Аннотация к рабочей программе по курсу «Коррекция недостатков устной и письменной речи учащихся с ОВЗ (ТНР)
1 дополнительного – 7 классов»
Пояснительная записка
Рабочая программа по логопедии составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов, среднего звена с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом нормативных актов и учебно-методических документов, на основе которых разработана данная программа:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации".
2.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 .03.2021 г. № 115/с дополнениями/.
3.Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287.
4.Федеральная основная программа основного общего образования, утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 370.
5.Федеральная адаптированная основная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2, утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1025.
6.Федеральная рабочая программа воспитания.
7.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20, утвержденными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28/с дополнениями/.
8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы [Текст/ сост. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2013].
9.Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе» Ястребова А.В., Бессонова Т.П. М.:Когито-Центр, 1996.
10.Положения об оказании логопедической помощи в ОГБОУ «Мосоловская школа – интернат».
11.Рекомендации и методические разработки логопедов-практиков: (Андреевой Н.Г., Зикеева А.Г., Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М. и другие).
Программа рассчитана на обучение детей с ОВЗ (ТНР) сроком от 1 до 7 лет.
Занятия проводятся индивидуально и с группами обучающихся, с 15 сентября по 15 мая.
Цели и задачи
Цель: коррекция дефектов
устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной
деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Задачи:
- Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика,
упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
- Развитие общей моторики; координации движений (речь с
движениями).
- Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, пальчико
вый игро-тренинг, штриховка…).
- Развитие высших психических функций (внимание, память,
мышление).
- Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики.
Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
- Работа над слоговой структурой слова.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к
сложному).
- Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, пр
илагательных, глаголов...).
- Развитие грамматического строя речи; совершенствование
грамматической правильности речи.
- Развитие связной речи (простые, распространенные предложения,
пересказ, составление рассказов по картинке…)
- Формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологич
еской) форм речи.
- Профилактика и устранение дислексии и дисграфии.
- Работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте (с
учащимися младших классов).
- Создать условия для коррекции и развития познавательной
Деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха).
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Ожидаемые результаты коррекционно – развивающего курса
В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального и среднего общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием
1) будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
- в преодолении различных видов дисграфии и дислексии;
2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные результаты:
Учащиеся должны овладеть:
- чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
- основами Российской идентичности;
- толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории
и культуре;
- ответственным отношением к учёбе;
- готовностью обучающихся к саморазвитию;
- формированием внутренней позиции учащегося;
- повышением мотивации к учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы;
- обладать ценностными установками и социально-значимыми
качествами личности;
- обладать навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- обладать коммуникативной компетентностью в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- активным участием в социально-значимой деятельности /из
Программы Воспитания школы – интерната/.
Метапредметные результаты: /формирование универсальных учебных действий (УУД)/
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда и
самостоятельно;
планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда и
самостоятельно;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-
логопедом и самостоятельно;
- действовать в новых условиях;
- составлять алгоритм деятельности;
- работать по плану и корректировать свою деятельность;
- определять успешность своей работы и других детей.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- оценивать свою работу и работу товарища;
- уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Познавательные УУД:
- искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
- осуществлять анализ и синтез;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие и среднего объёма тексты;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя.
Предметными результатами прохождения данной программы является сформированность следующих знаний и умений:
1 дополнительный класс
Учащиеся должны знать:
- название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков;
- роль звуков в различении слов;
- наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия;
- чтение небольших по объёму текстов;
- составлять простые нераспространённые предложения по сюжетной
картине.
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- составлять слова из букв и слогов;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям
к тексту, используя поставленные звуки;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету,
форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
- участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы,
используя слова данного вопроса;
- составлять простые нераспространённые предложения по вопросам,
правильно употребляя формы знакомых слов.
1 класс
Учащиеся должны знать:
- название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков;
- роль звуков в различении слов;
- знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам.
Учащиеся должны уметь:
- выделять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ
артикуляции;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно обозначать буквы на письме;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и
мягким знаком;
- обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных
позициях;
- проводить слоговый анализ, выделять ударный слог, переносить слова
по слогам;
- проводить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- понимать, подбирать и называть слова, обозначающие название
предметов, их признаки, действия;
- согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,
образовывать новые слова (практические навыки);
- понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи;
- усвоить понятие предложения из двух или нескольких слов, связанных
по смыслу и выражающих законченную мысль;
- составлять модель простого двусоставного предложения;
- распространять предложение по моделям и вопросам;
- правильно оформлять предложение на письме (большая буква в начале,
точка – в конце);
- пересказывать сказку, рассказ;
- составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
2 класс
Учащиеся должны знать:
- название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков;
- роль звуков в различении слов;
- правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры;
- правила орфоэпии (на материале изученных слов).
Учащиеся должны уметь:
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по
слогам;
- различать твердые и мягкие согласные;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и
мягким знаком;
- распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их
буквами в сильных позициях, знать правило проверки звонких согласных на конце слова;
- выделять ударные и безударные гласные, делать проверку безударных
гласных в корне;
- правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах;
- активизировать усвоенный словарь через речевую практику;
- употреблять в речи усвоенную терминологию;
- ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие
предметы, признаки, действия;
- различать одушевленные и неодушевленные существительные,
употреблять прописную букву в именах собственных;
- подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно
употреблять многозначные слова, исправлять ошибки словоупотребления;
- подбирать однокоренные слова различных частей речи;
- владеть практическими способами словообразования и
словоизменения;
- понимать роль предложения в общении;
- определять количество слов в предложении на слух, место слова;
- составлять предложения с заданным количеством слов;
- выделять логическое ударение в предложении;
- выделять главные члены в предложении;
- распространять предложения по моделям (с предлогами);
- правильно употреблять предлоги;
- рассказать о себе и своей семье, погоде, времени года на заданную
тему;
- восстанавливать деформированный повествовательный текст;
- составлять и записывать текст на заданную тему или по личным
наблюдениям;
- передавать содержание текста по вопросам, определять тему текста,
озаглавливать, устанавливать связь между частями текста.
