анализ статьи

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ статьи по дефектологии по плану; выявление всех существенных недостатков при проведении методик. При чтении анализа данной статьи вам будет над чем поразмыслить, может что-то добавить своё - идеи. Будет очень интересно и забавно. Удачи вам всем в этом начинании!
Иконка файла материала анализ статьи.doc
Статья на тему «Особенности эмоционального развития умственно отсталых  младших школьников, находящихся в разных социальных условиях» из журнала  по дефектологии №1, 2008 г. (автор Е.А. Колотыгина, ГОУ «Нижегородский  институт развития образования»). В данной статье даётся краткий анализ  результатов исследования и психолого­педагогической коррекции особенностей  эмоционального развития умственно­отсталых младших школьников,  воспитывающихся в разных условиях. Из выбранной статьи видно, что большое  влияние на личность воспитанника детского дома оказывает «социальная среда  развития». Проблема исследования в статье отражена не ясно, но из текста  можно предположить, что изучению личностного развития и эмоционально­ волевой сферы умственно отсталых младших школьников, находящихся в  условиях социальной депривации, уделяется мало внимания и проводится  относительно мало исследований.              Актуальность исследования состоит в необходимости разработки и  апробировании программы психолого­педагогической коррекции личностного  развития умственно отсталых воспитанников интернатных учреждений.       Разработанная программа коррекции может быть полезна в работе с  умственно отсталыми младшими школьниками при решении проблем, связанных с нарушениями эмоциональной сферы и преодолением тревожности.        Автор статьи не указывает, что является объектом и предметом данного  исследования, но можно предположить, исходя из общего контекста, что объект  исследования – учащиеся первых классов в возрасте 7­9 лет; предмет  исследования – выявление особенностей эмоциональной сферы умственно  отсталых младших школьников.        Целью исследования явилась попытка изучения своеобразия эмоциональной  сферы умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных  социальных условиях. В соответствии с целью исследования были поставлены  следующие задачи:­ изучить особенности личностного развития учащихся первых классов с разным  уровнем интеллектуального развития и находящихся в разных социальных  условиях воспитания и обучения;  ­ выявить особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей­сирот и детей, лишённых родительского попечительства;  ­ разработать и апробировать программу психолого­педагогической коррекции  личностного развития умственно­отсталых воспитанников интернатных  учреждений.        Гипотеза в данном научном отчёте не сформулирована, но логика  исследования показывает, что исходным могло быть предположение о том, что  разработанная программа психокоррекции нарушений эмоциональной сферы и  преодоления тревожности у умственно отсталых детей в некоторой степени  будет способствовать позитивным изменениям.        По данным сравнительного метода исследования было выявлено, что  высокий уровень тревожности наблюдается в основном у детей из учреждений  интернатного типа, независимо от уровня их интеллекта.        При исследовании использовался метод наблюдения за детьми, а также  проводился анализ официальной документации. Для проведения сравнительного исследования были использованы следующие методики:  1. Модифицированный вариант методики «Лесенка» (С.Г. Якобсон и В.Г. Щур)  для определения уровня самооценки и уровня притязаний.  2. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена для сравнения уровня  тревожности в типичных для ребёнка ситуациях общения с другими людьми.  3. Рисуночный тест С. Розенцвейга для исследования фрустрационного  реагирования.        В эксперименте участвовало 4 группы детей в возрасте 7­9 лет, обучавшихся  в первых классах:  1­я группа – учащиеся специальной коррекционной школы­интерната VIII вида  для детей­сирот и детей, лишённых родительского попечительства;2­я группа – воспитанники детского дома;  3­я группа – учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида,  воспитывающиеся в семье; 4­я группа – учащиеся общеобразовательной школы.     Всего было обследовано 120 детей с разным уровнем интеллекта. Дети 1­й и 3­ й групп имели диагноз «олигофрения в степени дебильности» (лёгкой и  умеренно выраженной), установленный районной и областной ПМПК.        В данной статье не отражено когда и в какие сроки было проведено  исследование.        В этой статье приведена сравнительная таблица сопоставления уровней  желаемой, возможной и реальной самооценки первоклассников при ответах «за  себя» (%).        Вторичной обработке, статистическому анализу полученные данные не  подвергались.        При проведении качественного анализа обнаружилось, что их тревожность  связана с неудачами в общении, особенно в ситуациях, моделирующих  отношения «ребёнок – ребёнок».        Анализ полученных данных по методике Розенцвейга показал, что у всех  детей, независимо от интеллекта и условий развития, преобладают  поведенческие реакции, которые свидетельствуют о наличии повышенных  требований, предъявляемых ими к окружающим.        Проведённый анализ особенностей эмоционально­личностных качеств  умственно отсталых младших школьников, находящихся в условиях социальной  депривации, позволяет сделать следующие выводы:  ­ специфическая средовая ситуация развития интернатных учреждений  (недостаток эмоционально положительных отношений, дефицит эмоциональных  контактов с окружающими, постоянное стремление умственно отсталого  ребёнка к признанию педагогами) затрудняет позитивное эмоциональное  развитие;­ условия жизни не направлены на развитие способностей воспитанников и на  формирование адекватной самооценки;  ­ не создаются оптимальные условия для обеспечения психологического  комфорта в условиях детского дома и предоставление воспитаннику  разнообразных возможностей для самоутверждения в условиях детского дома;  ­ отношение воспитателей к детям в детском доме формирует у них  безынициативность, высокую тревожность, враждебность, готовность к  послушанию, психологическую зависимость от взрослых.     С учётом результатов проведённого исследования была разработана  программа коррекции нарушений эмоциональной сферы и преодоления  тревожности у умственно отсталых детей, находящихся в условиях социальной  депривации. В содержание этой программы входили психофизиологические,  психологические, психотерапевтические, психокоррекционные, а также  педагогические методы и приёмы. Эта программа была рассчитана на целый  учебный год. В результате психокоррекционной работы, направленной на  формирование эмоциональной сферы, у умственно отсталых детей произошли  достаточно заметные позитивные изменения: появилась уверенность в себе,  готовность к общению, снизились тревожные проявления, стали адекватнее  самооценка, уровень притязаний.     Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности обучения  педагогов (в системе повышения квалификации) пониманию различных  стратегий фрустрационного поведения у детей, умению предупреждать  формирование его неконструктивных форм, способствуя тем самым овладению  детьми своим поведением, развитию их уверенности в собственных  возможностях.     В данной статье недостаточно полно было представлено исследование, сроки  его проведения, теоретическая и практическая значимость, отсутствовала  гипотеза, предмет и объект исследования, проблема исследования.Министерство образования и науки РФ                               Федеральное государственное бюджетное                                                образовательное учреждение                                                           высшего профессионального образования                     «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»                             Институт психологии, педагогики и социальной работы                   Направление подготовки «Психолого­педагогическое образование»                                          Профиль «Психология образования»     Методологический анализ статьи Е.А. Колотыгина     «Особенности эмоционального развития умственно      отсталых младших школьников, находящихся в       разных социальных условиях» (ГОУ «Нижегородский       институт развития образования», журнал       «Дефектология» №1,2008)                                                                  Выполнила: Ванцева Е.А.                                                                                      группы 4153, 4 курс                                                                                     Руководитель практики:                                                                                     Макеева Е.А.2014 год Дневник по научно­психологической практике Институт психологии, педагогики и социальной работы Направление подготовки «Психолого­педагогическое  образование (психология образования)» студентки 4 курса, группы 4153 Ванцевой Евгении Анатольевны

Посмотрите также