Аналитическая справка
по изучению готовности обучающихся 6 а класса
ГКОУ « Школа-интернат для глухих детей» к переходу в среднее звено.
Время проведения:
Обследуемые: обучающиеся 6 а класса (7 человек).
Цель: Определение уровня социально-психологической готовности обучающихся 6 а класса к переходу в среднее звено.
Сроки: сентябрь-октябрь.
В ходе работы проводилось:
-беседы с учителями и воспитателями;
-посещение урока истории. Тема урока «Наука Древнего Египта».
-наблюдение за поведением шестиклассников во внеурочной и досуговой деятельности;
-диагностические занятия.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем. Это начало кризиса младшего подросткового возраста. Подростковый возраст охватывает период от 11 лет до 13-14 лет и характеризуется рядом специфических черт, таких как:
- появление чувства взрослости;
- ведущее личностное новообразование-становление нового уровня самосознания. «Я-концепции» (образ себя);
- стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, потребность в освобождении от опеки и контроля;
- постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников;
- потребность в постоянной поддержке и принятии.
Симптомы, которые являются нормой для развития – это относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний, которые наблюдаются время от времени в виде кратковременных «вспышек».
Переход из начальной школы в среднюю называют кризисным этапом в школьной жизни, так как значительно возрастает нагрузка на психику ребенка, вследствие резкого изменения условий и требований обучения.
Вместо одного учителя, который работает с детьми, теперь есть классный руководитель и несколько учителей-предметников. Разные учителя предъявляют к школьнику различные требования, что осложняет адаптацию у пятиклассников. Ребенку необходимо на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога. Все это является серьезным испытанием для психики обучающихся.
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже немаленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Использовались диагностические методики:
|
Название методики. |
Исследуемый параметр |
|
|
Диагностика уровня развития психических процессов и психофизиологического состояния. |
||
1 |
Таблицы Шульте. |
Оценка уровня развития внимания. |
|
2 |
Запомни пары слов. Запомни фигуры. |
Оценка продуктивности памяти. |
|
3 |
Матрицы Равена (детский и стандартный варианты). |
Оценка интеллектуального потенциала. |
|
4 |
Субтесты (Замбацявичене Э.Ф.) |
Оценка развития словесно-логического мышления. |
|
|
Диагностика эмоционального состояния и адаптационных ресурсов подростка в школе. |
||
5 |
Тест тревожности А.М.Прихожан |
Оценка школьной тревожности. |
|
6 |
Тест учебной мотивации Л.М.Фридман |
Оценка учебной мотивации. |
|
7 |
Метод наблюдения |
Выявление видов дезадаптации |
|
1. Признаки школьной дезадаптации у пятиклассников.
Метод наблюдения и беседы с педагогами, работающими в 6 А классе
в течение первой четверти.
Таблица № 1. Протокол наблюдения.
|
|
Виды школьной дезадаптации шестиклассников: |
|||
|
|
Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков. |
2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, асоциальность). |
3.Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость). |
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу. |
1 |
Даня З. |
Учится и выполняет старательно. Понимает, что учиться это важно в жизни школьника. |
У Дани чаще всего проявляется этот вид дезадаптации. |
Шестиклассники общительны со сверстниками. Умеют договариваться, решать актуальные житейские задачи, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания. |
|
2 |
Тимофей |
|
|
||
3 |
Лиза М. |
Учится и выполняет домашние задания хорошо. |
Лиза понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое. Соблюдает этикет. |
|
|
4 |
Влад |
Учится и выполняет учебные задачи ,в основном, самостоятельно и благодаря родительской поддержке в развитии речи и мышления. |
|
|
|
5 |
Камилла |
Учится и выполняет старательно. Понимает, что учиться это важно в жизни школьника. |
|
|
|
6 |
Аманда |
Аманда понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое. Соблюдает этикет. |
|
||
7 |
Даня С. |
|
|
Вывод: у шестиклассников не выявлено видов дезадаптации.
2. Состояние познавательной сферы у обучающихся 6 а кдасса.