3 класс
Учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы;
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание,
предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, удар ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные
звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения,
предлогов и приставок;
- правописание предлогов и приставок;
- названия частей речи, их значение;
- наизусть 5-8 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные,
свистящие, шипящие и аффрикаты, буквы по оптическому сходству, по твердости-мягкости, по акустико-артикуляционному сходству, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить
слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20-25 слов), осознанно и правильно читать
текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
4 класс
Учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы;
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание,
предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, удар ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные
звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения,
предлогов и приставок;
- правописание предлогов и приставок;
- названия частей речи, их значение;
- наизусть несколько стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и
дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- производить звуко-буквенный анализ слов; слоговой анализ и синтез
слова;
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между
словами по вопросам;
- ставить знаки препинания в конце предложения;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- разбирать слово по составу (несложные случаи);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и
словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты;
- самостоятельно полно или выборочно пересказывать, выделять
главные действующие лица, давать оценку их поступков;
- правильно читать вслух целыми словами; соблюдать паузы между
предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию.
5 класс
Учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы;
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание,
предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, удар ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные
звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения,
предлогов и приставок;
- правописание предлогов и приставок;
- названия частей речи, их значение;
- наизусть 6-8 стихотворений;
- пословицы, загадки, стихотворения.
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их
на письме;
- дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные
звуки;
- различать по оптическому сходству, по акустико-
артикуляционному, различать свистящие, шипящие, аффрикаты;
- производить звуко-буквенный анализ слов; слоговой анализ и
синтез слова;
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих
согласных путём изменения формы слова;
- выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как
части речи;
- строить простое распространённое предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью логопеда);
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;
- читать «про себя», выполняя задания логопеда;
- отвечать на вопросы;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по
содержанию тексты – самостоятельно.
6 класс
Учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы;
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание,
предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, удар ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные
звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения,
предлогов и приставок;
- правописание предлогов и приставок;
- названия частей речи, их значение;
- способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне
слова.
Учащиеся должны уметь:
- правильно артикулировать и произносить звуки, соотносить их с
соответствующими буквами;
- дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные
звуки;
- различать по оптическому сходству, по акустико-артикуляционному,
различать свистящие, шипящие, аффрикаты;
- производить звуко-буквенный анализ сложных слов; слоговой анализ и
синтез сложных слов;
- проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения
формы слова или подбора родственных слов;
- располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем;
- активизировать усвоенную лексику через речевую практику;
- находить однокоренные слова;
- делать морфемный анализ слов;
- образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
- дифференцировать приставки и предлоги;
- владеть антонимическими и синонимическими средствами языка,
объяснять лексическое значение слов;
- согласовывать слова в предложении;
- грамматически правильно оформлять предложения, интонационно
правильно произносить их;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение
с однородными членами, сложное предложение, предложение с обращениями;
- работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль;
- владеть различными видами пересказов;
- писать изложение текста по плану;
- писать творческие сочинения на заданную тему.
7 класс
Учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы;
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание,
предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, удар ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол, причастие, деепричастие;
- чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные
звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения,
предлогов и приставок;
- правописание предлогов и приставок;
- названия частей речи, их значение;
- способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне
слова.
Учащиеся должны уметь:
- правильно произносить звуки и характеризовать их по способу
артикуляции;
- дифференцировать буквы по оптическому сходству, согласных по
твердости-мягкости, по звонкости-глухости;
- различать свистящие, шипящие, аффрикаты в речи;
- производить звуко-буквенный анализ сложных слов;
- образовывать сложные формы слогового анализа и синтеза слова;
- пользоваться словарем;
- активизировать усвоенную лексику через речевую практику;
- подбирать синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова,
учитывать их лексическую сочетаемость;
- использовать фразеологизмы в речи;
- образовывать новые слова разными способами;
- дифференцировать приставки и предлоги;
- правильно изменять существительные, прилагательные, глаголы;
- употреблять личные местоимения в нужной форме;
- практически различать, образовывать и употреблять причастия и
деепричастия;
- грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в
письменной и устной речи;
- конструировать предложения разных видов;
- работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль;
- владеть различными видами пересказа;
- писать изложение текста;
- писать творческие сочинения на заданную тему.
