Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления
Оценка 4.6

Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
информатика
18.09.2022
Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления
Тема урока: «Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления» Цели: Цели урока: Образовательные:  сформировать навыки перевода чисел из системы в систему, развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы.  освоить алфавитный подход к измерению информации; уметь качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи. Развивающие: Ø развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения применять разные способы перевода. Воспитательные: Ø развитие внимательности, аккуратности, самостоятельности, умение работать индивидуально по заданной теме. Планируемые образовательные результаты: - предметные – представления о теме системы счисления; - метапредметные – навыки перевода чисел в различные системы счисления; - личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности. задачи: - знакомство с понятием системы счисления, видами систем счисления. - освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую; Ход урока 1. Организационный момент II. Актуализация знаний Какие способы существуют для количественной оценки информации? (Подходов к количественной оценке информации очень много. Наиболее популярные из них: содержательный, алфавитный и вероятностный. Кроме них предлагались варианты: алгоритмический, топографический, голографический и т. д.) Почему используются различные способы нахождения количества информации? (Трудно оценить процесс, так как информация проявляет себя только в информационных процессах.) Назовите основные различия алфавитного и содержательного подходов к оценке количественной характеристики информации. (Содержательный подход рассматривает информативность события и оценивает уменьшение неопределенности знаний произошедшего события относительно всех возможных событий. Алфавитный подход измеряет информативность сообщения, которая зависит от мощности используемого алфавита и количества символов в тексте. Информативность тем выше, чем больше слов в сообщении и больше мощность алфавита.) III. Теоретический материал урока 1. Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой Количество информации, содержащееся в символьном сообщении, определяется по формуле: Хк = К × Х где К — количество символов в тексте, Х — информационный вес одного символа, который находится из уравнения 2х = N, где N — мощность используемого алфавита. Один символ алфавита мощностью 256 символов (28) несет 8 бит информации. Такое количество информации называется байт. 1 байт = 8 бит. Пример. Определить количество информации, содержащееся в слове из 10 символов, если известно, что мощность алфавита равна 32 символам. Методические рекомендации. Учащиеся порой затрудняются выделить, какое из значений принадлежит N, какое — К. В данной задаче явно выделяются N и К, поэтому особых затруднений не бывает. Тогда Х = 5 бит и Хk= 5 бит × 10=50 бит. Задачи такого типа относятся к репродуктивному уровню, и при контроле необходимо иметь в виду, что правильное решение данной задачи может оцениваться только на оценку «3». Пример. Вычислите количество информации в слове «комбинаторика», если допустить, что в русском алфавите содержится 32 символа. Методические рекомендации. Данная задача уже конструктивного уровня, так как предполагает самостоятельное выделение необходимых объектов. Здесь N = 32 и К = 13, тогда Хk= 5 бит × 13=65 бит. Если в условии задачи мы не будем давать конкретное значение мощности алфавита, то есть берем значение, равное 33 символам, тогда = 64, так как необходимо взять целочисленное значение степени двойки, адекватно отражающее полученное значение. 2. Системы счисления. Позиционные системы счисления Система счисления – знаковая система, позволяющая по определённым правилам записывать числа при помощи символов некоторого алфавита (цифр). Непозиционные системы счисления: значение числа получается путём суммирования (и вычитания) количественных значений цифр, не зависящих от их местоположения в числе. Пример: римская система счисления. Римская цифра М D С L X V I Значение 1000 500 100 50 10 5 1 При расшифровке римской записи числа: · если меньшая по значению цифра располагается слева от большей, то значение меньшей цифры вычитается из значения большей; · если меньшая по значению цифра располагается справа от большей, то значение меньшей цифры прибавляется к значению большей, одинаковые цифры также складываются. Но есть одно исключение. Если мы возьмем число 99 и попытаемся перевести, то должны бы получить IC. Компактно, но, не правильно. В классической системе римских цифр число стоящее справа (то есть из которого вычитается) должно быть не больше чем то, что слева умноженное на десять.
Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления.doc

5-6 урок, 10 класс – практика

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _________

Тема урока: «Алфавитный подход к измерению информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления»

Цели:

Цели урока:

Образовательные:

Ø сформировать навыки перевода чисел из системы в систему, развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы.

