Великий педагог Ян Амос Коменский сравнивал жизнь человека с жизнью дерева. Он писал: «Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения». Уроки физической культуры в школе – это уроки движения. Привычно думать, что это движение тела, но нельзя сегодня забывать о важной роли, которую играют уроки физкультуры в нравственном становлении личности. Деятельность тела тесно связана с деятельностью души.
Сегодня учитель физкультуры должен учитывать, что необходимоВеликий педагог Ян Амос Коменский сравнивал жизнь человека с жизнью дерева. Он писал: «Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения». Уроки физической культуры в школе – это уроки движения. Привычно думать, что это движение тела, но нельзя сегодня забывать о важной роли, которую играют уроки физкультуры в нравственном становлении личности. Деятельность тела тесно связана с деятельностью души.
Сегодня учитель физкультуры должен учитывать, что необходимо
»
СЕКЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
«Методическое сопровождение творческого и теоретического конкурсов для
школьников в соревнованиях «Президентские состязания»»
СТАТЬЯ: «Актуальность и оригинальность замысла
внеурочного учебного занятия»
Великий педагог Ян Амос Коменский сравнивал жизнь человека с
жизнью дерева. Он писал: «Дерево также нуждается в испарении и частом
освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и
вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные
движения, деятельность и серьезные упражнения». Уроки физической
культуры в школе – это уроки движения. Привычно думать, что это движение
тела, но нельзя сегодня забывать о важной роли, которую играют уроки
физкультуры в нравственном становлении личности. Деятельность тела тесно
связана с деятельностью души.
Сегодня учитель физкультуры должен учитывать, что необходимо
расширить межпредметные связи. Планировать учебный материал так, чтобы
решать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся,
уважительного отношения к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпения в достижении общих целей при совместной
деятельности не только на уроке, но и на внеурочных занятиях и в обычной
жизни. Решить задачу формирования целостной картины мира, а также
культуры взаимодействия поможет игра.
С одной стороны это и волейбол, и баскетбол. Знакомство с правилами
организации игры и соревнований по этим видам спорта позволяют учителю
развивать основные физические качества и повышать функциональные
возможности организма и воспитывать положительные качества личности,
умение взаимодействовать и сотрудничать в учебной и соревновательной
деятельности.
Культура взаимодействия тесно связана с культурой общения. В игре
ребенок учится подчиняться правилам, преодолевать горечь поражения,
учится радоваться успеху, победе противника.
Веками игра сопровождала человека с раннего детства. Учила
преодолевать трудности и выстраивать отношения в коллективе.Использование народных игр на внеклассных мероприятиях – это путь
формирования культуры оптимизма и приобщения к национальной культуре.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского
государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и
активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать
себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с
народной культурой: считалки, народные игры, в которые дети очень любят
играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением учащихся.
Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создаем
эмоциональноположительную основу для развития чувств.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального,
художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из
них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат
премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви
и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Детская игра «Пень»
Дети взбираются на новые избы, имеющие один только потолок, или на
другое какоелибо здание с одним потолком. Вскарабкавшись по лестнице,
становятся четверо по углам, а пятый, став посредине, прыгает на обеих ногах
и поет: "Пень, пень, дай конопель.
Трошку, горошку,
Масла с ложку"
При последнем слове все меняются местами, пень же старается
захватить чье бы то ни было место, потерявший же его играет пня. Игра
продолжается, пока она не наскучит; но кто остался в последний раз пнем, тот
долго носит это название. Игра в «пень» — это одна из детских шалостей.
Игра "Квинта"
Игра популярна в Литве. Играют пять человек. На земле или в
спортзале вычерчивают квадрат со стороной 10 м. Четверо игроков
становятся по его углам. В центре вычерчивают круг диаметром 1,5 м, куда
становится пятый игрок, кого и зовут квинта. Четверка игроков кидает в него
мячом, а квинта пытается увернуться от ударов. Квинта прыгает, нагибается,
отскакивает в сторону, иногда даже ложится, но только в пределах круга.
Когда мяч его настигает, в центр становится попавший в квинту — самый
меткий. Игроки, стоящие по углам, стараются поймать мяч, чтобы не дать
времени квинте приготовиться к новому броску. Игра динамична, проходит в
высоком темпе, требует необычайной ловкости, быстроты реакции,
прыгучести и собранности.
Игра «Платочек»В эту игру играют во всех странах, поэтому игра имеет разные названия
и варианты. Например, в Калмыкии проводится под названием «Серебряный
пояс».
Для игры требуется платочек или небольшой предмет (шапка, мячик).
Все, за исключением водящего, становятся в тесный круг, руки кладут
за спину. Водящий с платочком в руках ходит за кругом и, выбрав себе
игрока, кладет ему в руки платочек, после чего бежит по кругу. Получивший
платочек бежит за ним, стараясь догнать его и дотронуться до него
платочком. Если догонит, то водящий берет у него платочек и продолжает
водить. Если не догонит, они меняются ролями.
Игра «Лебедь, рак и щука»
Перетягивание каната в три стороны.
Игра «Пузырь»
Все играющие берутся за руки. По команде ведущего под слова, круг
начинает растягиваться до тех пор, пока ктолибо из игроков расцепит руки.
Двое расцепившихся встают в центр круга.
Выбор игр на внеурочных занятиях можно соотнести с календарным
годом, народными обычаями и обрядами.
В среднем звене можно организовать проектную деятельность учащихся
с учетом их возрастных особенностей. Каждая группа готовит проекты по
темам:
«Осенние народные игры и обычаи»
«Зимние народные игры и обычаи»
«Весенние народные игры и обычаи»
«Летние народные игры и обычаи»
Далее учащиеся защищают проекты и готовят для других классов
подвижную игру. Цель: научить сверстников играть в нее, не нарушая правил.
Разве это не способ формирования коммуникативной компетенции?
Игра – школа воспитания чувств и эмоций. Эмоций положительных,
радостных, которые и формируют культуру оптимистического отношения к
миру. К тем, кто тебя окружает. Воспитание любви к игре честной и
справедливой ведет к объединению детского школьного коллектива.
Формирование личности, готовой к активной творческой
самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель
развития отечественной системы образования. Приобщение к культуре
национальной развивает и коммуникативную культуру. Знакомясь с новой
игрой, ученик должен владеть культурой речи, чтобы вести диалог, проявляя
уважение к собеседникам. А также владеть умением компромиссы при
принятии решений, обсуждать внесение изменений в правила игры и
результаты совместной деятельности.
Еще в 18 веке мыслители обратили внимание на то, что человек – это
«общественное животное», он не может без общения. Формирование культурыобщения – одна из важнейших задач школьного образования. Каждый предмет
– часть огромного целого в формировании ученика.