Таблица "Акустико-гностическая сенсорная афазия"
Пораженный участок головного мозга |
Задачи коррекционной работы |
Направления коррекционной работы |
Примеры упражнений |
Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины. Основная черта – нарушение понимания речи при ее восприятии на слух |
Восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения, письма. |
Первый этап — дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку. К каждой паре слов подбираются картинки, а на отдельных полосках бумаги пишутся четким почерком слова. Ребенок соотносит звуковой образ слова с рисунком и подписью, ему предлагают выбрать то одну, то другую картинку, разложить подписи к картинкам, картинки к подписям. Параллельно с этой работой начинается закрепление восприятия звучания отдельных слов в процессе их списывания, проговаривания слова во время списывания и воспитания слухового контроля. Для этого берутся короткие слова, состоящие из одного-двух слогов. Воспитание акустического внимания больного начинается с оживления оптического внимания.
|
дом — лопата, ель — велосипед, кот — машина. К каждой паре слов подбираются картинки, а на отдельных полосках бумаги пишутся четким почерком слова. Ребенок соотносит звуковой образ слова с рисунком и подписью, ему предлагают выбрать то одну, то другую картинку, разложить подписи к картинкам, картинки к подписям. Параллельно с этой работой начинается закрепление восприятия звучания отдельных слов в процессе их списывания, проговаривания слова во время списывания и воспитания слухового контроля. Для этого берутся короткие слова, состоящие из одного-двух слогов. Воспитание акустического внимания больного начинается с оживления оптического внимания.
|
|
Второй этап — дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова |
Работа ведется с опорой на картинки, подписи к ним, списывание, чтение; воспитывается акустический контроль за своей речью. (рыба — ноги, забор — трактор, арбуз — топор). |
|
Третий этап — дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (рак — мак, рука — мука); с общим первым звуком и различными конечными звуками (клюв — ключ, ночь — ноль, лев — лес). |
Больному предлагается выбрать слова, начинающиеся с того или иного звука, опираясь на предметные картинки и подписи к ним. |
||
Четвертый этап — дифференциация фонем, близких по звучанию (дом — том, дом — дым и т. д.). |
Для закрепления однозначного восприятия фонем используются различные варианты упражнения по заполнению в слове и фразе пропущенных букв, слов с оппозиционными звуками, значение которых уточняется уже не через рисунок, а через фразеологический контекст. Например, больному предлагается вставить в текст слова туш, душ, тело, дело и т. д. |
||
Пятый этап — закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву из текстов. |
Кроме этого, ведется работа по смысловой отнесенности слова через различные фразеологические контексты: выбрать все изображенные на картинках острые предметы, все деревянные, металлические или стеклянные, то, что относится к посуде, к орудиям труда, к обуви и т. д. Такая работа, направленная на оживление различных смысловых связей слова, облегчает выбор слов в процессе общения, снижает количество вербальных парафазии. |
Конспект индивидуального логопедического занятия для больных с акустико-гностической сенсорной афазией.
Цель занятия: развитие фонематического слуха
Задачи:
- дифференциация слов с оппозиционными фонемами;
- восстановление или развитие понимания значения слова???;
- преодоление расстройств устной речи устранение элементов аграмматизма ;
- восстановление письменной речи;
Ход занятия.
I Орг.момент. Логопед: «Здравствуйте! Садитесь!»
II Основная часть.
1. Составить слова из букв, данных в разбивку:
Логопед: «Буквы перепутались, нужно их поставить таким образом, чтобы получилось слово».
Б, Л, Е, А, К __________ (белка)
Б, Л, У, А, К ___________ (булка)
Б, Л, А, А, К ___________ (балка)
П, Л, А, А, К ___________ (палка)
П, Л, О, А, К ___________ (полка)
П, Л, И, А, К ___________ (пилка)
Логопед: «Вы молодец! Успешно справились с этим заданием».
2. Закончить предложения.
Логопед : «В этом задании нужно подумать и вставить подходящие слова».
На стене висит ___________. Маникюрше нужна ___________.
По деревьям прыгает ____________. На тарелке лежит ___________.
У собаки в зубах ____________. Строителям нужна __________.
Логопед: «Вы молодец!
3. Подобрать к словам - определения (восстановление понимания значения слова):
Логопед : «В этом упражнении нужно внимательно посмотреть на подсказки и подумать к какому слову подходит подсказка».
Булка (какая?) ____________
Белка (какая?) ____________
Балка (какая?) ____________
Палка (какая?) ____________
Пилка (какая?) ____________
Полка (какая?) ____________
Подсказки: строительная, шустрая, сдобная, кривая, острая, книжная
Логопед: «Продолжайте в том же духе! Вы хорошо справляетесь!»
4. Вставить в слова пропущенные буквы (восстановление или развитие фонематического слуха: дифференциация слов с оппозиционными фонемами):
Логопед: «В этом упражнении нужно внимательно посмотреть на слова и вставить подходящую букву, чтобы получился смысл в предложении».
Валяется __АЛКА, установлена __АЛКА. ( Палка, балка)
Висит __ОЛКА, , съедена __УЛКА. ( полка, булка)
Прыгает __ЕЛКА пилит __ИЛКА. ( белка, пилка)
Логопед: «Прекрасная работа. В следующем задании вам предстоит составить предложение из ряда слов»
5. Составить предложения из слов (преодоление расстройств устной речи, «оживление» чувства языка):
Образец: кошка - поймать - мышка
КОШКА ПОЙМАЛА МЫШКУ.
Собака - грызть - кость
___________ _________ ________
Женщина - поливать - цветы
_________ ____________ _________
Хозяйка - мыть - посуда
__________ ___________ __________
Бабушка - печь - пироги
__________ __________ ___________
III Релаксация.
6. Конец занятия: - вспомнить слова, которые составляли в начале занятия (белка, балка, булка, палка, пилка, полка)
Логопед: «Спасибо за активность на занятии. До встречи!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.