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень развития памяти |
Уровень развития внимания |
Уровень интеллектуального развития (логич. мышление) |
Уровень развития словесно-логического мышления |
1 |
Даня З. |
Норма |
Средняя устойчивость. Выше среднего продуктивность памяти. Высокая точность внимания. |
Интеллектуальные способности на среднем уровне. |
76, 25 баллов. 3 тип. Средний уровень. Выполнение мыслительных операций осуществляется в «зоне ближайшего развития». Недостаточный уровень сформированности мыслительной операции обобщения. Недостаточность анализа объектов и их существенных признаков. |
2 |
Тимофей |
Норма |
Средняя устойчивость внимания. Ошибки могут быть связаны как с утомляемостью, так и с отвлекаемостью.. |
Интеллектуальные способности на среднем уровне. |
Низкий уровень развития словесно-логического мышления. Недостаточный уровень сформированности мыслительной операции обобщения и аналогии. Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей, недостаточность анализа объектов, их существенных признаков. При обобщении допускает ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательный характер обобщения. |
3 |
Лиза М. |
Норма |
Средняя устойчивость внимания. Ошибки могут быть связаны как с утомляемостью, так и с отвлекаемостью. Высокая точность внимания. Выше среднего продуктивности внимания. |
Интеллектуальные способности на среднем уровне. |
70 баллов. 3 тип. Средний уровень словено-логического мышления. Выполнение мыслительных операций осуществляется в «зоне ближайшего развития». Недостаточный уровень сформированности мыслительной операции обобщения. Недостаточность анализа объектов и их существенных признаков. |
4 |
Влад |
Норма |
Средняя устойчивость внимания. Средняя продуктивность и точность внимания. Высокий уровень развития словесной памяти. Ярко предпочитаемый тип запоминания – смысловый. |
Интеллектуальные способности на среднем уровне. |
Высокий уровень словесно-логического мышления. Сформированы такие мыслительные операции, как умозаключение и обобщение по категориальным признакам, классификация и аналогия. |
5 |
Камилла |
|
Высокий уровень развития внимания. Уровень развития внимания соответствует возрасту. Наблюдается положительная динамика в развитии внимания. Выше среднего устойчивость внимания. |
Интеллектуальные способности на среднем уровне. |
67 баллов. Средний уровень словесно-логического мышления. Выполнение мыслительных операций осуществляется в «зоне ближайшего развития». Недостаточный уровень сформированности мыслительной операции обобщения. Недостаточность анализа объектов и их существенных признаков. |
6 |
Аманда |
Норма |
Выше среднего устойчивость внимания. Способность длительное время концентрироваться на задании и выполнять его с высокой точностью. |
Интеллектуальные способности на среднем уровне. |
92 балла. 4 тип. Наивысший уровень словесно-логического мышления. Сформирована такая мыслительная операция как умозаключение. |
7 |
Даня С. |
Норма |
Выше среднего устойчивость внимания. Способность длительное время концентрироваться на задании и выполнять его с высокой точностью. |
Интеллектуальные способности на среднем уровне. |
71 балл. 3 тип. Средний уровень. Выполнение мыслительных операций осуществляется в «зоне ближайшего развития». Недостаточный уровень сформированности мыслительной операции обобщения. Недостаточность анализа объектов и их существенных признаков. |
3. Состояние эмоционально-волевой сферы.
|
|
Школьная тревожность |
Учебная мотивация. |
1 |
Даня З. |
Школьная тревожность в пределах нормы. |
У него преобладают мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения). |
2 |
Тимофей |
Школьная тревожность в пределах нормы. Иногда он волнуется перед контрольной работой. |
У него преобладают мотивы: * стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); * желание быть учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); |
3 |
Лиза М. |
Школьная тревожность в пределах нормы. Есть моменты, что у Лизы проявляются симптомы тревожности в ситуациях проверки знаний (самостоятельная и контрольная работы). Иногда она волнуется перед контрольной работой. |
У нее преобладают мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. |
4 |
Влад |
Школьная тревожность в пределах нормы. |
У Влада преобладают мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.; |
5 |
Камилла |
Школьная тревожность в пределах нормы. |
мотивы: * стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); * желание быть учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); |
6 |
Аманда |
Школьная тревожность в пределах нормы. |
мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. |
7 |
Даня С. |
Школьная тревожность в пределах нормы. |
У него преобладают мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения). |
Рекомендации по результатам исследования:
классному руководителю, учителям-предметникам, воспитателям:
1. При переходе в среднее звено оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер, поэтому необходимо подробно объяснять обучающимся за что они получили ту или иную оценку, тем самым стимулируя повышение уровня школьной мотивации, учебной деятельности.
2. Способствовать гармонизации образа «Я», повышению уверенности в себе и своих возможностях у детей.
3. Способствовать снижению общего уровня тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих.
4. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности – учебе – приходит новая ведущая деятельность – общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке.
5. В работе с родителями шестиклассников с целью повышения успешности обучения и воспитания ребенка, привлекать родителей к активному участию в жизни класса, школы-интерната. Разъяснять о необходимости создания в семье положительного эмоционально-психологического фона, о поощрении успехов ребенка, о формировании культуры общения, отказе от негативных оценок личности ребенка; о терпимости к импульсивному поведению.
6..Шестиклассникам, у которых интеллектуальные способности на среднем уровне, не всегда удается верно выделить закономерность, понять логику задания. Им легко дается однообразная интеллектуальная деятельность, использующая ограниченный диапазон алгоритмов решения. Поэтому им рекомендуется выполнять разные упражнения по развитию словесно-логического мышления: найди лишнее, выдели признаки, что общее, чем отличаются, чем похожи, закончите предложение и т.д.
7. Чтобы повысить уровень развития речевых способностей, рекомендуется обратить внимание на коррекционных занятиях на развитие видов речи: монологическая и диалогическая. Закрепить умение сформулировать вопросы и отвечать на вопросы в устно-дактильной форме речи.
8. В целях ранней профилактики деструктивного и аутодеструктивного поведения рекомендуется проводить нравственно-этические беседы в классе. Также проводить просмотр и обсуждение фильмов на нравственно-этические темы.
Соблюдение предложенных рекомендаций и учет выявленных в ходе диагностического исследования проблем позволит создать более благоприятные условия для полноценного обучения и развития обучающихся 6 а класса в среднем звене. Успешная адаптация шестиклассников зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания деятельности и обучения ребенка в школе и в семье.
Сформированность познавательных процессов, достаточный уровень социально-психологического развития, поддержка со стороны родителей и педагогов составят надежную основу для быстрой адаптации шестиклассника.
Вывод: обучающиеся шестого «А» класса готовы к переходу в среднее звено.
Педагог-психолог ______________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.