Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс
Оценка 4.7

Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
26.03.2018
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс
Тема: В поэтическом мире стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме». Основные установки: • на понимание смыслового богатства стихотворения; • на дальнейшее развитие читательского опыта. Цели урока: • активизация опыта восприятия и истолкования лирического произведения (в соответствии с Программой по литературе для 8 класса); • формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения; • приобщение учащихся к творческой деятельности. Форма урока: литературная беседа. Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского. Подготовка к уроку: • вспомнить структуру анализа лирического произведения; • повторить определения следующих терминов: лирика, лирический герой, композиция, ритм, стихотворный размер, средства художественной изобразительности;
Анализ стихотворения Н.Рубцова Видения на холмах.doc
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс Тема: В поэтическом мире стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме». Основные установки:   на понимание смыслового богатства стихотворения; на дальнейшее развитие читательского опыта. Цели урока:  активизация опыта восприятия и истолкования лирического произведения (в соответствии с Программой  по литературе для 8 класса);  формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения;  приобщение учащихся к творческой деятельности. Форма урока: литературная беседа. Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского. Подготовка к уроку:   вспомнить структуру анализа лирического произведения; повторить определения следующих терминов: лирика, лирический герой, композиция, ритм,  стихотворный размер, средства художественной изобразительности; Ход урока …стихотворение с беспредельным, самородным началом… Слово учителя. Установки урока. Вступление к анализу произведения (данный урок проводится после  изучения стихотворения Н.Рубцова «Русский огонек»): Вопросы к классу: Какой лейтмотив стихотворения? Основная мысль? Основной образ? Тихий свет скромного огонька, в «предчувствии тревожном» горящего для всех «в бескрайнем мертвом поле», во мгле, рождает у лирического героя «добрую веру» в жизнь, желание за добро расплатиться добром, а за  любовь – любовью. Каков лирический герой в стихотворении «Видения на холме», что его тревожит, что он любит? Русь для  Рубцова – самое дорогое, что он оставляет на этом свете. Бесприютный и неприкаянный странник, познавший  холод и бездомье, поэт любил Россию так, как любят самых близких людей – мать и отца. Выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» (один из самых эмоциональных  моментов урока) Выявление и активизация опыта первичного восприятия.  Вопросы и задания для беседы:  Поделитесь впечатлениями от встречи со стихотворением Н. М. Рубцова. Кто является лирическим   героем стихотворения «Видения на холме»? Вспомните структуру анализа лирического произведения и запишите его план в левой части тетради  (работа проводится коллективно). Правую сторону тетради старшеклассники заполняют самостоятельно. Первоначальная запись может выглядеть следующим образом:  Основная тема и мотивы.    Интонационно­синтаксические средства художественной выразительности. Композиционное строение. Ритмическая организация стихотворения. Вспомнив структуру анализа лирического произведения, школьники должны придумать как можно больше  вопросов к стихотворению и постараться на них ответить.  В процесс данной творческой деятельности включается и учитель. Цель педагога в данном случае связана с  совершенствованием навыков анализа поэтического текста у старшеклассников. Например, на данном этапе  урока формулировались вопросы:        Какая тема стихотворения, на ваш взгляд, главная? Какой видит свою родину поэт? Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России? Что им  противопоставляется в стихотворении? Какова композиция стихотворения? Какие выразительные средства использует поэт? строфического и стихового членения этого поэтического текста? Как воплощается в этом стихотворении основная для лирики Р. антитеза «Свет­мгла»? Какие уже  знакомые образы появляются вновь? Какие картины «грозного раздора» в миг прозрения увидел лирический герой будто «наяву»? Что  беспокоит поэта? Какие опасности подстерегают Русь? Кто они, «иных времен татары и монголы»?  На осмысление названия стихотворения: что такое видение? Связываю с картиной М.Нестерова  «Видение отроку Варфоломею». Ниже привожу примеры ответов на некоторые вопросы. Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека  осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в  полудреме не знает пространственных и временных границ, черпает силы в том, что было давно с человеком и  его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем,  видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой  башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он  переживает как непреходящую личную боль. Рубцову было свойственно глубочайшее чувство исторического прошлого. В стихотворении оно раскрывается с  наибольшей силой. Перед нами прошлое, настоящее и перспектива будущего. Перед глазами лирического героя  предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро­монгольское нашествие,  затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует  многоточие в конце первой строфы). Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в  пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы  истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол –  впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее в глубь веков. Лексический пласт подчеркивает  далекое прошлое. Традиционно­поэтическое дол органично вписывается в идейно­художественный план  произведения. Обращаем внимание на тщательно продуманную композицию стихотворения. Оно состоит из четырех восьми­ девятистрочных строф пятистопного ямба, обособленных не только обычными пробелами и многоточиями,  завершающими каждую строфу. Важную роль играет и графическое выделение в отдельную строку  эмоционально напряженного повтора кресты, кресты: лирический герой медленным взглядом охватывает  бесконечный ряд крестов, этих безмолвных свидетелей людского горя. Интонационно эта строка не сливается  ни с предыдущей, ни последующей строками. Возникает пауза, в течение которой в душе лирического героя  окончательно созревает горькое осознание – «Я больше не могу!» Формальное деление стихотворения на четыре строфы четко отражает ход грустных размышлений поэта и  смену чувств и настроений. Слово учителя. В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: «Первая строка стихотворения  всегда очень важна; это своего рода камертон, задающий всю мелодию. Но мало того: в лирической миниатюре  (а большинство стихотворений Николая Рубцова состоит из 12­24 строк) первая строка по своей весомости  сравнима с прологом или начальной главой романа».  