«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы при реализации стандартов второго поколения»
Оценка 5
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
22.11.2018
Данная публикация раскрывает основные принципы развития мотивации в начальной школе. В основе работы лежит системно-деятельностный подход, опирающийся на концепцию Выгодского. Раскрывается понятие МОТИВ. Описывается структура учебного мотива в начальной школе. Диагностики личностных УУД используемые в работе в начальных классах нашей школы.
анализ мотивации.doc
Тема: «Анализ мотивации учения учащихся начальной школы
Тема: «
при реализации стандартов второго поколения»
Актуальность проблемы мотивации учения у младших школьников в
современных условиях:
Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно
назвать одной из центральных проблем современной школы, которая должна
обеспечить «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию».
Введение ФГОС, «связанное со сменой приоритетов и целей основного
общего образования. Одним из требований ФГОС к результатам освоения
основной образовательной программы является «готовность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».
Стандарт ориентирует педагогов на становление у выпускников такой
личностной характеристики, как «умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и деятельности». В связи с этим
уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев
эффективности педагогического процесса, как результат деятельности
образовательного учреждения Актуальность этой проблемы для начального
образования вытекает из психологических особенностей младшего школьного
возраста, для которого ведущим видом деятельности является учебная
деятельность. Процесс формирования универсальных учебных действий
(УУД) направлен на становление у учащихся умения учиться, т.е.освоение
ими всех компонентов учебной деятельности, одним из которых являются
познавательные и учебные мотивы.
Таким образом, от становления у учащихся начальной школы учебной
деятельности и всех её компонентов, в том числе учебной мотивации, во
многом зависит их успешность на следующих этапах развития.
В основе нашей работы лежит системнодеятельностный подход,
опирающийся на концепцию Л.С.Выготского о ведущем виде деятельности,
зонах актуального и ближайщего развития, принципы развивающего обучения
Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, теорию поэтапного формирования
умственных действий П.Я.Гальперина.
Коротко обозначим основные понятия данной темы.
Основное понятие мотив. Наиболее ёмкое определение даёт А.Н.Леонтьев:
«Мотив — это опредмеченная потребность».
Л.И. Божович раскрывает это понятие. Согласно Л.И. Божович, мотив —
это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут
выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и
переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». внешних и внутренних факторов поведения, который определяет
возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных
форм деятельности» [4, с. 148].
Самым широким является понятие мотивационной сферы, вклю
чающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский),
переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом
контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав»
движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей,
интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно
детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или
мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как
стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как
направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания,
притязания, эмоции, волевые качества и другие социально
психологические характеристики.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации,
включенной в деятельность учения. Эльконин Д.Б. рассматривал «учебную
деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направляемую
им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в
качестве своих личных целей» [9, с. 12].
Учебную мотивацию определяют следующие специфические для этой
деятельности факторы:
1.
Мотивация «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью
Образовательная система, образовательное учреждение, где
осуществляется учебная деятельность.
2.
3.
4.
Организация образовательного процесса.
Субъектные особенности обучающегося (возраст, пол,
интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка,
его взаимодействие с другими учениками и т.д.).
Субъектные особенности педагога, система его отношений к
ученику и к делу.
Специфика учебного предмета.
5.
Учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, и с возрастом
происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов.
«Основным мотивом учебной деятельности является учебно
познавательный мотив, направленный на овладение обобщёнными способами
действий в сфере научных понятий. Эльконин Д.Б. писал, что учебная
деятельность «должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть
только мотивы, непосредственно связанные с содержанием, т.е. мотивы
приобретения обобщённых способов действий, или, проще говоря, мотивы
собственного роста, собственного самосовершенствования». Общие мотивы деятельности (например, широкие социальные мотивы) наполняются новым
содержанием» [10, с. 13].
«...Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и
вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и
смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому
становление мотивации есть не простое возрастание положительного или
усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним
усложнение структуры мотивационной сферы» [4, с. 14].
Структура мотивации учебной деятельности:
Потребности: базовая потребность человека в новых впечатлениях со
временем может развиться в познавательную потребность.
Мотивы учения делятся на 2 большие группы:
1. Мотивы, связанные с учебной деятельностью включают в себя
содержание учения (новые факты, знания, явления…),
и процесс учения (проявление интеллектуальной активности,
рассуждений, преодоление препятствий).
2. Мотивы, не связанные с учебной деятельностью включают в себя:
социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед
обществом, классом, учителем, родителями…),
узколичные мотивы (стремление получать одобрение, хорошие
отметки, желание быть первым, занять достойное место среди
товарищей…),
отрицательные мотивы (стремление избежать неприятности).
Интерес — это эмоциональное переживание познавательной потребности.
Цель это направленность активности на промежуточный результат,
Личностные УУД:
представляющий этап достижения предмета потребности.
действие смыслообразования, т.е.установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и её мотивом;
действие нравственноэтического оценивания усваиваемого содержания
на основе социальных и личностных ценностей.
Основой работы по развитию мотивационной сферы учащихся
является диагностика мотивов учения (по методике «Определение мотивов
учения» М.Р.Гинзбург) и уровня школьной мотивации (по методике
Н.Г.Лускановой «Определение уровня развития школьной мотивации»),
которая проводится в сентябре.
По результатам диагностики планируется психологическая работа.
Психологическая работа начинается с 1го класса, рассчитана на 4 года и
строится в трёх направлениях: с учителями, с учащимися и с родителями.
Психологическая работа с учащимися включает цикл групповых
занятий по адаптации первоклассников к условиям школьного обучения:
«Начало пути», «Школа – это хорошо!», «Я – ученик»; далее работа в 1, 2 и сейчас уже в 3, а далее в 4 классах строится по программе С.В.Кривцовой
«Жизненные навыки», где затрагиваются следующие темы важные для
развития мотивации учения:
1 класс – «Я – особенный», «Нравится – не нравится каждый день.