Содержание разделов календарно-тематического планирования коррекционно – развивающего курса
1 дополнительный класс |
|
Название раздела |
|
§ Раздел 1. Коррекция нарушенного звукопроизношения.(10 ч.) |
|
Развитие ручной моторики. Развитие ритма. Развитие дыхания. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие слухового восприятия и внимания. |
|
§ Раздел 2. Постановка и автоматизация звуков.(14 ч.) |
|
Звук А. Звук У. Звук Ы. Звук О. Звук И. Звук Э. Звук П. Звук Б. Звук М. Звук Т. Звук Д. Звук Н. Звук В. Звук Ф. |
|
§ Раздел 3. Коррекция произношения свистящих звуков.(10 ч.) |
|
Постановка и автоматизация звуков [с],[з]. Дифференциация звуков [с=с’].Дифференциация звуков [з-з’]. Постановка и автоматизация звука [ц]. Дифференциация звуков [с-ц]. |
|
§ Раздел 4. Коррекция произношения шипящих звуков.(12 ч.) |
|
Постановка и автоматизация звука [ш]. Постановка и автоматизация [з]. Постановка и автоматизация звука [щ]. Дифференциация звуков [ж-ш]. Дифференциация звуков [ч-щ]. Дифференциация звуков [ш-щ]. |
|
§ Раздел 5. Коррекция произношения сонорных звуков.(20 ч.) |
|
Постановка и автоматизация звука [л]. Постановка и автоматизация звука [л’]. Дифференциация звуков [л-л’]. Постановка и автоматизация звука [р]. Постановка и автоматизация звука [р’]. Дифференциация звуков [р-р’]. Дифференциация звуков [л-р]. Дифференциация звуков [л’-р’]. Постановка и автоматизация звука [й]. Дифференциация звуков [л-й]. |
|
§ Раздел 6. Коррекция произношения задне-язычных звуков.(12 ч.) |
|
Постановка и автоматизация звука [к]. Постановка и автоматизация звука [к’]. Постановка и автоматизация звука [г]. Постановка и автоматизация звука [г’]. Постановка и автоматизация звука [х]. Постановка и автоматизация звука [х’]. |
|
§ Раздел 7. Коррекция связной речи.(15 ч.) |
|
Работа с деформированным текстом. Работа с текстом, ответы на вопросы. Пересказ текста. Чтение слов, предложений, маленьких текстов. Работа с мнемодорожками и мнемотаблицами. |
|
Итого часов: |
93 |
1 – й класс |
|
Название раздела |
|
§ Раздел 1. Пропедевтический (добукварный) период.(4 ч.) |
|
Звуки речи. Знакомство с предложением. Деление слов на части (слоги). Дифференциация сходных по звучанию слов. |
|
§ Раздел 2. Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а, у, о, м, с, х.(14 ч.) |
|
Звук [а] и буква А а. Звук [у] и буква У у. Звуковой анализ и синтез слов. Звук [м] и буква М м. Звук [о] и буква О о. Звук [с] и буква С с. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Звук [х] и буква Х х. |
|
§ Раздел 3. Изучение звуков и букв: ш, л, ы, н, р.(12 ч.) |
|
Звук [ш] и буква Ш ш. Дифференциация звуков [с-ш]. Звук [ы]. Звук и буква ы. Звук [н] и буква Н н. Звук [р] и буква Р р. Дифференциация звуков [л-р]. |
|
§ Раздел 4. Изучение звуков и букв: к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, ь.(38 ч.) |
|
Звук [к] и буква К к. Звук [п] и буква П п. Звук [т] и буква Т т. Звук [и] и буква И и. Дифференциация звуков [ы-и]. Звук [з] и буква З з. Дифференциация звуков [з-с]. Звук [в] и буква В в. Звук [ж] и буква Ж ж. Дифференциация звуков [ж-ш]. Дифференциация звуков [ж-з]. Звук [б] и буква Б б. Дифференциация звуков [б-п]. Звук [г] и буква Г г. Дифференциация звуков [г-к]. Звук [д] и буква Д д. Дифференциация звуков [д-т]. Звук [й] и буква й. Дифференциация звуков [и-й]. |
|
§ Раздел 5. Изучение звуков и букв: е, ё, ю, я, ц, ч, щ, ф, э, ъ.(40 ч.) |
|
Звук [е] и буква Е е. Буква «е» после шипящих. Звук [ё] и буква Ё ё. Буква «ё» после шипящих. Дифференциация звуков [о-ё]. Звук [я] и буква Я я. Дифференциация звуков [а-я]. Звук [ю] и буква Ю ю. Дифференциация звуков [у-ю]. Звук [ц] и буква Ц ц. Дифференциация звуков [ц-с]. Звук [ч] и буква Ч ч. Дифференциация звуков [ц-ч]. Звук [щ] и буква Щ щ. Дифференциация звуков [ч-щ]. Звук [ф] и буква Ф ф. Дифференциация звуков [в-ф]. Звук [э] и буква Э э. Буква «ъ». Слова с разделительным «ъ». |
|
§ Раздел 6. Коррекция связной речи.(18 ч.) |
|
Пересказ текстов. Составление предложений из слов. Пересказ текстов от 1-го лица. Составление рассказов по сюжетной картинке. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Рассказ-описание. Пересказ текстов с опорой на опорные слова. Составление рассказа по вопросам. Работа с мнемодорожками и мнемотаблицами. |
|
Итого часов: |
124 |
2 – й класс |
|
Название раздела |
|
§ Раздел 1. Коррекционная работа на фонетическом уровне.(68 ч.) |
|
§ Звуковой анализ. |
|
Органы речи. Образование звуков. Гласные звуки. Узнавание гласного на слух. Слова, отличающиеся одним гласным звуком. Согласные звуки. Слова, отличающиеся одним согласным звуком. Звуковой анализ односложных слов. Звуковой анализ двусложных слов. Звуковой анализ с опорой на цифровой ряд. |
|
§ Дифференциация звонких и глухих парных согласных. |
|
Дифференциация звуков [б-п]. Дифференциация звуков [д-т]. Дифференциация звуков [г-к]. Дифференциация звуков [з-с]. Дифференциация звуков [ж-ш]. Дифференциация звуков [в-ф]. |
|
§ Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными. |
|
Дифференциация звуков [а-я]. Дифференциация звуков [о-ё]. Дифференциация звуков [у-ю]. Дифференциация звуков [э-е]. Дифференциация звуков [ы-и]. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е» в слогах. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь». |
|
§ Дифференциация сонорных согласных. |
|
Дифференциация звуков [р-л]. Дифференциация звуков [р’-л’]. |
|
§ Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат. |
|
Дифференциация звуков [с-ш]. Дифференциация звуков [з-ж]. Дифференциация звуков [с-щ]. |
|
§ Дифференциация букв, по акустико-артикуляционным признакам. |
|
Дифференциация букв [с-ц]. Дифференциация букв [ч-ц]. Дифференциация букв [ч-щ]. Дифференциация букв [ш-щ]. Дифференциация букв [и-й]. |
|
§ Дифференциация букв, по кинетическому сходству. |
|
Дифференциация букв [п-т]. Дифференциация букв [б-д]. Дифференциация букв [в-д]. Дифференциация букв [о-и]. Дифференциация букв [о-а]. Дифференциация букв [и-у]. |
|
§ Раздел 2. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.(25 ч.) |
|
§ Слоговая структура слова. |
|
Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов. Анализ трехсложных слов. Деление на слоги слов со стечением согласных. Определение ударного слога в словах. |
|
§ Слова, обозначающие предметы. |
|
Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Определение предмета по названию его составных частей. Сравнение двух предметов. Различение слов, обозначающих обобщающие понятия. |
