5-6 урок, 10 класс – практика
Учитель: Брух Т.В.
Дата: _________
Тема урока: «Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления»
Цели:
Цели урока:
Образовательные:
Ø сформировать навыки перевода чисел из системы в систему, развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы.
Ø освоить алфавитный подход к измерению информации; уметь качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи.
Развивающие:
Ø развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения применять разные способы перевода.
Воспитательные:
Ø развитие внимательности, аккуратности, самостоятельности, умение работать индивидуально по заданной теме.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – представления о теме системы счисления;
- метапредметные – навыки перевода чисел в различные системы счисления;
- личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности.
задачи:
- знакомство с понятием системы счисления, видами систем счисления.
- освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую;
Ход урока
1. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Какие способы существуют для количественной оценки информации? (Подходов к количественной оценке информации очень много. Наиболее популярные из них: содержательный, алфавитный и вероятностный. Кроме них предлагались варианты: алгоритмический, топографический, голографический и т. д.)
Почему используются различные способы нахождения количества информации? (Трудно оценить процесс, так как информация проявляет себя только в информационных процессах.)
Назовите основные различия алфавитного и содержательного подходов к оценке количественной характеристики информации. (Содержательный подход рассматривает информативность события и оценивает уменьшение неопределенности знаний произошедшего события относительно всех возможных событий. Алфавитный подход измеряет информативность сообщения, которая зависит от мощности используемого алфавита и количества символов в тексте. Информативность тем выше, чем больше слов в сообщении и больше мощность алфавита.)
III. Теоретический материал урока
1. Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой Количество информации, содержащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:
Хк = К × Х
где К — количество символов в тексте, Х — информационный вес одного символа, который находится из уравнения 2х = N, где N — мощность используемого алфавита. Один символ алфавита мощностью 256 символов (28) несет 8 бит информации. Такое количество информации называется байт. 1 байт = 8 бит.
Пример. Определить количество информации, содержащееся в слове из 10 символов, если известно, что мощность алфавита равна 32 символам.
Методические рекомендации. Учащиеся порой затрудняются выделить, какое из значений принадлежит N, какое — К. В данной задаче явно выделяются N и К, поэтому особых затруднений не бывает. Тогда Х = 5 бит и Хk= 5 бит × 10=50 бит. Задачи такого типа относятся к репродуктивному уровню, и при контроле необходимо иметь в виду, что правильное решение данной задачи может оцениваться только на оценку «3».
Пример. Вычислите количество информации в слове «комбинаторика», если допустить, что в русском алфавите содержится 32 символа.
Методические рекомендации. Данная задача уже конструктивного уровня, так как предполагает самостоятельное выделение необходимых объектов. Здесь N = 32 и К = 13, тогда Хk= 5 бит × 13=65 бит. Если в условии задачи мы не будем давать конкретное значение мощности алфавита, то есть берем значение, равное 33 символам, тогда = 64, так как необходимо взять целочисленное значение степени двойки, адекватно отражающее полученное значение.
2. Системы счисления. Позиционные системы счисления
Система счисления – знаковая система, позволяющая по определённым правилам записывать числа при помощи символов некоторого алфавита (цифр).
Непозиционные системы счисления: значение числа получается путём суммирования (и вычитания) количественных значений цифр, не зависящих от их местоположения в числе. Пример: римская система счисления.
Римская цифра |
М |
D |
С |
L |
X |
V |
I |
Значение |
1000 |
500 |
100 |
50 |
10 |
5 |
1 |
При расшифровке римской записи числа:
· если меньшая по значению цифра располагается слева от большей, то значение меньшей цифры вычитается из значения большей;
· если меньшая по значению цифра располагается справа от большей, то значение меньшей цифры прибавляется к значению большей, одинаковые цифры также складываются.
Но есть одно исключение. Если мы возьмем число 99 и попытаемся перевести, то должны бы получить IC. Компактно, но, не правильно. В классической системе римских цифр число стоящее справа (то есть из которого вычитается) должно быть не больше чем то, что слева умноженное на десять.
Пример: MCMLXIV=M+CM+LX+IV=1000+(1000-100)+(50+10)+(5-1)=1964
Позиционные системы счисления: количественные значения цифр зависят от их позиций (разрядов) в числе, что позволяет при помощи небольшого набора цифр записывать практически любые по величине числа.
Основание позиционной системы счисления:
· определяет изменение количественного значения («во сколько раз») при изменении положения цифры в числе на один разряд правее/левее;
· равно количеству цифр в алфавите системы счисления.
Примеры наиболее часто используемых систем счисления:
Система счисления |
Основание (р) |
Алфавит системы счисления |
Пример записи числа |
Двоичная |
2 |
0, 1 |
1011012 |
Восьмеричная |
8 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
123458 |
Десятичная |
10 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
123410 |
Шестнадцатеричная |
16 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А (=10), В (=11), С (=12), D (=13), Е (=14), F (=15) |
F4D916 |
Перевод числа из недесятичной системы счисления в десятичную осуществляется путём выполнения вычислений по развернутой записи исходного числа по формуле:
аn-1an-2…a1a0,a-1a-2…a-m = an-1 * kn-1 + an-2 * kn-2 +…+a1 *k1 + a0 * * k 0 + a-1 * k –1+ a-2 * k-2 + … + a-m * k-m
Примеры:
· перевести в десятичную систему счисления число 10111,1112:
10111,1112 = 1·24 + 0·23 + 1·22 + 1·21 + 1·20 + 1·2-1 + 1·2-2 + 1·2-3 =
= 1·16 + 0·8 + 1·4 + 1·2 + 1·1 + 1·0,5 + 1·0,25 + 1·0,125 =
= 16 + 4 + 2 + 1 + 0,5 + 0.25 + 0,125 = 23,87510;
Перевод целого десятичного числа в недесятичную систему счисления выполняется путём последовательного деления числа с остатком на основание системы счисления с последующей записью полученного результата и остатков на каждом шаге деления в порядке, обратном порядку их получения. Деление производится до тех пор, пока полученный на очередном шаге результат не будет меньше основания системы счисления.
Примеры: требуется перевести число 12310 в двоичную систему счисления:
123 |
2 |
|
|
|
|
|
-122 |
61 |
2 |
|
|
|
|
1 |
-60 |
30 |
2 |
|
|
|
|
1 |
-30 |
15 |
2 |
|
|
|
|
0 |
-14 |
7 |
2 |
|
|
|
|
1 |
-6 |
3 |
2 |
|
|
|
|
1 |
-2 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
В результате: 12310 = 11110112
IV. Закрепление изученного материала
Сколько бит информации содержится в сообщении, состоящем из 5 символов, при использовании алфавита, состоящего из 64 символов. (Находим значение информационной емкости одного символа. IГ = 64, подставляя значение в формулу, получаем N= 64, значит, Х = 6 бит.)
Основные арифметические действия представлены четырьмя символами. Сколько бит информации содержит выражение, состоящее из последовательности «+» и «-». (Мощность предложенного алфавита равна 4 символам. 2х= 4, тогда Х =2 бит.)
Вычислить информационный объем сообщения Наступили теплые дни» при условии, что один символ кодируется одним байтом. (Подсчитаем общее количество символов с пробелами, не включая кавычки. N = 20, так как каждый символ имеет объем 1 байт, то и Х =20 байт. При необходимости можно значение найти в битах: Х: 20 × 8 = 160 бит.)
На слайдах практическая работа, самостоятельная – смотри приложение.
V. Подведение итога. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.