Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом. Ход урока Учитель: Литературная эпоха рубежа 19–20 веков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Один из первых исследователей этой эпохи Венгеров отмечает: “Ни один из предыдущих периодов нашей литературы не знал такого количества литературных имен, не знал такого быстрого достижения известности, таких головокружительных книгопродавческих успехов…” Если рассматривать пространство с 1890 по 1910 годы, то получается впечатление какого-то калейдоскопа. Хотя русский символизм и возник как цельное направление, но очень скоро преломился в ярких, независимых индивидуальностях. Кто из поэтов, на ваш взгляд, является наиболее ярким представителем русского символизма?
Иконка файла материала Анализ стихотворения К. Бальмонта Фантазия.doc
Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия" Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта,  разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в  целом. Ход урока Учитель: Литературная эпоха рубежа 19–20 веков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное  именами Пушкина, Лермонтова, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает  стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Один из первых исследователей  этой эпохи Венгеров отмечает: “Ни один из предыдущих периодов нашей литературы не знал такого количества  литературных имен, не знал такого быстрого достижения известности, таких головокружительных  книгопродавческих успехов…” Если рассматривать пространство с 1890 по 1910 годы, то получается  впечатление какого­то калейдоскопа. Хотя русский символизм и возник как цельное направление, но очень  скоро преломился в ярких, независимых индивидуальностях. Кто из поэтов, на ваш взгляд, является наиболее  ярким представителем русского символизма? Ученик: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб… Учитель: Одним предложением назовите яркую особенность поэтики каждого. Ученик: В.Брюсов – всему творчеству присущ материалистический взгляд на мир; в его поэзии нет мистической  символики, характерной для символистов; его лирический герой – индивидуалист, не принимающий  современность, поклоняющийся только искусству; Д.Мережковский – характерны осознание рокового  одиночества, раздвоенность личности, проповедь красоты; З.Гиппиус – мистицизм, душевная тоска,  одиночество, разлад действительности и мечты; К.Бальмонт – неприятие внешнего мира, скорбь,  возвеличивание любви, природы; мощная музыкальность стиха; его поэзия импрессионистична; Ф.Сологуб –  глубоко пессимистичная поэзия; характерны мифологические и фольклорные образы. Учитель: Но ведь в их творчестве и очень много общего. Ученик: Да, общее – это их стремление с помощью художественных образов­символов, часто загадочных по  смыслу, отразить в художественной литературе тайные стороны бытия; они верили в спасительную миссию  красоты и протестовали против действительности, уверенные в неблагополучии и гибели современного  общественного устройства. Учитель: Сегодня мы вновь обратимся к творчеству уникального, самобытного поэта. Поэта, которым  восхищались, которого называли гением. Итак, К.Бальмонт, стихотворение “Фантазия”. Год написания – 1893.  Какие события в жизни и творчестве Бальмонта произошли в этот период? Ученик: В 1892 году Бальмонт впервые посещает Скандинавию, которую не просто полюбил, но и сроднился с  нею. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге стихов “Под северным небом”, где вторым  стихотворением была “Фантазия”. Этот сборник стихов стал не только знаменательным событием в творческой  биографии Бальмонта, но и ознаменовал новое художественное направление – символизм. В ряде  стихотворений еще заметно подражание Фету, Тютчеву, но во всем чувствовался свежий, оригинальный  поэтический дар. Чтение стихотворения наизусть. Учитель: Если посмотреть на стихотворение, то визуально можно выделить 3 строфы, 3 смысловые части. Беседа с классом по первой смысловой части. Какая картина нарисована Бальмонтом в 1 части? – Картина спящего зимнего леса. Природа погружена не  просто в сон, а состояние умиротворенного покоя, все овеяно дремотой, ленью (“спокойно дремлют”, “отрадно  почивать”). Автор вроде бы описывает реальный материальный мир, но, читая стихотворение, мы как будто  отрываемся от земных реалий и отправляемся в какой­то сказочный, загадочный мир, фантастический  (вспоминается почему­то сказка А.