Акустико-гностическая сенсорная афазия: задачи коррекции, направления работы, задания
Оценка 4.7

Акустико-гностическая сенсорная афазия: задачи коррекции, направления работы, задания

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
дефектология +1
10.02.2022
Акустико-гностическая сенсорная афазия: задачи коррекции,  направления работы, задания
Таблица "Акустико-гностическая сенсорная афазия + пример конспекта
акустико-гностическая афазия.docx

Таблица "Акустико-гностическая сенсорная афазия"

Пораженный участок головного мозга

Задачи коррекционной работы

Направления коррекционной работы

Примеры упражнений

Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины.

Основная черта – нарушение понимания речи при ее восприятии на слух

Восста­новление фонематического слуха и вторично нарушен­ных экспрессивной речи, чтения, письма.

Первый этап — дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку.

К каждой паре слов подбираются картинки, а на от­дельных полосках бумаги пишутся четким почерком сло­ва. Ребенок соотносит звуковой образ слова с рисунком и подписью, ему предлагают выбрать то одну, то другую картинку, разложить подписи к картинкам, картинки к подписям.

Параллельно с этой работой начинается закрепление вос­приятия звучания отдельных слов в процессе их списыва­ния, проговаривания слова во время списывания и воспита­ния слухового контроля. Для этого берутся короткие слова, состоящие из одного-двух слогов. Воспитание акустическо­го внимания больного начинается с оживления оптическо­го внимания.

 

дом — лопата, ель — велосипед, кот — машина.

К каждой паре слов подбираются картинки, а на от­дельных полосках бумаги пишутся четким почерком сло­ва. Ребенок соотносит звуковой образ слова с рисунком и подписью, ему предлагают выбрать то одну, то другую картинку, разложить подписи к картинкам, картинки к подписям.

Параллельно с этой работой начинается закрепление вос­приятия звучания отдельных слов в процессе их списыва­ния, проговаривания слова во время списывания и воспита­ния слухового контроля. Для этого берутся короткие слова, состоящие из одного-двух слогов. Воспитание акустическо­го внимания больного начинается с оживления оптическо­го внимания.

 

 

Второй этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корне­вой части слова

Работа ведется с опорой на картинки, подписи к ним, списывание, чтение; воспитывается акустический контроль за своей речью.

(рыба — ноги, забор — трактор, арбуз — топор).

Третий этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но с далекими по звучанию начальными зву­ками (рак — мак, рука — мука); с общим первым звуком и различными конечными звуками (клюв — ключ, ночь — ноль, лев — лес).

Больному предлагается выбрать слова, на­чинающиеся с того или иного звука, опираясь на предмет­ные картинки и подписи к ним.

Четвертый этап — дифференциация фонем, близких по звучанию (дом — том, дом — дым и т. д.).

Для закрепления однозначного восприятия фонем ис­пользуются различные варианты упражнения по заполне­нию в слове и фразе пропущенных букв, слов с оппозицион­ными звуками, значение которых уточняется уже не через рисунок, а через фразеологический контекст. Например, больному предлагается вставить в текст слова туш, душ, тело, дело и т. д.

Пятый этап — закрепление акустических дифферен­циальных признаков фонем при подборе серий слов на за­данную букву из текстов.

Кроме этого, ведется работа по смысловой отнесенности слова через различные фразеологические контексты: выб­рать все изображенные на картинках острые предметы, все деревянные, металлические или стеклянные, то, что отно­сится к посуде, к орудиям труда, к обуви и т. д. Такая рабо­та, направленная на оживление различных смысловых свя­зей слова, облегчает выбор слов в процессе общения, снижает количество вербальных парафазии.

 

 

Конспект индивидуального логопедического занятия для больных с акустико-гностической сенсорной афазией.

 

Цель занятия: развитие фонематического слуха

Задачи:

 - дифференциация слов с оппозиционными фонемами;

 - восстановление или развитие понимания значения слова???;

 - преодоление расстройств устной речи устранение элементов аграмматизма ;

 - восстановление письменной речи;

Ход занятия.

I Орг.момент. Логопед:  «Здравствуйте! Садитесь!»

II Основная часть.

1.     Составить слова из букв, данных в разбивку:

Логопед: «Буквы перепутались, нужно их поставить таким образом, чтобы получилось слово».

 

Б, Л, Е, А, К      __________                                             (белка)

 

Б, Л, У, А, К      ___________                                           (булка)

 

Б, Л, А, А, К      ___________                                           (балка)

 

П, Л, А, А, К      ___________                                           (палка)

 

П, Л, О, А, К      ___________                                           (полка)

 

П, Л, И, А, К      ___________                                            (пилка)

Логопед: «Вы молодец! Успешно справились с этим заданием».

2.     Закончить предложения.

Логопед : «В этом задании нужно подумать и вставить подходящие слова».

На стене висит ___________.  Маникюрше нужна  ___________.

По деревьям прыгает ____________. На тарелке лежит ___________.

У собаки в зубах ____________. Строителям нужна __________.

Логопед: «Вы молодец!

 

3.     Подобрать к словам  - определения (восстановление понимания значения слова):

Логопед : «В этом упражнении нужно внимательно посмотреть на подсказки и подумать к какому слову подходит подсказка».

Булка (какая?) ____________

Белка (какая?) ____________

Балка (какая?) ____________

Палка (какая?) ____________

Пилка (какая?) ____________

Полка (какая?) ____________

 

Подсказки: строительная, шустрая, сдобная, кривая, острая, книжная

 

Логопед: «Продолжайте в том же духе! Вы хорошо справляетесь!»

 

4.     Вставить в слова пропущенные буквы (восстановление или развитие фонематического слуха: дифференциация слов с оппозиционными фонемами):

Логопед: «В этом упражнении нужно внимательно посмотреть на слова и вставить подходящую букву, чтобы получился смысл в предложении».

 

 

Валяется  __АЛКА, установлена __АЛКА. ( Палка, балка)

Висит __ОЛКА, , съедена __УЛКА. ( полка, булка)

Прыгает __ЕЛКА пилит __ИЛКА. ( белка, пилка)

Логопед: «Прекрасная работа. В следующем задании вам предстоит составить предложение из ряда слов»

 

 

5.     Составить предложения из  слов (преодоление расстройств устной речи, «оживление» чувства языка):

 

Образец:                        кошка  -  поймать  -  мышка

 

                                         КОШКА    ПОЙМАЛА    МЫШКУ.

Собака  -  грызть  - кость

___________   _________      ________

 

Женщина  -  поливать  -  цветы

_________   ____________   _________

 

Хозяйка  -  мыть  -  посуда

    __________   ___________  __________

 

Бабушка -  печь  -  пироги

       __________    __________    ___________

III Релаксация.

6.     Конец занятия: - вспомнить слова, которые составляли в начале занятия (белка, балка, булка, палка, пилка, полка)

Логопед: «Спасибо за активность на занятии. До встречи!»

 

    

 


 

Таблица "Акустико-гностическая сенсорная афазия"

Таблица "Акустико-гностическая сенсорная афазия"

Второй этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корне­вой части слова

Второй этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корне­вой части слова

Второй этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корне­вой части слова

Второй этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корне­вой части слова

Ход занятия. I Орг.момент

Ход занятия. I Орг.момент

Закончить предложения. Логопед : «В этом задании нужно подумать и вставить подходящие слова»

Закончить предложения. Логопед : «В этом задании нужно подумать и вставить подходящие слова»

Логопед: «Продолжайте в том же духе!

Логопед: «Продолжайте в том же духе!

Собака - грызть - кость ___________ _________ ________

Собака - грызть - кость ___________ _________ ________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2022