Перечитайте первую строку стихотворения «Видения на холме». Согласны ли вы с мнением ученого? Обоснуйте  свой ответ.  Слово учителя. Обратите внимание, что эмоциональным настроением эта строка перекликается с последней  строфой, образуя кольцевую композицию произведения, здесь несколькими штрихами поэт создает  выразительную, полную гармонии, чарующую картину жизни: Cмирно на лугу Траву жуют стреноженные кони. Заржут они – и где­то у осин Подхватит эхо медленное ржанье, И надо мной –  бессмертных звезд Руси, Спокойных звезд безбрежное мерцанье… Кони, пасущиеся в поле, издавна служили в народной поэзии символом мира, спокойствия, вольности. Творчески используя этот символ, Рубцов подчеркивает его значение эпитетом стреноженный (треножить –  значит связывать путами обе передние ноги животного с третьей или только передние ноги. Никому в голову не  придет стреножить коней в неспокойной, тревожной обстановке. Значение «спокойный, лишенный тревог»  несут в себе и наречие смирно, и несколько неожиданный на первый взгляд эпитет медленное  ржанье (медленный – «неторопливый, неспешный», то есть спокойный). Не нарушает тишины и далекое (но слышное в тишине) эхо, откликнувшееся на спокойное ржание коней. Композиционной основой произведения служит контраст между «видениями» прошлого и реальностью.  Альтернативой «грозному раздору» звучит мотив тишины и покоя, в четвертой, заключительной строфе. Накопление эпитетов в последних строчках (бессмертных, спокойных, безбрежное) настойчиво утверждает  мысль о вечном сиянии звезд в небе над Русью. На протяжении всего стихотворения не раз меняется эмоциональная тональность речи, отражая смену чувств и  настроений лирического героя. Просветленный финал. Проследите за звукописью стихотворения, как изменяется она с изменением настроения? Поэт использует прием звукописи. В начальной строке повторяются гласные а, у, придающие гармонию стиху:  «Взбегу на холм и упаду в траву» Выразительна звукопись второй и третьей строк: «…древностью повеет вдруг из дола!/ И вдруг картины  грозного раздора/ Я в этот миг увижу наяву». Смысловая значимость буквосочетаний др, вдр, грз,  рздрнарастает постепенно, достигая полного завершения в последнем, логически ударном слове, создавая тем  самым яркий слуховой образ. Сильное впечатление производит звуковое оформление второй части третьей  строфы: Они несут на флагах черный крест, Они крестами небо закрестили, И не леса мне видятся окрест, А лес крестов В окрестностях России. Кресты, кресты… В каждой строке повторяется корень крест, создается ритмический рисунок, в котором мы явственно слышим  мерный марш вражеских колонн. «Они крестами небо закрестили» ­ повторение через сотни лет летописного «И тьма землю объяла…». «лес крестов в окрестностях России» ­ черные кресты покрыли не только небо, но и  землю, то есть земля русская усеяна могилами, отмеченными могильными крестами. Множественное число слова «окрестность» подчеркивает безграничность пространства, охваченного бедой. Создается образ необычной  силы обобщения. И звукопись, и ломаная структура последней строки третьей строфы, нагнетающий повтор кресты, кресты,  многоточие как тревожное предчувствие бесконечного множества этих «знаков беды» усиливают чувство  эмоционального напряжения и как взрыв отчаяния – «Я больше не могу!» Отсутствие глагола, обозначающего  конкретное действие (не могу что делать?) говорит о том, что лирический герой больше не может находиться в  плену нахлынувших видений. Он делает спасительный жест («Я резко отниму от глаз ладони»), который  возвращает его к настоящему, к свету, солнцу, тишине и покою. Сделайте вывод об особенности поэтического мира Рубцова. Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом.  Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг.  Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги.  Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка. Как меняются картины в каждой из строф? Какие штрихи создают в первой строфе тягостное состояние?  Грозный раздор. Пустынный свет – это лишь предчувствие, заканчивающееся разорванной строкой: Затмит на миг В крови и жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя… Сравним последний стих со стихом, начинающим это предложение: Пустынный свет на звездных берегах. Редкое у Рубцова нагнетание эпитетов в каждой из этих строк несет глубокую эмоциональную нагрузку. Какое видение сменяет предыдущее? Найдите ряд однокоренных слов, помогающих передать высокий  драматический момент стихотворения. (Черный крест, крестами небо закрестили, окрест, лес крестов в  окрестностях России, кресты, кресты… и это фактически в четырех строках стихотворения!) Заметим, что последняя строка «кресты, кресты…» по законам стихосложения должна была бы быть частью  следующей, начинающей третью строфу: «Я больше не могу!» Почему происходит такой разрыв? Что разрывает  не только строфу, но и вводит строфический пробел? Усилием воли поэт стряхивает тяжесть мрачных видений. И высокий пафосный подъем сменяется мирной,  спокойной картиной. Неизмеримое звездное небо, бессмертные звезды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира.  Спокойствие и доброта – все это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть? Заключительный этап урока. Обращение к словам Г. Горбовского: "Поэзия Н.Р. несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в  человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала…И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую." Домашнее задание: используя полученные на уроке знания, дать развернутый ответ на любой вопрос,  прозвучавший в классе.

Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс

Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс

Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс

Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс

Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс

Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс

Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс

Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018