Роу “Морозко”). Как поэт достигает этого? Что мы видим? – Мы видим не сосны, ели и березы, а их очертания. Кажется, что если закроешь глаза на миг и вновь их откроешь, они уже исчезнут. Мы видим не саму луну, а только “искры лунногосиянья”, “яркий блеск”. Появляется ощущение мгновения, мига, легкости, зыбкости, переменчивости  происходящего. Что мы слышим? – Мы слышим “роптанье ветра”, “тихий стон метели”, шепот елей и сосен  (помогает аллитерация “щ”, “ш”, “ч”, “т”, “с”). Кажется, что кто­то приложил палец к губам и тихо произносит: “Т­с­ с­с”. Какому изобразительному средству отдает предпочтение Бальмонт? – Олицетворению. Перед нами живой  образ природы. Она живет, хотя и “спит”; за ее дремотой скрывается бурная внутренняя жизнь: лес  “вещий”(предвидящий будущее, пророческий), “исполнен тайных грез” (мечты, никому неизвестные, скрытые,  глубоко личные) и т.д. И только предпоследняя строчка “Ни о чем не вспоминая, никого не проклиная” указывает на присутствие лирического героя, глубоко взволнованного. Какие образы – символы встречаются в первой смысловой части? – Образ луны. Луна – это внеземной мир, мир  грез, фантазии, где рождается философская мысль, где приходит творческая фантазия, воображение; мир,  очень далекий от реальности. Луна ассоциируется с космосом, а космос – с вечностью, вечность – с  бессмертием. Вспомним, как в 1942 году в Париже больной и нищий Бальмонт, прощаясь с жизнью, с солнцем, с  поэзией, говорил, что он уйдет по Млечному пути в вечность: “Достаточно я был на этом берегу… Свершив  заветное, час ночи стерегу, Чтоб в Млечном быть Пути, Где новых звезд зачатье…”. Также встречаются образы  – символы свободных стихий метели и ветра (мы понимаем, что воображение поэта ничем не сковано, ему сейчас ничего не мешает, поэт волен, свободен…). Выступление учащегося по теме: “Образы – символы в творчестве Бальмонта”. Бальмонт часто использует различные образы – символы. Проанализировав 3 сборника стихотворений поэта  (“Под северным небом”, “Тишина”, “В безбрежности”), я пришел к выводу, что одним из самых частых является  образ луны. Вот несколько строчек из стихотворений: “Отчего нас всегда опьяняет Луна? Оттого, что она  холодна и бледна. Слишком много сиянья нам Солнце дает, И никто ему песни такой не споет, Что Луне, при  Луне, между темных ветвей, Ароматною ночью поет соловей”; “Когда Луна сверкает во мгле ночной Своим  серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным”  (“Лунный свет”); “На алмазном покрове снегов, Под холодным сияньем Луны, Хорошо нам с тобой… Как отрадно  мечтать и любить… В царстве чистых снегов, В царстве бледной Луны” (Без улыбки, без слов”). “Ветра вечернего вздох замирающий. Полной Луны переменчивый лик. Радость безумная. Грусть непонятная.  Миг невозможного. Счастия миг”. (“Песня без слов”). В следующих сборниках стихов (например, “Горящие  здания”) Луна встречается несколько реже, называется “гаснущей”, “бледной”, “умирающей”, но уже в более  позднем сборнике “Будем как солнце” Луна вновь становится частым образом – символом, хотя поэт и говорит,  что он “в этот мир пришел, чтоб видеть солнце”. Сами названия стихотворений сборника говорят об этом:  “Восхваление Луны”, “Влияние Луны”, “Новолуние”, “Лунное безмолвие”. Можно сделать вывод о том, что Луна  для Бальмонта “владычество великой тишины”; эта загадочная царица снов и мечтаний знаменует собой иную  сторону бытия, мир неявленный, сокровенный. Луна – это символ другого, красивого мира, мира грез и видений,  это уход от настоящего в возвышенный мир. Недаром он писал: “Я жить не могу настоящим, Я люблю  беспокойные сны…” Беседа с классом по второй смысловой части. Во 2 части перед читателем как бы раскрываются врата в безбрежный и чудесный мир воображения, фантазии,  далекий от реальности, но который так волнует поэта, зовет лирического героя в дальний путь. Как в  калейдоскопе, сменяются здесь лики зимней ночи, ее мгновенья, и также быстро меняется бальмонтовская  фантазия. Что мы теперь слышим? – Уже “вздохи”, “моленье”, природу точно томят тревога, “тоска”, но здесь же  – “упоенье”, т.