АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ШКОЛЕ УЧАЩИМСЯ С ОВЗ

  • Документация
  • docx
  • 15.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал даёт представление о том, как в данном учреждении осуществляется логопедическая помощь обучающимся, решаются проблемы диагностики и коррекционная работа; с помощью чего логопеды и педагоги добиваются хороших результатов.
Иконка файла материала АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ШКОЛЕ учащимся с ОВЗ.docx

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ШКОЛЕ УЧАЩИМСЯ С ОВЗ

 

Речевые нарушения являются од­ной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей, что требует охвата логопедической службой значитель­ной части детского населения. Логопедическую помощь школьникам с ОВЗ имеющим сложные речевые нарушения оказывают учителя - логопеды учреждения, которые сотрудничают с педагогом - психологом, классным руководителем, социальным педагогом и медицинскими работниками, что объясняет необходимость сложной инфраструктуры логопедической службы и предполагает наличие значительного потенциала для ее дальнейшего развития в направлении созда­ния единого коррекционного пространства. 

Недостаточная разработанность обозначенных вопросов определила выбор темы и ее актуальность.

 

   Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее  состояния зависит уровень реализации  личности.  Вне речи не возможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления,  памяти, а также поведение  в социуме. Преодоление нарушения речи вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

   Дети с выраженными нарушениями речи  и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу, в связи  с чем примерно 50% стойко неуспевающих в начальных классах.

    Таким образом, огромное число таких детей нуждаются в осуществлении неотложных организационных мер по созданию специализированной коррекционно-логопедической  помощи, которая отвечала бы современным требованиям науки и практики.

    Следовательно, главной задачей учителей - логопедов общеобразовательной школы является своевременная диагностика нарушений развития речи у учащихся, предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой.

     На сегодняшний день существующая сеть логопедических кабинетов в учреждениях здравоохранения главным образом направлена на обслуживания детского населения. Число учреждений для лечения подростков с заиканием, афазиями, дизартриями и другими расстройствами речи не соответствует реальным потребностям населения. Анализ деятельности логопедических кабинетов, поликлиник и психоневрологических диспансеров показывает, что их работа не организована соответствующим образом. В частности не уделяется должного внимания профилактике и выявлению речевых расстройств. Педиатры, психиатры и логопеды не принимают в этой работе активного участия. Не выделяются группы риска. Не проводится ранняя диагностика. Несвоевременно осуществляется лечение детей с патологией речи, особенно с задержками общего и речевого развития, а также с заиканием, что приводит к хроническому течению заболевания.

    Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи являются перспективным звеном в общей системе воспитания и обучения аномальных детей, обеспечивающим предупреждение дальнейшего развития дефекта. Слабым звеном в деятельности специальных детских садах является недостаточное медицинское обслуживание детей, несогласованность в сроках логопедических и оздоровительных мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.

    Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обучение и не достигшие семилетнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.

    Каково  же состояние, и какие проблемы логопедической помощи в условиях общеобразовательных или коррекционных школ, а также перспективы ее дальнейшего совершенство­вания в рамках действующей  системы помощи детям школьного возраста с нарушениями развития? 

    Проблема  диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку, навыкам письма и чтения, а также  освоении младшими школьниками общеобразовательной программы учреждения особенно актуальна на современном этапе. Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, чтению, развитию речи так как у многих учащихся наблюдается отставание в речевом развитии, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма, несформированность письма  (или трудности его формирования). Чтение и письмо сложные психологические процессы, являющееся базовыми навыками при обучении учащихся и особенно учащихся с ОВЗ. На этих навыках строится все дальнейшее обучение. Нарушение этих процессов часто лежит в основе неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптации.

     Повышение эффективности и качества обучения учащихся с нарушениями речи общеобразовательных  и коррекционных учреждений предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.

      По данным результатов логопедической диагностики за 5 лет в нашем учреждении наблюдения показывают, что процент учащихся с нарушениями речи с каждым годом увеличивается.

