Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
26.03.2018
Тема: В поэтическом мире стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме».
Основные установки:
• на понимание смыслового богатства стихотворения;
• на дальнейшее развитие читательского опыта.
Цели урока:
• активизация опыта восприятия и истолкования лирического произведения (в соответствии с Программой по литературе для 8 класса);
• формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения;
• приобщение учащихся к творческой деятельности.
Форма урока: литературная беседа.
Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского.
Подготовка к уроку:
• вспомнить структуру анализа лирического произведения;
• повторить определения следующих терминов: лирика, лирический герой, композиция, ритм, стихотворный размер, средства художественной изобразительности;
Анализ стихотворения Н.Рубцова Видения на холмах.doc
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах",
8-й класс
Тема: В поэтическом мире стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме».
Основные установки:
на понимание смыслового богатства стихотворения;
на дальнейшее развитие читательского опыта.
Цели урока:
активизация опыта восприятия и истолкования лирического произведения (в соответствии с Программой
по литературе для 8 класса);
формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения;
приобщение учащихся к творческой деятельности.
Форма урока: литературная беседа.
Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского.
Подготовка к уроку:
вспомнить структуру анализа лирического произведения;
повторить определения следующих терминов: лирика, лирический герой, композиция, ритм,
стихотворный размер, средства художественной изобразительности;
Ход урока
…стихотворение с беспредельным, самородным началом…
Слово учителя. Установки урока. Вступление к анализу произведения (данный урок проводится после
изучения стихотворения Н.Рубцова «Русский огонек»):
Вопросы к классу:
Какой лейтмотив стихотворения? Основная мысль? Основной образ?
Тихий свет скромного огонька, в «предчувствии тревожном» горящего для всех «в бескрайнем мертвом поле», во
мгле, рождает у лирического героя «добрую веру» в жизнь, желание за добро расплатиться добром, а за
любовь – любовью.
Каков лирический герой в стихотворении «Видения на холме», что его тревожит, что он любит? Русь для
Рубцова – самое дорогое, что он оставляет на этом свете. Бесприютный и неприкаянный странник, познавший
холод и бездомье, поэт любил Россию так, как любят самых близких людей – мать и отца.
Выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» (один из самых эмоциональных
моментов урока)
Выявление и активизация опыта первичного восприятия.
Вопросы и задания для беседы:
Поделитесь впечатлениями от встречи со стихотворением Н. М. Рубцова. Кто является лирическим
героем стихотворения «Видения на холме»?
Вспомните структуру анализа лирического произведения и запишите его план в левой части тетради
(работа проводится коллективно). Правую сторону тетради старшеклассники заполняют самостоятельно.
Первоначальная запись может выглядеть следующим образом:
Основная тема и мотивы.
Интонационносинтаксические средства художественной выразительности.
Композиционное строение.
Ритмическая организация стихотворения.
Вспомнив структуру анализа лирического произведения, школьники должны придумать как можно больше
вопросов к стихотворению и постараться на них ответить.
В процесс данной творческой деятельности включается и учитель. Цель педагога в данном случае связана с
совершенствованием навыков анализа поэтического текста у старшеклассников. Например, на данном этапе
урока формулировались вопросы:
Какая тема стихотворения, на ваш взгляд, главная?
Какой видит свою родину поэт?
Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России? Что им
противопоставляется в стихотворении?
Какова композиция стихотворения? Какие выразительные средства использует поэт?
строфического и стихового членения этого поэтического текста?
Как воплощается в этом стихотворении основная для лирики Р. антитеза «Светмгла»? Какие уже
знакомые образы появляются вновь?
Какие картины «грозного раздора» в миг прозрения увидел лирический герой будто «наяву»? Что
беспокоит поэта? Какие опасности подстерегают Русь? Кто они, «иных времен татары и монголы»?
На осмысление названия стихотворения: что такое видение? Связываю с картиной М.Нестерова
«Видение отроку Варфоломею».
Ниже привожу примеры ответов на некоторые вопросы.
Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека
осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в
полудреме не знает пространственных и временных границ, черпает силы в том, что было давно с человеком и
его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем,
видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой
башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он
переживает как непреходящую личную боль.
Рубцову было свойственно глубочайшее чувство исторического прошлого. В стихотворении оно раскрывается с
наибольшей силой. Перед нами прошлое, настоящее и перспектива будущего. Перед глазами лирического героя
предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаромонгольское нашествие,
затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует
многоточие в конце первой строфы).
Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в
пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы
истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол –
впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее в глубь веков. Лексический пласт подчеркивает
далекое прошлое. Традиционнопоэтическое дол органично вписывается в идейнохудожественный план
произведения.
Обращаем внимание на тщательно продуманную композицию стихотворения. Оно состоит из четырех восьми
девятистрочных строф пятистопного ямба, обособленных не только обычными пробелами и многоточиями,
завершающими каждую строфу. Важную роль играет и графическое выделение в отдельную строку
эмоционально напряженного повтора кресты, кресты: лирический герой медленным взглядом охватывает
бесконечный ряд крестов, этих безмолвных свидетелей людского горя. Интонационно эта строка не сливается
ни с предыдущей, ни последующей строками. Возникает пауза, в течение которой в душе лирического героя
окончательно созревает горькое осознание – «Я больше не могу!» Формальное деление стихотворения на четыре строфы четко отражает ход грустных размышлений поэта и
смену чувств и настроений.