Ценности», «Дружба. Помогаем сами и принимаем помощь. Я – член
команды».
2 класс – «Ответственность. Могу и делаю. Ответственность в школе»,
«Почему люди дразнятся? Чтобы не обидиться», «Школьные страхи.
Безопасное место», «Мы – часть чегото…»
3 класс – «Портрет в полный рост», «Праздники: ценности и радости»,
«Отношения с другими. Карта отношений. Планеты и орбиты»,
«Отношения с собой. Моё достояние. Кто я? Уважение к чужому
достоянию».
4 класс – «Собственность – это не только вещи и деньги!», «Печаль и
радость», «Мальчики и девочки. Герои и идеалы».
Психологическая работа с учащимися также включает индивидуальную
диагностику причин школьной неуспеваемости и коррекционноразвивающую
работу с учащимися, которые испытывают трудности в обучении.
Психологическая работа с родителями включает:
Выступления на родительских собраниях: «Зачем моему ребёнку
учиться?», «Подготовка домашних заданий: мучение или учение?»,
«Досуг ребёнка и успехи в учёбе».
Групповые занятия «Учимся легко»: «Родительские ожидания от
школы: определяем цели», «Рабочее место ученика: от организации
внешней к самоорганизации», «Режим дня или как всё успеть?»,
«Учебный стресс как его избежать?», «Внимание и обучение. Играем и
развиваем», « Эмоции и учёба. В чём связь?», «Школьные страхи
родителей», «Я знаю моего ребёнка! ? …», «Мы – команда: семья,
поддержка, учёба в радость», «Мы – команда: родительский коллектив
класса», « Проект «Классный выходной», «Подведение итогов. Мой
портрет на фоне школы».
Индивидуальные консультации с родителями учащихся,
испытывающими трудности в обучении.
Рекомендации для родителей на стенде и на сайте школы: «Адаптация к
школе: вопросы и решения», «Как повысить самооценку?», «Как
общаться с ребёнком?», «Учимся в радость и сохраняем здоровье». Психологическая работа с учителями по проблеме «Формирования
мотивации учения» включала лекционнопрактические занятия
«Формирование учебной мотивации у учащихся начальной школы», «Влияние
внеучебной деятельности на развитие мотивации учения»; семинары
практикумы «Особенности работы учителя с детьми, имеющими трудности в
обучении», «Четыре тактики педагогической поддержки», «Профилактика
эмоционального выгорания педагогов»; индивидуальные консультации по
развитию учебной мотивации у учащихся с разными мотивами учения.
В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика
учебной мотивации. Анализ результатов тестирования позволяет сделать
вывод о том, что в результате проведённой работы постепенно меняется
иерархия мотивов учащихся в сторону повышения процента детей, имеющих
учебный и социальные мотивы учебной деятельности (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1 «Изменение мотивов ученой деятельности у учащихся 1
класса в течение года и во 2 классе».
Анализ результатов тестирования уровня школьной мотивации по методике
Н.Г.Лускановой «Определение уровня развития школьной мотивации» также
показывает увеличение процента учащихся с высоким и средним уровнем
развития школьной мотивации и уменьшение процента детей с низким
уровнем школьной мотивации (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2 «Уровень развития школьной мотивации у учащихся
в 1 классе в течение года и во 2 классе». ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЫ:
Таким образом, тенденция повышения уровня школьной мотивации,
учебного и социального мотива выявила устойчивую позитивную динамику.
Следовательно, усилия детскородительской общности, включающей детей,
родителей, учителей, педагогапсихолога, педагогов дополнительного
образования, социального педагога, дала положительные результаты, так как в
работе были соблюдены условия системности, последовательности,
аналитической рефлексии и взаимодействия всех участников этой общности.
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.:
Просвещение, 2001.
2. Гордеева Т.Е. Психологическая мотивация достижения. М.: Академия,
2000.
3. Жизненные навыки. Уроки психологии. Под ред. Кривцовой С.В. – М.:
Генезис, 2012.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Издательство «Логос»,
2004.
5. Изучение универсальных учебных действий младших школьников:
метод. рекомендации для педагоговпсихологов, учителей нач. классов,
зам. директоров общеобр. школ по нач.образ./ авт.сост. Еделева Е.Г.
(отв.ред.), Ерёмина В.Ю., Ерёменко Н.А., Шилова О.В. – Н. Новгород:
Нижегородский институт развития образования, 2013.
6. Классные часы с психологом / авт.сост.: Ю.В.Грузева, Н.А.Богачкина. –
М.: Планета, 2012.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл,
Академия, 2005.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
М.: Просвещение, 1999.
9. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших
школьников/ авт.сост. Баулина М.Е. – М.: АРКТИ, 2009. 10.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом
требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Дементьевой.
М.:АРКТИ, 2012.
11.Федеральный образовательный стандарт основного общего
образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. М.:
Просвещение, 2011.
12.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад.
наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. –
М.: Просвещение, 2011.
13.Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 2004.
14.Шамова Т.Ч., Перминова Л.М. Мотивация как важнейший фактор
управления учебным процессом. М.: Просвещение, 2002.
15.Психологопедагогические показатели результативности
образовательного процесса. Калинина Н. В. , Лукьянова М. И
«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы при реализации стандартов второго поколения»
«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы при реализации стандартов второго поколения»
«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы при реализации стандартов второго поколения»
«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы при реализации стандартов второго поколения»
«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы при реализации стандартов второго поколения»
«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы при реализации стандартов второго поколения»
«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы при реализации стандартов второго поколения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.