Год

2013-2014

2014 -2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Нарушение речи

38%

39%

44%

49%

52%

 

Своевременное выявление учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только выявить дефекты звукопроизношения, предупредить появления у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении общеобразовательной программы. Именно поэтому мы организуем дифференцированный подход при обследовании учащихся в зависимости от структуры нарушения.

В результате проведенной логопедической коррекции устной и письменной речи, можно отметить, динамика развития речи /произношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова, словаря, грамматического строя речи, связной речи, навыков письма, чтения/ детей от начального звена по среднее и старшее звено значительно увеличивается.

Выявлено, что, за 2016-2017 учебный год количество учащихся с нарушениями устной и письменной речи уменьшилось при систематической коррекционно-логопедической работе. 

 

 

               Класс                  

Четверть

1 класс

2 класс

3 класс

5 класс

% уч-ся с нарушением устной и письменной речи

1 четверть

28%

27,5%

24%

19%

2 четверть

24%

22%

16%

15%

3 четверть

22%

21%

20,7%

16%

4 четверть

17%

16%

14%

10%

          На начало 2017-2018  учебного года учителями-логопедами было обследовано 109 учащихся школы – интерната. Проанализировав результаты диагностики учащихся с ОВЗ, логопеды проследили  динамику речевого развития обучающихся   1 - 10 классов и  наметили направления коррекционно-логопедической работы на учебный год. Также были обследованы вновь прибывшие дети в 1 дополнительных класс со следующими речевыми диагнозами:

1.Алексашин Дмитрий

ОНР III уровня, стертая дизартрия, ЗПР

2.В. Венцеслав

Общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия, парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности.

3.Г. Дмитрий

ОНР I уровня, дизартрия, парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности.

4.А. Илья

Аграфия, алексия, обусловленная ОНР IIIII уровня. Сенсо-моторная алалия. Выраженная ЗПР.

5.Е. Матвей

ОНР III уровня, стертая дизартрия

6.М.Дмитрий

ОНР I - II уровня, дизартрия, парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности.

 

      50% детей поступивших в 1 дополнительный класс -  неговорящие. У них наблюдается как отсутствие так и ограничение  речи при сохранных возможностях интеллектуального развития и нормальном периферическом слухе, возникающем в результате органического поражения речевых зон больших полушарий головного мозга.

       Это дети со сложными  дефектами речи, при которых нарушены операции отбора и программирование на всех этапах порождения и приёма речевого высказывания, вследствие чего оказывается несформированной речевая деятельность детей. Не формируется система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических), наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

        Навыки самостоятельного бытового обслуживания у таких детей недостаточны: они не умеют застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и пр. Нарушена общая моторика: дети неловко двигаются, не могут попрыгать на одной ноге, спотыкаются могут даже упасть и др. Отстают в развитии моторики артикуляционного аппарата, учащиеся затрудняются в воспроизведении отдельных артикуляционных движений: поднять язык вверх и удерживать в таком положении, облизать верхнюю губу, пощелкать языком и т д. Понимание обращенной речи либо крайне ограничено, либо сохранено, но отмечается низкая способность самостоятельных связных высказываний. Ограничен словарный запас. В словаре в основном существительные с конкретным значением. Дети часто пользуются звукоподражаниями, звуко-комплексами в стадии многозначности / ам-ям - собака лает, кушает /, затруднено овладение звукопроизношением и слоговой структурой слова, в словах встречаются перестановки, сокращения, замены одного звука другим.

        Самая сложная форма речевого нарушения это сенсо-моторная алалия. Сенсо-моторный ребенок не способен ни к пониманию, ни к воспроизведению речи.

Логопедическое представление:

 На учащегося А. Илью с речевым заключением: Аграфия, алексия, обусловленная ОНР IIIII уровня. Сенсо-моторная алалия. Выраженная ЗПР.

Первичное логопедическое обследование показывает:

Илья неохотно вступил в контакт с логопедом, не проявил интереса к предложенной игровой деятельности, не понял условий задания. Заинтересовался заводными игрушками, настольной игрой «Кубики».

1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата:

Строение органов артикуляционного аппарата без видимой патологии. Движения губ, языка медленные, неточные, в неполном объеме. Испытывает затруднение в переключении органов артикуляционного аппарата с одного движения на другое, подъеме языка в верхнюю позицию.

