Анализ статьи по дефектологии по плану; выявление всех существенных недостатков при проведении методик. При чтении анализа данной статьи вам будет над чем поразмыслить, может что-то добавить своё - идеи. Будет очень интересно и забавно. Удачи вам всем в этом начинании!
анализ статьи.doc
Статья на тему «Особенности эмоционального развития умственно отсталых
младших школьников, находящихся в разных социальных условиях» из журнала
по дефектологии №1, 2008 г. (автор Е.А. Колотыгина, ГОУ «Нижегородский
институт развития образования»). В данной статье даётся краткий анализ
результатов исследования и психологопедагогической коррекции особенностей
эмоционального развития умственноотсталых младших школьников,
воспитывающихся в разных условиях. Из выбранной статьи видно, что большое
влияние на личность воспитанника детского дома оказывает «социальная среда
развития». Проблема исследования в статье отражена не ясно, но из текста
можно предположить, что изучению личностного развития и эмоционально
волевой сферы умственно отсталых младших школьников, находящихся в
условиях социальной депривации, уделяется мало внимания и проводится
относительно мало исследований.
Актуальность исследования состоит в необходимости разработки и
апробировании программы психологопедагогической коррекции личностного
развития умственно отсталых воспитанников интернатных учреждений.
Разработанная программа коррекции может быть полезна в работе с
умственно отсталыми младшими школьниками при решении проблем, связанных
с нарушениями эмоциональной сферы и преодолением тревожности.
Автор статьи не указывает, что является объектом и предметом данного
исследования, но можно предположить, исходя из общего контекста, что объект
исследования – учащиеся первых классов в возрасте 79 лет; предмет
исследования – выявление особенностей эмоциональной сферы умственно
отсталых младших школьников.
Целью исследования явилась попытка изучения своеобразия эмоциональной
сферы умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных
социальных условиях. В соответствии с целью исследования были поставлены
следующие задачи: изучить особенности личностного развития учащихся первых классов с разным
уровнем интеллектуального развития и находящихся в разных социальных
условиях воспитания и обучения;
выявить особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детейсирот и
детей, лишённых родительского попечительства;
разработать и апробировать программу психологопедагогической коррекции
личностного развития умственноотсталых воспитанников интернатных
учреждений.
Гипотеза в данном научном отчёте не сформулирована, но логика
исследования показывает, что исходным могло быть предположение о том, что
разработанная программа психокоррекции нарушений эмоциональной сферы и
преодоления тревожности у умственно отсталых детей в некоторой степени
будет способствовать позитивным изменениям.
По данным сравнительного метода исследования было выявлено, что
высокий уровень тревожности наблюдается в основном у детей из учреждений
интернатного типа, независимо от уровня их интеллекта.
При исследовании использовался метод наблюдения за детьми, а также
проводился анализ официальной документации. Для проведения сравнительного
исследования были использованы следующие методики:
1. Модифицированный вариант методики «Лесенка» (С.Г. Якобсон и В.Г. Щур)
для определения уровня самооценки и уровня притязаний.
2. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена для сравнения уровня
тревожности в типичных для ребёнка ситуациях общения с другими людьми.
3. Рисуночный тест С. Розенцвейга для исследования фрустрационного
реагирования.
В эксперименте участвовало 4 группы детей в возрасте 79 лет, обучавшихся
в первых классах:
1я группа – учащиеся специальной коррекционной школыинтерната VIII вида
для детейсирот и детей, лишённых родительского попечительства; 2я группа – воспитанники детского дома;
3я группа – учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида,
воспитывающиеся в семье;
4я группа – учащиеся общеобразовательной школы.
Всего было обследовано 120 детей с разным уровнем интеллекта. Дети 1й и 3
й групп имели диагноз «олигофрения в степени дебильности» (лёгкой и
умеренно выраженной), установленный районной и областной ПМПК.
В данной статье не отражено когда и в какие сроки было проведено
исследование.
В этой статье приведена сравнительная таблица сопоставления уровней
желаемой, возможной и реальной самооценки первоклассников при ответах «за
себя» (%).
Вторичной обработке, статистическому анализу полученные данные не
подвергались.
При проведении качественного анализа обнаружилось, что их тревожность
связана с неудачами в общении, особенно в ситуациях, моделирующих
отношения «ребёнок – ребёнок».
Анализ полученных данных по методике Розенцвейга показал, что у всех
детей, независимо от интеллекта и условий развития, преобладают
поведенческие реакции, которые свидетельствуют о наличии повышенных
требований, предъявляемых ими к окружающим.
Проведённый анализ особенностей эмоциональноличностных качеств
умственно отсталых младших школьников, находящихся в условиях социальной
депривации, позволяет сделать следующие выводы:
специфическая средовая ситуация развития интернатных учреждений
(недостаток эмоционально положительных отношений, дефицит эмоциональных
контактов с окружающими, постоянное стремление умственно отсталого
ребёнка к признанию педагогами) затрудняет позитивное эмоциональное
развитие; условия жизни не направлены на развитие способностей воспитанников и на
формирование адекватной самооценки;
не создаются оптимальные условия для обеспечения психологического
комфорта в условиях детского дома и предоставление воспитаннику
разнообразных возможностей для самоутверждения в условиях детского дома;
отношение воспитателей к детям в детском доме формирует у них
безынициативность, высокую тревожность, враждебность, готовность к
послушанию, психологическую зависимость от взрослых.
С учётом результатов проведённого исследования была разработана
программа коррекции нарушений эмоциональной сферы и преодоления
тревожности у умственно отсталых детей, находящихся в условиях социальной
депривации. В содержание этой программы входили психофизиологические,
психологические, психотерапевтические, психокоррекционные, а также
педагогические методы и приёмы. Эта программа была рассчитана на целый
учебный год. В результате психокоррекционной работы, направленной на
формирование эмоциональной сферы, у умственно отсталых детей произошли
достаточно заметные позитивные изменения: появилась уверенность в себе,
готовность к общению, снизились тревожные проявления, стали адекватнее
самооценка, уровень притязаний.
Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности обучения
педагогов (в системе повышения квалификации) пониманию различных
стратегий фрустрационного поведения у детей, умению предупреждать
формирование его неконструктивных форм, способствуя тем самым овладению
детьми своим поведением, развитию их уверенности в собственных
возможностях.
В данной статье недостаточно полно было представлено исследование, сроки
его проведения, теоретическая и практическая значимость, отсутствовала
гипотеза, предмет и объект исследования, проблема исследования. Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Направление подготовки «Психологопедагогическое образование»
Профиль «Психология образования»
Методологический анализ статьи Е.А. Колотыгина
«Особенности эмоционального развития умственно
отсталых младших школьников, находящихся в
разных социальных условиях» (ГОУ «Нижегородский
институт развития образования», журнал
«Дефектология» №1,2008)
Выполнила: Ванцева Е.А.
группы 4153, 4 курс
Руководитель практики:
Макеева Е.А. 2014 год
Дневник по научнопсихологической практике
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Направление подготовки «Психологопедагогическое
образование (психология образования)»
студентки 4 курса, группы 4153
Ванцевой Евгении Анатольевны
Анализ статьи
Анализ статьи
Анализ статьи
Анализ статьи
Анализ статьи
Анализ статьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.