Ø освоить алфавитный подход к измерению информации; уметь качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи.

Развивающие:

Ø  развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения применять разные способы перевода.

Воспитательные:

Ø  развитие внимательности, аккуратности, самостоятельности, умение работать индивидуально по заданной теме.

Планируемые образовательные результаты:

-       предметные – представления о теме системы счисления;

-       метапредметные – навыки перевода чисел в различные системы счисления;

-       личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности.

задачи:

-       знакомство с понятием системы счисления, видами систем счисления.

-       освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую;

Ход урока

1. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Какие способы существуют для количественной оценки информации? (Подходов к количественной оценке информации очень много. Наиболее популярные из них: содержательный, алфавитный и вероятностный. Кроме них предлагались варианты: алгоритмический, топографический, голографический и т. д.)

 

Почему используются различные способы нахождения количества информации? (Трудно оценить процесс, так как информация проявляет себя только в информационных процессах.)

 

Назовите основные различия алфавитного и содержательного подходов к оценке количественной характеристики информации. (Содержательный подход рассматривает информативность события и оценивает уменьшение неопределенности знаний произошедшего события относительно всех возможных событий. Алфавитный подход измеряет информативность сообщения, которая зависит от мощности используемого алфавита и количества символов в тексте. Информативность тем выше, чем больше слов в сообщении и больше мощность алфавита.)

III. Теоретический материал урока

1. Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой Количество информации, содержащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:

Хк = К × Х

где К — количество символов в тексте, Х — информационный вес одного символа, который находится из уравнения 2х = N, где N — мощность используемого алфавита. Один символ алфавита мощностью 256 символов (28) несет 8 бит информации. Такое количество информации называется байт. 1 байт = 8 бит.

Пример. Определить количество информации, содержащееся в слове из 10 символов, если известно, что мощность алфавита равна 32 символам.

Методические рекомендации. Учащиеся порой затрудняются выделить, какое из значений принадлежит N, какое — К. В данной задаче явно выделяются N и К, поэтому особых затруднений не бывает. Тогда Х = 5 бит и Хk= 5 бит × 10=50 бит. Задачи такого типа относятся к репродуктивному уровню, и при контроле необходимо иметь в виду, что правильное решение данной задачи может оцениваться только на оценку «3».

Пример. Вычислите количество информации в слове «комбинаторика», если допустить, что в русском алфавите содержится 32 символа.

Методические рекомендации. Данная задача уже конструктивного уровня, так как предполагает самостоятельное выделение необходимых объектов. Здесь N = 32 и К = 13, тогда Хk= 5 бит × 13=65 бит. Если в условии задачи мы не будем давать конкретное значение мощности алфавита, то есть берем значение, равное 33 символам, тогда = 64, так как необходимо взять целочисленное значение степени двойки, адекватно отражающее полученное значение.

2. Системы счисления. Позиционные системы счисления

Система счисления – знаковая система, позволяющая по определённым правилам записывать числа при помощи символов некоторого алфавита (цифр).

Непозиционные системы счисления: значение числа получается путём суммирования (и вычитания) количественных значений цифр, не зависящих от их местоположения в числе. Пример: римская система счисления.

Римская цифра

М

D

С

L

X

V

I

Значение

1000

500

100

50

10

5

1

При расшифровке римской записи числа:

·      если меньшая по значению цифра располагается слева от большей, то значение меньшей цифры вычитается из значения большей;

·      если меньшая по значению цифра располагается справа от большей, то значение меньшей цифры прибавляется к значению большей, одинаковые цифры также складываются.