|
§ Слова, обозначающие действия предметов. |
|
Различение животных по их действиям. Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множество предметов. Различение профессий людей по их действиям. Определение действий в режиме дня. Подбор слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. |
|
§ Работа с предлогами. |
|
Различение предложений и словосочетаний. Применение предлогов в речи. Предложение с предлогами «в», «на». Различение предлогов «в-на». Предложение с предлогами «с», «из». Различение предлогов «с-из». Предложение с предлогами «от», «к». Различение предлогов «от-к». Предложение с предлогами «под», «над». Различение предлогов «под-над». |
|
§ Раздел 3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.(10 ч.) |
|
§ Предложение. |
|
Обозначение границ предложений. Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок. Составление предложений из слов, данных в нужной форме. Сложное предложение. Интонационная законченность предложений. Повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения. |
|
§ Раздел 4. Коррекционная работа над связной речью.(20 ч.) |
|
§ Текст. |
|
Ознакомление с признаками текста. Восстановление деформированного текста. Пересказ текста по вопросам. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Последовательный пересказ текстов с ярко-выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Последовательный пересказ текстов от 1-го (3-го) лица. Последовательный пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Последовательный пересказ с опорой на серии картинок, опорных слов – действий. Составление рассказа по вопросам. Работа с мнемотаблицами. |
|
Итого часов: |
123 |
3 – й класс |
|
Название раздела |
|
Раздел 1. Работа на фонетическом уровне.(68 ч.) |
|
§ Звуки речи. |
|
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. |
|
§ Слоговая структура слов. |
|
Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов. Анализ трехсложных слов. Слогообразующая роль гласных. |
|
§ Ударение. |
|
Ударные и безударные гласные. |
|
§ Дифференциация твердых и мягких согласных. |
|
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными звуками [и-ы]. Дифференциация звуков [а-я]. Дифференциация звуков [у-ю]. Дифференциация звуков [э-е]. Дифференциация звуков [о-ё]. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е». Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ё». Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь». |
|
§ Мягкий знак в слове. |
|
Разделительный ь перед буквами «ё, е, ю, я, и». Дифференциация смягчающего и разделительного «ь». |
|
§ Дифференциация звонких и глухих парных согласных. |
|
Дифференциация звуков [б-п]. Дифференциация звуков [д-т]. Дифференциация звуков [г-к]. Дифференциация звуков [в-ф]. Дифференциация звуков [з-с]. Дифференциация звуков [ж-ш]. |
|
§ Дифференциация фонем по акустико – артикуляционному признаку. |
|
Дифференциация звуков [ц-с]. Дифференциация звуков [ц-ч]. Дифференциация звуков [з-ж]. Дифференциация звуков [ш-с]. Дифференциация звуков [ч-т’]. Дифференциация звуков [щ-с’]. Дифференциация звуков [щ-ч]. |
|
§ Дифференциация согласных по твердости – мягкости. |
|
Дифференциация звуков [р-р’]. Дифференциация звуков [л-л’]. Дифференциация звуков [з-з’ - ж]. Дифференциация звуков [с-с’-ц]. Дифференциация звуков [ч-с’]. |
|
§ Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. |
|
Дифференциация звуков «п-т». Дифференциация звуков «б-д». Дифференциация звуков «в-д». Дифференциация звуков «о-у». Дифференциация звуков «о-а». Дифференциация звуков «и-у». Дифференциация звуков «х-ж». Дифференциация звуков «л-м». Дифференциация звуков «у-ч». |
|
Раздел 2. Коррекционная работа на лексическом уровне.(32 ч.) |
|
§ Слова, обозначающие предметы. |
|
Слова, обозначающие понятия. Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Слова, обозначающие один и много предметов. Существительные в Р.п. ед. и мн. числа. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие большой и маленький предмет. Предмет и его составные части. Сравнение двух предметов. |
|
§ Слова, обозначающие действия предметов. |
|
Сопоставление форм одного и того же глагола. Употребление глаголов с разными приставками в-, вы- . Глаголы с приставками при- ,у- . Изменение слов обозначающих действия по числам. Подбор слов действий к словам предметам. Слова, обозначающие предметы и действия. |
|
§ Слова, обозначающие признаки предметов. |
|
Выделение ведущих признаков (форма, вкус, материал, качества характера). Образование относительных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор прилагательных с противоположным значением. Подбор прилагательных близких по значению. |
|
Раздел 3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.(26 ч.) |
|
§ Предложение. |
|
Слово. Обозначение границ предложений. Определение количества предложений в тексте. Составление предложений с употреблением различных падежей (Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.). Дополнение предложений с помощью вопросов. Работа с деформированным текстом. Сложное предложение. Интонационная законченность предложений. Повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения. |
|
§ Предлоги. |
|
Предлоги в предложении. Дифференциация предлогов в – на. Дифференциация предлогов с(со). Дифференциация предлогов к(по). Дифференциация предлогов с(из). Дифференциация предлогов за – (из-за). Дифференциация предлогов через, сквозь, между. Дифференциация предлогов у, около, возле. |
|
Раздел 4. Коррекционная работа над связной речью.(32 ч.) |
|
§ Текст. |
|
Восстановление деформированного текста. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ текста по вопросам. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. План. Пересказ текста по плану. Последовательный пересказ текстов с ярко-выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Последовательный пересказ текстов от 1-го (3-го) лица. Последовательный пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Последовательный пересказ с опорой на серии картинок, опорных слов – действий. Составление рассказа по вопросам. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Краткий пересказ. Составление плана пересказа. Работа с мнемотаблицами. |
|
Количество часов: |
158 |
4 – й класс |
|
Название раздела |
|
Раздел 1. Работа на фонетическом уровне.(58 ч.) |
|
§ Звуковой анализ. |
|
