Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения А.И. Куприна (8 ч)
Дата: 0306.02.18
Урок 7881.
Тема: А.Куприн «Синяя звезда»
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и
зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведением Куприна,
добиться понимания содержания произведений,
обобщить знания детей о творчестве писателя.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• ввести в круг чтения учащихся произведения А.И. Куприна;
• закрепить понятие о сюжете и композиции рассказа;
• учить составлять план рассказа (эскизномодельный, словесный, картинный);
• учить подробному и краткому пересказу;
• формировать понятие о литературных героях положительных и отрицательных;
• учить выделять в тексте повествование, описание, рассуждение;
• учить определять авторскую точку зрения (находить в тексте слова, подтверждающие авторскую позицию);
• закрепить понятия «сравнения», «эпитеты», «олицетворения», учить употреблять их в речи для
• отрабатывать навык быстрого и правильного чтения вслух и молча, обучать выразительному чтению.
характеристики героев;
Учебные умения:
• называть произведения А.И. Куприна, вошедшие в круг чтения;
• различать основные жанры произведений А.И. Куприна и их темы;
• делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;
• выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;
• самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);
• выразительно читать подготовленный текст (соблюдать паузы, выделять логические ударения в
предложениях, передавать интонационный рисунок).
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух художественное произведение (читают учитель и учащиеся), отвечать на вопросы (о
ком и о чём рассказывается в произведении? Почему много веков хранилась тайна Эрна Первого?).
Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок), сравнивать свою модель с готовой. Работать с
текстом произведения: читать по абзацам, отвечать на вопросы к тексту произведения, определять главную
мысль. Ориентироваться в личностных отношениях героев произведения: объяснять отношение к ним автора и
высказывать своё. Оценивать поведение героев произведения с точки зрения нравственности. Читать
выразительно диалоги героев произведения, монолог Эрна Первого. Готовить рассказ о героях (памятка 6).
Писать литературный диктант (информационный)
Оборудование: выставка книг, портрет писателя.
Ход урока
1. Знакомство с новым разделом:
• чтение вступительной статьи;
• повторение произведений А.И. Куприна, изученных в 12 классах.
2. Первичное ознакомительное чтение рассказа «Синяя звезда»:
• слушание произведения (читает учитель и хорошо читающие учащиеся, а остальные учащиеся следят по
тексту);
• беседа по выявлению первичного восприятия.3. Работа с текстом произведения:
выполнение заданий в учебнике и тетради.
4. Дополнение плана и выделение эпизодов (задание в учебнике).
5. Образы героев и их сравнение:
1 рыцари и местные жители;
2 Эрн Великий и Шарль;
3 Эрна и местные девушки;
4 семья Эрны и семья Шарля.
5
6 6. Презентация мини – проектов:
Каждая группа представляет заполненную таблицу:
Имя героя
Описание внешнего
вида
Отношение героя к
людям
Отношение автора к
герою
Мнение читателя о
герое
6. Упражнение в выразительном чтении отдельных эпизодов: внешний вид Эрна Великого; портреты
Эрна Первого; надпись Эрна Великого; образ Эрны; спасение Шарля и т. д.
7. Выбор и заучивание наизусть отдельных абзацев.
8. Краткий пересказ содержания рассказа и подробный пересказ отдельных эпизодов.
9. Формулирование главной мысли произведения:
значение имеет не внешняя, а внутренняя красота человека, его душевные качества (скромность,
добродетель, трудолюбие) и те поступки, которые он совершает ради других (забота Эрна Великого о
своей стране, своем народе, спасение Шарля Эрной и т.п.).
10. Творческая работа: рассказывание легенды от имени Эрны или Шарля.