2. Состояние дыхательной и голосовой функции.

Дыхание поверхностное, выдох короткий. Голосовые модуляции выражены слабо, голос монотонный.

3. Звукопроизношение.

Произношение звуков нарушено. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер (нарушено произношение  нескольких групп звуков: свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты, задне-язычные).

Речевая активность представлена в виде звуко-комплексов, лепета.

4. Фонематическое восприятие.

Слуховое восприятие грубо нарушено, реагирует только

на свое имя. Навыками звукового анализа и синтеза не владеет.

5. Состояние словаря.

В речи пользуется отдельными словами. Заменяет экспрессивную речь жестами. Пассивный словарь ниже возрастной нормы. В активном словаре преобладают односложные слова  (дай - «да», где – «де», на, ма, тя). Простые фразы повторять не пытается.

6. Грамматический строй речи. Не сформирован.

7.Связная речь. Не сформирована. Не читает. Не пишет.

8.Познавательные процессы:

§  внимание:

С трудом  концентрирует и переключает внимание на заданиях, предложенных логопедом. Проявляет  интерес к выполняемому заданию, но справляется с заданием только при индивидуальном подходе логопеда. Темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью.

§  восприятие: 

Путается, не всегда правильно показывает основные цвета. Из геометрических фигур показывает круг и квадрат. Складывает большие разрезные картинки из 2-х, 3-х, 4-х частей.

§  память: 

Преобладает зрительная память. Объем памяти маленький.  Запоминание кратковременно, даже если была дана установка на запоминание.

§  мышление: 

Низкий уровень развития мышления. Не выстраивает причинно-следственные связи. Мышление у Ильи имеет конкретно-ситуативный характер.

          На основании заключений разрабатывается  индивидуальный план  коррекционно-развивающей работы на учебный год на каждого ребенка.

      

       Положительная динамика логопедического воздействия зависит от многих причин:

·         от механизма возникновения;

  • от тяжести речевого дефекта;
  • от сроков распознания дефекта и организации коррекционных занятий;
  • от систематичности занятий;
  • от индивидуального планирования на ликвидацию дефекта;
  • от комплексного медицинского лечения;
  • от активного участия воспитателей и родителей в исправлении речи;
  • от сознательной активности и самоконтроля учащихся;
  • от тесного контакта и единых требований к речи детей педагогического коллектива;
  • от сформированности познавательных процессов;
  • от компенсаторных возможностей мозга.

      С целью эффективной деятельности логопедической помощи в первую очередь необходимо оснащение кабинетов учителей-логопедов современным оборудованием, диагностическими материалами и другими пособиями [5]. Пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием ребёнка. 

      Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развёртыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации её общественной направленности, приобретения знаний. Для этого в общеобразовательной школе нужны квалифицированные специалисты в области коррекционно-развивающего образования. И  хорошо спланированная, систематическая, своевременная и совместная работа может решить актуальную проблему речевого развития.

       Добиться хороших результатов в системе логопедической работы в условиях общеобразовательной и коррекционной школ можно только при условии правильной организации и оптимизации процесса. Исключительное значение имеют совместные усилия логопедов, учителей начальных классов, психологов, воспитателей, медицинских работников  чьи действия должны носить конкретный характер системы индивидуально-педагогических мероприятий по коррекции речи. Всё это приведёт к повышению качества логопедической помощи в общеобразовательной школе, поможет обеспечить более успешное обучение в дальнейшем.

Используемая литература.

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М., Просвещение, 1989.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., Просвещение, 1991.
  3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.
  4. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М., Аквариум, 2006.
  5. Поваляева М.А. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Фе- никс», 2012. – 445 с.
  6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: «ТЦ Сфе- ра», 2009. – 192 с.
  7. Мазанова Е.В. Школьный логопункт: документа- ция, планирование и организация коррекционной работы. – М.: «ГНОМ», 2011. – 136 с. 5. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно - педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. – 208 с
  8. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2  /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №2.
  9. Работа логопеда с родителями в условиях детской поликлиники /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также