"Активные методы обучения" методическая копилка учителя
Оценка 4.6

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации
1 кл—4 кл
10.10.2018
"Активные методы обучения" методическая копилка учителя
В данной работе даны характеристики трех групп методов обучения: пассивный метод, интерактивный метод, активный метод. Активный метод рассмотрен подробнее и даны характеристики некоторым активным методам обучения (экскурсия, диспут, круглый стол, деловая игра и т.п.). Этот материал может быть использован для планирования уроков.
Активные методы обучения статья.docx
Активные методы обучения В методическую копилку Подготовила Щербакова Л.В., учитель начальных классов МБОУ ЦО № 44 г.Тула Современная школа, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, ставит в приоритет не набор основных знаний, умений и навыков, а умения применять полученные знания в условиях самостоятельной жизни, нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения, демонстрировать творческий подход и коммуникативность. Для решения этих задач необходимы новые педагогические технологии, так как традиционное обучение отводит ученику пассивную роль и не позволяет достичь намеченных целей. В настоящее время для развития познавательной активности учащихся во всех школах расширяется научно- техническая база, которая помогает учителю находить и применять наиболее эффективные методы обучения и воспитания. Существует несколько понятий термина метод обучения, но все они сходятся в одно: методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся для достижения целей образования. Выделяют три обобщенные группы методов обучения: пассивные методы, интерактивные методы, активные методы. Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Такой метод, с точки зрения современных педагогических технологий, считается самым неэффективным, но и у него есть некоторые плюсы: возможность для учителя преподнести большее количество материала в ограниченных временных рамках урока (лекция); опрос, самостоятельные, контрольные работы, тесты так же относятся к пассивным методам, но ни у кого нет сомнений в их необходимости. Интерактивный метод – возможность учащимся находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, взаимодействовать не только с учителем, но и с другими, доминировать в процессе обучения. К основным преимуществам интерактивных методов обучения относят: высокий уровень усвоения информации через эмоционально-ценностное отношение к деятельности; формирование умений слушать и слышать; обучение через взаимообмен опытом; активизация мышления; личностный рост; формирование умений работы в команде, повышение активности каждого; постановка новых проблем; создание ситуаций неизвестности для участников и др. К недостаткам относят следующее: есть риск столкновения личных амбиций; требуется высокая компетентность учителя; большая продолжительность времени и др. Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность учащегося носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные и интерактивные методы имеют много общего, но есть и различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. Предлагаю рассмотреть часто используемые в практике современной школы активные методы работы. Экскурсия. Уроки-экскурсии обогащают знания учащихся; устанавливают связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развивают творческие способности учащихся, организованность; воспитывают положительное отношение к учению. По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии. уроков-экскурсий многообразна: «пресс-конференция», исторические, кино- теле-экскурсии, обобщение раздела или курса. Уроки- экскурсии могут проходить с участием представителей предприятий, учреждений, музеев и т.п. Презентация - наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Данная технология помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, умения отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных соблюдение положений. Необходимые требования: их самостоятельность, базирующиеся Форма проведения на обучающимися предложенной временного регламента, содержательность, наглядное представление материала, соблюдение стиля речи. Анализ конкретных ситуаций - является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Возможен случай, когда ситуация (кроме материала для анализа) содержит и проблемы, требующие решения. Этот метод имеет следующие признаки: наличие конкретной ситуации, разработка вариантов решения ситуации, обсуждение разработанных вариантов решения ситуации, публичная защита, подведение итогов и оценка результатов. Анализ и решение ситуации осуществляется методом разбора. Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Различают дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы, а также массовый дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса. В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре. Крик, грубость чаще всего возникают тогда, когда в основе дискуссии лежат не факты или закономерности, а только эмоции. При этом часто ее участники не владеют предметом спора и "говорят на разных языках". Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила: вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора; в споре не допускать тон превосходства; грамотно и четко ставить вопросы; формулировать главные выводы. Деловая игра. Преимущество данного метода состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит исход игры. В ходе деловой игры развиваются творческое мышление, способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант. Круглый стол – это форма организации обмена мнениями. Это одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Семинар – это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию учителя (руководителя) отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения. Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса. В процессе семинарских занятий учащиеся овладевают научным аппаратом, приобретают навыки устного и письменного изложения материала. Научно-практическая конференция выступает как активный метод обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг). Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: творческое усвоение учащимися учебного материала; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно- познавательной деятельности обучаемых; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные мыслительной усилия на решении актуальной задачи; формирование опыта коллективной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача. Каждый из перечисленных активных методов обучения имеет свое назначение и область применения. Использование активных образовательных методов в образовательном процессе дает простор для творческого поиска и развития потенциала учителя, повышает эффективность его деятельности. Практическая деятельность показывает, что непродуманное и случайное использование активных методов не дает продуктивных результатов. Важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок активные методы, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Для предоставления учащимся возможности освоить активные методы обучения необходимо постоянно работать над совершенствованием уровня профессионального мастерства и делиться накопленным опытом. А для того чтобы успешно учить детей используя активные методы, нужно и самому учителю быть активным.

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя

"Активные методы обучения" методическая копилка учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2018