амстердама.   Передвижения   наземными   дорогами   были   ещё   более   долгими:   в   эпоху   Петра Великого (1700­е гг.) караваны, следовавшие через Сибирь, тратили почти целый год, чтобы попасть из  Китая в  Россию.  Информация  циркулировала  с такой же  скоростью: когда  в конце  1730­х гг. французская экспедиция Ла Кондамина и Буге проводила в Перу измерения меридиана, требовалось больше полутора лет, чтобы отправить письмо в Париж и получить на него ответ. (См.:  Ропер А. «Экспедиция к экватору». История, № 48/2003). Ситуация стала меняться в ускоренном темпе со второй половины XIX в. Изобретение паровой машины совершило настоящую революцию в сфере транспортных средств, которая обозначила первый этап   «сжатия»   Земного   шара,   иначе   говоря,   привела   к   радикальному   сокращению   времени, затрачиваемому   на   перемещения   по   его   поверхности.   Железная   дорога,   пароход   существенно расширили   транспортные   возможности,   а  также   повысили   степень   безопасности   перевозок. Открывшийся 17 ноября 1869 г. судоходный бесшлюзовый Суэцкий канал, соединивший Средиземное и Красное моря, обеспечил кратчайший водный путь между Атлантическим и Индийским океанами. 15 августа 1914 г. первое судно прошло через Панамский канал, связавший Атлантический и Тихий океаны. Благодаря этим каналам продолжительность морских путешествий сократилась вдвое, а то и втрое. В 30­х гг. XIX в. появился телеграф, который получил развитие во второй половине того же века,   в   связи   с   ростом   промышленности   и   сети   железных   дорог.   В   1876 г.   уроженец   Эдинбурга профессор физики в Бостоне Александр Грейам  Белл изобрёл телефон. Знаменитый  итальянский деятель   беспроволочного   телеграфирования   Гульельмо   Маркони   основал   в   Англии   в   1897 г. промышленное товарищество и передал первое радиосообщение в 1899 г. В 1902 г. он осуществил телеграфирование   через   Атлантический   океан,   а   в   1909 г.   был   удостоен   Нобелевской   премии   по физике. В XVI в. морякам Магеллана понадобилось почти три с половиной года, чтобы обогнуть Земной шар. В 1872 г. герою Жюля Верна удалось совершить кругосветное путешествие за 80 дней, и этот подвиг не был фантастическим.Однако все эти достижения ничто по сравнению с тем, чем отличился ХХ в. Наравне с уже существовавшими средствами передвижения, которые постоянно совершенствовались, после 1950 г. появился реактивный двигатель, благодаря чему стало возможным в считаные часы достигать любой точки Земли. Распространение радио, а затем и телевидения с помощью спутников, появление Интернета обеспечили мгновенную передачу информации. Больше не существует ни расстояний, ни границ.  Экономическая глобализация Начало экономической глобализации положили финикийские мореплаватели и коммерсанты. Более активно она вошла в жизнь, как уже было сказано, в эпоху Великих географических открытий. В   последней   четверти   XХ в.   в   теоретической   области   политической   экономии   снова   приобрели популярность   либеральные   перспективы.   Этот   неолиберализм   появился   как   тенденция экономической мысли начиная с 1970­х гг., в ответ на продолжительный кризис, разразившийся в 1973 г.   в   Соединённых   Штатах   и   распространившийся   по   всему   миру.   Опираясь   на   принципы либеральной идеологии, как она была сформулирована в XVIII в. Адамом Смитом и в начале ХIX в. его оппонентом Давидом Рикардо, неолиберализм трактует свободное функционирование рынка как универсальный   принцип   саморегулирования,   который   может   быть   применён   ко   всем   сферам человеческой деятельности и способствует максимальному процветанию. Однако тотальное утверждение принципов свободного рынка влечёт за собой ряд негативных последствий.   В   масштабе   планеты   появляются   транснациональные   экономические   системы чрезвычайной эффективности, финансовая мощь которых значительно превышает финансовую мощь государств, входящих в эти системы. В то же время внутри наиболее влиятельных экономических систем образуются группы влияния, способные ориентировать выбор действующих правительств в пользу собственных интересов. Этот процесс сопровождается исчезновением национальных рынков, которые   до   этого   времени   были   обустроены,   регламентированы   и   часто   защищены   местными властями. Свободный обмен парализует их за счёт неизбежной конкуренции, в которой побеждает единый  мировой рынок. Часто отмечают, что экономическая  глобализация  усиливает неравенство между продвинутыми странами и остальным миром и что она является фактором роста бедности в развивающихся странах. Но реальность несколько другая. С одной стороны, свободный обмен и свободная циркуляция капиталов   служат   нациям,   располагающим   развитыми   социально­политическими   структурами   и квалифицированной рабочей силой. С другой — либеральная экономика в поисках максимальной выгоды   предпочитает   инвестировать   капиталы   в   развивающиеся   страны,   где   привлекательными являются   низкая   заработная   плата   и   слабые   налоговые   требования.   