Анализ статьи
Оценка 4.9

Анализ статьи

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
дефектология
Взрослым
06.10.2018
Анализ статьи
Анализ статьи по дефектологии по плану; выявление всех существенных недостатков при проведении методик. При чтении анализа данной статьи вам будет над чем поразмыслить, может что-то добавить своё - идеи. Будет очень интересно и забавно. Удачи вам всем в этом начинании!
анализ статьи.doc
Статья на тему «Особенности эмоционального развития умственно отсталых  младших школьников, находящихся в разных социальных условиях» из журнала  по дефектологии №1, 2008 г. (автор Е.А. Колотыгина, ГОУ «Нижегородский  институт развития образования»). В данной статье даётся краткий анализ  результатов исследования и психолого­педагогической коррекции особенностей  эмоционального развития умственно­отсталых младших школьников,  воспитывающихся в разных условиях. Из выбранной статьи видно, что большое  влияние на личность воспитанника детского дома оказывает «социальная среда  развития». Проблема исследования в статье отражена не ясно, но из текста  можно предположить, что изучению личностного развития и эмоционально­ волевой сферы умственно отсталых младших школьников, находящихся в  условиях социальной депривации, уделяется мало внимания и проводится  относительно мало исследований.              Актуальность исследования состоит в необходимости разработки и  апробировании программы психолого­педагогической коррекции личностного  развития умственно отсталых воспитанников интернатных учреждений.       Разработанная программа коррекции может быть полезна в работе с  умственно отсталыми младшими школьниками при решении проблем, связанных с нарушениями эмоциональной сферы и преодолением тревожности.        Автор статьи не указывает, что является объектом и предметом данного  исследования, но можно предположить, исходя из общего контекста, что объект  исследования – учащиеся первых классов в возрасте 7­9 лет; предмет  исследования – выявление особенностей эмоциональной сферы умственно  отсталых младших школьников.        Целью исследования явилась попытка изучения своеобразия эмоциональной  сферы умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных  социальных условиях. В соответствии с целью исследования были поставлены  следующие задачи: ­ изучить особенности личностного развития учащихся первых классов с разным  уровнем интеллектуального развития и находящихся в разных социальных  условиях воспитания и обучения;  ­ выявить особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей­сирот и детей, лишённых родительского попечительства;  ­ разработать и апробировать программу психолого­педагогической коррекции  личностного развития умственно­отсталых воспитанников интернатных  учреждений.        Гипотеза в данном научном отчёте не сформулирована, но логика  исследования показывает, что исходным могло быть предположение о том, что  разработанная программа психокоррекции нарушений эмоциональной сферы и  преодоления тревожности у умственно отсталых детей в некоторой степени  будет способствовать позитивным изменениям.        По данным сравнительного метода исследования было выявлено, что  высокий уровень тревожности наблюдается в основном у детей из учреждений  интернатного типа, независимо от уровня их интеллекта.        При исследовании использовался метод наблюдения за детьми, а также  проводился анализ официальной документации. Для проведения сравнительного исследования были использованы следующие методики:  1. Модифицированный вариант методики «Лесенка» (С.Г. Якобсон и В.Г. Щур)  для определения уровня самооценки и уровня притязаний.  2. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена для сравнения уровня  тревожности в типичных для ребёнка ситуациях общения с другими людьми.  3. Рисуночный тест С. Розенцвейга для исследования фрустрационного  реагирования.        В эксперименте участвовало 4 группы детей в возрасте 7­9 лет, обучавшихся  в первых классах:  1­я группа – учащиеся специальной коррекционной школы­интерната VIII вида  для детей­сирот и детей, лишённых родительского попечительства; 2­я группа – воспитанники детского дома;  3­я группа – учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида,  воспитывающиеся в семье; 4­я группа – учащиеся общеобразовательной школы.     Всего было обследовано 120 детей с разным уровнем интеллекта. Дети 1­й и 3­ й групп имели диагноз «олигофрения в степени дебильности» (лёгкой и  умеренно выраженной), установленный районной и областной ПМПК.        В данной статье не отражено когда и в какие сроки было проведено  исследование.        