Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе
Оценка 4.8

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
26.03.2018
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе
Цель: обучение восприятию и интерпретации лирического произведения, ориентируясь на идейно-образный и стилистический уровни строения стихотворения. Для выявления уровней производится анализ лексических средств произведения и группировка их по частям речи. Задачи: • обучающая – обучение умению выделить и разделить идейно-образный и стилистический уровни строения стихотворения с помощью анализа лексических средств; • развивающая – развитие умения определять и обосновывать мотивы лирического произведения, анализировать средства выразительности; • воспитывающая – воспитание чувства красоты слова, понимания поэтического гения А.С. Пушкина. Проблема урока: разграничение уровней строения стихотворения на основе отбора лексических средств.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Предчувствие.doc
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе Цель: обучение восприятию и интерпретации лирического произведения, ориентируясь на идейно­образный и  стилистический уровни строения стихотворения. Для выявления уровней производится анализ лексических средств произведения и группировка их по частям  речи. Задачи:    обучающая – обучение умению выделить и разделить идейно­образный и стилистический уровни  строения стихотворения с помощью анализа лексических средств; развивающая – развитие умения определять и обосновывать мотивы лирического произведения,  анализировать средства выразительности; воспитывающая – воспитание чувства красоты слова, понимания поэтического гения А.С. Пушкина. Проблема урока: разграничение уровней строения стихотворения на основе отбора лексических средств. 1. Лекция учителя. Анализ стихотворения предполагает анализ трех его уровней. Первый или верхний уровень – идейно­образный. То есть определить идеи и эмоции лирического героя – это  первый подуровень, а затем – образы и мотивы стихотворения. Это второй подуровень. Второй уровень, средний, – стилистический. Здесь рассматриваются слова по отдельности лексика  стихотворения, слова в переносных значениях; и синтаксис – сочетания слов. А теперь схематично обобщим лекцию. Три уровня анализа: 1. Идейно­образный: идеи и эмоции; образы и мотивы. 2. Стилистический: тропы и фигуры; синтаксис. 3. Фонетический: звуковой. Итак, рассказывать о стихотворении нужно в три этапа. 1. Какое впечатление вызывает? 2. Как оно создается? Какими средствами? 3. Каковы особенности его звучания? Но бывает так, что лирическое произведение далеко от опыта переживания читателя или принадлежит к другой эпохе, или художественный мир поэта сложен, метафоричен. Тогда остается третий путь – механический:  чтение по частям речи. Выписываем все существительные, группируя по тематике, потом все прилагательные,  глаголы. Из этих слов складывается художественный мир произведения. Существительные дают представление  о предметном составе или образах. Прилагательные – об эмоциональности. Глаголы – действия и состояния или  мотивы. Именно эту работу мы сейчас выполним. 2. Самостоятельная работа по группам Первая группа выписывает существительные, вторая – прилагательные, третья – глаголы. 3. Проверка Существительные объединились в 4 группы:   тучи, тишина, буря, пристань; рок, беда, судьба, жизнь, разлука, час, дни;   презренье, непреклонность, терпение, юность, воспоминанье, душа, сила, гордость, упованье,  отвага; рука, взор. 4. Анализ тематики существительных – Что представляют слова первой группы? (Предметы пейзажа.) – В каком взаимоотношении находятся эти понятия? Тучи – буря; тишина – пристань. – Что «подсказывает» пейзаж? (Противоречие.) – В каком значении употреблены слова? (В переносном.) – Что означает эта метафора? (Ожидание жизненных невзгод, несчастий.) – Что представляют слова второй группы? (Философские понятия.) Распределите их по близости значений: жизнь – час – дни. – К какой категории отнесем их? (Время.) Рок – беда – судьба – жизнь – разлука – ангел (2 раза). – Что представляют эти слова? (С одной стороны, это неизбежные несчастья, разлука с возлюбленной, с другой  – ангел – надежда и спасение.) Третья группа слов. – Что объединяет их? (Эти слова о чувствах человека, его внутреннем мире.) – Распределите по близости значений: презренье – непреклонность – сила – гордость – отвага; терпенье – душа – упованье; юность – воспоминанье. О чем четвертая группа слов? (О внешности человека.) – Итак, о чем рассказали нам существительные? Предположительно тема лирического произведения – ожидание неизбежного несчастья, беды и в то же время – надежда на спасение, помощь ангела. – Какова роль образа ангела? (Это возлюбленная героя.) Лирический герой, с одной стороны, борется с  судьбой, с другой – принимает ее. Основной конфликт – между внешними обстоятельствами и внутренним  миром. Завистливый рок, гордая юность, неизбежный гордый час, последний раз, кроткий,  безмятежный ангел, нежный взор, юные дни. 5. Анализ прилагательных – Распределите по группам: завистливый – неизбежный – последний; гордый; кроткий – безмятежный – нежный  – юные. – Что означает эпитет «завистливый рок»? – Что помогает лирическому герою противостоять? 6. Анализ глаголов Распределите глаголы на глаголы состояния и действия. Состояния: утомленный – спасенный – жду – предчувствуя – опечалься. Действия: собралися, угрожает, сохраню, заменит, понесу, найду, хочу, сжать, молви, подыми, опусти. – В каком времени употреблены глаголы? (В прошедшем, настоящем и будущем.) – Динамичен или статичен художественный мир произведения? – Перескажите лирический сюжет стихотворения. – Что является основным событием? (Напряженное ожидание опасности.) – Каков образ лирического героя? 7. Характеристика времени и пространства стихотворения – Какова точка авторского зрения? (Откуда он «взирает»?) – Что представляет собой пространство стихотворения? (Где находится герой?) – Подвижно ли пространство? (Нет, оно «интериоризовано», то есть «внутри лирического героя».) – По сравнению со статичным пространством, что здесь подвижно, меняется? – Как представлено время? – Каково расстояние между прошлым и будущим? – Как вы думаете, почему оно все время сокращается? – Какое философское наблюдение скрыто за этим сжатием времени? – Прокомментируйте последние четыре строки стихотворения: И твое воспоминанье // Заменит душе моей // Силу, гордость, упованье // И отвагу юных дней. 8. Определение размера стихотворения. Наблюдение над ритмом произведения Сно­ва ту­чи на­до мно­ю // Со­бра­ли­ся в вы­ши­не // Рок за­вист­ли­вый бе­до­ю уг­ро­жа­ет сно­ва мне (4­ стопный хорей). Самое удивительное, что в русском четырехстопном хорее на первой стопе ударение пропускалось часто, а на  второй – крайне редко. Но закон этот был сформулирован только в XX веке. А.С. Пушкин этого знать не мог, а  руководствовался безошибочным чувством ритма. Сравните: «Угрожает снова мне» и «Снова угрожает мне». Что меняется при такой смене ритма? «Равнодушно бури жду» и «Бури равнодушно жду»; «Неизбежный грозный час» и «Грозный неизбежный час». – Как вы думаете, почему поэт не остановился на таком, более принятом в XIX веке ритме? 9. Домашнее задание. Анализ стихотворения. Литература Гаспаров М. Методика анализа // О русской поэзии. СПб.: Азбука, 2001.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018