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Слово. Предложение. |
|
§ Слоговая структура слов. |
|
Слоги. Слогообразующая роль гласных. |
|
§ Дифференциация твердых и мягких согласных |
|
Твердые и мягкие согласные перед гласными звуками. Дифференциация звуков [и-ы]. Дифференциация звуков [а-я]. Дифференциация звуков [у-ю]. Дифференциация звуков [э-е]. Дифференциация звуков [о-ё]. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь». |
|
§ Мягкий знак в слове. |
|
Разделительный ь перед гласными буквами «ё, е, ю, я, и». Дифференциация смягчающего и разделительного «ь». |
|
§ Дифференциация звонких и глухих парных согласных. |
|
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п]. Дифференциация звуков [д-т]. Дифференциация звуков [г-к]. Дифференциация звуков [в-ф]. Дифференциация звуков [з-с]. Дифференциация звуков [ж-ш]. |
|
§ Дифференциация фонем по акустико – артикуляционному признаку. |
|
Дифференциация звуков [ц-с]. Дифференциация звуков [ц-ч]. Дифференциация звуков [з-ж]. Дифференциация звуков [ш-с]. Дифференциация звуков [ч-т’]. Дифференциация звуков [щ-с’]. Дифференциация звуков [щ-ч]. |
|
§ Дифференциация согласных по твердости – мягкости. |
|
Дифференциация звуков [р-р’-л-л’]. Дифференциация звуков [з-з’ - ж]. Дифференциация звуков [с-с’-ц]. Дифференциация звуков [ч-с’]. |
|
§ Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. |
|
Дифференциация букв «п-т». Дифференциация букв «б-д». Дифференциация букв «в-д». Дифференциация букв «о-у». Дифференциация букв «о-а». Дифференциация букв «и-у». Дифференциация букв «х-ж». Дифференциация букв «л-м». Дифференциация букв «у-ч». |
|
§ Ударение. |
|
Выделение ударных гласных. Выделение безударных гласных. |
|
Раздел 2. Коррекционная работа на лексическом уровне.(49 ч.) |
|
Слова, обозначающие предметы. |
|
Слова, обозначающие предметы. Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Существительные единственного и множественного числа. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие большой и маленький предмет. Слова – предметы, имеющие противоположное значение. Слова – предметы близкие по значению. |
|
§ Слова, обозначающие действия предметов. |
|
Слова, обозначающие действия предметов. Изменение слов – действий по родам. Изменение слов – действий по числам. Сопоставление форм одного и того же глагола. Употребление глаголов с разными приставками за-, вы- . Глаголы с приставками при- ,от- . Слова – действия, имеющие противоположное значение. Слова – действия близкие по значению. |
|
§ Слова, обозначающие признаки предметов. |
|
Слова, обозначающие признаки предметов. Выделение ведущих признаков (форма, вкус, материал, качества характера). Образование относительных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор прилагательных с противоположным значением. Подбор прилагательных близких по значению. |
|
§ Слово и его лексическое значение. |
|
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Фразеологизмы. |
|
§ Родственные слова. |
|
Родственные слова. Подбор родственных слов. |
|
§ Предлоги. |
|
Предлоги без, под, над. Предлоги через, сквозь. Предлоги между, вокруг, перед. Дифференциация предлогов и приставок. |
|
Раздел 3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.(11 ч.) |
|
§ Предложение. |
|
Словосочетание и предложение. Выделение предложений в тексте. Работа с деформированным предложением. Повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения. Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение. |
|
Раздел 4. Коррекционная работа над связной речью.(40 ч.) |
|
§ Текст. |
|
Восстановление деформированного текста. Восстановление деформированного текста. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ текста по вопросам. Пересказ текста по плану. Составление рассказа по вопросу. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Краткий пересказ. Составление плана пересказа. Сочинение повествование по серии картин и вопросам. Составление предложений из слов, и объединение их в связный текст. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. Тип текста. Текст – описание. Схема построения текста – описания. Текст – повествование. Схема построения текста – повествования. Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составных текстов. Работа с мнемотаблицами. |
|
Количество часов: |
158 |
5 – й класс |
|
Название раздела |
|
Раздел 1.Коррекционная работа на синтаксическом уровне.(24 ч.) |
|
§ Предложение. |
|
Понятие о предложении. Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения. Простое распространённое предложение. Согласование слов в предложении. Главные члены в предложении. |
|
§ Предлоги. |
|
Предлоги. Предлоги на, в. Дифференциация предлогов на – в. Предлоги из, за. Предлоги с(со). Предлоги у, около, возле. Предлоги за, из-за. Дифференциация предлогов за – из-за. Предлоги над, под. Дифференциация предлогов над – под. Предлоги про о, об(обо). |
|
Раздел 2. Коррекционная работа на фонетическом уровне.(40 ч.) |
|
§ Звуковой анализ. |
|
Гласные звуки. Сходство парных согласных. Гласные I ряда (а, о, у, э, ы). Гласные II ряда (я, и, е, ё, ю). Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных [а-я]. Дифференциация гласных [о-ё]. Дифференциация гласных [э-е]. Дифференциация гласных [у-ю]. Дифференциация гласных [ы-и]. Звуковой анализ и синтез. |
|
§ Дифференциация звонких и глухих парных согласных. |
|
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах, предложениях, в связной речи. Дифференциация звуков [д-т] в словах, предложениях, в связной речи. Дифференциация звуков [г-к] в словах, предложениях, в связной речи. Дифференциация звуков [в-ф] в словах, предложениях, в связной речи. Дифференциация звуков [з-с] в словах, предложениях, в связной речи. Дифференциация звуков [ж-ш] в словах, предложениях, в связной речи. |
|
§ Дифференциация согласных по твердости – мягкости. |
|
Дифференциация согласных звуков [р-р’-л-л’]. Дифференциация согласных звуков [з-з’ - ж]. Дифференциация согласных звуков [с-с’-ц]. Дифференциация согласных звуков [ч-с’]. |
|
§ Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. |
|
Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. |
|
§ Дифференциация букв, по оптическому сходству. |
|
Дифференциация букв «п-т». Дифференциация букв «б-д». Дифференциация букв «в-д». Дифференциация букв «о-у». Дифференциация букв «о-а». Дифференциация букв «и-у». Дифференциация букв «х-ж». Дифференциация букв «л-м». Дифференциация букв «у-ч». |