Слово учителя. В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: «Первая строка стихотворения
всегда очень важна; это своего рода камертон, задающий всю мелодию. Но мало того: в лирической миниатюре
(а большинство стихотворений Николая Рубцова состоит из 1224 строк) первая строка по своей весомости
сравнима с прологом или начальной главой романа».
Перечитайте первую строку стихотворения «Видения на холме». Согласны ли вы с мнением ученого? Обоснуйте
свой ответ.
Слово учителя. Обратите внимание, что эмоциональным настроением эта строка перекликается с последней
строфой, образуя кольцевую композицию произведения, здесь несколькими штрихами поэт создает
выразительную, полную гармонии, чарующую картину жизни:
Cмирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и гдето у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной –
бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье…
Кони, пасущиеся в поле, издавна служили в народной поэзии символом мира, спокойствия, вольности.
Творчески используя этот символ, Рубцов подчеркивает его значение эпитетом стреноженный (треножить –
значит связывать путами обе передние ноги животного с третьей или только передние ноги. Никому в голову не
придет стреножить коней в неспокойной, тревожной обстановке. Значение «спокойный, лишенный тревог»
несут в себе и наречие смирно, и несколько неожиданный на первый взгляд эпитет медленное
ржанье (медленный – «неторопливый, неспешный», то есть спокойный).
Не нарушает тишины и далекое (но слышное в тишине) эхо, откликнувшееся на спокойное ржание коней.
Композиционной основой произведения служит контраст между «видениями» прошлого и реальностью.
Альтернативой «грозному раздору» звучит мотив тишины и покоя, в четвертой, заключительной строфе.
Накопление эпитетов в последних строчках (бессмертных, спокойных, безбрежное) настойчиво утверждает
мысль о вечном сиянии звезд в небе над Русью.
На протяжении всего стихотворения не раз меняется эмоциональная тональность речи, отражая смену чувств и
настроений лирического героя.
Просветленный финал.
Проследите за звукописью стихотворения, как изменяется она с изменением настроения?
Поэт использует прием звукописи. В начальной строке повторяются гласные а, у, придающие гармонию стиху:
«Взбегу на холм и упаду в траву»
Выразительна звукопись второй и третьей строк: «…древностью повеет вдруг из дола!/ И вдруг картины
грозного раздора/ Я в этот миг увижу наяву». Смысловая значимость буквосочетаний др, вдр, грз,
рздрнарастает постепенно, достигая полного завершения в последнем, логически ударном слове, создавая тем
самым яркий слуховой образ. Сильное впечатление производит звуковое оформление второй части третьей
строфы:
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
В окрестностях
России.
Кресты, кресты…
В каждой строке повторяется корень крест, создается ритмический рисунок, в котором мы явственно слышим
мерный марш вражеских колонн. «Они крестами небо закрестили» повторение через сотни лет летописного «И тьма землю объяла…». «лес крестов в окрестностях России» черные кресты покрыли не только небо, но и
землю, то есть земля русская усеяна могилами, отмеченными могильными крестами. Множественное число слова
«окрестность» подчеркивает безграничность пространства, охваченного бедой. Создается образ необычной
силы обобщения.
И звукопись, и ломаная структура последней строки третьей строфы, нагнетающий повтор кресты, кресты,
многоточие как тревожное предчувствие бесконечного множества этих «знаков беды» усиливают чувство
эмоционального напряжения и как взрыв отчаяния – «Я больше не могу!» Отсутствие глагола, обозначающего
конкретное действие (не могу что делать?) говорит о том, что лирический герой больше не может находиться в
плену нахлынувших видений. Он делает спасительный жест («Я резко отниму от глаз ладони»), который
возвращает его к настоящему, к свету, солнцу, тишине и покою.
Сделайте вывод об особенности поэтического мира Рубцова.
Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом.
Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг.
Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги.
Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка.
Как меняются картины в каждой из строф? Какие штрихи создают в первой строфе тягостное состояние?
Грозный раздор. Пустынный свет – это лишь предчувствие, заканчивающееся разорванной строкой:
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
Сравним последний стих со стихом, начинающим это предложение: Пустынный свет на звездных берегах.
Редкое у Рубцова нагнетание эпитетов в каждой из этих строк несет глубокую эмоциональную нагрузку.
Какое видение сменяет предыдущее? Найдите ряд однокоренных слов, помогающих передать высокий
драматический момент стихотворения. (Черный крест, крестами небо закрестили, окрест, лес крестов в
окрестностях России, кресты, кресты… и это фактически в четырех строках стихотворения!)
Заметим, что последняя строка «кресты, кресты…» по законам стихосложения должна была бы быть частью
следующей, начинающей третью строфу: «Я больше не могу!» Почему происходит такой разрыв? Что разрывает
не только строфу, но и вводит строфический пробел?
Усилием воли поэт стряхивает тяжесть мрачных видений. И высокий пафосный подъем сменяется мирной,
спокойной картиной.
Неизмеримое звездное небо, бессмертные звезды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира.
Спокойствие и доброта – все это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть?
Заключительный этап урока. Обращение к словам Г. Горбовского:
"Поэзия Н.Р. несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в
человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала…И спасибо ему от нас запоздалое
за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую."
Домашнее задание: используя полученные на уроке знания, дать развернутый ответ на любой вопрос,
прозвучавший в классе.
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.