е. состояние восторга, наслаждения. Часто используются во 2 части лексические повторы, слова  повторяются, словно баюкают (как не вспомнить В.Маяковского, который говорил, что “стихи Бальмонта  плавные и мерные, как качалки и турецкие диваны…”!). Но это состояние характерно не только природе. Кому  еще? – Человеку, лирическому герою. Мы уже вместе с лирическим героем ощущаем это состояние восторга.  Появляются “духи ночи” (заветные желания, воспоминания), иногда воспоминания о прошлом мучают, душе  становится больно. Возникает какая­то тревога (“точно им чего­то жаль”). А чего же жаль лирическому герою? – Жаль, что все это – не наяву, что это сказочный обман (“то, что людям не приснится”). Лирический герой  философски подходит к этому. Беседа с классом по третьей смысловой части. В третьей, самой маленькой части, все возвращается на круги своя. Уже нет ни напряженности, ни роковых  тайн, ни риторических вопросов. С чего начинается 3 часть? – С союза “а”, вторая и третья части  противопоставляются, а первая и третья части как бы обрамляют вторую. В 3 части все успокоилось (“сладко  дремлют”, “безучастно… внемлют”, “с спокойствием приемлют”). Почему? – Наверное, и природа, и лирическийгерой готовятся к встрече с новыми впечатлениями. Еще много будет прекрасных мгновений, открытий. А это  был лишь краткий миг в нескончаемом потоке времени. – Да, Бальмонт смог “остановить мгновенье”,  запечатлеть его в стихотворении, он показал нам личное, при этом сиюминутное восприятие ночи. Он художник  – импрессионист (вспоминаются слова Гете: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно”).  В чем же смысл названия стихотворения? – Фантазия – способность к творческому воображению, которое  достигает своей кульминационной точки тогда, когда мир природы и внутренний мир человека находятся в  гармонии. Гармонии величественного мира природы, необъятного космоса и безграничных недр человеческой  души, видений, грез и мечтаний каждого из нас. Бальмонт очень любил цвет (вспомните хотя бы “Красный парус в синем море, в море голубом…”). Но в этом  стихотворении “Фантазия” практически отсутствует цветовая гамма. Почему? – Бальмонт сознательно делает  акценты на слуховом, осязательном, зрительном восприятии окружающей действительности. Лишь  жизнеутверждающий эпитет “светлый” встречается в стихотворении. Следует отметит, что в стихотворении  отсутствует ярко выраженное деление на отдельные строфы. Почему? – Это объясняется тем, что автор  изначально задумал стихотворение очень музыкального, напевного плана. Ведь Бальмонт был музыкально  одарен. Музыка в его творчестве заливает все. На его стихах, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки.  Около 500 романсов создано на его стихи. Произведение “Фантазия” не читается, а поется, и этому  способствуют внутренние рифмы, к которым так часто прибегает поэт. Действительно, читаешь Бальмонта –  попадаешь в сказку, слушаешь весну. Заключительное слово. Каждой весной в г. Шуе Ивановской области открывается яркий и интересный  праздник – детский Бальмонтовский фестиваль поэзии “Солнечный эльф”, в котором принимают участие дети  всех школ города. Фестиваль посещает много гостей, в том числе и дочь К.Бальмонта С.К.Шаль. Фестиваль  длится целую неделю, в течение которой дети посещают выставки, вернисажи рисунков по произведениям  К.Бальмонта, в рамках фестиваля проводится и конкурс на лучшее прочтение стихов поэта. Поэта помнят, так  как каждая строчка его произведений не может не задеть самых нежных и тонких струн любой человеческой  души, а утонченное восприятие Бальмонтом природы не оставит равнодушным ни одного читателя. Домашнее задание: прочитать стихотворение “Алыча”, ответить на вопрос: “Какие характерные черты  самобытного творчества К.Бальмонта проявились в этом стихотворении?”

Посмотрите также