Благодаря   эффекту сообщающихся сосудов, свойственному свободному обмену, развитие бывших стран третьего мира происходит во вред народам богатых стран и их уровню жизни. Но главная проблема заключается в том,   что   экономическая   глобализация   под   покровительством   ультралиберальной   идеологии   ищет новые  резервы. Существует  реальный  риск  постепенного умаления  политической  власти  в пользу диктата экономической мощи. Какой вес могут иметь на самом деле национальные правительства, сформированные   на   основе   демократического   выбора,   перед   лицом   мощных   транснациональных корпораций, годовые бюджеты которых оказываются неизмеримо больше бюджетов таких стран, как Франция или Германия, находящихся под угрозой утраты своего суверенитета. Культурная глобализация Под   культурной   глобализацией   понимается   весь   комплекс   событий,   способствующих распространению   и  интегрированию  культурных   моделей  и   стереотипов  во   вселенском   масштабе. Процесс этот довольно древний, но он приобрёл широкий размах со второй половины XIX в., а в XX в. его   бурное   развитие   граничит   со   стандартизацией.   Культурная   глобализация   имеет   двойное объяснение: с одной стороны, она тесно связана с коммуникационной глобализацией, т.е. является следствием внутрикультурных обменов; с другой — происходит распространение западных моделей. В историческом плане эта тенденция неотделима от роста влияния евроатлантической цивилизации, начиная с эпохи Ренессанса. Здесь нам придётся вернуться к состоянию мира в конце Средневековья. В XV в. мир был многополярным и разделённым на крупные культурные системы, которые почти никак   не   были   связаны   между   собой.   Четыре   культурные   системы   принято   называть   Великими цивилизациями. 1. Ha азиатском Дальнем Востоке компактная совокупность народов образует китайский мир. Центром   этого   мира   является   Китайская   империя   —   очаг   древнейшей   цивилизации,   отмеченной одновременно   конфуцианской   традицией   (по   имени   жившего   в   551—479 гг.   до   н.э.   китайского мыслителя Конфуция — Кун­цзы) и  буддизмом. Эта цивилизация распространилась на соседние с Китаем   регионы,   а   именно   на   Японию,   Корею,   Индокитайский   полуостров   и   на   степи континентальных рубежей Китая. 2. В   западной   Азии   и   на   южной   оконечности   Средиземного   моря   господствовала   арабо­ мусульманская   цивилизация,   возникшая   сравнительно   недавно   и   до   сих   пор   сохраняющая   свою неповторимость.   Зародившаяся   в   VII в.   с   возникновением   и   распространением   ислама,   эта цивилизация   представляет   собой   синтез   очень   древних   культур,   которые   впитала   в   себя мусульманская экспансия: юг и восток греко­римского пространства, Месопотамия, Иран, Индия. Объединённая единым языком и общей религией, арабо­мусульманская цивилизация достигла своего расцвета в IX—ХII вв., затем была ослаблена в результате нашествий на Востоке и потери Испании на Западе.   В   XV в.   её   влияние   сошло   на   нет,   и   она   всё   больше   замыкалась   в   себе.   В   то   же   время проникновение воинственных тюркских кочевников Центральной Азии внесло свежую струю в арабо­ мусульманскую цивилизацию. Именно они на Востоке завоевали северную часть Индии, а на Западе турки­оттоманы   разрушили   всё,   что   осталось   от   греко­византийской   Империи   и   предприняли завоевание Балкан. Ислам также начал мирное проникновение в Индонезию. 3. На юге Азии получила распространение индийская цивилизация, которая осталась верной  традициям индуизма, несмотря на зарождение на её пространстве буддизма и пережитый ею глубокий  кризис. Почти такая же древняя, как китайская, эта цивилизация смирилась с мусульманской  экспансией, которая начала строить империю на берегах Ганга и постепенно подчинила себе  индусских князей Декана. В то же время, благодаря своему демографическому потенциалу,  религиозному сепаратизму и экономическим богатствам, индийская цивилизация, хоть и ослабленная,  сохраняет свою жизнеспособность. 4. К северу от Средиземного моря, в этом отроге Азии, которым является Европа, западная  цивилизация начала свою экспансию. Она зародилась в первом тысячелетии под влиянием нескольких  факторов. Первый вклад внесла Западная Римская империя, вобравшая в себя опыт населявших её  кельтских и германских народов, интегрированных Римом, — одних за счёт завоевания и  ассимиляции, других — с помощью контактов и миграции. Решающим культурным фактором,  который сцементировал новую общность, явилось принятие христианства. Западная цивилизация в  ХV в. открыла свои античные корни и одновременно совершила прорыв в технических областях (в  книгопечатании, навигации, в производстве огнестрельного оружия). Таким же рывком  распространились её престиж и влияние, особенно на востоке Европы, — в России, наконец  освободившейся от татарского ига, но вдруг ощутившей сиротство от потери православной Греческой империи, которую уничтожили турки­оттоманы. За пределами этих четырёх крупных культурных систем, отношения между которыми были скорее  конфликтные, чем мирные, существовали также маргинальные миры. Африканский континент (южнее  пустыни Сахары) оставался непроницаемым, и его общество, совершавшее переход от позднего  палеолита к железному веку, было практически неизвестно цивилизованным странам. Существование  обоих Америк и их блестящих культур эпохи неолита и