АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ) ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Оценка 4.8

АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ) ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Оценка 4.8
docx
22.03.2024
АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ) ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
анализ позн развитие.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ) ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

 

Междисциплинарный курс:

МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

 

 

 

 

Студент:

 

 

 

 

 

 

(подпись)

Группа:

4зДО1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность:

44.02.01 Дошкольное образование

 

 

 

 

Квалификация:

Воспитатель детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица – Анализ комплексных (общеразвивающих) программ дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие»

Название примерной общеобразовательной программы

Цель программы

Задачи программы

Принципы программы

Особенности содержания программы по ОО «Познавательной развитие»

«От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы)

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,  всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Забота о здоровье эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными добрыми любознательными инициативными стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Креативность процесса воспитания и обучения;

Вариативность использования образовательного материала позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения

Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи

Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенком дошкольного возраста.

 

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции образовании.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи:

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

«Детство» (под ред.Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой)

Создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Педагоги ДОУ нацелены на:

- Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;

- Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

- Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

- Программа ориентирована на: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- Обеспечение разных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром;

- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;

- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- Обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

- Принцип развивающего образования – цель: развитие ребенка.

- Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и

дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

- Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности – решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимальное приближение к разумному «минимуму».

- Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста – формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса – объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; интеграция содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время становится объединяющей.

- Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- Допускает варьирование образовательного процесса, в зависимости от региональных особенностей;

- Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,

становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование

первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

«Мир открытий» (под ред. Л.Г.Петерсон, И.А. Лыкова)

Накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

• Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть; • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка; • формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; • формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции; • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; • воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; • объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; • обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека

Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно-образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях. Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума. Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности. Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др. Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

• Содействовать зарождению и развитию самостоятельной и инициативной сенсомоторной познавательно-исследовательской активности. • Поддерживать и развивать интерес ребенка к окружающим предметам и явлениям; удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях; содействовать появлению элементарных представлений о предметах ближайшего окружения. • Создавать условия для развития сенсорных способов познания окружающих предметов и явлений (от зрительно-двигательных к зрительным в динамике); развития элементарных сенсорных ориентировок. • Активизировать в ситуациях общения разные способы взаимодействия как главное условие познавательного развития ребенка младенческого возраста; стимулировать совместные действия по образцу и по словесному предложению взрослого. • Поддерживать наглядно-действенное экспериментирование с различными материалами и предметами в целях самостоятельного открытия свойств предметов (большой и маленький, тяжелый и легкий, вкусный и невкусный и др.); стимулировать желание самостоятельно обследовать предметы, игрушки (трогать, гладить и др.).

«Радуга» (под ред. С.В.Соловьевой)

Разностороннее, полноценное и гармоничное развитие личности воспитанника старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников подготовительной группы, их художественно-эстетическому, познавательному, речевому и социально - коммуникативному развитию;

Создать благоприятные условия развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

Способствовать формированию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет);

Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников группы "Радуга".

Формировать гражданскую позицию всех субъектов образовательных отношений.

 

Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей в подготовительной группе;

уважение личности ребенка группы "Радуга";

учет индивидуальных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет), связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет)  в различных видах деятельности;

 

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности, способен выбрать себе род занятий. Ребенок обладает развитым воображением. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок обладает знаниями  о себе, имеет представление  о социокультурных ценностях своего  народа, о традициях и праздниках.

 

«Развитие» (под ред. А.И.Булычевой)

- Развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, их коммуникации с взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе; -охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, – обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования

- По созданию образовательных ситуаций, способствующих овладению детьми конкретными средствами и способами, лежащими в основе познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей, в соответствии с их возрастным и индивидуальными особенностями, - организации благоприятной развивающей предметно – пространственной среды, - обеспечения психолого – педагогической поддержки педагогов с целью овладения ими способами позитивной коммуникации с детьми, методами и приемами развивающего образования, методикой развития познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей дошкольников, - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, позитивной социализации;

Принципы образовательной работы, заключающиеся в создании условий для развития общих способностей дошкольников, могут применяться и в работе с детьми с особенностями развития. Однако методическое обеспечение такой работы, как считают авторы программы, должно быть ориентировано на особенности развития таких детей и может быть создано только специалистами – дефектологами. В коллективе авторов программы «Развитие» таких специалистов нет. К тому же многообразие особенностей психического развития детей, отличающееся от нормы, не позволяет сделать это одним, унифицированным способом (например, для детей с ЗПР, аутизмом, нарушениями слуха или зрения, логопедическими проблемами и др.)

- Соотносит эталоны формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов: быстро и безошибочно находит предмет по описанию его сенсорных свойств (или внешнего вида), вычленяя его среди других. - В конструировании по конкретному образцу умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводят образец самостоятельно. - В конструировании по замыслу может назвать тему (предмет) будущей конструкции, дать описание некоторых внешних свойств задуманной постройки, назвать требуемый для нее материал и указать отдельные действия с ним. В целом же структура сооружения нащупывается ребенком практически. - Экологические представления ребенка включают 4-5 диких и 4-5 домашних животных, он может сказать, чем отличаются одни от других, что дают людям дикие и домашние животные, как люди о них заботятся. Различает условные обозначения мест обитания диких и домашних животных, опирается на них при рассказе о местах их обитания. - Действуя с объектами живой или неживой природы, ребенок может самостоятельно сделать простейшие выводы об их свойствах (например, из мокрого песка легко сделать куличик, из сухого – трудно). Испытывает эмоциональные состояния по поводу объектов и явлений живой и неживой природы. Использует полученные представления в игре и других видах деятельности.



 

АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ)

АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ)

Таблица – Анализ комплексных (общеразвивающих) программ дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие»

Таблица – Анализ комплексных (общеразвивающих) программ дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие»

Координация подходов к воспитанию детей в условиях

Координация подходов к воспитанию детей в условиях

Педагоги ДОУ нацелены на: - Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;…

Педагоги ДОУ нацелены на: - Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;…

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; -

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; -

Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой

Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой

Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -…

Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -…

Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности

Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников группы "Радуга"

Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников группы "Радуга"

Развитие» (под ред. А.И.Булычевой)-

Развитие» (под ред. А.И.Булычевой)-

В целом же структура сооружения нащупывается ребенком практически

В целом же структура сооружения нащупывается ребенком практически

Развитие» (под ред. А.И.Булычевой) -

Развитие» (под ред. А.И.Булычевой) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024