Участники: классные руководители 1-11-х классов и заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе, который выполняет роль руководителя заседания аналитической лаборатории.
Цель: акцентировать внимание классных руководителей на отличительных чертах личностно-ориентированного классного часа, способствовать формированию у педагогов-воспитателей представлений об особенностях его подготовки и проведения.
Аналитическая лаборатория.
Особенности личностноориентированного классного
часа
Участники: классные руководители 111х классов
и заместитель директора образовательного
учреждения по воспитательной работе,
который выполняет роль руководителя
заседания аналитической лаборатории.
Цель:
внимание
акцентировать
классных
руководителей на отличительных чертах
личностноориентированного классного часа,
способствовать формированию у педагогов
воспитателей представлений об особенностях
его подготовки и проведения.
Подготовительная работа
1) Классным руководителям предлагается познакомиться с
личностно
методическими
ориентированных классных часов, опубликованных в
книге «Классному руководителю о классном часе».
разработками
2) Заместитель директора школы по воспитательной работе
подбирает и ксерокопирует разработки двух классных
часов,
один их которых является личностно
ориентированным по своему характеру, а другой –
традиционным (прилагаются).
3) Печатаются 5 экземпляров таблицы «Сравнительная
личностно
характеристика
ориентированного часа» (см.
лекций «Личностно
ориентированный классный час: особенности содержания
и организации»).
традиционного
и
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске пишется тема заседания методического
объединения классных руководителей;
б) готовятся рабочие места для четырёх групп классных
наставников
(столы, стулья, таблички с номерами групп, ручки, бумага
для записей);
в) каждая группа получает 2 ксерокопии разработок
личностноориентированного и традиционного
классного часа и лист с таблицей «Сравнительнаяхарактеристика традиционного и личностно
ориентированного классного часа».
Ход работы лаборатории
1. Руководитель лаборатории рассказывает о цели и замысле
работы аналитической лаборатории, подчеркивает педагогическую
целесообразность использования личностноориентированного
подхода в воспитательной работе и обращает внимание классных
руководителей на следующие отличия данного подхода от ранее
существовавшей в школе социоцентрической модели обучения и
воспитания детей:
вопервых, личностноориентированный подход направлен на
удовлетворение потребностей и интересов в большей мере
ребёнка, нежели взаимодействующих с ним государственных
и общественных институтов;
вовторых, при использовании данного подхода педагог
прилагает основные усилия не для формирования у детей
социально типичных свойств, а для развития в каждом из них
уникальных личностных качеств;
втретьих,
применение этого подхода предполагает
перераспределение субъектных полномочий в учебно
воспитательном процессе,
способствующее построению
субъектсубъектных отношений между педагогами и их
воспитанниками.
2. Он предлагает аналитическим группам прочитать две
разработки классных часов и выявить особенности личностно
ориентированного воспитательного дела. При этом классные
руководители могут использовать информацию, помещённую в
таблице «Сравнительная характеристика традиционного и
личностноориентированного классного часа». Время выполнения
задания – 2025 минут.
свидетельствующие
3. Члены аналитических групп находят в текстах разработок
примеры,
об отличиях личностно
ориентированного от традиционного классного часа, поочередно их
зачитывают и обосновывают выявленные ими особенности
воспитательного дела,
подготовленного и проведённого с
использованием личностноориентированного подхода.
Первая
группа приводит один пример, затем то же самое делают вторая,
третья и четвертая группы. Высказывание мнений продолжается до
тех пор, пока не будет приведена последняя отличительная черталичностноориентированного классного часа. Разумеется, суждения
не должны повторяться.
4. В заключительной части работы аналитической
лаборатории заместитель директора школы обращает
внимание всех участвующих в аналитической
деятельности на то, что сегодня проводился анализ двух
разработок, составленных методически грамотно и
отражающих успешно проведённые классные часы. Он
стремится к тому, чтобы у классных руководителей не
сформировались оценочные суждения, например, такого
типа: личностноориентированный классный час – это
хорошо, а традиционный – плохо. У каждого из них
существуют свои преимущества и свои недостатки, а
значит, использование того или иного подхода, той иной
технологии должно быть педагогически целесообразным.
1. Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н.
Рекомендуемая литература
Степанова. – М.,2003.
2. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. – Ч II.
– М., 2002.
3. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом. – М.,
2006.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика
воспитания.– М., 2004.
5. Степанов Е.Н. Личностноориентированный классный час:
особенности содержания и организации // Классный
руководитель. – 2006. – № 21