бронзы также оставались неизвестным для  европейцев. Конечно же, никто не подозревал о существовании архипелагов Океании и земель,  прилегающих к Южному полюсу. Момент выхода из изоляции можно считать точкой отсчёта процесса глобализации, в первую очередь  культурной. При этом надо подчеркнуть, что Великие географические открытия Запада не были  одиночным эпизодом. Почти в то же самое время, когда португальский принц Генрих Мореплаватель,  сын короля Иоанна I, начал в 1416 г. регулярно снаряжать экспедиции для исследования берегов  Африки, китайский император династии Мин начал похожее предприятие, но события в Поднебесной  разворачивались по­другому. С 1405­го по 1433 г. в районы Южных морей и Индийского океана были  отправлены семь морских экспедиций во главе с евнухом Чжэн­хэ. Первая экспедиция направилась к  Зондским островам, к югу Индии, острову Цейлон, экспедиция 1421 г. — к африканскому побережью. Китайская флотилия пересекла Индийский океан от острова Суматры до берегов современной  Республики Сомали и прошла вдоль юго­восточного побережья Африки до Мозамбика. В 1433 г.  тайфун стал причиной гибели всего флота, возвращавшегося в Китай. В результате император не  только приостановил финансирование экспедиций, но даже запретил строительство судов дальнего  плавания. Так Китай начал замыкаться в себе, в то время как корабли западных стран продолжали  бороздить моря и океаны. Преимущественное положение одного из миров повлияло на дальнейший ход истории. Западные  страны колонизировали Американский континент, начали проникновение в Индию и Индонезию, в 1540 г. они подошли к берегам Китая и Японии. Кажется, ничто не могло умерить энергию народов  атлантической дуги: испанцев, португальцев, к которым вскоре присоединились голландцы, англичане и, более скромно, французы. В ХVII в. Бразильское побережье переходит к Португалии, образуются  Французская и Голландская Гвинеи, Америка от Патагонии до современных Соединённых Штатов  становится испанской, а Флорида, Техас, Нью­Мексико, Аризона, Калифорния входят в состав вице­ королевства Мексико; Атлантическое побережье Северной Америки от Каролины до Массачусетса  достаётся англичанам. В результате межевропейских войн оказались разделёнными Антильские  острова. Голландцы заняли Африканский мыс и остров Яву. На Востоке русские, всё более  интегрировавшиеся (в культурном плане) в европейскую цивилизацию, постепенно осваивают  огромные пространства Северной Азии вдоль Шёлкового пути. Европейское присутствие и доминирование повлекли за собой признание языков и обычаев Европы, а  миссионеры (особенно католики) стали обращать местных жителей в христианство. Между 1770­м и  1830 г. обозначился новый исторический этап: некоторые колонии освободились от метрополий и  создали независимые государства. Образовав Соединённые Штаты, английская Америка стала  настоящей второй Европой, которую массовая иммиграция превратила после 1865 г. в великую  экономическую державу. В XIX в. на европейском континенте произошли большие изменения в технической и экономической  областях, которые обычно называют индустриальной революцией. Новая волна исследований и  завоеваний породила второе поколение колониальных империй. Такие державы, как Англия и  Франция, не только поделили Африку, но установили своё господство на пространствах древних  цивилизаций, которые соперничали с Западом (и даже опережали его) полтысячелетия тому назад.  Большая часть мусульманского мира оказалась покорённой, Индия полностью перешла в руки  англичан, Франция утвердилась в Индокитае, Китайской империи грозил распад. Эта впечатляющая  империалистическая атака, апогей которой пришёлся на первую половину XX в., сопровождалась  масштабным распространением западной культуры. Евроатлантический Запад доминировал на двух  третях Земли, благодаря его техническому и военному превосходству, а также из­за эффективности  его политической и экономической системы и тех ценностей, на которых она базировалась.  Интересно, что западные модели оказались полезными для противостояния захватнической политике.  Так, из стран внеевропейской цивилизации колониальной опеки избегали те, которые, порвав со своей  традицией, добровольно приняли западную культуру, имитируя Запад и желая усвоить инструменты  его державности: к этим странам можно отнести Японию после 1808 г. или Турцию после  провозглашения республики в сентябре 1923 г., первым президентом которой стал Мустафа Кемаль  Ататюрк, руководивший вооружёнными силами в национально­освободительной войне против англо­ греческой интервенции. Распад колониальных империй после 1945 г. коренным образом изменил политико­экономическую  карту, однако культура Запада по­прежнему сохраняла свою ведущую роль. Но теперь престижным  примером стала американская модель, центр тяжести западного мира переместился из Европы в  Северную Америку. Даже народы, которые надеялись найти свой путь на основе мнимого  контрпримера, предложенного советской системой, приняли западноевропейские стандарты жизни:  как и Соединённые Штаты, Россия в культурном смысле являлась продолжением Европы. Безусловно, культурная глобализация ведёт к постепенной эрозии особенностей идентичности каждой из культур  и к их унификации.

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018