Но есть одно исключение. Если мы возьмем число 99 и попытаемся перевести, то должны бы получить IC. Компактно, но, не правильно. В классической системе римских цифр число стоящее справа (то есть из которого вычитается) должно быть не больше чем то, что слева умноженное на десять.

Пример: MCMLXIV=M+CM+LX+IV=1000+(1000-100)+(50+10)+(5-1)=1964

Позиционные системы счисления: количественные значения цифр зависят от их позиций (разрядов) в числе, что позволяет при помощи небольшого набора цифр записывать практически любые по величине числа.

Основание позиционной системы счисления:

·      определяет изменение количественного значения («во сколько раз») при изменении положения цифры в числе на один разряд правее/левее;

·      равно количеству цифр в алфавите системы счисления.

Примеры наиболее часто используемых систем счисления:

Система

счисления

Основание (р)

Алфавит

системы счисления

Пример

записи

числа

Двоичная

2

0, 1

1011012

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

123458

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

123410

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,

А (=10), В (=11), С (=12),

D (=13), Е (=14), F (=15)

F4D916

 Перевод числа из недесятичной системы счисления в десятичную осуществляется путём выполнения вычислений по развернутой записи исходного числа по формуле:

аn-1an-2…a1a0,a-1a-2…a-m = an-1 * kn-1 + an-2 * kn-2 +…+a1 *k1 + a0 * * k 0 + a-1 * k –1+ a-2 * k-2 + … + a-m * k-m

Примеры:

·        перевести в десятичную систему счисления число 10111,1112:

10111,1112 = 1·24 + 0·23 + 1·22 + 1·21 + 1·20 + 1·2-1 + 1·2-2 + 1·2-3 =

= 1·16 + 0·8 + 1·4 + 1·2 + 1·1 + 1·0,5 + 1·0,25 + 1·0,125 =

= 16 + 4 + 2 + 1 + 0,5 + 0.25 + 0,125 = 23,87510;

Перевод целого десятичного числа в недесятичную систему счисления выполняется путём последовательного деления числа с остатком на основание системы счисления с последующей записью полученного результата и остатков на каждом шаге деления в порядке, обратном порядку их получения. Деление производится до тех пор, пока полученный на очередном шаге результат не будет меньше основания системы счисления.

Примеры: требуется перевести число 12310 в двоичную систему счисления:

 

123

2

 

 

 

 

 

-122

 61

2

 

 

 

 

1

-60

 30

2

 

 

 

   1

-30

 15

2

 

 

 

 

   0

-14

 7

2

 

 

 

 

   1

-6

 3

2

 

 

 

 

 1

-2

1

 

 

 

 

 

 1

 

 В результате: 12310 = 11110112

IV. Закрепление изученного материала

Сколько бит информации содержится в сообщении, состоящем из 5 символов, при использовании алфавита, состоящего из 64 символов. (Находим значение информационной емкости одного символа. IГ = 64, подставляя значение в формулу, получаем N= 64, значит, Х = 6 бит.)

Основные арифметические действия представлены четырьмя символами. Сколько бит информации содержит выражение, состоящее из последовательности «+» и «-». (Мощность предложенного алфавита равна 4 символам. 2х= 4, тогда Х =2 бит.)

Вычислить информационный объем сообщения Наступили теплые дни» при условии, что один символ кодируется одним байтом. (Подсчитаем общее количество символов с пробелами, не включая кавычки. N = 20, так как каждый символ имеет объем 1 байт, то и Х =20 байт. При необходимости можно значение найти в битах: Х: 20 × 8 = 160 бит.)

На слайдах практическая работа, самостоятельная – смотри приложение.

V. Подведение итога. Домашнее задание.


Учитель: Брух Т.В. Дата: _________

Учитель: Брух Т.В. Дата: _________

К — количество символов в тексте,

К — количество символов в тексте,

Шестнадцатеричная 16 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,

Шестнадцатеричная 16 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2022