В этой статье приведена сравнительная таблица сопоставления уровней  желаемой, возможной и реальной самооценки первоклассников при ответах «за  себя» (%).        Вторичной обработке, статистическому анализу полученные данные не  подвергались.        При проведении качественного анализа обнаружилось, что их тревожность  связана с неудачами в общении, особенно в ситуациях, моделирующих  отношения «ребёнок – ребёнок».        Анализ полученных данных по методике Розенцвейга показал, что у всех  детей, независимо от интеллекта и условий развития, преобладают  поведенческие реакции, которые свидетельствуют о наличии повышенных  требований, предъявляемых ими к окружающим.        Проведённый анализ особенностей эмоционально­личностных качеств  умственно отсталых младших школьников, находящихся в условиях социальной  депривации, позволяет сделать следующие выводы:  ­ специфическая средовая ситуация развития интернатных учреждений  (недостаток эмоционально положительных отношений, дефицит эмоциональных  контактов с окружающими, постоянное стремление умственно отсталого  ребёнка к признанию педагогами) затрудняет позитивное эмоциональное  развитие; ­ условия жизни не направлены на развитие способностей воспитанников и на  формирование адекватной самооценки;  ­ не создаются оптимальные условия для обеспечения психологического  комфорта в условиях детского дома и предоставление воспитаннику  разнообразных возможностей для самоутверждения в условиях детского дома;  ­ отношение воспитателей к детям в детском доме формирует у них  безынициативность, высокую тревожность, враждебность, готовность к  послушанию, психологическую зависимость от взрослых.     С учётом результатов проведённого исследования была разработана  программа коррекции нарушений эмоциональной сферы и преодоления  тревожности у умственно отсталых детей, находящихся в условиях социальной  депривации. В содержание этой программы входили психофизиологические,  психологические, психотерапевтические, психокоррекционные, а также  педагогические методы и приёмы. Эта программа была рассчитана на целый  учебный год. В результате психокоррекционной работы, направленной на  формирование эмоциональной сферы, у умственно отсталых детей произошли  достаточно заметные позитивные изменения: появилась уверенность в себе,  готовность к общению, снизились тревожные проявления, стали адекватнее  самооценка, уровень притязаний.     Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности обучения  педагогов (в системе повышения квалификации) пониманию различных  стратегий фрустрационного поведения у детей, умению предупреждать  формирование его неконструктивных форм, способствуя тем самым овладению  детьми своим поведением, развитию их уверенности в собственных  возможностях.     В данной статье недостаточно полно было представлено исследование, сроки  его проведения, теоретическая и практическая значимость, отсутствовала  гипотеза, предмет и объект исследования, проблема исследования. Министерство образования и науки РФ                               Федеральное государственное бюджетное                                                образовательное учреждение                                                           высшего профессионального образования                     «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»                             Институт психологии, педагогики и социальной работы                   Направление подготовки «Психолого­педагогическое образование»                                          Профиль «Психология образования»     Методологический анализ статьи Е.А. Колотыгина     «Особенности эмоционального развития умственно      отсталых младших школьников, находящихся в       разных социальных условиях» (ГОУ «Нижегородский       институт развития образования», журнал       «Дефектология» №1,2008)                                                                  Выполнила: Ванцева Е.А.                                                                                      группы 4153, 4 курс                                                                                     Руководитель практики:                                                                                     Макеева Е.А. 2014 год Дневник по научно­психологической практике Институт психологии, педагогики и социальной работы Направление подготовки «Психолого­педагогическое  образование (психология образования)» студентки 4 курса, группы 4153 Ванцевой Евгении Анатольевны

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи

Анализ статьи
Скачать файл