|
§ Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат. |
|
Дифференциация фонем [ц-тс]. Дифференциация фонем [ц-ч]. Дифференциация фонем [ц-т]. Дифференциация фонем [ш-с]. Дифференциация фонем [ш-щ]. Дифференциация фонем [щ-с’]. Дифференциация фонем [щ-ч]. Дифференциация фонем [ш-ч]. |
|
§ Ударение. |
|
Ударение. Ударные и безударные гласные. |
|
Раздел 3. Коррекционная работа на лексическом уровне.(17 ч.) |
|
§ Состав слова. |
|
Состав слова. Родственные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Суффиксальное образование слов. Окончание в словах. Образование прилагательных с помощью суффиксов. Морфологический состав слова. Однокоренные слова. Безударные гласные «о», «а» в корне слова. Безударные гласные «и», «е» в корне слова. Дифференциация предлогов и приставок. |
|
Раздел 4. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.(38 ч.) |
|
§ Словосочетание. |
|
Словосочетание. Согласование имени существительного с глаголами в числе. Согласование имени существительного с прилагательными в числе. Согласование существительных с глаголами в роде. Согласование существительного с прилагательными в роде. Словообразования, образованные по типу управления. Окончание имени существительных 1, 2 и 3 склонения в Р.п. Окончание имени существительных 1, 2 и 3 склонения в Д.п. Окончание имени существительных 1, 2 и 3 склонения в П.п. Управление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Дифференциация глаголов противоположных по значению. |
|
§ Предложение. |
|
Предложение. Словосочетание и предложение. Работа с деформированным предложением. Повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения. Сложное предложение с союзом «и». Сложное предложение с союзами «а», «но». Сложное предложение с союзом «потому что». Сложное предложение с союзом «чтобы». Простое предложение. Реконструкция простого предложения. Распространение предложений. Выделение предложений из сплошного текста. Связь слов в предложении. |
|
Раздел 5. Коррекционная работа над связной речью.(42 ч.) |
|
§ Текст. |
|
Речь. Функции речи. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Понятие «текст». Тема текста. Основная мысль текста. Связь предложений в тексте. Восстановление деформированного текста (3 части). Восстановление деформированного текста (4 части). Пересказ текста по опорным словам и вопросам. Составление плана текста. Пересказ текста по плану. Выборочный пересказ. Краткий пересказ. Составление заключения к рассказу. Составление вступления к рассказу. Какие бывают тексты: повествовательные. Составление рассказа по сюжетной картине. Описание. Составление рассказа – описания. Рассуждение. Составление рассказа с элементами рассуждения. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. Состав текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составных текстов. Работа с мнемотаблицами. |
|
Количество часов: |
161 |
6 – й класс |
|
Название раздела |
|
Раздел 1.Коррекционная работа на фонетическом уровне.(9 ч.) |
|
§ Гласные звуки и буквы. |
|
Гласные I - II ряда Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация: [а-я], [о-ё], [э-е], [у-ю], [ы-и]. |
|
§ Дифференциация звонких и глухих парных согласных. |
|
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных парных звуков в словах, предложениях, в связной речи. |
|
§ Дифференциация согласных по твердости – мягкости. |
|
Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости в словах, предложениях, в связной речи. |
|
§ Дифференциация букв по оптическому сходству. |
|
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство в слогах, словах, предложениях. |
|
§ Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат и сонорных. |
|
Дифференциация свистящих, шипящих, сонорных фонем, аффрикат в связной речи. |
|
§ Звуковой анализ и синтез. |
|
Звуко-буквенный анализ и синтез. Языковой анализ и синтез. Фонематический разбор слов. |
|
Раздел 2. Коррекционная работа на лексическом уровне.(17 ч.) |
|
§ Мягкий и разделительный твёрдый знаки. |
|
Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных «я, ё, е, ю, и». Употребление ь после шипящих. Разделительный ъ. Разделительный ъ и ь в словах. |
|
§ Слово. |
|
Слово и его лексическое значение. Работа с толковым словарём. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Устаревшие слова «Неологизмы». Фразеологизмы. |
|
Раздел 3. Коррекционная работа на морфологическом уровне.(10 ч.) |
|
§ Состав слова. |
|
Корень. Подбор слов с корнями – омонимами. Подбор слов с корнями – синонимами. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Приставка в слове. Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Морфологический анализ слов. |
|
Раздел 4. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.(82 ч.) |
|
§ Предлоги. |
|
Сложные предлоги. Дифференциация предлогов и приставок. |
|
§ Части речи. |
|
Имя существительное. Определение рода, числа имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Различие прилагательных по роду, числу, падежу. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Правописание падежных форм прилагательного в единственном числе. Правописание падежных форм прилагательного в множественном числе. Образование прилагательных от существительных. Образование относительных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных «-к-, -ск- ». Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных. Правописание имени прилагательных на «–ья-, -ье-». Морфологический разбор прилагательных. Глагол как часть речи. Время глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время глагола. Изменение глагола по лицам и числам. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Написание частицы «не» с глаголами. Образование глагола от прилагательного. Спряжение глаголов. Буквы «е» и «и» в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Гласные в суффиксах глаголов «-ова-(-ева)» и «-ыва-(-ива-)». Ь в глаголах повелительного наклонения. Морфологический разбор глаголов. Имя числительное как часть речи. Употребление числительных с существительными. Местоимение. Местоимение как часть речи. Изменение местоимений по лицам и числам. Согласование местоимений с существительными и глаголами. Служебные части речи. Понятие о служебных частях речи. Предлог. Союз. Частица. Частица «не» в неопределенных местоимениях. Частицы «не» и «ни» в отрицательных местоимениях. |
|
§ Предложение. |
|
Дифференциация понятий «Слово-словосочетание-предложение». Различные типы словосочетаний в составе предложений. Анализ и синтез предложений из 4-х и более слов. Главные и второстепенные члены предложений. Однородные члены предложений. Сокращение и распространение предложений. Деформированные предложения. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Сложные предложения с союзами «а», «но», «да», «и». Знаки препинания перед союзами. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложноподчиненное предложение. Разбор предложений по составу. |
|
Раздел 5. Коррекционная работа над связной речью.(38 ч.) |
|
§ Текст. |
|
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Форма речи: монолог, диалог. Тип текста. Текст – повествование. Текст – рассуждение. Деление текста на части. Деление сплошного текста на отдельные предложения. Составление плана текста. Полный пересказ текста. Полный пересказ текста - повествования. Сокращенный пересказ текста. Добавление в текст начала и конца. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Последовательный пересказ по сюжетной картинке. Деформированный текст. Устное сочинение. Составление рассказа повествовательного характера. Устное сочинение. Составление рассказа описательного характера. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа по сюжетной картине. Изложение с элементами творчества. Составление рассказа по вопросам. Составление рассказа по опорным словам. Составление рассказа на заданную тему. Составление рассказа – описания. Восстановление рассказа по плану. Работа с пословицами и поговорками. |
|
Количество часов: |
158 |
7 – й класс |
|
Название раздела |
|
Раздел 1.Коррекционная работа на фонетическом уровне.(7 ч.) |
|
§ Гласные и согласные звуки и буквы. |
|
Гласные I - II ряда. Дифференциация гласных I-II ряда: [а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и] |
|
§ Дифференциация звонких и глухих парных согласных. |
|
Дифференциация парных согласных по звонкости-глухости в словах, предложениях, в тексте. |
|
§ Дифференциация согласных по твердости – мягкости. |
|
Дифференциация сонорных звуков по твёрдости-мягкости в словах, предложениях, в связной речи. |
|
§ Дифференциация букв по кинетическому сходству. |
|
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. |
|
§ Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат. |
|
Дифференциация свистящих – шипящих звуков, аффрикат. |
|
§ Звуковой анализ и синтез. |
|
Языковой анализ и синтез слов. |
|
Раздел 2.Коррекционная работа на лексическом уровне.(7 ч.) |
|
§ Слово. |
|
Работа с толковым словарём. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Профессионализмы. Диалектизмы. Фразеологизмы. |
|
Раздел 3. Коррекционная работа на морфологическом уровне.(2 ч.) |
|
§ Состав слова. |
|
Выделение основных частей слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Морфологический анализ слов. |
|
Раздел 4. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне.(50 ч.) |
|
§ Служебные части речи. |
|
Предлог как части речи. Употребление предлогов. Морфологический разбор предлога. Союз как часть речи. Употребление союзов в речи. Частица как часть речи. Употребление частиц в речи. Разделительное и дефисное написание частиц. |
|
§ Части речи. |
|
Имя существительное. Орфограммы имён существительных. Существительные в форме единственного и множественного числа. Формы существительного разного рода. Образование существительных в косвенных падежах. Морфологический разбор имен существительных. Глагол. Орфограммы глаголов. Согласование глаголов с существительными в числе. Согласование глаголов с существительными в роде. Согласование глаголов с существительными во времени. Морфологический разбор глагола. Имя прилагательное. Орфограммы имён прилагательных. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. Согласование прилагательных с существительными в падеже. Выделение из предложений определения, выраженного прилагательными. Составление предложений по вопросам на основании наблюдений явлений природы, используя прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Имя числительное. Орфограммы числительного. Согласование словосочетаний «существительное + собирательное числительное». Выделение из предложений словосочетания «существительное + числительное» как одного члена предложения. Причастие. Выделение причастия из предложения. Дифференциация причастий, прилагательных и глаголов. Согласование причастия и существительного в роде и числе. Согласование причастий и существительного в косвенных падежах единственного и множественного числа. Дифференциация причастий совершенного и несовершенного вида. Различение, образование и употребление страдательных причастий. Выделение и употребление причастных оборотов. Анализ предложений с причастными оборотами. Деепричастие. Лексические и грамматические связи деепричастий в предложении. Дифференциация деепричастий с другими частями речи. Преобразование высказываний с деепричастными оборотами. Анализ предложений с деепричастными оборотами. Анализ предложений с деепричастными оборотами. Наречие. Распознавание наречий, определение их роли в предложении. Дифференциация наречий с другими частями речи. Способы образования наречий. Составление предложений с придуманными наречиями. Группировка наречий по их значению. Анализ предложений с наречиями. |
|
Раздел 5. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.(8 ч.) |
|
§ Предложение. |
|
Анализ предложений с производными предлогами: ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в предложение, в течение, в виде. Аналитико-синтетические упражнения со сложноподчинёнными предложениями. Аналитико-синтетические упражнения со сложносочинёнными предложениями. Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по материалам наблюдений на заданную тему. Грамматическое оформление предложений. |
|
Раздел 6. Коррекционная работа над связной речью.(48 ч.) |
|
§ Текст. |
|
Текст. Выделение признаков связного текста. Основная мысль текста. Восстановление деформированного текста по серии картин. Составление текста из отдельных предложений. Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление; анализ составленных текстов. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы). Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Последовательный пересказ текстов от 1-го (3-го) лица по графическим схемам (опорным). Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Тип текста. Схема построения текста - повествования. Схема построения текста - описания. Схема построения текста - рассуждения. Последовательный пересказ текстов описательно – повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок. Составление плана пересказа. Последовательный пересказ текстов с опорой на серии картинок и последовательность действий с использованием серий сюжетных картинок, опорных слов – действий. Выборочный пересказ, составление плана пересказа. Краткий пересказ текста, составление плана пересказа. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа; составление плана рассказа. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа; составление плана рассказа. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа; составление плана рассказа. Составление плана текста с обозначенными частями. Деление текста на части; работа над планом. Изложение текста по вопросам и опорным словам. Изложение текста с использованием плана. Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение текстов с творческим дополнением. Сжатое изложение. Выборочное изложение. Устное сочинение. Составление рассказа описательного характера по предложенным предметным картинкам, с использованием графических (опорных) схем, вопросов. Сочинение по сюжетной картинке с использованием опорных слов. Сочинение по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя, план-вопрос, опорные слова. |
|
Количество часов: |
136 |
Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, регулярности посещения ребенком занятий, качества и скорости усвоения материала.
Материально – техническое обеспечение коррекционно – развивающего курса
Ресурсное обеспечение программы
1.Агронович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. С-П.,2001.
2.Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.,1991.
3.Волкова Л.С. Логопедия.– М.: «Просвещение», 1989.
4.Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. С-П.,2006 г.
5.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.,2006 г.
6.Демидова Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников. Р., 1992.
7.Елецкая О.В., Горбачевская, Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
8.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
9.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
10.Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных.- М.,2005.
11.Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М.,2007г.
12.Журналы «Школьный логопед» 2(17), 4 (19),2007, М.: Издательский дом «Образование плюс».
13.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.,2003 г.
14.Иванова С.В. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. «Просвещение», 1984 г.
15.Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 г.
16.Козырева Л.М. «Тетрадь логопедических занятий» М., «Астрель», 2006.
17.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи». М., «Астрель», 2007 г.
18.Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». М., «Астрель», 2005 г.
19.Красильникова О.А., Киреева Г.А. «Формирование грамматического строя речи». С-П. «КАРО», 2005 г.
20.Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:,« Владос», 2001 г.
21.Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
22.Мазанова Е.В. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
23.Мазанова, Е.В. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгупп», 2004 г.
24.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2007 г.
25.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2007 г.
26.Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. Москва 2007 г.
27.Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Москва 2007 г.
28.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
29.Рау Е.Ф., Рождественская, В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
30.Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
31.Ткаченко Т.А. Формирование описательной речи у дошкольников. – М., 2008.
32.Филичева Т.Б. Совершенствование связной речи.- М.,1994г.
33.Филичева Т.Б., Туманова, Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. – М. «Сфера», 1998.
34.Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т.В. «Основы логопедии. – М:, «Просвещение», 1989 г.
35.Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1989 г.
36.Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.М.,2007 г.
Литература, используемая в работе над программой:
1.Волкова Л.С. Логопедия.– М.: «Просвещение», 1989 г.
2.Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998.
3.Лалаева Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: «Просвещение», 1978 г.
4.Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение», 1989 г.
Образовательные электронные ресурсы
1.Болтунишка
2.http://www.viku.rdf.ru
3. Логобург
4. Логопед.ru
5.logopedia.by
6. logopedmaster
7. http://pedsovet.org/
8.http://www.proshkolu.ru
Контрольно – измерительный материал
Формы и средства контроля
Для отслеживания результатов коррекционной работы предусмотрены следующие формы контроля: диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль.
Диагностика
- Стартовая диагностика устной речи (Т.А. Фотекова).
- Промежуточная диагностика: анализ диктантов, списывания, письменных работ в рабочих тетрадях (по необходимости).
- Итоговая диагностика: анализ списывания и слухового диктанта.
Контроль
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: устный опрос, в ходе выполнения заданий, проверочные работы, тесты, самооценка обучающимися выполненных заданий.
Целью тематического контроля является проверка усвоения учениками материала по каждой крупной теме. Используются диктанты, тесты и т.д. Осуществляется анализ и учёт специфических ошибок. Это даёт возможность при необходимости внести изменения в календарно-тематическое планирование.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года и предназначен для проверки усвоения предметных результатов и мониторинга (методика Т.А. Фотековой).
Формы итогового контроля – списывание, слуховой диктант.
Результативность коррекционно-развивающего обучения определяется по итогам сравнительного анализа данных стартовой и итоговой диагностики.
Мониторинг освоения программы коррекционно – развивающего курса
Таблица 1. Диагностика недостатков речевой деятельности учащихся 2-7 классов.
Таблица 2. Диагностика недостатков речевой деятельности учащихся 1 доп.-1 классов.
Таблица 3. Мониторинг сформированности метапредметных УУД учащихся 5 - 7 классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.